Использование воспоминания как опоры для медитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование воспоминания как опоры для медитации



 

Посидите минуту и вспомните болезненное событие, которые вы могли бы использовать в этом упражнении. Возможно, это воспоминание о том, как вас критиковали. Иногда люди используют воспоминание, а иногда – провоцирующий визуальный образ.

 

Затем найдите приятную эмоцию. Припомните событие или визуальный образ, вызывающий приятную эмоцию, например, ситуацию, когда вас хвалят. Некоторое время подумайте об этом. Побудьте с воспоминанием или визуальным образом, вызывающим позитивные чувства.

 

Удерживая в уме болезненную эмоцию или приятную эмоцию, начните сессию медитации. Направьте ум на дыхание, для начала позволив дыханию быть вашей опорой. Позвольте дыханию быть вашим другом в тренировке присутствия в настоящем. Если ум отвлекается, а обычно он это делает, просто вернитесь к дыханию. Продолжайте так некоторое время – например, пять минут, а затем покойтесь в открытом осознавании.


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


Вспомните, что всѐ что угодно может возникать в пространстве и быть опорой для вашей тренировки. Итак, сейчас сконструируйте в уме или, используя воспоминание или образ, зародите в своѐм осознавании неприятную эмоцию и направьте на неѐ внимание. Попробуйте установить связь с текстурой этого чувства. Если бы кто-то попросил вас описать это чувство или эмоцию, как бы вы его описали? Полностью направьте своѐ внимание на саму эмоцию – такую, какая она есть.

 

Некоторым людям помогает в практике ощущение температуры и текстуры эмоции или еѐ местоположения в теле. Одним людям это даѐтся легко, другим – довольно тяжело. Просто делайте всѐ, что можете, чтобы оставаться в настоящем с неприятной эмоцией. Практикуйте таким образом непродолжительное время, а затем снова покойтесь в открытом осознавании.

 

Если в какой-то момент ваш ум отвлечѐтся, мягко верните его в

 

настоящее, не комментируя происходящее как «правильное» или

«неправильное». Наши эмоции часто затягивают нас в историю или

 

мысли. Когда возникают мысли, замечайте их, замечайте мышление, а

 

затем возвращайтесь к чувству или эмоции. Там, в непосредственном

 

моменте эмоции, в еѐ прочувствовании, лежит возможность перехода к

открытости и приятию. Вы сами убедитесь, что это освобождает и в

 

конечном счѐте придаѐт стабильность.

 

Я предлагаю вам отнестись к своим эмоциям с любопытством и позволить себе войти в них, чтобы вы могли ощутить эту открытость. Именно так раскрывается сердце. Именно так возникает сострадание – к самим себе и к другим.

 

Теперь повторите описанное выше упражнение, на этот раз вспомнив приятную эмоцию.

 

 

Учитель не может сказать ничего, что остановило бы вас от движения по колее ваших эмоций, ведущей от эмоций к мыслям, а затем – к обострению эмоций. Вам нужно войти в свои эмоции – нужно посидеть с ними в медитации, чтобы начать осознавать, как они создают для вас препятствия. Эмоции напоминают текучее, динамическое, живое качество воды, однако мы замораживаем их, превращая в лѐд, когда отталкиваем их или позволяем им усугубиться. Мы превращаем свои эмоции в замороженные объекты и вкладываем в них свою «истину», в результате чего они обретают большую власть над нами. Итак, мы снова

 

и снова тренируемся возвращаться к объекту медитации, чтобы отсечь это качество фиксации. Цепляние и фиксация – вот что мы на самом деле пресекаем.

 

Надеюсь, что с годами ваша мотивация делать это каждый раз, когда вы замечаете, как ум-обезьянка пытается двигаться в десяти разных направлениях одновременно, будет только расти. Надеюсь, что вы уже сейчас крайне мотивированы возвращаться и открывать истинную


природу ума. Вы позволяете себе установить связь с естественным, открытым состоянием своего ума и начинаете растворять древний привычный паттерн фиксации и цепляния. Медитация помогает нам неагрессивно, мягко и дружелюбно прервать фиксацию на эмоциях, поскольку мы приглашаем в процесс расслабление и простор. Мы учимся распознавать текучесть своих эмоций, погружаясь в них и позволяя им уходить, подобно облакам, пролетающим по небу.

