Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек – субъект трудовой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Подход к человеку как особому звену, включенному в систему автоматических устройств и машин, позволяет решать весьма важные вопросы, касающиеся повышения эффективности работы этой системы. Признавая не только правомерность, ---------------------------------------------------------- 409 ---------------------------------------------------------- но и необходимость такого подхода, нужно вместе с тем подчеркнуть его ограниченность. Ограниченность этого подхода определяется тем, что он абстрагируется от общественной природы труда и от общественной природы человека как его субъекта – обстоятельство, которое нельзя упускать из вида не только при разработке более широких теоретических проблем, но и в пределах проблемы «человек-машина». Игнорирование именно этого обстоятельства нашло свое выражение во взглядах, которые видят в человеке лишь звено автономного, в принципе, комплекса машин, порождаемых машинами же – звено, пока еще остающееся досадным образом не замещенным автоматическими устройствами. Вызванное ходом технического прогресса изменение функции человека в производстве представители этих взглядов принимают за якобы происходящее устранение человека из сферы производства. Однако идея о прогрессирующем «расчеловечивании» труда на самом деле лишь отражает практическое его отчуждение, порожденное господством отношений частной собственности. Сейчас, когда исследование системы «человек-машина» приобретает все более актуальное значение, раскрытие действительных отношений, лежащих за отношениями внутри этой системы, является особенно необходимым. Это необходимо, в частности, для того, чтобы инженерная психология могла развиваться не только как вспомогательная для техники дисциплина, целиком подчиненная ее задачам, а как ведущий раздел психологии трудовой деятельности человека. Бесспорным завоеванием советской психологической науки; является преодоление односторонне натуралистического подхода к человеку, понимание человеческой психики как продукта общественно-исторического развития. В конкретных исследованиях психической деятельности человека этот подход был впервые реализован Л. С. Выготским[365]. Он сохраняет, разумеется, все свое значение и в психологии труда и должен быть распространен также на проблемы инженерной психологии.
Человек есть, конечно, природное существо. Однако как общественный субъект он проявляет особые свойства; при этом меняются самый тип его развития и законы, которые им управляют. Это – результат специфического характера его деятельности, который состоит в том, что она является деятельностью продуктивной. Такова, прежде всего, основная человеческая деятельность – деятельность трудовая. Трудовая деятельность человека запечатлевается в своем продукте; она превращается в форму бытия или предметности[366]. ---------------------------------------------------------- 410 ---------------------------------------------------------- При этом в орудиях, посредством которых она осуществляется, человек приобретает как бы новые органы, которые, по выражению Маркса, он присоединяет к органам своего тела. «С того времени, как он возвысился до их употребления, он придает совершенно новый вид истории своего развития: прежде она, как у всех остальных животных, сводилась к видоизменениям его естественных органов; теперь она становится прежде всего историей усовершенствования его искусственных органов...»[367]. Итак, человек вступает в историю как субъект трудовой деятельности – процесса, посредством которого он активно регулирует обмен веществ между собой и природой, и, ставя перед собой сознательные цели, производит заранее намеченные изменения в предмете труда. Хотя совокупность способностей, которую человек пускает при этом в ход, необходимо включает в себя и его физические силы, однако последние лишь практически реализуют в продукте труда ту сторону этого процесса, которая образует его психологическое содержание; иначе говоря, человек проявляет себя в трудовой деятельности как субъект, обладающий психикой, сознанием. Воплощая в труде свои замыслы, он не только преодолевает косность природной материи; создавая орудия и машины, он также преодолевает и «биологическую косность» своих естественных органов, своих естественных сил и способностей. Поэтому развитие человека в ходе общественно-исторического процесса идет темпами, совершенно не сопоставимыми с темпами его биологической эволюции. Рассмотрим этот процесс несколько более подробно. Каждый отдельный человек вступает в жизнь в условиях, созданных предшествующими поколениями. Однако эти условия отнюдь не представляют собой для него лишь внешнюю среду, к которой он должен приспособиться; в форме объективных предметов и явлений условия эти несут в себе достижения исторического развития людей, опыт общественной практики, совокупность исторически сформировавшихся человеческих способностей. Чтобы жить в обществе, человеку недостаточно того, что ему дает природа при рождении. Для этого он должен овладеть общественно-историческим опытом, воплощенным, опредмеченным в окружающем его человеческом мире – мире промышленности, наук и искусства.
