Внимание к простым активностям как медитация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание к простым активностям как медитация



 

Жизнь сталкивает нас со всевозможными переживаниями, способными развязать в нашем мире борьбу. Один из способов научиться встречать переживания с полным присутствием и открытым сердцем – это использовать самые простые занятия как объект своей медитации. Мы тренируемся в пробуждении. Мы можем направить ум на простое действие и принять решение оставаться с ним, а не бороться, позволяя своему уму блуждать везде, где угодно.

 

Каждый день даѐт нам возможность заниматься множеством простых, монотонных дел. Выберите такое занятие, которое кажется вам достаточно рутинным и простым. Хорошим выбором будет приѐм пищи. Каждый день вы берѐте пищу ложкой или вилкой, кладѐте еѐ в рот, пережѐвываете и кладѐте ложку или вилку на стол. Выберите то занятие, которое не требует или почти не требует размышлений и которое вы повторяете многократно. Вы можете набирать текст на компьютерной


клавиатуре, складывать одежду или готовить перекус, который ваш ребѐнок возьмѐт с собой в школу. Наши дни наполнены подобными занятиями. К медитации относится тренировка в полном присутствии, когда вы чистите зубы, моете посуду, едите завтрак, дышите или ходите. Мы тренируемся в процессе пробуждения.

 

В течение нескольких дней сосредоточивайтесь на том, чтобы полнее присутствовать в выбранном занятии. Когда ваше внимание отклоняется, просто возвращайте его к ощущаемому переживанию занятия. Возвращение к дыханию не более серьѐзно, чем чистка зубов. Когда вы чистите зубы, непосредственно перед тем, как выдавить пасту на щѐтку, решите, что это медитация. Превратите чистку зубов в своего рода ритуал. Это занятие с началом и концом, так что скажите себе: «Это будет период медитации, и моѐ намерение – присутствовать в настоящем, пока я чищу зубы. Если моѐ внимание будет блуждать, я буду возвращать его к чистке зубов».

 

Естественно, нам не нужно быть слишком строгими с собой, когда наш ум отклоняется от чистки зубов. Не нужно лишней борьбы. Просто вернитесь. Почистите свои зубы с чувством юмора или чувством лѐгкости. Просто вернитесь.

 

Благодаря практике медитации мы постепенно, со временем обнаруживаем, что всѐ лучше способны присутствовать во всѐм, что делаем. Мы даже можем делать это во время разговора: мы внимательны к человеку, с которым говорим, и присутствуем в моменте,

 

а не отвлекаемся и не думаем о том, что нам нужно добавить в список покупок.

 

Через какое-то время вы даже перестаѐте думать об объекте медитации. Есть лишь непрерывное возвращение и всѐ более непрерывное ощущение присутствия. Когда это случится, вы узнаете, что это случилось. Обычно это происходит небольшими рывками и толчками, однако осознание того, что прежде вы никогда в жизни по-настоящему не присутствовали и вдруг появилось это простое переживание полного пребывания здесь, может быть довольно ярким. Оно может возникнуть неожиданно, в один прекрасный день, когда вы медитируете, либо во время мытья посуды. Ощущение того, что вы просто присутствуете, такое простое и такое потрясающе живое. Это большой прорыв.

 

Семь наслаждений

 

Как люди, желающие достичь просветления или просто чувствовать

 

бóльшую устойчивость в жизни, мы должны быть готовы работать даже с самыми сложными обстоятельствами. Я видела людей, которые искренне медитировали годами, обрели переживание природы своего ума и переживания неподвижности и умиротворения, однако, как только


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


в их отношениях возникают сложности, их увольняют с работы, они или кто-то из их близких серьѐзно заболевает, они рассыпаются. Кажется, будто они не медитировали и дня в своей жизни – их полностью затягивают гнев, отчаяние и чѐрная депрессия.

 

Когда возникает что-то мощное и пугающее, мы не хотим «туда идти». Мы переключаемся на автопилот и делаем всѐ возможное, чтобы бороться с происходящим. Затем мы обычно фиксируемся на отчаянии и гневе. Мы словно полностью теряем волну медитации – теряем свой путь. В вашей практике медитации есть качество пути, и этот путь становится намного менее отчѐтливым, когда вас заносит на крутых виражах.

