Принцип детерминизма и его применение к анализу психических явлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип детерминизма и его применение к анализу психических явлений



Вопрос о причинности, как показал В. И. Ленин, имеет особенно важное значение для определения философской линии того или иного учения, направления в науке. Субъективистская линия в вопросе о причинности, закономерности, говорил Ленин, есть философский идеализм. Признание же объективной закономерности в природе, объективной причинности и приблизительно верного отражения ее в голове человека есть материализм.

Характеризуя точку зрения материалистической теории познания по вопросу о причинности, Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» приводит ряд высказываний Л. Фейербаха, в том числе следующее: «Теизм прямо заключает от случайности порядка, целесообразности и закономерности природы к их произвольному происхождению, к бытию существа, отличного от природы и вносящего порядок, целесообразность и закономерность в природу, самое по себе (an sich) хаотичную (dissolute), чуждую всякой определенности... Разум теистов разрывает природу на два существа, – одно материальное, другое формальное или духовное»[69]. Это высказывание Фейербаха удивительно метко выражает сущность также и некоторых физиологических и психологических теорий.

В современных науках, имеющих дело с высшей нервной деятельностью, существует ряд учений, считающих, что наблюдаемые в поведении животных и человека порядок, целесообразность, закономерность являются случайными. Л из случайности порядка, целесообразности и закономерности прямо и непосредственно делается вывод об их произвольном, происхождении, о существовании в организме некоего независимого от него и от внешних условий формального или духовного начала, которое и вносит порядок, целесообразность, закономерность в поведение. Отрицание объективной причинности, выведение порядка и закономерности в поведении не из внешнего объективного мира, а из некоего формального или духовного начала и есть субъективистская линия в вопросе о причинности в области физиологии высшей нервной деятельности и психологии, чуждая и враждебная подлинной науке. Наука, говорит Энгельс, перестает существовать там, где теряет силу необходимая связь явлений.

----------------------------------------------------------- 91 ----------------------------------------------------------

Субъективистской линии в вопросе о причинности в явлениях психической жизни людей последовательно и безоговорочно придерживается фрейдизм с его исходным постулатом, будто бы поведение человека определяется неосознанными инстинктами и влечениями, истоки которых коренятся в сексуальных переживаниях периода детства.

Данью субъективистской линии в вопросе о причинности служат и отрицательное отношение Ч. Шеррингтона к павловской теории условных рефлексов, его сомнения в том, что мозг имеет какое-нибудь отношение к уму, субъективному миру человека, воззрения Шеррингтона, согласно которым человек состоит из смертного тела и бессмертного духа, не связанного с нервной системой, и т. п.

Этой же линии в вопросе о причинности придерживается этологическое направление в. современной зарубежной неврологии, утверждающее, что поведение животных будто бы носит преформированный, врожденный характер, определяется не условиями жизни, а исключительно только внутренними процессами аккумуляции некоей «специфической» энергии и автоматической нерефлекторной деятельностью нервных центров. В зарубежной литературе по физиологии органов чувств встречается немало работ, имеющих целью доказать существование пресенсорных, субсенсорных и даже экстрасенсорных явлений как основы сознания. Американский биохимик Пейдж, выступая против материалистически понимаемого детерминизма, рассматривает нервную систему как аппарат, воспринимающий не воздействия объективно реального внешнего мира, а только лишь «символы реальности»[70] и т. д. Все это – проявления одной и той же субъективистской линии в вопросе о причинности в современной науке о высшей нервной деятельности.

Субъективистская линия в вопросе о причинности в области физиологии поведения и психологии неизбежно приводит к автогенетическому представлению о факторах, обусловливающих поведение организма. Согласно этому представлению, организм внутри себя содержит все условия, определяющие его поведение. И хотя научная несостоятельность этого представления уже давно разоблачена прогрессивно мыслящими учеными, все же оно и поныне владеет умами не только индетерминистов, защитников субъективистской линии в вопросе о причинности, вроде упомянутых выше, но и некоторых физиологов и психологов, материалистический характер мировоззрения которых в целом не вызывает сомнений.

