Будьте с дыханием. Будьте едины со вдохами и выдохами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Будьте с дыханием. Будьте едины со вдохами и выдохами.



 

Оставайтесь очень расслабленными, а если последуете за инерцией мыслей, просто по-доброму отметьте: «мысли». Затем снова вернитесь к вдохам и выдохам; переживайте пребывание с дыханием, позволяя воздуху входить в тело и покидать его.

 

Вы можете направить своѐ внимание на любую боль, напряжение или дискомфорт в теле. Если присутствует боль, дискомфорт или напряжение, позвольте им быть объектами вашей медитации. Просто чувствуйте, переживайте, предоставляйте своѐ лѐгкое, но полностью сострадательное внимание этому месту боли, дискомфорта или напряжения. Позвольте им быть объектами вашей медитации. Не думайте о них – просто чувствуйте ощущение того, что мы называем болью, напряжением или дискомфортом. Направьте своѐ внимание непосредственно на эту точку или область и переживайте ощущение не как «мою боль» или «боль во мне», а как просто ощущение.

 

У меня есть подруга, которая сделала крайне полезное открытие. Ей казалось абсолютно невозможным использовать дыхание как объект медитации, но обычно, когда вы получаете наставления по медитации, в них чаще всего предлагается направить лѐгкое осознавание именно на дыхание. В общем, кто-то научил еѐ использовать в качестве опоры


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


чувственные восприятия, и это показалось ей намного полезней. Например, ощущение кистей, лежащих на коленях, бѐдер и коленей, стоп, прижатых к полу, или ягодиц, сидящих на подушке, позволяло ей действительно открыться тому, что на самом деле имелось в виду под использованием объекта медитации в качестве опоры. Она боролась с астмой, и поэтому ей было очень сложно сосредоточиться на дыхании, однако, когда она начала работать с прикосновением, она смогла по-настоящему погрузиться в свою практику медитации. Это открыло ей дверь к использованию любых объектов как опоры для медитации.

 

 

Вкус как объект медитации

 

Вкус или еда всегда служат прекрасными помощниками на пути пробуждения. На ретритах люди часто начинают с упражнения с едой. Этому учат многие духовные наставники, среди которых и буддийский мастер Тхить Нят Хань. Он рекомендует попробовать съесть дольку апельсина с полным вниманием ко вкусу и текстуре. Когда люди делают это, они замечают один интересный момент: то, как сложно выявить различие между самим вкусом – непосредственным переживанием вкуса

– и мыслями о вкусе.

 

Замечательный пример этого – шоколад. У нас так много мыслей о шоколаде! Возможно, вы считаете его чем-то запретным, чем-то таким, что вы редко себе позволяете, потому что пытаетесь похудеть, но какой-то коварный злодей подарил вам маленькую, красивую коробочку с тремя трюфелями. Возможно также, что вы держитесь за представление об удовольствии, которое должен вам доставить шоколад. Возможно, первый кусочек будет действительно прямым переживанием, потому что вы уже давно не ели шоколада, хотя любите его. Затем вы берѐте трюфель номер два, и спираль всего, что вы приписываете шоколаду и что в него вкладываете, начинает разворачиваться. В этот момент вы теряете прямое переживание.

 

Люди часто говорят мне разные вещи, в том числе:

 

Похоже, работа с чувственными восприятиями – это для меня слишком, поскольку когда объектом медитации может быть всѐ, что угодно, мне кажется, что я разрываюсь на части, что меня постоянно уносит, хотя я знаю, что смысл не в этом.

 

Слыша это, я понимаю, что человек не полностью уловил наставление о том, чтобы возвращаться: просто возвращаться и возвращаться. Я бы хотела ещѐ раз подчеркнуть это, поскольку, когда вы работаете со вкусом, то, сделав первый укус и перейдя ко второму, вы можете действительно заблудиться во втором моменте – сбиться с пути очень легко.

 

Первая секунда всегда свежая. Трунгпа Ринпоче часто говорил, что

 

«Первая мысль – лучшая мысль», хотя в данном случае мы имеем дело


не с мыслью, а с ощущением вкуса. Первая мысль – это свежее мгновение. Если кто-то зовѐт меня: «Ани Пема», и я поворачиваюсь, – это свежее мгновение. Затем наступает следующее мгновение, возникает представление о человеке, ожидание того, что он скажет, или мысли: «О нет, я не хочу с ним говорить», либо: «Какая радость, я как раз хотела его увидеть». Первое мгновение – лучшее мгновение. Наша жизнь полна этих совершенно свежих мгновений, совершенно свежих вкусов.