 

Я называю такие моменты семью наслаждениями. Можете не верить, но иногда эти крутые виражи и есть те моменты, которые учат нас лучше всего, – иногда именно они открывают нас для жизни и связи с другими.

 

Иногда на ретритах мы читаем текст о семи наслаждениях, напоминающий нам о том, что болезненные эмоции и жестокие мысли могут быть совершенным учителем на нашем пути.

 

В прекрасной песне об использовании сложных обстоятельств как пути, написанной Гоцангпой, используются числа, маркирующие ту или иную жизненную трудность, которую в своѐм пробуждении мы можем воспринимать как наслаждение.

 

Термин «клеша» в этой песне обозначает эмоциональные состояния, которые обычно ловят нас на крючок или сильнее всего тревожат.

 

 

Когда мысли о том, что есть нечто:

воспринимаемое и воспринимающий,

 

Соблазняют и отвлекают мой ум,

 

Я не закрываю врата своих чувств, чтобы медитировать без них —

 

Я ныряю прямо к их сущностному моменту. Они подобны облакам на небе; они пролетают, оставляя мерцающий след. Мысли, которые возникают (1), — для меня чистое наслаждение.

 

Когда меня провоцируют клеши, сжигая меня своим жаром,

 

Я не применяю противоядий, чтобы исправить их.

 

Подобно алхимическому зелью, превращающему металл в золото, В клешах заложена сила даровать Незагрязнѐнное, совершенно неомрачѐнное


блаженство.

 

Возникающие клеши (2) – чистое

 

наслаждение!

 

Когда мне докучают божественные силы или демонические вмешательства,

 

Я не отгоняю их ритуалами и заклинаниями.

 

На самом деле нужно гнать эгоистическое мышление, Опирающееся на идею о «я».

 

Это превратит полчища мар

 

в ваши собственные особые войска. Когда возникают препятствия (3), это чистое наслаждение!

 

Когда сансара с еѐ болью испепеляет меня

своими муками,

 

Вместо того чтобы тонуть в страданиях,

 

Я привношу тяжѐлый груз на великий путь, по которому иду, И позволяю состраданию подготовить меня к тому,

 

Чтобы принять на себя страдания других.

 

Когда созревают кармические следствия (4), какое наслаждение!

 

Когда моѐ тело покоряется натиску

болезненного недуга,

 

Я не надеюсь, что лекарства дадут мне облегчение,

Я принимаю эту болезнь как путь

 

и еѐ силой

 

Устраняю препятствующие омрачения,

 

Я использую еѐ для питания ценных качеств.

 

Когда болезнь поднимает голову (5), это чистое наслаждение!

 

Когда приходит время покинуть это тело,

этот иллюзорный клубок,

 

Не причиняй себе страданий и тревог.


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


Тебе необходимо тренироваться в том

 

и уяснить то,

 

Что нет никакого умирания.

Это лишь ясный свет: слияние ясного света

 

матери и дитя,

 

Когда ум покидает тело (6), это чистое

наслаждение!

 

Когда ничего не работает

 

и все обстоятельства против тебя, Не ищи способов это изменить. Здесь главный момент практики — перевернуть то, как ты это видишь.

 

Не пытайся остановить или улучшить это. Неблагоприятные обстоятельства случаются (7),

и когда это происходит – какое наслаждение!

 

Всѐ это складывается в маленькую песню о чистом наслаждении!

 

 

Всѐ в вашей жизни: каждый миг, каждая трудность – это путь. Всѐ даѐт возможность для пробуждения. Без такой практики вы теряете невероятную возможность учиться у собственного бытия. Вот почему я называю такие большие сбои в жизни наслаждениями.

 

В жизни любого из нас – как сейчас, так и в прошлом – есть сложные эмоции и сложные обстоятельства. Например, сколько бы ретритов я ни проходила, сколько бы раз ни сидела в медитации, я сталкиваюсь с одним и тем же повторяющимся паттерном: мне всегда приходится проходить через период болезненных воспоминаний и сожалений, относящихся ко времени, когда мои дети были маленькими. Эти воспоминания всегда поднимаются и всегда сопровождаются грустью. В некоторых событиях содержится много энергии. Так что говоря о «включении» или «переживании» своих эмоциональных страданий, я говорю о том, чтобы переживать их все.