Откуда же в наше время берутся автогенетические представления об организме и факторах, обусловливающих психическую

----------------------------------------------------------- 92 ----------------------------------------------------------

деятельность? Общефилософский ответ на этот вопрос дал В. И. Ленин. Он показал, что идеализм есть одностороннее, преувеличенное, чрезмерное раздувание одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, природы, обожествленный. В соответствии с этим положением диалектического материализма вскрываются гносеологические корни автогенетических представлений о факторах, обусловливающих поведение организмов.

Исследователь, по словам Павлова, имеет перед собой живой организм, т. е. чрезвычайно сложную систему. Непосредственное, трудно преодолимое впечатление, оставляемое этой системой, – впечатление какой-то произвольности, спонтанности. На примере человеческого организма, представляющего собой систему в высшей степени саморегулирующуюся, саму себя поддерживающую, восстанавливающую, поправляющую и даже совершенствующую, это впечатление достигает почти степени очевидности. Поэтому, несмотря на то, что уже в древности было провозглашено, что нет действия без причины и все вызвано необходимостью, все же и поныне нередко толкуют о действующих спонтанно силах в организме, спонтанной активности мозга, особом внутреннем возбуждении, которое первично формируется в мозгу, программировании предками будущего для очередного потомка, активном преодолении организмом препятствий к реализации программы своего морфогенеза, действиях организма, не детерминированных раздражителем и не нуждающихся в пусковом раздражителе-, и т. п.

Что же касается человека, то относительно него еще и теперь не изжито представление о «свободе воли», вкоренилось убеждение, что в человеке есть нечто, не обусловленное объективными, вне его лежащими причинами. При этом нередко имеется в виду не временная трудность исследования, а принципиальная невозможность полного детерминирования явлений психической жизни. Это убеждение распространено и среди некоторой части ученых, замаскированное утверждением своеобразности психических явлений.

Подобным субъективистским воззрениям в физиологии и психологии и противостоит рефлекторная теория. Распространение ею принципа причинности на область психических явлений Павлов справедливо оценил как величайшее достижение естественнонаучной мысли. В противоположность автогенетическим представлениям, эта теория развивает положение Сеченова о том, что организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в его научное определение должна входить и среда, в которой он живет, условия его жизни, представляющие собой факторы, способные видоизменять материальную организацию и характер жизненных отправлений организма, в том числе и психических.

----------------------------------------------------------- 93 ----------------------------------------------------------

В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс писал: «Быть предметным, природным, чувственным – это все равно, что иметь вне себя предмет, природу, чувство или быть самому предметом, природой, чувством для какого-нибудь третьего существа...

Существо, не имеющее вне себя своей природы, не есть природное существо, оно не принимает участия в жизни природы. Существо, не имеющее никакого предмета вне себя, не есть предметное существо. Существо, не являющееся само предметом для третьего существа, не имеет своим предметом никакого существа, т. е. не ведет себя предметным образом, его бытие не есть нечто предметное.

Непредметное существо есть невозможное, нелепое существо...» [71].

Представление рефлекторной теории о факторах, обусловливающих поведение организма, соответствует представлению Маркса о предметном, природном, естественном существе, положению диалектического материализма о том, что нормальное существование живых тел дано в тех одновременных с ними условиях, в которых они живут и к которым они приспособляются[72].

Для понимания детерминации поведения существенное значение имеют представления о роли внутренних условий.

Каждый организм развивается по присущим его виду внутренним законам, в соответствии с его специфическим наследственным основанием. В связи с этим эффект воздействия условий жизни на организм зависит не только от характера самого воздействия, но и от природы организма, его внутренних условий. Только механистически понимаемый принцип детерминизма устанавливает непосредственную зависимость между внешними причинами и эффектом их воздействия без учета природы, собственных свойств тела или явления, на которое это воздействие оказывается. Сочетание же детерминизма с диалектикой выступает в положении о необходимости учета собственных свойств того тела или явления, на которое оказывается воздействие.

И. П. Павлов смог создать подлинную научную теорию об отношениях организма со средой, вскрыть закономерности, которым они подчиняются, только благодаря тому, что он обратился к изучению внутренних закономерностей мозговой деятельности, опосредствующих связь внешних воздействий на организм и его реакции. Согласно павловскому учению, эффект любого раздражителя зависит от того, в какую систему условных связей, сложившихся у индивида, он попадает, т. е. каковы те внутренние условия, через которые преломляется его действие.

