Работа с чувственными восприятиями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с чувственными восприятиями



 

Будда осознал, что истинная свобода лежит не в уходе от жизни, а в более глубоком и сознательном вовлечении в еѐ процесс.

 

Мингьюр Ринпоче

 

Чувственные восприятия

 

Вы можете использовать в качестве объекта медитации всѐ, что угодно. Вы можете использовать всѐ, что с вами происходит: возникающие мысли, сильные эмоции или чувственные восприятия. Ваш объект может доставлять вам чистое наслаждение или причинять ужасное страдание. Выбор за вами.

 

Например, если в ходе медитации вы сосредоточиваетесь на запахе, вы можете обнаружить, что думаете: «Какой ужасный запах! Нам не стоит использовать это благовоние!» или «Ох, кажется, они сожгли овсянку, а когда я ем подгоревшую овсянку, у меня случается ужасное несварение и я плохо себя чувствую несколько дней подряд». Вы снова


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


отвлекаетесь, злитесь на повара, собираете вещи и покидаете ретрит. И всѐ это просто из-за запаха!

 

Медитация на чувственных восприятиях: на звуках, визуальных объектах, чувствах, вкусах и ощущениях, – помогает нам увидеть, что для развязывания полномасштабной внутренней войны нам достаточно малейшего повода. Кроме того, наше ощущение восприятия может заставлять нас бегать по кругу и жить в мире фантазий. Это показывает нам, как мы, по сути, сами создаѐм свои страдания, поскольку позволяем простейшим ощущениям вернуть воспоминания, способные вызывать сильные эмоции. С другой стороны, это также возможность войти в удовольствие, наслаждение, радость. Ощущения такие живые, и они могут привести нас прямо в центр настоящего мгновения.

 

Медитация на чувственных восприятиях позволяет нам установить прямую связь со своим непосредственным переживанием, а это наши врата к безграничному переживанию, к безграничному миру. С другой стороны, те же чувственные восприятия могут держать вас в клетке. Звук может вызвать воспоминание о том, что произошло десяток лет назад. Запах может вызвать у вас мысль о том, что вам нужно навести порядок в холодильнике.

 

Когда мы медитируем на чувственных восприятиях, мы останавливаем инерцию мыслей и возвращаемся к звуку, запаху, тактильному ощущению или любому другому чувству, на которое вы решите направлять внимание. Если вы можете начать выполнять эту практику со всеми восприятиями, возникающими в течение дня, вы обнаружите, что, когда у вас возникают сложности, у вас появляются инструменты для практики. Вы привыкаете останавливать инерцию потока мыслей «Здесь что-то не так, и я должна с этим разобраться», «Я неудачник» и любых других привычных историй. Посредством медитации вы тренируетесь останавливать инерцию блуждающего ума и переходить к непосредственному переживанию, которое я назвала «ощутимым чувством переживания».

 

Если вы остановите инерцию и останетесь с ощущаемым переживанием мгновения, то обнаружите дверь к возможности полного пробуждения в этой жизни. Когда мы входим в своѐ непосредственное переживание, это переживание недвойственно. Иными словами, используя свои чувственные восприятия в медитации, мы соединяемся со звуком, запахом и всем, на чѐм сосредоточиваемся, а не разрываемся на части.

 

Самый доступный для большинства людей путь к прямому переживанию

 

– это физическое переживание. Вы ощущаете его в своѐм теле, однако с этим переживанием также связана определѐнная атмосфера: звуки, запахи или визуальные образы. Вне ощущения также присутствует осознавание ощущения. Ваша способность переживать атмосферу ощущения развернѐтся со временем, и в конечном итоге вы сможете


позволить себе открыться широте чувства как объекту своей медитации.

 

 

Звук как объект медитации

 

Люди часто не способны к прямому чувственному восприятию звука, поскольку звук вызывает в них что-то, что затуманивает восприятие. То же самое касается визуальных образов. Вы видите образ и, вместо того чтобы использовать его как объект медитации, перестаѐте видеть объект, поскольку он вызывает у вас столько эмоциональных ассоциаций, что вы теряетесь. Однако вы можете возвращаться к нему. Вы можете просто возвращаться. Для этого требуется признать, что мы приносим с собой в практику много багажа и обусловленных паттернов, которые часто заставляют нас теряться, и тогда мы просто раз за разом возвращаемся к прямому восприятию.