 

Иногда мы сидим с большой энергией. Если посмотреть снаружи, мы просто сидим. Ничего не происходит. Однако происходит очень многое! Просто происходящее невербально. За словами и историями о происходящем в наших жизнях скрыта очень мощная энергия: энергия грусти, гнева, страсти, желания, потребности, одиночества, изоляции. Кажется, всѐ это может сбить вас с ног. Если же становится по-настоящему тяжело, например, когда вы теряете близких, вам даже может казаться, что это способно вас убить.


В тексте, написанном Дилго Кхьенце Ринпоче, под названием

 

«Сердечное сокровище просветлѐнных» есть прекрасное наставление, гласящее:

 

Не следуй за объектом ненависти – смотри на гневный ум. Гнев, освобождающийся сам по себе при возникновении, – это зерцалоподобная мудрость.

 

Далее сказано:

 

Не гонись за объектом гордыни – смотри на цепляющийся ум. Собственная важность, освобождающаяся сама по себе при возникновении, – это мудрость равностности.

 

И далее:

 

Не желай объекта страсти – смотри на жаждущий ум.

 

Так он перечисляет все ментальные состояния, затуманивающие ум, по сути, говоря:

 

Все эти тенденции не проблема, если вы уделите им своѐ внимание.

 

В первой строке стихов о семи наслаждениях сказано:

 

Когда мысли о том, что есть нечто: воспринимаемое и воспринимающий…

 

Здесь Гоцангпа имеет в виду, что все мысли заставляют нас воспринимать мир или ситуацию с точки зрения себя и другого. По сути, все мысли именно об этом, верно? Я думаю о том: есть «я» и «то». Сложно представить такую мысль, в которой этого бы не было. Попробуйте придумать такую мысль, в которой нет воспринимающего и воспринимаемого. Это практически невозможно!

 

Далее Гоцангпа говорит:

 

[Когда эти мысли] соблазняют и отвлекают мой ум.

 

Обычно в ходе медитации вы думаете: «О Боже, мой ум соблазнился и

 

отвлѐкся!» Затем вы выпинываете свои мысли, говоря себе: «Я – эта мысль. Я плохой, потому что думал это. Моя медитация никуда не годится». Тогда мудрец напоминает нам о том, что вместо этого он ныряет «прямо к их сущностному моменту». По сути, он говорит, что не пытается блокировать мысли, не пытается медитировать без мыслей. Он ныряет прямо в них, прямо к их сущностному моменту, который заключается в том, что «они подобны облакам на небе; они пролетают, оставляя мерцающий след». Это прекрасные строки:

 

 

Они подобны облакам на небе;

они пролетают, оставляя мерцающий след.

 

Мысли, которые возникают, – для меня


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


чистое наслаждение!

 

 

Мне так нравятся эти стихи, потому что они представляют воззрение, способное привнести в нашу жизнь очень много радости.

 

Гоцангпа говорит:

 

 

Неблагоприятные обстоятельства случаются,

 

и когда это происходит — какое наслаждение.

 

Всѐ это складывается в маленькую песню о чистом наслаждении!

 

 

Всѐ это наслаждение, потому что позволяет нам пробудиться к свежей истине нашей жизни. Даже самые жѐсткие явления позволяют нам пробудиться к настоящему мгновению.

 

В другой строке Гоцангпа говорит:

 

 

Когда меня провоцируют клеши, сжигая меня своим жаром.

 

 

Гоцангпа прекрасно представляет себе, как ощущаются клеши, однако не говорит: «Делайте всѐ, что можете, чтобы подавить эмоцию». Вместо этого он говорит:

 

 

Подобно алхимическому зелью,

превращающему металл в золото,

 

В клешах заложена сила даровать Незагрязнѐнное, совершенно неомрачѐнное блаженство.

 

Возникающие клеши – чистое наслаждение!

 

 

Это очень глубинное учение, и именно это мы делаем, когда медитируем

 

в самых неблагоприятных обстоятельствах. Мы радушно принимаем воззрение, согласно которому то, что, как нам кажется, разрушает нашу жизнь: мысли, эмоции, болезнь, смерть, – на самом деле дары, способствующие нашей трансформации.