----------------------------------------------------------- 94 ----------------------------------------------------------

Открытые павловским учением закономерности деятельности мозга реализуют в естественнонаучном плане принцип детерминизма в понимании психических явлений.

Ядром детерминистического понимания психики является положение о том, что она представляет собой отражение действительности.

Для сознания человека характерна его общественно-историческая обусловленность. Среда человека качественно отличается от среды животного. Для животного среда – это окружающие его явления и предметы природы, для человека, кроме этого, существуют социальные условия. Труд и речевое общение как специфически человеческие формы бытия накладывают существенный отпечаток на взаимоотношения человека со средой, качественно изменяют их. Приспособительный характер деятельности животных сменяется у человека активной деятельностью, преобразующей внешние условия. Измененные же внешние обстоятельства, в свою очередь, детерминируют развитие психики человека. Сознание служит результатом общественного развития, оно «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»[73]. По словам Маркса, все пять органов чувств человека являются продуктом всемирно-исторического процесса.

Положение о ведущей роли социально-исторической детерминации психической деятельности человека – одно из отправных положений психологии[74].

Внутренние условия, которыми опосредствуется воздействие внешних причин на поведение человека, не исчерпываются лишь теми условиями деятельности мозга, которые вскрыты физиологическими исследованиями.

В процессе рефлекторной деятельности мозга возникают психические явления. Внешние воздействия детерминируют поведение человека, преломляясь через его психическое состояние, систему его чувств, взглядов, отношений.

Раскрытие диалектики внешнего и внутреннего в формировании поведения человека – одна из важнейших задач психологического исследования. Распространение принципа детерминизма на психические явления означает, наряду с утверждением их отражательного характера, определение роли и места психического во взаимодействии человека с внешним миром. Это – важнейшая задача психологии.

При этом речь идет не только о том, чтобы, исходя из внешних объективных условий, объяснить сами психические явления, но и о том, чтобы объяснить, как внешние условия детермини-

----------------------------------------------------------- 95 ----------------------------------------------------------

руют поведение, практическую деятельность человека. А как можно дать подлинно детерминистическую трактовку поведения, если не учесть роли психических явлений в его детерминации?

Ошибка идеализма состоит не в том, что он признает действенную, активную роль внутреннего мира, субъективного фактора – мыслей, идей, чувств, стремлений, психического вообще, а в том, что он рассматривает их как нечто первичное, не видит их производного характера, их обусловленности всем ходом жизни человека, ее обстоятельствами.

Признание активной роли психических явлений в детерминации рефлекторной деятельности не вносит никакого субъективизма в ее понимание в силу того, что в соответствии с основной линией материалистического монизма в теории познания ощущения, восприятия и т. д. – это отражения, образы реально существующих вещей.

Распространение принципа детерминизма на психические явления означает, что последние, представляя собой отражение действительности, опосредствуют детерминацию деятельности, поведения людей внешним миром, объективными условиями. Определяемые условиями жизни человека, психические явления сами оказывают могущественное влияние на его поведение, деятельность.

Психическая деятельность – не только отражение действительности, но и определитель значения отражаемых явлений для индивида, поэтому она и регулирует поведение. Объективное содержание знания определяет поведение индивида, включаясь в личностный контекст мотивов и целей (задач) человеческой деятельности, и в нем и через него получает действительную силу. Оценка явлений, отношение к ним так же как и их отражение связаны с психическим с самого его возникновения. Поэтому внешнее воздействие определяет то или иное поведение субъекта, лишь преломляясь через его внутренний мир, сложившийся у него строй мыслей и чувств. Роль этих внутренних условий в детерминации поведения людей условиями их жизни весьма существенна: опосредствуя детерминацию жизни и деятельности людей внешним миром, объективными условиями, психическое отражение значительно увеличивает их детерминирующие возможности. Исчезает непосредственная зависимость отдельных поступков человека от отдельных обстоятельств.

