Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологический анализ узловых проблем условного рефлексаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вступительные замечания Хорошо известно, что учение об условных рефлексах в последние десять лет широко распространилось по всему миру, проникло даже в те нейрофизиологические лаборатории, которые традиционно занимались только тонким анализом самого нервного процесса (Fessard, Bremer, Marell, Magoun и др.). Это привело к тому, что в настоящее время учение об условных рефлексах и общая нейрофизиология начинают объединять всю работу по изучению мозга. Такое широкое обращение к методу условных рефлексов не случайно. Оно детерминировано историческими закономерностями развития самой общей физиологии нервной системы, которые мы постараемся показать в дальнейшем. Девятнадцатый век не ставил перед нейрофизиологом-аналитиком вопрос, для чего нужны те тонкие процессы, которые он изучает. Считалось само собой разумеющимся, хотя бы в общем натуралистическом плане, что аналитически изучаемые нервные процессы и есть те самые процессы, которые непосредственно участвуют в работе центральной нервной системы, создавая приспособительные реакции целого организма. Развитие электронной техники направило усилия нейрофизиологов на изучение еще более тонких процессов нервной системы, протекающих уже в одной нервной клетке и даже на молекулярном уровне. Однако это прогрессирующее утончение аналитической стороны исследования таило в себе принципиальные противоречия, которые и не замедлили выявиться. Оказалось, что чем более глубокие и тонкие процессы исследует нейрофизиолог, тем дальше он уходит от того, что является конечной целью всякого нейрофизиологического исследования, именно – понимание работы целого мозга, целостного поведения, психической деятельности, а затем и управление работой мозга в условиях нормы и патологии. ---------------------------------------------------------- 157 ---------------------------------------------------------- Естественно, что взоры прогрессивных нейрофизиологов обратились в сторону комплексных актов поведения животных, в сторону законченных нейрофизиологических единиц интегративной деятельности организма. Вот здесь-то и выявилось, что единственным физиологическим принципом деятельности целого мозга, объясняющим целостное поведение животного и человека, служит принцип условного рефлекса.
Стало общепризнанным положение, что тончайшие процессы нервной системы приобретают свой высший смысл и занимают свое истинное место в архитектуре целостных поведенческих актов только в том случае, если само изучение их непрерывно коррелируется с образованием и проявлением условного рефлекса. Так подготавливался и возник современный этап изучения высшей нервной деятельности, когда тонкое нейрофизиологическое исследование и изучение условного рефлекса органически объединились в одной лаборатории, в одних руках. Условный рефлекс стал рассматриваться как самый популярный и необходимый факт в деятельности мозга. Именно этим объясняется то, что традиционные международные симпозиумы по изучению мозга получили название «Механизмы мозга и обучение». Совершенно очевидно, что мы, ученики и последователи И. П. Павлова, не можем не заметить и недооценить этот принципиально новый этап в изучении глубинных нейрофизиологических законов формирования условного рефлекса как единицы целостного поведения в связи и на фоне изучения его архитектурных особенностей. Кроме того, параллельно с ростом популярности условного рефлекса в собственно нейрофизиологических лабораториях нарастало внимание к нему и среди клиницистов и, что особенно важно, в среде фрейдистов. Эти последние или полностью игнорируют значение условного рефлекса как фактора высшей нервной деятельности человека, или делают попытку привлечь его к психоаналитическим приемам лечения, которые по самой своей сути несовместимы с материалистическим подходом к изучению человеческой психики. Отсюда появляется необходимость установления тесного контакта физиологов высшей нервной деятельности с психологией как наукой, охватывающей наиболее общие и наиболее тонкие проявления человеческого поведения. Формулируя пограничные проблемы и устанавливая взаимный контакт, мы сможем найти точки соприкосновения для совместной разработки ^наиболее принципиальных и решающих проблем психической деятельности человека. Это в свою очередь позволит нам заполнить тот разрыв, который создавался на протяжении ряда лет между физиологией высшей нервной деятельности и психологией.