 

Он говорит:

 

Здесь главный момент практики – перевернуть то, как ты это видишь.


Переверните свой взгляд на клеши. Вы можете посмотреть на них как на облака на небе, сказать: «Невелика важность» и с отношением чистого наслаждения отпустить их.

 

Семь наслаждений знакомят нас с идеей того, что ничто, кроме нашего отождествления с проблемой, по сути, не является проблемой. Мы очень сильно отождествляемся со своими мыслями и эмоциями, а также с событиями своей жизни. Мы не должны себя так обманывать. Когда жизнь преподносит нам приятный звук или неприятный звук, приятный запах или неприятный запах, приятную мысль или неприятную мысль, это чистое наслаждение, поскольку мы не отождествляемся с этим переживанием, а просто прикасаемся к нему и отпускаем его.

 

Мы можем отпустить даже самые сильные страхи, которые носим в себе. Наши страхи могут быть действительно могучими! Например, мы время от времени сталкиваемся со страхом смерти. Этот страх может возникать, когда мы ждѐм результатов медицинского обследования или чудом остаѐмся живы в автокатастрофе. Существует так много ситуаций, когда мы сталкиваемся со своей смертностью. Однако страх смерти – это один из объектов, который мы можем использовать для тренировки, когда происходят небольшие события, поскольку он по сути является страхом отсутствия опоры, невозможности за что-то удержаться, отсутствия уверенности в том, что произойдѐт в нашей жизни. Я вовсе не говорю, что этот страх банальный или поверхностный. Столько лет проработав с собственным страхом смерти и обсуждая его со многими другими людьми, я обнаружила, что, тренируясь в приближении к непостоянной, преходящей природе явлений, вы тренируетесь прерывать страх отсутствия опоры или страх смерти.

 

Я обнаружила, что страх неизвестности – это своего рода непроизвольная реакция. Вам не нужно подпитывать его сюжетом. Вы можете просто оставаться с этим колышущимся, дрожащим чувством. Это же наставление используется в работе с эмоциями. Позвольте себе быть с энергией страха смерти. Направьте своѐ осознавание на страх. Возможно, в вашем животе присутствует напряжение, а ваши мысли словно сорвались с цепи, и всѐ же вы можете просто сосредоточиться на качестве и текстуре самого страха. Наблюдайте за тем, как ваше переживание страха начинает преобразовываться и меняться, усиливаться и расслабляться.

 

Существует много точек зрения на то, что происходит, когда мы умираем. У всех мировых религий есть своѐ мнение на этот счѐт. Но ведь на самом деле мы этого не знаем, правда? Каждый момент – это такая же неизвестность, и на пути пробуждения важно не отвергать того, что возникает, а наслаждаться живостью всего, что проявляется.

 

23. Выносимая лѐгкость бытия


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


Медитация учит нас, как отпускать. Вообще-то это очень важный аспект дружелюбия, заключающийся в том, что вы снова и снова тренируетесь не приписывать ничему чрезмерной важности. Когда ваше тело болит, а через ваш ум пролетают всевозможные мысли, вы снова и снова тренируетесь признавать их с открытым сердцем и открытым умом, при этом не придавая им чрезмерной важности.

 

Вообще говоря, человеческий род всегда придаѐт всему чрезмерную важность. Наши проблемы очень важны для нас. Так что нам нужно создать пространство для полностью уважительного отношения к явлениям, но не придавать им чрезмерной важности. Это парадоксальная идея, однако одновременное поддержание этих двух отношений является источником огромной радости: мы поддерживаем ощущение уважения к явлениям вместе со способностью отпускать. В общем, это не о том, чтобы недооценивать явления, но и не о том, чтобы раздувать пламя до тех пор, пока оно не превратится в вашу личную Третью мировую войну.

 

Поддержание баланса между этими идеями позволяет нам уменьшить ощущение сдавленности и клаустрофобии. Выражаясь буддийским языком, здесь открывается пространство шуньяты, или пустотности. Однако в этой пустотности нет нигилизма. По сути это просто ощущение лѐгкости. Есть фильм под названием «Невыносимая лѐгкость бытия» [4], однако я предпочитаю смотреть на жизнь с точки зрения выносимой лѐгкости бытия.