Говоря о детерминированности поведения объективными условиями, необходимо конкретно выяснить, какие специфические условия определяют соответствующий эффект. Здесь недостаточно указать на все, что окружает человека, на все внешние обстоятельства. Из общего и недифференцированного понятия внешней среды выделяется понятие собственно условий – условий жизни и деятельности людей. В качестве условий жизни из-

----------------------------------------------------------- 96 ----------------------------------------------------------

внешней среды выделяются те и только те ее элементы, которые находятся в определенных объективных отношениях к внутренним условиям. В определении этого понятия и выступает во всей полноте диалектика внешних и внутренних условий поведения. Условия жизни входят в определение самой природы человека, от которой, в свою очередь, в значительной мере зависит, что именно из всей окружающей среды составит условия жизни и деятельности человека, каким воздействиям он сможет подвергнуться.

При изучении личности как субъекта практической и теоретической деятельности выступают внутренняя логика развития данной личности, значение целостной совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия и которые складываются под их влиянием, но не являются их проекцией. Под влиянием внутренних условий личность проявляет избирательность по отношению к внешним воздействиям. Рассмотрение соотношения внешних и внутренних условий в их статике не дает возможности решить целый ряд сложных психологических проблем, в частности о побуждениях, причинах действий и поступков того или иного человека. Этого нельзя сделать, например, исходя только из характера человека. Сам характер возникает и складывается из поступков, порожденных внешними обстоятельствами. Несмелый человек, совершая при известных обстоятельствах смелый поступок, создает условия изменения своего характера. Новые побуждения превращаются в устойчивые внутренние условия, которые начинают характеризовать личность в целом и, в свою очередь, обусловливать возникновение дальнейших мотивов поведения, определяя избирательное поведение личности при определенных обстоятельствах.

Неразрывность внешних и внутренних условий выражается в том, что не приходится иметь дело только с внешними условиями, взятыми безотносительно к субъекту, или только с тенденциями самого субъекта, безотносительно к условиям, их определяющим.

Таким образом, раскрытие диалектики соотношения внутренних и внешних условий поведения, психологических условий, опосредствующих эффект внешних воздействий на индивид, и внутренних закономерностей психической деятельности составляет основную задачу психологической науки, а ее решение определяет основную линию развития психологического исследования[75].

В экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством С. Л. Рубинштейна в секторе психологии Института философии АН СССР, положение, согласно которому внешние

----------------------------------------------------------- 97 ----------------------------------------------------------

причины действуют через посредство внутренних условий, было конкретизировано применительно к проблеме мышления[76]. Центральным при анализе явлений и фактов мышления является понятие процесса, которое и выражает диалектику, взаимосвязь и взаимообусловленность внешних и внутренних условий в ходе мышления. В ходе этого взаимодействия происходит преломление объекта через внутренние закономерности мыслительной деятельности; в свою очередь, измененный, реально или идеально преобразованный в ходе мышления объект продолжает определять, какие процессы – анализ ли, синтез ли, обобщение ли и т. д. – необходимы для его дальнейшего познания.

Положение, согласно которому внешние причины действуют через посредство внутренних условий, служит исходной формулой. Отказ от непосредственного соотношения конечных результатов процесса с внешними условиями и введение внутренних условий, опосредствующих их связь, не решают дела, если при этом отношение внешних условий к внутренним и внутренних к результатам остается внешним, односторонним, если они не образуют единого процесса и не взаимодействуют в нем.

Конкретно это означает, во-первых, что внешние воздействия, которые могут быть оказаны на индивида, опосредованы внутренними условиями, существенными, специфическими особенностями того, на кого оказывается воздействие. Так, объективно одна и та же задача будет различной для человека с широким кругом сложившихся обобщений и для человека, у которого эти обобщения вообще отсутствуют. Для одних она будет реальной задачей, которая требует размышления, для других она не будет представлять никакой задачи, как не представляет ее таблица умножения. Одни и те же внешние действия для одного человека будут условиями мыслительной деятельности, а для другого – не будут.

Во-вторых, в процессе мышления внутренние условия изменяются, а с их изменениями меняется и восприятие внешних воздействий, которые могли бы включаться в детерминацию процесса. Например, внешние данные, предложенные испытуемому по ходу решения задачи, используются или не используются им в зависимости от того, насколько он сам продвинулся в ее решении. На одном уровне одни и те же внешние условия не-, детерминируют процесс, не включаются в него как условия, его определяющие, а на другом, более высоком уровне анализа они включаются в процесс и начинают влиять на его дальнейшее продвижение.