Процесс овладения этим миром осуществляется в деятельности, воспроизводящей в себе существенные черты той деятельности, которая воплощена в предметах и явлениях этого мира. Так именно происходит и процесс овладения орудиями труда, который представляет собой типичнейшую вещественную форму кристаллизации человеческой деятельности. ---------------------------------------------------------- 411 ---------------------------------------------------------- Орудие есть не только физический предмет, обладающий определенными механическими свойствами. Это есть, вместе с тем, общественный предмет – предмет, в котором воплощены и за креплены исторически выработанные способы действия, трудовые операции. Наличие этого общественного и вместе с тем идеального содержания, кристаллизованного в человеческих орудиях, и отличает их от «орудий» животных. Животные тоже выполняют известные операции с помощью так называемых орудий; например, обезьяны легко научаются, как известно, пользоваться палками. Однако «орудия» животных в отличие от подлинных орудий не становятся устойчивыми носителями способов их употребления. Животные не хранят своих «орудий», орудия не передаются от поколения к поколению и при этом не усовершенствуются. Иначе говоря, в мире животных они не выполняют той «кумулирующей» коллективный опыт функции, которая свойственна предметам человеческой культуры[368]. Соответственно у животных не существует и процесса собственно овладения орудием, их «присвоения». Употребление «орудия» не формирует у них новых способностей; наоборот, оно само подчиняется тому естественному, инстинктивному по своей основе поведению, в систему которого оно включается[369]. Другое дело – употребление орудий человеком. В процессе овладения орудием человек подчиняет свои движения той общественно выработанной системе операций, которая материально закреплена в нем. Орудие перестраивает поведение человека, прижизненно формируя у него новые способности. «...Присвоение определённой совокупности орудий производства, – говорит Маркс, – равносильно развитию определённой совокупности способностей у самих индивидов»[370]. То же самое происходит и в случае овладения человеком явлениями духовной культуры. Например, овладение словами языка есть результат усвоения умственных операций, которые исторически закреплены в их значениях. Само собой разумеется, что при этом происходит также усвоение операций, благодаря которым реализуется постоянство грамматической и фонетической системы данного языка. Таким образом, как и способность к деятельности посредством орудий, речевая деятельность человека, его речедвигательные и слуховые функции возникают в результате происходящего в процессе его онтогенетического развития присвоения им достижений исторического развития человечества, воплощенных в окружающем его объективном мире.
---------------------------------------------------------- 412 ---------------------------------------------------------- Процесс этот принципиально отличается от научения животных. У животных это процесс, основу которого составляет их видовое поведение, – наследственно зафиксированный опыт вида. Наслаиваясь над видовым поведением (безусловными рефлексами, инстинктами), индивидуальный опыт осуществляет функцию приспособления последнего к изменчивым условиям среды. В отличие от этого усвоение есть процесс, в результате которого происходит воспроизведение в индивиде исторически; сформировавшихся способностей и функций. Таким образом, это есть процесс, благодаря которому в онтогенетическом развитии человека достигается то, что у животных достигается действием биологической наследственности, а именно – воплощение в свойствах индивида итогов развития вида. Другой вопрос, что этот процесс осуществляется в форме и посредством механизмов образования индивидуального опыта и что он не только воспроизводит в индивиде исторически сложившиеся свойства и способности вида «человек» (Маркс говорит «человеческого рода»– Menschengattung), но и вызывает к жизни его созидательную деятельность. Главное состоит в том, что описанный тип развития, свойственный человеку, ставит его в особое отношение к миру, в котором он живет. Приспособление к среде утрачивает у человека свой непосредственный, биологический характер. Ближайший к нему и важнейший для него мир человеческих предметов и явлений выступает перед ним не как внешняя среда, к которой он должен приспосабливаться, а как то, что он делает своим достоянием и посредством чего он осуществляет свою жизнь. Таким образом, развитие деятельности человека в обществе как бы выходит за пределы его существа. Это, конечно, только метафорическое выражение. Однако оно схватывает важнейший факт, который состоит в том, что для человека орудия и машины, язык и наука суть органы его деятельности – как деятельности внешней, так и внутренней, умственной. И это до такой степени верно, что если мысленно отнять у человека эти органы, то он окажется полностью потерявшим способность к какой бы то ни было человеческой деятельности. С другой стороны, устранение человека превратило бы созданный им мир в простое нагромождение медленно, но неизбежно разрушающихся предметов; их постигла бы такая же судьба, как и судьба анатомических органов, отделенных от человеческого организма. Иначе говоря, за этим даже уже «готовым» миром продолжает стоять человек в качестве его принципиально неустранимого субъекта.
Отношения, которые мы описали, выступают в условиях классового общества лишь как отношения абстрактного «целокупного» человека; конкретный же человек оказывается в этих условиях противопоставленным миру созданных человечеством ---------------------------------------------------------- 413 ---------------------------------------------------------- материальных и духовных богатств как чуждой ему и подчиняющей его себе силе. Впервые эти отношения становятся действительными отношениями людей только в нашу эпоху, эпоху утверждения социалистического, коммунистического общества, освобождающего человеческий труд. Эти отношения и определяют перспективу развития человеческой деятельности и самого человека. Вытекающий из этих перспектив подход к человеку существенно меняет психологическую проблематику. Трудовая деятельность человека раскрывает в свете этих перспектив свое полное содержание и выступает как основной вид его деятельности, а сам человек – прежде всего как субъект этой деятельности, которая становится все более «реинтегрированной», включающей в себя разносторонние проявления человеческой психики. Поэтому психология труда перестает быть только специальной ветвью психологии; ее теоретические проблемы становятся также и важнейшими проблемами общей психологии человека. Но это значит, что и сама психология труда не может далее развиваться на «отрубах» психологической науки, как это происходило в рамках старой психотехники и продолжается, по крайней мере, в тенденции, в современной американской инженерной психологии[371]. Все это, естественно, ставит сейчас многие психологические вопросы в новых аспектах, требующих разработки новых гипотез. Среди них мы выделим лишь два, а именно вопрос о соотношении внешней деятельности человека и его внутренней, умственной деятельности и вопрос, который может быть обозначен как вопрос о развитии функций человека и функций машины.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.193 (0.012 с.) |