 

Когда вы начнѐте смотреть на жизнь с точки зрения того, что всѐ

 

возникает спонтанно и что явления не «нападают на вас» и не

«пытаются вас атаковать», вероятнее всего, вы будете ощущать больше

 

пространства и больше места для расслабления в каждый отдельный

 

миг. Ваш живот, стянутый в узел, сможет просто расслабиться. Задняя

часть вашей шеи, которая так напряжена, сможет просто расслабиться.

 

Ваш ум, который ходит туда-сюда, подобно заводному медведю, может

 

просто расслабиться. В общем, шуньятой называется тот факт, что на

самом деле в нас есть зерно простора, свежести, открытости и

 

расслабления.

 

Иногда слово «шуньята» переводят как «открытое измерение нашего бытия». Самый популярный перевод – это «пустота», что похоже на огромную дыру, в которую вас заталкивают, пока вы отбиваетесь и кричите: «Нет! Нет! Только не пустота!». Иногда люди переживают эту открытость как скуку. Иногда она переживается как неподвижность. Иногда она переживается как некий зазор или разрыв в процессе мышления, тревоги и постоянной озабоченности.

 

Я много экспериментирую с шуньятой. Когда я одна и со мной никто не разговаривает, когда я просто иду прогуляться, смотрю из окна или медитирую, я экспериментирую с отпусканием мыслей и видением того, что остаѐтся, когда они уходят. Вообще-то, в этом сущность практики


внимательности. Вы снова и снова возвращаетесь к своему непосредственному переживанию, а когда начинают возникать мысли, такие как «плохо, хорошо, должен, не должен, я дурак, ты дурак», вы отпускаете их и снова возвращаетесь к своему непосредственному переживанию. Так можно экспериментировать с шуньятой, с открытым, безграничным измерением бытия.

 

Убеждения

 

ВXII веке в Индии жил учитель йоги по имени Сараха, который сказал (в моѐм вольном парафразе):

 

Те, кто верит в плотность существования, – глупцы. Те, кто верят, что всѐ пусто, – ещѐ большие глупцы.

 

Он говорил обо всех убеждениях, ограничивающих наши переживания и лишающих нас способности воспринимать то, что находится у нас перед глазами и под носом. Он говорил об убеждениях, за которые мы так крепко и страстно цепляемся, что готовы сражаться за них, об убеждениях, делающих нас слепыми и глухими.

 

Я обнаружила, что одна из самых больших трудностей в практике медитации возникает тогда, когда от нас требуется исследовать собственную систему убеждений. Практика медитации в значительной степени связана с обнаружением тех моментов, когда мы начинаем упрямиться и не можем отпустить. Вы встречаетесь с такими моментами, когда испытываете праведный гнев и понимаете, что все ваши действия либо ещѐ больше ожесточают вас и отгораживают от мира, либо помогают вам смягчиться, отпустить и расслабиться. Иными словами, практикующий – да и любой человек вообще – узнаѐт, что он по-прежнему цепляется за какие-то убеждения или определѐнный взгляд на мир только тогда, когда расстраивается, кипятится или затевает с кем-то спор, потому что всѐ должно быть так, как он хочет. Такое мышление – «Ты неправ, а я прав» – удерживает нас в своей тюрьме.

 

В этом сок духовного пути: вы начинаете упрямиться, отстаивать своѐ мнение и испытывать праведный гнев, когда потеете и ужасно боитесь, что всѐ пойдѐт не так, как вам бы того хотелось. Это единственный способ понять, что вы сами делаете себя несчастными, – вы словно слышите звук большого колокола. Это момент, когда нужно отпустить мысли и тренироваться в раскрытии сердца и ума. Всѐ сводится к одному наставлению по медитации: отпускать.