----------------------------------------------------------- 98 ----------------------------------------------------------

В-третьих, новые результаты, включившись в процесс мышления, изменяют и внутренние условия его протекания.

Существенное значение в диалектике внешних и внутренних условий мыслительного процесса имеет речь. Фиксируя свою мысль в объективной речевой формулировке, вынося ее тем самым во вне, человек вводит новые детерминанты по ходу совершения самого мыслительного процесса. Например, каждое переформулирование задачи, представляющее собой то преобразование ее объектов, которое уже произведено испытуемым, толкает на новое движение и направление мысли. Процесс мышления в результате речевой деятельности постоянно детерминируется.

Выявление внутренних закономерностей протекания процесса мышления открывает большие возможности для воспитания мышления, способного не только пользоваться полученными в готовом виде обобщениями и действовать по шаблону, но и идти к новым обобщениям в процессе собственной творческой деятельности. Этот экспериментально обоснованный вывод имеет не только теоретическое, но и весьма существенное практическое значение, особенно сейчас – при быстром развитии новой техники и новых общественных отношений.

Свое высшее выражение в области психологии принцип детерминизма получает, будучи примененным к анализу проблемы сознания. Сознание выступает как психическое явление, через посредство которого вся жизнь человека наполняется объективным общественным содержанием. Это содержание проникает в сферу его действия благодаря тому, что деятельность человека выступает не как простое делание, не как простая субъективная активность, а как преобразующая деятельность.

 

Проблема сознания

Проблема сознания – один из узлов, в которых сходятся линии философии, физиологии и психологии. Философская характеристика сознания заключается в определении его существенных особенностей и вместе с тем самых общих закономерностей его возникновения и развития. И само понятие сознания употребляется в философии в наиболее широком смысле слова, как синоним духовного, психического вообще. Так, оно применяется при формулировке основного вопроса философии – об отношении сознания к материи.

Философской и вместе с тем самой общей характеристикой сознания является то, что сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, как отражение действительности. Эта характеристика выступает как исходная для изучения сознания специальными науками.

Проблема сознания привлекает к себе внимание представи-

----------------------------------------------------------- 99 ----------------------------------------------------------

телей разных наук. Но несмотря на глубокий интерес к этой проблеме, остается еще немало нерешенных вопросов, существует еще большое количество разных, порою противоположных точек зрения.

Мы остановимся на тех сторонах психологической характеристики сознания, которые определяют специфические особенности этого высшего уровня отражения, и рассмотрим, как здесь реализуется диалектико-материалистический принцип детерминизма.

В этой связи сознание можно характеризовать как высшую, связанную с речью, присущую только человеку функцию мозга, заключающуюся в обобщенном отражении действительности я регулировании целенаправленной, планомерной деятельности человека на основе этого отражения. В этой характеристике сознания исходными являются общефилософские принципы, применимые для понимания любой формы психического отражения, и рефлекторная теория деятельности мозга. Общей чертой, роднящей сознание с любыми другими психическими явлениями, служит его отражательная природа. В то же время в данной характеристике отмечены и особенности сознания.

Осознание окружающего всегда происходит путем соотнесения непосредственных впечатлений с общественно выработанными в слове фиксированными обобщениями. Специфическая регуляторная роль сознания обнаруживается в целенаправленности действий человека. Главную особенность жизнедеятельности человека составляет труд, а он требует осознания его результатов как цели. Специфическая особенность сознания состоит в том, что он не только отражает действительность, но и дает человеку возможность направить свои действия на производство предметов, служащих для удовлетворения его потребностей, на то, чтобы изменять условия жизни.