 

Сделать грязную работу

Я читала расшифровку выступления Понлопа Ринпоче, где он сказал:

 

В процессе раскрытия природы будды, в процессе раскрытия открытого, нефиксирующегося качества своего ума мы должны быть готовы выполнять грязную работу.

 

Иными словами, он говорил, что мы должны быть готовы работать с теми эмоциями, которые вызывают у нас тревогу и кажутся действительно мрачными.

 

У всех нас есть такие эмоциональные переживания, которые вселяют ужас, и, если мы хотим пережить своѐ естественное состояние, мы должны быть готовы пережить эти эмоции – действительно пережить своѐ эго и цепляния своего эго. Это может казаться пугающим, негативным и даже безумным. Большинство из нас сознательно или бессознательно желает, чтобы медитация была расслабленной сессией, в ходе которой нам не пришлось бы иметь дело с чем-либо неприятным. Вообще-то многие люди ошибочно считают, что медитация должна быть именно такой. Они верят, что медитация включает всѐ, кроме того, что вызывает неприятные чувства. Если же что-то вызывает неприятные чувства, нужно отметить это как «мысли», засунуть эти «мысли» подальше и врезать им по голове молотком. Если вы чувствуете даже малейший намѐк на панику по поводу того, что вот-вот возникнет какое-то неприятное чувство или переживание, вы используете ярлык «мысли», чтобы подавить это и спешите вернуться к объекту медитации в надежде, что вам больше никогда не придѐтся попадать в то некомфортное место.

 

Однако Понлоп Ринпоче добавил к своему первоначальному посланию кое-что очень важное. Он сказал, что без прямого переживания собственных эмоций мы никогда не прикоснѐмся к сердцу природы будды. Мы никогда не услышим настоящего послания пробуждения. Если можно так выразиться, единственный путь – это путь насквозь. Но что означает слово «пережить»? И как мы можем пережить эмоции? Как мы можем пережить весь тот негативный, тревожащий и выбивающий из равновесия материал, которого мы обычно избегаем? Как нам сделать эту грязную работу?


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


Понлоп Ринпоче говорит:

 

Лишь действительно почувствовав вкус собственного переживания эмоций, вы почувствуете вкус просветления.

 

Природа будды и естественное состояние включают не только радостные и сладкие эмоции – природа будды включает всѐ. Она спокойная и тревожная, взбаламученная и неподвижная, горькая и сладкая, комфортная и дискомфортная. Природа будды включает в себя открытость всему этому и обнаруживается в центре всего этого.

 

Поскольку наше восприятие двойственное, а наше мышление чѐрно-белое, мы вешаем на всѐ ярлыки «хорошее» и «плохое» и закрываемся, когда возникает сильная энергия. Мы связываем эту сильную энергию с различными мыслями: с воспоминаниями о прошлом или фантазиями о будущем, и тогда происходит нечто удивительное – мы называем это «переживанием эмоции». По сути эмоции – это просто чистая энергия, однако в силу двойственного восприятия мы отождествляем эмоции с «собой», так что они становятся очень зажатыми. Теперь это замороженная энергия. Трунгпа Ринпоче однажды сказал:

 

Эмоции состоят из энергии, которую можно сравнить с водой, а также из двойственного процесса мышления, который можно сравнить с красителем или краской. Когда энергия и мысли перемешиваются, они становятся яркими и разноцветными эмоциями. Концепции дают энергии определѐнное местоположение, ощущение отношения, которое делает их яркими и сильными. По сути, причина, по которой эмоции вызывают дискомфорт, боль и фрустрацию, в том, что наши отношения с ними не до конца ясны нам самим.