 

 

Упражнение

 

Вкус как объект

 

Базовое наставление для работы со вкусом – просто оставаться со вкусом. Когда вы откусываете пищу (я рекомендую использовать для практики пищу с ярким, но простым вкусом, например, клубнику или изюм), позвольте себе углубиться во вкус – просто переживайте его. Переживайте не действие жевания, не текстуру еды, а просто ощущение вкуса.

 

Когда вы замечаете, что отвлеклись, просто вернитесь. Если вы погрузились в мысли, это не плохо, это не ошибка. Просто вернитесь к осознаванию вкуса. Тренировка заключается в том, чтобы полностью быть со вкусом. Скажите себе: «Я могу использовать этот вкус, чтобы научиться присутствовать в настоящем. Мне не обязательно улетать. Мне не обязательно тонуть в эмоциях или надоедать себе мыслями. Мне не обязательно усиливать стресс или страх. Я могу остановиться и использовать этот вкус как опору для стабилизации ума, для того чтобы оставаться в настоящем, для того чтобы возвращаться к свежему, непосредственному переживанию».

 

 

Мингьюр Ринпоче писал о своѐм участии в эксперименте института «Ум

 

и жизнь», основанного при поддержке Его Святейшества Далай-ламы. Практикующих медитацию помещали в аппарат фМРТ [3], что позволяло исследователям увидеть графическое отображение процессов, происходящих в мозге опытных практикующих. Учѐные обнаружили, что, когда вы делаете что-то привычное, когда ваш ум работает на автопилоте, когда вас уносит, вы теряетесь в мыслях или вовлекаетесь в свои эмоции, это регистрируется в мозгу как глубокие борозды. Это похоже на борозды привычки, которые углубляются каждый раз, когда вы повторяете то же действие. По сути, это неврологическое объяснение того, почему нам так сложно бросать привычки – наши борозды становятся всѐ глубже и глубже.

 

Однако, когда вы осознаѐте, что задумались, что блуждали в мыслях, когда вы теряетесь в мыслях и вдруг возникает разрыв, это осознание открывает новый нейронный путь. Вы словно создаѐте предрасположенность к тому, чтобы смотреть на мир новым взглядом, к


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


настройке на естественный простор, свежесть и открытость своего бытия

 

и мира. Каждый раз, когда вы направляете свой ум на объект чувственного восприятия и просто присутствуете, происходит одно и то же: открывается новый путь.

 

Итак, в своей жизни вы можете либо усиливать старые паттерны, из-за которых вам становится всѐ сложнее не действовать на автопилоте, не усиливать причины страданий, либо создать предрасположенность к свежему видению, которая на графиках фМРТ выглядит как разблокировка или открытие новых нейронных путей. Иными словами, вы создаѐте своѐ будущее. Выбор, который вы делаете, создаѐт ваше следующее мгновение, ваш следующий час, следующий день, следующий месяц, следующий год. Вся ваша жизнь от мгновения к мгновению определяется выбором, который вы делаете. Я обнаружила, что работа с чувственными восприятиями – довольно эффективный и иногда приятный способ тренировки, позволяющий создавать новые борозды.

 

Взаимосвязь всех восприятий

 

На самом деле вы не можете полностью разделить происходящее в вашем теле, мысли и эмоции. То же самое касается ваших чувственных восприятий. Всѐ это переплетено друг с другом. Вы слышите какую-то музыку или какой-то звук, и возникает сильная эмоция. У вас вдруг появляется визуальное воспоминание и навязчивый сюжет – всѐ это возникает в комплексном опыте. Так что, вместо того чтобы позволить конгломерату переживаний ошеломить вас или сбить вас с толку, вы можете взять любую его часть и использовать еѐ как опору для медитации.

 

С точки зрения пространства и бесконечного потенциала пространства мы видим, что может произойти, и происходит абсолютно всѐ. Проявляется очень много всего: визуальные образы, звуки, эмоции. Это не просто огромный вакуум, в котором ничего не происходит, – это динамическая игра мыслей, эмоций и восприятий, которая происходит постоянно. Мы используем происходящее как друга, как союзника на пути раскрытия фундаментальной свежести, открытости и пробуждѐнности нашего ума.

 

Между всем, что мы переживаем, существует глубокая взаимосвязь. Например, мы можем называть нечто гневом, но в этом есть физический компонент, визуальный компонент, сюжет, текстура и цвет. Ничто не является таким плотным, как кажется. Мы видим, что так называемый гнев очень текуч. Если мы остаѐмся с гневом, он движется и меняется. Если мы используем энергию гнева как объект медитации, он в конечном итоге указывает нам на непостоянство и изменчивость, на то, что мимолѐтность заложена в истинной природе реальности. Если вы хотите


сами пережить мимолѐтность, динамический поток или непостоянство, практикуйте и учитесь быть с чем-то одним: с дыханием, звуком, эмоцией. Таков наш подход.