Говоря о сознании как высшей, лишь человеку свойственной форме отражения действительности, не следует представлять себе дело так, будто оно надстраивается над ощущениями, представлениями в виде какого-то дополнительного процесса. По своей сущности оно представляет собой новый, более высокий уровень психической деятельности, который возник в связи с общественно-исторической трудовой деятельностью людей. Сознание возникло как новое качество психических явлений вместе с появлением на основе биологической формы движения материи новой формы движения – социальной. Ведущими факторами появления сознания послужили возникновение новой формы бытия человека – его трудовой деятельности и в связи с этим – новой, словесной формы отражения объективной действительности. Общественный образ жизни человека и общение членов коллектива при помощи языка обусловили коренные качественные особенности отражательной работы человеческого

---------------------------------------------------------- 100 ----------------------------------------------------------

мозга, отличающие ее от отражательной деятельности животных.

Вопрос о том, существует ли сознание у животных, и поныне вызывает споры. Нам кажется, что эта проблема мнимо дискуссионная. Сторонники положительного ответа, как правило, оперируют общефилософским пониманием сознания, ссылаются на высказывания классиков марксизма-ленинизма, относящиеся к характеристике наиболее общих закономерностей отражения. Они расширительно толкуют понятие сознания, не считаясь с требованием диалектического материализма – рассматривать все явления в их развитии и выявлять их особенности, обусловленные спецификой их возникновения. Это привело тех, кто положительно отвечает на вопрос о существовании сознания у животных, к стиранию качественных отличий в отражении действительности человеком и животными. Положение о существовании сознания у животных высказывается главным образом в философской литературе. В большинстве же психологических исследований наличие сознания у животных отрицается. Особенно убедительно это доказывается исследованиями Н. Н. Ладыгиной-Котс.

Стержнем сознания отдельного человека и общественного сознания являются знания, накопленные человечеством и более или менее обобщенные. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – писал К. Маркс, – это – знание» [77]. Слово существенно для сознания потому, что оно служит формой существования знания, что в нем откладываются, объективируются и через него актуализируются знания, посредством которых человек во все возрастающей мере осознает окружающую действительность и самого себя.

Осознание человеком объективной действительности сводится к раскрытию отношения психического явления к вызвавшему его реальному факту. Человек не осознает своих ощущений до тех пор, пока он не установит, какой внешний объект, раздражитель вызвал то или иное ощущение, и не в состоянии ответить на вопрос, что он ощущает, переживает. Осмысленность как новое качество психических процессов возникает только у человека. Психикой обладают и животные, но у них нет способности к абстрактному мышлению, способности устанавливать объективную причину, вызвавшую психические явления, и других специфических особенностей, присущих психике человека.

Сознание, т. е. прежде всего процесс осознания окружающего мира и самого себя, начинается там, где появляется образ в собственно гносеологическом смысле, посредством. которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета.

---------------------------------------------------------- 101 ----------------------------------------------------------

Образы, посредством которых осознаются предметы или явления, всегда носят в той или иной степени обобщенный характер, они объективируются в слове.

Указанием на важное значение познавательных процессов в сознательном отражении внешнего мира не исчерпывается характеристика сознания и не уясняется до конца его место в системе отражательной деятельности человека. В философской литературе сознание иногда сводится к познанию, отождествляется с мышлением. Подчеркивая гносеологический аспект сознания, некоторые авторы вольно или невольно суживают понятие сознания, обедняют его и часто всю его содержательную характеристику сводят к раскрытию его логической структуры.

Познает объективную действительность не какой-то абстрактный человек, а живая конкретная личность. А эта личность не только познает, но и чувствует и действует. Психические явления принадлежат определенному субъекту, им переживаются. Эта принадлежность психических явлений определенной личности определяет субъективную сторону в отражательной деятельности человека. Сознание – не только знание, но и переживание. Объективное содержание сознания существует для человека как принадлежащее ему отражение внешнего мира, как его переживание.

Идеалистическая психология обычно начинала с исследования анализа переживаний субъекта. При этом подчеркивалось, что принадлежность психического субъекту – существеннейшая и единственная характеристика сознания. На переживании этот анализ обычно и заканчивался. Выходило, что сознание дано субъекту изначально как таковое. Познать его по внешним проявлениям считалось невозможным, оно может быть познаваемо будто бы только изнутри, путем интроспекции. Круг оказывался замкнутым.