 

Иначе говоря, сама энергия не представляет проблемы. Мы всегда связываем свои эмоции с мыслями – мы чего-то боимся, на кого-то злимся, чувствуем одиночество, стыд или сексуальное желание по отношению к самим себе или ещѐ кому-то. Наши эмоции включают в себя длинный внутренний разговор, кроме того, по моему опыту, часто бывает сложно отличить мысль от эмоции. В ходе любой сессии сидячей медитации, в течение любого получаса нашей жизни возникает и исчезает множество эмоций и мыслей. Однако нам не нужно лезть из кожи вон, пытаясь всѐ разложить по полочкам. Нам не нужно привязываться к смыслу того, что возникает, а также прочно отождествляться со своими эмоциями. Всѐ, что нам нужно, – это позволить себе переживать энергию, которая со временем начнѐт проходить сквозь нас. Обязательно начнѐт. Однако нам нужно пережить эмоцию, а не думать о ней. Здесь мы делаем то же, о чѐм я говорила в наставлениях по медитации на дыхании: переживаем, как дыхание входит и выходит, стараемся найти способ вдыхать и выдыхать, не думая о дыхании, не концептуализируя его и не отслеживая его.

 

Я часто называю это ощутимым чувством наших эмоций. Возможно, термин «ощутимое чувство» ничего вам не объяснит. Например, вы


можете испытывать ужас. Вероятно, у вас есть сюжет, связанный со страхом чего-то такого, что должно вот-вот случиться. Однако если вы сможете найти способ прервать внутренний разговор, тянущийся через всю вашу практику медитации, всего лишь на несколько мгновений, вы можете действительно ощутить ужас – его невербальное переживание. Вы можете позволить себе физически осознать ужас. Почувствуйте его: почувствуйте сжатие и напряжение. Можно пойти ещѐ глубже: вы можете пережить текстуру ужаса как покалывание или жар, холод или остроту в своей груди.

 

Одно из моих первых настоящих переживаний эмоций было очень интересным. В тот период я испытывала сильное перенапряжение и ничего не могла с этим поделать. В нашей жизни такое случается сплошь

 

и рядом. Я никуда не могла деться от человека, который меня провоцировал. Это было в монастыре, где я живу. Нам приходилось жить в непосредственной близости друг с другом, и это поднимало на поверхность давние воспоминания и обусловленные прошлым паттерны. Так часто бывает с сильными эмоциями. В нас заперто много всего. И весь процесс может быть довольно иррациональным. Мы словно собаки, которые приходят в ужас от определѐнного звука. Мы видим какое-то выражение лица, кто-то обращается с нами определѐнным образом, кто-то нам о чѐм-то напоминает, или же мы просто слышим определѐнный тон в голосе, и вдруг нас охватывает ощутимое чувство ужаса, гнева или глубокой грусти. Обычно мы даже не осознаѐм этого – мы просто реагируем так, как всегда реагировали.

 

В данном случае ситуация провоцировала во мне чувство беспомощности, поскольку эта женщина испытывала ко мне сильную неприязнь, но не желала говорить со мной об этом. Ситуация вызывала во мне чувство бессилия, неспособности обрести контроль над происходящим, неспособности всѐ исправить. Я не могла заставить еѐ полюбить меня и даже не могла заставить еѐ поговорить со мной об этом. Мои обычные стратегии точно не работали, так что я оказалась обнажѐнной перед этим повторяющимся кошмаром. Я постоянно встречалась с ней в коридорах – она холодно проходила мимо, и, о ужас, это поднимало на поверхность все обусловленные паттерны и мнимые обиды, которые, казалось, копились веками.

 

Тогда я подумала: «Вот он, мой шанс. Возможно, если я действительно погружусь в это, я сделаю так, что подобная проблема больше не возникнет ни в этой жизни, ни в какой другой». Итак, однажды ночью я отправилась в зал для медитации. Я просидела там всю ночь, поскольку испытывала сильнейшую боль и не знала, что ещѐ могу сделать. Моя боль была такой сильной, что я почти не думала. Иногда боль выбивает из головы все мысли – вы сидите с болью и как будто немеете на всех уровнях.

 

Пока я сидела, я начала ощущать качество того, что переживала в отношении происходящего между мной и этой женщиной. Возникло


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


телесное воспоминание о том, как я была маленьким ребѐнком, но оно не походило на воспоминание о травматическом опыте или о чѐм-то подобном. Я просто осознала – на клеточном уровне, что вся структура моего эго, вся моя личность была устроена так, чтобы никогда не соприкасаться с этим конкретным чувством. Я начала переживать глубокое чувство неадекватности, словно со мной было что-то не так. Я осознала, что моѐ переживание было полной смертью эго.