---------------------------------------------------------- 158 ---------------------------------------------------------- Все отмеченные выше факты приводят к выводу, что Совещание по философским вопросам учения о высшей нервной деятельности вполне своевременно. Оно должно дать философский анализ нового уровня и нового этапа в развитии учения об условных рефлексах на фоне и в связи с богатейшими достижениями в области общей физиологии нервной системы и тем самым послужить толчком для дальнейших, более эффективных исследований. Трудно мыслить философский анализ какого-либо научного направления, тем более такого разветвленного, как учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, без конструктивных предложений конкретного его развития и формулировки ближайших исследовательских задач. Методология диалектического материализма тем и сильна, что позволяет встать на более высокий уровень обобщений и направить научное исследование по более эффективным путям, ведущим к наискорейшему разрешению проблем. Очень часто приходится встречать в общем правильную формулировку, что философское осмысливание результатов исследования и анализ существующего уровня науки под углом зрения методологии диалектического материализма предупредят ошибочное отклонение ученого в его собственной работе и позволят ему правильно разобраться во всех неприемлемых для нас, с идеологической точки зрения, научных теориях. Все это так, и это абсолютно верно. Но все же, с конструктивной точки зрения, это только половина дела. Деятельность не ошибающегося, но и не развивающего науку исследователя едва ли может служить показателем того, какая огромная движущая сила скрыта в диалектико-материалистическом методе. В этом смысле настоящее Совещание должно дать большой эффект, поскольку в изучении высшей нервной деятельности назрело много противоречий и новых принципиальных вопросов, по которым совершенно необходима взаимная консультация специалистов по физиологии высшей нервной деятельности. Без разрешения этих вопросов, как я думаю, мы не сможем установить правильного пути для более эффективной разработки всем нам близкой проблемы условного рефлекса. Мы не должны забывать одного важного факта, что в школе И. П. Павлова в годы ее бурного роста по необходимости было высказано много рабочих гипотез и предположений. Это составляет естественный признак роста школы. Однако логика научного прогресса такова, что в процессе исследовательской работы все большее и большее количество «вероятных» положений получает свою проверку, в результате которой они или переходят в разряд достоверных и прочно доказанных истин, или, наоборот, не выдерживают экспериментальной проверки и заменяются более приемлемыми рабочими гипотезами. ---------------------------------------------------------- 159 ---------------------------------------------------------- Чрезвычайно тяжелым обстоятельством для развития научной школы выступает такое положение, когда все многочисленные гипотезы, и достоверные, и вероятные, и даже сомнительные, вдруг сразу приобретают значение нерушимых догм, абсолютно достоверных истин. История науки показывает, что с этого момента обычно задерживается прогресс научных исследований, прекращаются поиски новых путей, начинается рост вширь, возникает бесконечное дублирование и варьирование незначительных экспериментов без заметных признаков обобщений и движения вперед.
Хотя в школе И. П. Павлова и имеются все условия для прогрессивного развития его идей в большом количестве лабораторий его учеников, тем не менее мы должны сказать, что целый ряд важнейших вопросов, составляющих фундамент общего направления, не подвергался серьезному анализу и не получил развития в связи с бурным ростом смежных дисциплин и в особенности в связи с развитием общей физиологии нервной системы. Так, например, за последние 15 лет, в связи с развитием тонких электронных методов исследования нервной системы, допускающих вмешательство в любые области мозга и любые клетки нервных центров, совершенно изменили свое лицо прежние нейрофизиологические концепции об интегративных процессах мозга и природе основных его процессов – возбуждения и торможения. В настоящее время мы – свидетели того, как рухнули прежние представления Шеррингтона об интегративной деятельности мозга и на совершенно новых материалах закладывается фундамент современных представлений о деятельности целого мозга. Хорошо известно, что Павлов, сделав гениальное открытие условного рефлекса, был поставлен в начале нашего века перед тяжелой необходимостью использовать современную ему, весьма бедную, нейрофизиологию для выработки представлений о конкретных нервных механизмах как самого условного рефлекса, так и многих форм его проявления (иррадиация процессов возбуждения и торможения, отрицательная индукция, корковое торможение и т. д.). И, действительно, только гений мог на основе абсолютно несовершенной нейрофизиологии того времени построить такие рабочие концепции, которые послужили толчком к продуктивным научным исследованиям на протяжении десятков лет. Но это все же были только гипотезы о механизмах корковой деятельности, которые с разных пунктов «входа» и «выхода» засекали таинственные механизмы «черного ящика». В настоящее время полностью изменила свое лицо прежняя нейрофизиология. Разработаны электронные методы прямого внедрения в «черный ящик», открыты совершенно новые законы в деятельности мозга и вырастает совершенно новая концепция о механизмах интегрирования многочисленных процессов ---------------------------------------------------------- 160 ---------------------------------------------------------- мозга. Наряду с этим все то, что было вложено И. П. Павловым в трактовку механизмов высшей нервной деятельности 50 лет назад, – все это, по сути дела, остается в силе и сейчас и во многих случаях продолжает еще служить основой для понимания условного рефлекса и его физиологических превращений.