Интеллектуалистические теории сознания пытались выйти из этого круга, но им не удавалось разрешить реально существующего противоречия, раскрыть действительные связи познания и сознания, познания и переживания внутри сознания. Представители интеллектуалистической концепции просто отбрасывали эмоциональный фон, на котором развертывается познавательная деятельность, и оперировали продуктами чистой мысли. Идеализм и этой концепцией не преодолевался, а только перемещался из одной области в другую.

Выход, однако, состоит не в том, чтобы каким-то образом уравнять в сознании переживание и знание, а в том, чтобы понять реальную роль переживания, охарактеризовать индивидуальную, личностную сторону процесса познания.

У познающего и действующего человека нет только знаний, как нет только переживаний. Объективное содержание психи-

---------------------------------------------------------- 102 ----------------------------------------------------------

ческого процесса, характерное для знания, оценивается, соотносится с индивидуальным опытом человека, с контекстом всей его жизни. В этом соотношении вскрывается истинное значение процессов и явлений внешнего мира для человека.

Отражение человеком действительности и регуляция его деятельности этим отражением неотрывны друг от друга. Регулирующая роль сознания выступает прежде всего как роль побудительная, мотивационная. Вопрос о том, что именно, какое идейное содержание приобретает для человека побудительную силу, имеет первостепенное значение. По мере того как определенные идеи становятся убеждением человека, он переходит от непосредственно вызванных действий к поступкам, совершаемым по определенным мотивам, к осознанным побуждениям, оцененным и принятым мотивам.

Специфический способ регулировки деятельности человека сознанием выражается в целенаправленном характере человеческих действий, в возможности предвосхитить результат своих действий в виде осознанной цели и спланировать самые действия в соответствии с ней.

Интроспективная психология, изолируя сознание от других психических явлений, отбрасывает проблему связи сознания с деятельностью. Не решает ее и бихевиоризм, который, выступая против интроспективной психологии, вовсе отбрасывает сознание и оставляет для анализа лишь внешние проявления поведения. Выход из тупика, в котором по существу оказались интроспективная психология и бихевиоризм, состоит в том, чтобы психику в целом рассматривать как отражение внешнего мира конкретным, действующим в определенных ситуациях человеком.

Опорой для постановки и научного решения в психологии проблемы соотношения сознания и деятельности служат развитые Лениным положения диалектического материализма о связи теории с практикой.

Диалектический материализм преодолел идеалистическое представление о том, что если люди поступают сознательно, если их мысль и воля предшествуют действию, опережают его, то это якобы служит свидетельством того, что сознание первично по отношению к материальной деятельности, практике. Подчеркивая единство теории и практики, диалектический материализм утверждает, что мысли людей являются ответом на запросы практики, что образ жизни людей определяет образ их мыслей. При этом марксистская философия не отвергает активности сознания, а подчеркивает ее и анализирует материальный источник ее возникновения. К. Маркс писал, что «природа не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т. д. Все это – продукты человеческой деятельности; природный материал, превращенный в органы власти че-

---------------------------------------------------------- 103 ----------------------------------------------------------

ловеческой воли над природой или в органы исполнения этой воли в природе. Все это – созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания»[78]. О справедливости этих положений особенно наглядно и убедительно свидетельствуют достижения и перспективы развития современной науки и техники.

Только высшая форма отражения действительности – сознание – дает человеку возможность подчинить свои действия возникающим в его голове представлениям и понятиям, а также действовать «в уме».

Жизненный смысл общественного сознания проявляется прежде всего в том, что, отражая общественное бытие, оно регулирует сложнейшие общественные отношения и отношение человеческого общества к этому бытию. Именно с этой жизненной потребностью связано возникновение сознания в процессе исторического развития человечества.

Научная характеристика сознания и его взаимоотношения с деятельностью была бы односторонней, а потому и неверной, если бы мы ограничились указанием на роль сознания в деятельности человека. Это взаимоотношение имеет и другую сторону, а именно: деятельность оказывает могущественное влияние на формирование сознания. В первую очередь труд служит фактором его развития.

Таким образом, можно сказать, что сознание характеризуется активным отношением человека к внешнему миру, самому себе, своим поступкам и действиям, деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей. Сознание выступает как способность человека понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и самому себе. Сознание человека формируется и проявляется в его поступках и действиях, в отношении к отдельным людям и обществу в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.073 с.)