 

Прочувствовав это переживание, я начала осознавать силу слов и мыслей об эмоциях направлять нас по ложному пути. Мы совершенно сбиваемся с пути из-за своих стратегий, которые всегда предназначены для избегания переживания чувств. Так что какой бы ни была эмоция: совершенно чудесной, коренной болью нашей эгоструктуры (как в моѐм случае), сильной или более мягкой – нам легко сбиться с пути и погрязнуть в историях и мыслях об этой эмоции. Далее эмоция усугубляется и порабощает нас.

 

Вам придѐтся проделать грязную работу со своими эмоциями. Медитация позволяет нам прочувствовать их, прожить их, полностью ощутить их вкус. Она даѐт нам глубокое видение того, почему мы делаем то, что делаем, и почему другие делают то, что делают. Из этого видения рождается сострадание. Такое прозрение также начинает приоткрывать дверь к природе будды и полному, открытому простору, доступному тогда, когда мы не блокируем своих чувств. Когда я смогла позволить себе прочувствовать свои эмоции, это полностью освободило меня.

 

Понлоп Ринпоче сказал:

 

До тех пор, пока вы не установите настоящих отношений с нежелательными или неприятными вещами в своей медитации, они заслоняют собой всѐ. Пока вы не начнѐте работать с ними, у вас не будет качества движения по пути пробуждения.

 

Быть с переживанием

 

Английский учитель Дхармы Аджан Амаро сказал:

 

То, что угрожает эго, освобождает сердце.

 

Здесь он указывает на то, что мы практикуем медитацию, поскольку она является средством распутывания и растворения ограничивающих нас привычек и позволяет нам открыть свои сердца. Парадоксально, но, если мы испытываем эмоцию, которая кажется крайне угрожающей и ужасной, пришло время побыть с еѐ переживанием. Как я уже упоминала, Трунгпа Ринпоче говорил, что по определению эмоция – это энергия, смешанная с мыслями.


Если вы можете отпустить мысли или прервать разговор, у вас остаѐтся только энергия. Однако вам следует бдительно наблюдать за этим в своей практике медитации: сильные эмоции отвлекают ваше внимания от дыхания, но отвлекают его не на саму эмоцию. Можно подумать, что сильная эмоция отвлекает внимание от дыхания на саму себя, но на самом деле она отвлекает вас от переживания. Вот что происходит на самом деле. Возникает сильная эмоция, и следующие за ней действия нашего ума, наших слов или наших поступков отвлекают нас от энергии.

 

В нескольких предыдущих главах я старалась указать на важность переживания эмоций как части нашего пути к пробуждению, к более искренней и полной жизни. Мы делаем это, когда тренируемся в медитации, однако мы также должны делать это на протяжении дня, поскольку эмоции, конечно же, возникают и в так называемой постмедитации. Возможно, вы один из тех людей, у которых в медитации всѐ гладко и не поднимаются никакие сложные эмоции. Это происходит со многими из нас, особенно в начале практики. Однако, как только на ретрите вам достаются обязанности, вынуждающие вас работать с человеком, который вам не нравится, или приходится сделать телефонный звонок, которого вам хотелось бы избежать, эмоции расцветают во всей красе. Понаблюдайте за тем, как эмоции хватают вас за воротник и контролируют в подобных ситуациях в постмедитации.

 

Когда возникает сильная эмоция, она отвлекает наше внимание. Предположим, мы тренируем внимание: практикуем присутствие в настоящем, ненапряжѐнное и открытое пребывание, расслабление в настоящем мгновении. Мы практикуемся или тренируемся присутствовать в настоящем. Мы тренируем мягкое, открытое внимание ко всему, что происходит: на уровне ума, визуальных образом и звуков. Это полная открытость всему, что возникает. Однако когда возникает сильная эмоция, обычно она отвлекает нас. В медитации сильная эмоция отвлекает ваше внимание от дыхания – вы полностью захвачены ей и тут же срываетесь с места, поскольку она перемешана с вашими мыслями.