 

Мне известна история одного заключѐнного, которая отражает всю сложность наших чувственных восприятий. Я слышала звуки тюрьмы: они оглушают, поскольку люди сидят в своих камерах и общаются с соседними камерами, а также с камерами на других этажах, посредством крика. Заключѐнные вырабатывают способность разговаривать с теми, кто находится на три этажа выше, и даже способны слышать, как другие заключѐнные ходят взад-вперѐд по своей камере – они отключаются от всего остального и слышат только это. Однако для нетренированного уха этот гомон оглушителен: одновременно происходят сотни таких разговоров, работают телевизоры, раздаѐтся шум. Постоянно слышен ор

– настоящий ор эмоционально заряженных разговоров.

 

В общем, этому мужчине прислали аудиокассету с записью звуков океана. Кто-то узнал, что он занимается йогой, и прислал ему кассету для расслабления. Он надел наушники, чтобы послушать еѐ. Звуки океана казались ему очень расслабляющими. Он решил: я сделаю всем остальным парням одолжение. Я включу звуки океана для всех, и тогда все на этом этаже смогут выдохнуть и расслабиться.

 

Он зарядил кассету в магнитофон, чтобы все могли слышать звуки океана, и это простое действие вызвало настоящую панику. Кто-то сказал: «Вы это слышите? Что это такое?» Тюрьма стояла на воде, и нескольким людям показалось, что запись – это звук поднимающегося океана. Они подняли панику, которая охватила всех. Люди кричали: «Я уже вижу, как заливается вода! Она уже поднялась!» Они кричали охранникам: «Откройте камеры! Вытащите нас! Это потоп!» В общем, звук произвѐл совсем не тот эффект, которого ожидал мужчина.

 

Мне эта история показалась интересной. Возможно, кто-то из вас тоже запаниковал, когда читал историю этого человека, потому что в какой-то момент своей жизни был жертвой наводнения – возможно, волны океана смыли ваш дом, когда вы были ещѐ ребѐнком. Большинству людей звук океана кажется очень успокаивающим. Однако этот звук может быть


 

 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


связан и с совершенно иным смыслом – заключѐнные связали его с историей и подняли бунт, который охватил всю тюрьму.

 

Это идеальный пример того, с чем вы сталкиваетесь, когда практикуете прямое восприятие: прямое переживание без наложенных на него фильтров. Наши восприятия несут с собой багаж. Вот почему важно мягко признавать, что вы потерялись, и мягко возвращаться. Если ваше переживание прямого восприятия подняло на поверхность глубинную травму или вызвало панику, будьте добры к себе и прекратите практику. Вернитесь к практике тогда, когда снова почувствуете готовность к ней.

 

 

Упражнение

 

Звук как объект

 

Сев, чтобы выполнять эту практику, начните с проверки своей позы, сделав еѐ настолько комфортной, насколько это возможно. Постарайтесь не двигаться на протяжении практики. Смысл этого указания не в том, чтобы быть строгими с собой, – оно должно обострить вашу осознанность и не дать вам потратить всѐ время на ѐрзанье и попытки устроиться поудобней.

 

Некоторое время посидите и расслабьте своѐ тело, обращая внимание на всѐ, что происходит в вашем теле и с вашим состоянием ума. Не осуждайте. Просто расслабьтесь и заметьте своѐ настроение, качество своего ума и то, как чувствует себя ваше тело.

 

Затем заметьте окружающие вас звуки. Позвольте звукам быть объектом медитации. Здесь вы выполняете практику шаматхи, в которой выбираете объект медитации и просто позволяете ему быть. Уделите этому звуку всѐ своѐ внимание. Когда внимание отвлекается, просто возвращайтесь к звуку.

 

Сначала слушайте далѐкие звуки. Вы также можете услышать более близкие звуки, например какой-то шорох. Слушайте далѐкие звуки, а если появляются близкие звуки, слушайте и их тоже.

 

Здесь нет ничего хорошего или плохого. Просто расслабьтесь, откройтесь и слушайте. Если вас отвлекают мысли, осознайте это и просто вернитесь к слушанию.

 

Слушайте звук тишины, который может прерываться далѐкими звуками или звуками какого-то движения рядом с вами. Слушайте звук своего сердцебиения.

 

Звук не обязан вас отвлекать – он может быть объектом вашей медитации. Вы можете включить его в медитацию, можете приветствовать его.

 

В конце этой практики просто расслабьтесь. Примите такую позу, которая позволит вашему телу отдохнуть.


Звук – это очень интересный объект медитации. Через него приходит чувство свежести, большого пространства и полного расслабления. В слушании звука есть что-то очень обширное. Впустите звук, позволив ему стать вашей опорой, вашим лучшим другом на пути открытия естественного осознавания вашего ума.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.01 с.)