 

Вообще-то этот праведный гнев, эта паника, что кто-то сделает что-то не так, эта догматичная уверенность, что весь мир рухнет, если что-то пойдѐт не по-вашему, являются формой агрессии. Это верно даже в отношении так называемых хороших убеждений, например, убеждения о том, что мы должны очищать загрязнѐнные реки. Когда мы сильно цепляемся за тот или иной взгляд на вещи, мы отравляем себя, и это не


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


делает счастливыми ни нас, ни других. Наши хорошие взгляды не дают хороших результатов, потому что рождаются из сильной паники, сильной агрессии и сильного желания, чтобы всѐ было по-нашему. В этом есть очень сильное ощущение присутствия врага.

 

Все наши убеждения опираются на мысли, и энергия этих мыслей может вызывать у нас сильные эмоции, вплоть до истерики. Так что в ходе медитации у нас появляется возможность провести с собой глубокий и честный разговор. Действительно серьѐзный разговор. В данном случае благополучие и примирение с самими собой во многом зависит от качества пространства, которое мы обнаруживаем в медитации и которое называется шуньятой или пустотностью. Это открытое пространство напоминает нам о возможности облегчения.

 

Как я уже говорила, когда вы искренне работаете с этой практикой, вы начинаете замечать, что вам не хочется облегчения. Вам хочется, чтобы всѐ было по-вашему. Однажды я спросила тибетского учителя, бродячего йогина и прекрасного человека о своей тенденции испытывать сонливость во время практики. Я сказала:

 

– Я всѐ время засыпаю, и мне кажется, что это связано не просто с недостатком ночного сна. Вообще-то, в обычной жизни я тоже бываю довольно вялой и сонливой и могу задремать. Что я могу с этим сделать?

 

Он ответил:

 

– Тебе нужно просто сказать: «ПЫХ!»

 

Я засмеялась! Я знала, что это сработает. После того, как он это сказал, я некоторое время не испытывала сонливости в ходе практики.

 

Конечно же, затем привычные паттерны вернулись, и я снова начала испытывать сильную сонливость и желание прилечь. Тогда я вспомнила, что он посоветовал мне сказать: «ПЫХ!» Однако я говорила себе: «Мне не хочется говорить „ПЫХ”, мне хочется прилечь!» И я ложилась. Однако

 

я не могла по-настоящему отдыхать, потому что поймала себя на этой хитрости. Удовольствие от лежания прерывалось моим прозрением в суть происходящего.

 

Я осознала, что все мы – каждый из нас – сталкиваемся с чем-то подобным. Даже если кто-то скажет: «Вам нужно лишь проглотить эту маленькую таблетку, и ваша боль пройдѐт», вы обнаружите, что вам не хочется этого делать. Вам хочется пойти и поспать. Вам хочется доказать, что другой человек неправ. Вам хочется, чтобы всѐ вышло так, как вы задумали. Вам не хочется глотать таблетку, говорить «ПЫХ!», медитировать или смягчаться – вам не хочется ничего подобного. Вам хочется, чтобы всѐ было по-вашему.

 

Наши убеждения – прекрасная возможность от души посмеяться над условиями человеческого существования и напомнить себе о том, что все мы в одной лодке. То, как крепко мы держимся за свои убеждения,


напоминает нам о том, с чем мы все имеем дело. Мы могли бы выработать привычку возвращаться к выдоху, то есть возвращаться к свежести настоящего мгновения. Это очень сложно, если момент заряжен большой энергией, потому что часто ваши убеждения делают вас заложниками гневных мыслей, ревнивых мыслей, отчаянно одиноких мыслей, грустных мыслей, зависимых мыслей или страстных, вожделеющих мыслей. Глядя на свои убеждения в ходе медитации, вы часто обнаруживаете, что сидите в сильно заряженной атмосфере. Привыкайте сидеть и дышать в ней, вместо того чтобы пытаться сбежать. В этом пространстве может возникнуть боль. В этом пространстве могут возникнуть депрессия и страх. Мы можем расширить это пространство, чтобы позволить всему возникающему свободно быть в нѐм. Мы окружаем то, что возникает, мягкостью и теплом.

 

Привнесите в свою практику столько честности, сколько сможете. Если вы ощущаете в своѐм уме жѐсткость, продолжайте задавать вопросы. Спрашивайте и спрашивайте. Будьте любопытными и открытыми своему пространству медитации. Именно так с вами говорит мир.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.103 с.)