Возникает естественный вопрос: имеют ли какое-либо отношение к процессам высшей нервной деятельности все современные достижения по изучению физиологии нервной системы?. Можно ли установить логический контакт между этими достижениями в области нейрофизиологии и руководящими концепциями павловского учения? Я считаю, что такой контакт должен быть установлен немедленно; чем дальше, тем труднее будет создать органическое единство между нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности. Мы должны помнить, что овладение современным уровнем нейрофизиологии потребует чрезвычайно напряженного труда. Поэтому естественно, что уже сейчас должны быть намечены те принципиальные и узловые вопросы учения о высшей нервной деятельности, которые требуют первоочередного анализа их на основе последних успехов нейрофизиологии. Все, что говорилось выше, касается контакта высшей нервной деятельности с «низшими» закономерностями в работе центральной нервной системы. Они должны создать естественный фундамент для высшей нервной деятельности, не снимая, однако, ее специфических черт, определяющих ее отношение к высшим формам поведения животных и человека. И даже больше того, физиолог высшей нервной деятельности должен иметь свою собственную специфическую тактику в использовании современного нейрофизиологического материала. Он должен помнить, что условный рефлекс есть высшая интегративная закономерность в деятельности мозга, подчиняющая себе и приспосабливающая к себе соответствующим образом все отдельные процессы нервной системы, которые обычно служат объектом изучения тонкими аналитическими приемами. Необходимо, однако, оговорить связь физиологии высшей нервной деятельности с психологией, с изучением психических явлений и высших форм сознательной деятельности. К сожалению, приходится отметить, что искусственно поддерживаемый на протяжении ряда лет разрыв между физиологией и психологией оказал огромное отрицательное влияние на прогресс нашей советской науки в изучении психической деятельности на основе общепризнанных законов высшей нервной деятельности. Я хочу сказать, что при тесном контакте высшей нервной деятельности с психологией мы пошли бы вперед к изучению «психического» гораздо более быстрыми шагами, чем идем сейчас. Достаточно указать, что уже Павлов наметил целый ряд ---------------------------------------------------------- 161 ---------------------------------------------------------- проблем пограничного значения, к которым мы могли бы «прокладывать туннели», идя навстречу друг другу. Можно указать, например, на «рефлекс цели», вторую сигнальную систему и др. В самом деле, разве цель, формирующая в деталях предстоящее действие, цель, без которой вообще не совершается ни одно действие человека, разве она не достойна того, чтобы объединить физиолога и психолога в их исследовательской работе? В этом смысле данное Совещание должно помочь и физиологам и психологам сформулировать пограничные проблемы, которые, являясь для физиологов в какой-то степени психологическими, а для психологов – физиологическими, закрыли бы пропасть, незаконно существующую между нашими науками уже много лет.
В настоящем докладе будет сделана попытка на основании анализа существующих данных сформулировать некоторые новые положения относительно некоторых затронутых выше методологических проблем павловского учения. При этом надо иметь в виду, что многие частные, хотя бы и в высшей степени актуальные, вопросы не могут быть здесь, естественно, разобраны, как, например, отдельные рабочие гипотезы о механизмах образования условного рефлекса, представления о соответствии новых данных нейрофизиологии главным теориям механизма движения нервных процессов и т. д. Я обращу внимание по преимуществу на основные методологические проблемы, от правильного разрешения которых зависит само понимание частных вопросов. Прежде всего я остановлюсь на исторических корнях самого рефлекса и попытаюсь показать, что он представляет собой выражение универсальных законов, поддерживающих пространственно-временную структуру материального мира. Этот анализ происхождения условного рефлекса неизбежно должен закончиться преобразованием и расширением общепринятой рефлекторной теории, так называемой классической, ведущей свое начало от Декарта. Эта теория давно уже стала, по выражению И. П. Павлова, «первобытной», и в настоящее время она в своем прежнем архитектурном выражении («рефлекторная дуга») представляет собой несомненную помеху для дальнейшей разработки нейрофизиологического фундамента целостного поведения животного. Едва ли надо говорить, что рефлекторная теория, сформулированная Декартом, сыграла революционную роль в развитии физиологии нервной системы. В течение 300 лет она успешно направляла мысль в тысячах исследований. Но вместе с тем на современном уровне науки она значительно ограничивает возможности объяснения именно целостного поведения животных и человека. Мы уже давно проводим работу по расширению классической рефлекторной теории. Теория функциональной системы, ---------------------------------------------------------- 162 ---------------------------------------------------------- сформулированная нами еще в 1935 г., в настоящее время является пока наилучшей формой физиологического преодоления недостатков рефлекторной теории. Однако только через 11 лет после опубликования принципа функциональной системы все основные физиологические черты этого принципа были развиты в кибернетическом направлении и в настоящее время разрабатываются в самых различных областях физиологии, психологии, лингвистики и т. д. Естественным развитием этих двух разделов доклада служит формулировка тех физиологических основ и процессов, которые предшествовали в истории живого мира появлению психических функций. Именно в этом пункте, т. е. в первичных проблесках психического и его развитии до высших форм мыслительной деятельности человека, надо искать тот перекрест и фактическое объединение условного рефлекса и психического, который составляет для нас, физиологов высшей нервной деятельности, одну из важнейших философских проблем.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.011 с.) |