 

Считается, что глубокое удовлетворение, счастье, духовный рост, ощущение живости и вовлечѐнности в мир имеет место в сфере динамического потока, когда мы устанавливаем связь с текучим, изменчивым потоком явлений. В определѐнном смысле все мы в какой-то степени фундаменталисты. Иными словами, мы застываем там, где фиксируемся. Вместо того чтобы быть с потоком, мы придерживаемся фиксированного видения других: фиксированного видения собственного брата или партнѐра, фиксированного видения самих себя, фиксированного видения ситуации. Всѐ это становится очень тяжеловесным. Однако, если задуматься, по сравнению с реальными трансформационным качеством явлений фиксация и замораживание крайне скучны.

 

Возможно, мне пришлось бы долго убеждать вас, что ваша мать – это не фиксированная личность, которой вы еѐ представляете. Каждый раз, когда вы думаете о своей матери, она является лишь тем, чем вы еѐ всегда видели. «Каждый раз, когда я делаю это, она делает то; она всѐ время говорит это, она верит в то» и т. д. Затем, в один прекрасный день, вы встречаете старого друга своей матери, и вдруг происходит нечто интересное: когда старый друг говорит о вашей матери, кажется, будто он говорит о совсем другом человеке. «Обожаю еѐ чувство юмора. Она такая весѐлая и забавная!» Разумеется, тот факт, что ваша мать также заморозила вас, не слишком хорошо влияет на ситуацию! О ком бы ни шла речь: о вашей матери, партнѐре, сестре, начальнике и т. д., – обычно мы сильнее всего замораживаем людей именно в близких отношениях, однако мы также делаем это применительно к расам, культурам, религиям и политикам, придерживающимся определѐнных взглядов, – мы привыкли использовать свой фундаментализм как источник комфорта. Мы просто говорим: это так. Однако достаточно практиковать медитацию, просто быть со своими переживаниями, со всем, что возникает, позволяя этому быть вашим другом и опорой, вашим союзником в пробуждении, – просто возвращаясь и возвращаясь, присутствуя, подключаясь, входя в настоящее настолько, насколько это вообще возможно, и когда вы отвлекаетесь, и когда возвращаетесь, и вы увидите, что ничто не фиксировано. Нет ничего плотного, кроме концепций, порождѐнных вашим умом: воображаемых, фиксированных идентичностей себя и других, ситуаций или мест.

 

Что касается идеи о том, что у кого-то в вашей жизни есть фиксированные представления о вас, просто продолжайте медитировать. Вас ждѐт сюрприз. Когда что-то меняется с вашей стороны и вы видите, что работают ваши эмоциональные реакции, в динамике происходящего между вами и другим человеком тоже что-то меняется. Может раскрыться что-то новое.


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


Когда мы замыкаемся на фиксированном видении явлений, это даѐт нам ощущение уверенности и безопасности, но это ложная уверенность и ложная безопасность, которые в конечном итоге не приносят удовлетворения. Удовлетворение, которого мы ищем, возникает из распознавания неизбежных приливов и отливов, трансформаций и перемен явлений, из способности видеть естественную истинную природу того, что возникает в настоящем.

 

Часть 5

 

Раскрыть своѐ сердце всему

 

Именно переживание грустного и нежного сердца порождает бесстрашие. Обычно бесстрашие означает, что вы не боитесь, или, что если вас кто-то ударит, вы дадите ему сдачу. Однако мы не говорим о бесстрашии на уровне уличной драки. Подлинное бесстрашие – это продукт нежности. Оно возникает, когда вы позволяете миру пощекотать ваше сердце – ваше ранимое сердце. Вы готовы открыться без сопротивления или стеснения и посмотреть в лицо миру.

 

Чогьям Трунгпа Ринпоче

 

Отказаться от борьбы

 

Один из множества даров медитации в том, что она помогает нам заинтересоваться собственной жизнью с любопытством и широтой видения, вместо того чтобы видеть жизненные сложности как постоянную борьбу. Под борьбой я имею в виду нежелание позволить жизни быть такой, какая она есть. Это очень распространѐнное явление. По моему собственному опыту, мы не просто постоянно отвергаем переживания жизни – очень часто мы непрерывно отвергаем всѐ происходящее!

 

Симптом, который показывает нам истинность этого утверждения, заключается в том, что наш ум постоянно где-то витает. Мы думаем о завтрашнем ужине или о разговоре, который состоялся год назад. Мы размышляем о своѐм списке дел или о том, что нам стоило бы сказать во время вчерашнего разговора. Отвержение собственной жизни не всегда связано с тяжеловесным сюжетом наподобие «Я это ненавижу» или «Эти отношения, работа или машина мне не подходят». Во многих случаях мы даже можем съесть целую коробку шоколада с идеей, что делаем самую приятную вещь в мире, но факт в том, что мы редко позволяем себе съесть даже кусочек шоколада с полным присутствием.