 

Когда это происходит, мы, как правило, прибегаем к той или иной стратегии: мы объявляем войну и переходим к агрессии, создавая сюжет

 

о «них», «мне» и «если бы только». Мы можем искать способы уничтожить, обвинить, поквитаться. Мы начинаем продумывать план мести. Иногда при возникновении сильной эмоции мы прибегаем к стратегии поиска комфорта. Мы бежим и прячемся от эмоции. Мы отвлекаем себя телевизором, едой или другим зависимым поведением поиска удовольствий. Мы бываем одержимы поиском способов избежать встречи с чем-то или определѐнного чувства. Мы можем отвлекать себя, обращаясь к приятным воспоминаниям, или планировать что-то на будущее. Мы также ищем комфорта, накачивая себя мыслями о том, какие мы хорошие и как мы кого-то проучим, докажем свою правоту и


 

 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


т. д. и т. п. Во всех этих случаях данные стратегии уводят нас от сырого, реального, непосредственного переживания в настоящем.

 

Мы также отвечаем на возникновение сильных эмоций контролем. У нас есть методы или стратегии, которые мы применяем, чтобы заставить ситуацию принять благоприятный оборот. Мы сами не успеваем заметить, как уже чувствуем множество других эмоций, которые на самом деле отвлекают нас от изначально возникшего чувства. Например, если возникает дискомфорт, которого мы, вообще-то, боимся, то мы можем разразиться слезами, впасть в паранойю или ярость, начать завидовать или испугаться. Наши стратегии избегания постоянно усложняются. Стратегии избегания могут иметь множество проявлений – даже таких, как болезнь. Я много болела. Болезнь – это не всегда стратегия, однако если вы часто болеете, то можете начать использовать это как стратегию. Возникает сильная эмоция, и вы тут же лишаетесь сил. Ваша болезнь может быть настоящей, а может быть ухищрением, к которому вы прибегаете. Обратите внимание на то, что говорите себе, когда ощущаете гневную эмоцию. Что происходит дальше: какие истории вы себе рассказываете? Становится ли ваш ум чрезмерно критикующим? Остаѐтесь ли вы добрыми к себе, когда возникает эмоция?

 

Работая с учениками один на один, я часто слышу, как они осуждают себя, когда в ходе практики у них возникают эмоции. Я слышу: «У меня никогда это не получается», «Я не могу это сделать» или «Это слишком сложно». Вы вините либо себя, либо что-то ещѐ: «Это тупая техника» или «Это пустая трата моего времени». Мы заставляем себя продумывать всевозможные негативные мысли.

 

Я часто говорю своим ученикам: просто будьте с переживанием, не веря историям и мнениям о нѐм. Войдите в своѐ тело, начните вдыхать и выдыхать, одновременно стараясь удерживать переживание. «Удерживать переживание» не значит пытаться зафиксировать его. Скорее, это смелый акт, признающий нашу уязвимость и человеческую природу. Из этого смелого акта удержания переживания возникает совершенно естественная теплота к самим себе и всем существам.

 

Обещаю вам, что, когда вы позволите себе полностью переживать свои эмоции в их сыром виде, вам откроется совершенно новый способ видеть мир и переживать любовь и сострадание.

 

Дышать вместе с эмоцией

 

Когда возникает сильное чувство, его часто сопровождает сильный привычный паттерн. Некоторые эмоции автоматически заставляют вас оправдываться, защищаться, воспроизводить какую-то историю, искать удовольствия и т. п. Именно здесь мы прекращаем своѐ движение по


пути пробуждения. Кроме того, именно в этом месте мы могли бы значительно продвинуться по пути, если бы только были готовы позволить своим мыслям и эмоциям стать частью пути. Когда возникает эмоция, войдите в своѐ тело, вдыхайте и выдыхайте, одновременно испытывая эмоцию. Если вы просто перейдѐте к дыханию, не переживая эмоцию, это может стать способом подавления эмоции.

 

Например, возникает гнев, и вы переходите к дыханию, чтобы остудить свой гнев. Однако вы также хотите действительно переживать скрытую энергию гнева до тех пор, пока она не потеряет над вами власти.