Ум – ум-обезьянка, дикий ум – блуждает. И всѐ же в пространстве открытого осознавания, которое мы развиваем на подушке для медитации, всѐ, что возникает, становится нашей опорой для тренировки

 

в присутствии. Чтобы достичь места отсутствия борьбы, мы позволяем абсолютно всему происходящему в нашей практике и в нашей жизни быть опорой для присутствия. Это требует колоссальной перемены в отношении. Вместо того чтобы видеть во всѐм проблемы, препятствия нашему счастью или даже препятствия для медитации и присутствия («Я мог бы присутствовать в настоящем, если бы здесь не было так шумно» или «Я мог бы присутствовать в настоящем, если бы у меня не так болела спина»), мы можем увидеть в этом учителя, показывающего нам то, что мы должны знать.

 

Всѐ является опорой для нашего пробуждения. Наши обусловленные паттерны заставляют нас жаловаться и жаловаться. Обвинять и обвинять. Один из главных способов не присутствовать – это обвинять. Мы обвиняем себя. Мы обвиняем других. Я часто вижу, как ученики винят внешние обстоятельства или собственные тела и умы в том, что не могут присутствовать в настоящем. Но задумайтесь: ваш собственный ум, а также то, как вы воспринимаете внешние обстоятельства, требует вашего внимания и уважения. Вы можете подружиться с обстоятельствами, можете развить сострадание к своим обстоятельствам и к самим себе. Что произойдѐт, если вы это сделаете?

 

Недавно я услышала такое определение удовлетворѐнности:

 

Знать, что всѐ вам необходимое содержится в настоящем моменте.

 

Неудовлетворѐнность и недовольство подобны фоновому шуму, отвлекающему нас от принятия нашей жизни и настоящего момента. Если мы глубоко примем всѐ, что возникает, то в конце концов сможем попробовать на вкус, понюхать, услышать и почувствовать то, что действительно происходит, прикоснуться к этому.

 

Когда мы воздерживаемся от отталкивания собственных переживаний,

мы уходим от ярлыков «да» и «нет», «хороший» и «плохой»,

 

«приемлемый» и «неприемлемый». Это очень важный момент. Именно

 

это позволяет нам полностью участвовать в жизни. Вы не можете

исключить того, что называете «плохим», и по-прежнему ожидать, что

 

будете испытывать всю гамму того, что называете «хорошим». Иными

 

словами, если вы отгораживаетесь от некоторых переживаний, в

конечном счѐте вы также будете выстраивать стены перед тем, что

 

могло бы быть хорошим. Тренировка в медитации напоминает нам

 

всегда возвращаться к нашему непосредственному переживанию –

 

такому, какое оно есть.

 

Жизнь, или постмедитация, склонна сталкивать нас с множеством обстоятельств и множеством препятствий, которые способны завязать нас в узел. Когда медитация подходит к концу, когда срабатывает таймер и вы покоитесь в открытом осознавании, позволяйте всему быть так, как


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


есть. Тогда, обычно довольно быстро, у вас начинает получаться пребывать в покое. Однако часто в этот момент возникают, а иногда просто накатывают, мысли. Не успеваете вы опомниться, как оказываетесь скручены в узел. Когда что-то происходит, вам не обязательно навешивать на это ярлык «неправильно», «ужасно» и т. п. – вы можете просто использовать всѐ, что возникает, как объект медитации. Медитация – это полное отсутствие борьбы с тем, что возникает. Мысли – такие, как есть, эмоции – такие, как есть, визуальные образы – такие, как есть, звуки – такие, как есть, – всѐ – такое, как есть, и нет ничего привнесѐнного.

 

Недавно я смотрела видео с Мингьюром Ринпоче, в котором он говорил:

 

Ум подобен пространству – обширному, безграничному пространству, где возникает абсолютно всѐ: визуальные образы, звуки, запахи, вкусы, мысли, эмоции, боль в теле, наслаждение в теле. Всѐ возникает в этом пространстве, и это ничем не отличается от возникновения в космосе галактик, планет и звѐзд.

 

Затем он сказал:

 

Космос не говорит: «Мне нравится эта галактика, но не нравится вон та».

 

Все звѐзды и все мысли в какой-то момент исчезают. Позвольте своим переживаниям возникать и исчезать, подобно звѐздам на бескрайнем небе вашего ума. Ничто не обязано быть слишком уж большой проблемой.

 

Отсутствие борьбы с тем, что возникает в вашей жизни, это акт дружелюбия. Это позволяет вам полностью участвовать в своей жизни. Это позволяет вам жить от всего сердца.

 

 

Упражнение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.055 с.)