 

Остужение гнева – вдохи и выдохи – немного помогает, однако гнев остаѐтся с вами, готовый вспыхнуть в любой момент, как только возникнут соответствующие причины и условия. Он всѐ ещѐ с вами, он всѐ так же силѐн, и вы всѐ так же, а может быть, и больше, боитесь его. Поскольку каждый раз, когда вы его подавляете, он становится для вас ещѐ страшней, он также всѐ больше становится вашим врагом. Он больше и сильнее вас.

 

Итак, переживайте эмоции. Дыхание – это способ оставаться в настоящем, оно – ваш якорь. Мой опыт и опыт других практикующих медитацию показывает, что, если вы просто погрузитесь в переживание чувства без дыхания, вы можете утонуть в нѐм. Оно ошеломит вас.

 

Вам нужно дышать вместе с эмоцией, а не выдыхать еѐ. Если эмоция всѐ-таки растворяется, это нормально. Так уж получилось, так бывает. Пусть будет так. Однако смысл в том, чтобы войти в свои переживания, а не в стратегии и концептуальные способы существования. Вы вдыхаете эмоцию и пребываете с ней. Вообще-то вы и есть она. Вы даже можете представлять, как вдыхаете эмоцию в своѐ сердце. Представляйте, что вдыхаете еѐ в своѐ сердце – в огромное сердце, если это вам помогает. Вдыхание эмоции – это основа эмпатии, способности встать на место другого. Вы чувствуете гнев, страх, ревность или нужду, а затем, когда вы вдыхаете эту эмоцию, возникает осознание того, что миллионы и миллиарды людей прямо сейчас чувствуют то же самое, они чувствовали это в прошлом и будут чувствовать это в будущем. Вы прикасаетесь к универсальному опыту. Для вас он может быть связан с особым сюжетом, однако это универсальный опыт.

 

Это не просто, однако важно позволить себе переживать все чувства и всѐ сопротивление, которые у вас возникают. Например, я обнаружила, что часто, начиная работать с эмоциями, многие люди засыпают, потому что не хотят работать с ними. Если вам кажется, что это относится и к вам, вы можете просто переживать сонливость. Вы приближаетесь к способу включить эмоциональные страдания в свой путь к пробуждению.

 

Кен МакЛод утверждает, что для подлинного переживания чего бы то ни было в настоящем мгновении вам нужно не выбрать два пути бегства. Во-первых, вы решаете не отыгрывать свои эмоции через речь, действия или поступки. Во-вторых, вы решаете ничего не подавлять. Это


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


стандартное наставление по медитации, которому вы можете следовать по жизни: не отыгрывайте и не подавляйте. Попробуйте не делать ни того, ни другого и посмотрите, что получится.

 

Когда вы отыгрываете, энергия вашей эмоции направляется в действие. Иными словами, вы выводите энергию из первоначального некомфортного переживания. Я обнаружила, что, когда мы это делаем, энергия снова и снова возвращается. Когда же вы подавляете, энергия, от которой вы стремитесь сбежать, оказывается запертой в вашем теле и проявляет себя как физическая боль или болезнь.

 

Мингьюр Ринпоче сказал, что, когда вы используете эмоции как опору и друга, вместо того чтобы перенаправлять или подавлять их, может произойти одно из трѐх событий. Во-первых, может случиться так, что, когда вы направляете внимание на эмоции, они исчезают. Во-вторых, они могут усилиться. Именно это часто происходит со мной. В-третьих, эмоции могут остаться прежними. Мингьюр Ринпоче говорит:

 

Они исчезают такими, какие есть. Они усиливаются такими, какие есть.

 

Они остаются такими, какие есть.

 

Вы не ждѐте какого-то определѐнного результата, а также не навешиваете на эти переживания ярлыков «хорошо» или «плохо».

 

Один момент, который замечаю я сама, а также многие другие практикующие медитацию, заключается в том, что, когда мы остаѐмся со своими эмоциями и дышим с ними, со временем эмоции могут трансформироваться. Тогда мы действительно понимаем, что эмоции – это просто энергия. Мы видим, что эмоции – это просто энергия, привязанная к нашим мыслям и историям. Гнев преобразуется в грусть, в одиночество или даже в счастье. Всѐ это возможно. Если вы начинаете замечать это, хочу вас поздравить: добро пожаловать в линию практикующих медитации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.065 с.)