Прикосновение к настоящему мгновению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прикосновение к настоящему мгновению



 

В начале сессии медитации может быть полезно проверить состояние своего ума. Посмотрите, где ваш ум прямо сейчас. Чтобы обнаружить себя в настоящем моменте, может быть полезно задать себе серию вопросов, которые помогут вам установить связь со своим умом, осознать, что происходит в этот самый момент.

 

 

Итак, первый вопрос: что вы чувствуете?

 

 

Можете ли вы установить связь со своими чувствами? Возможно, вы осознаете своѐ настроение или физическое тело, качество сонливости или умиротворѐнности, возбуждѐнности или физической боли и т. д.

 

Можете ли вы установить связь с этим невербально и просто ощущать то, что чувствуете?

 

Немного уточним вопрос: присутствуют ли какие-то эмоции? Можете ли вы быть с ними? Можете ли вы установить с ними связь?

 

Мы не говорим о том, чтобы давать всему имена, вспоминать всю историю эмоции и т. п. Просто будьте с тем, что вы чувствуете прямо сейчас.

 

Испытываете ли вы прямо сейчас какие-то физические ощущения? Боль, напряжение, расслабление?

 

Как насчѐт ваших мыслей? Каково прямо сейчас качество ваших мыслей? Возможно, ваш ум чем-то сильно занят? Возможно, он довольно сонный? Или на удивление неподвижный? Каковы ваши


мысли: безудержные, спокойные или притуплѐнные? Навязчивые или мирные?

 

Если бы я спросила вас лично: «Каково качество вашего ума в данный

 

момент? Какой он: неподвижный, дикий, притуплѐнный или какой-то ещѐ?», что бы вы ответили?

 

Надеюсь, эти вопросы помогут вам соприкоснуться с собой и установить

 

с собой глубокую связь. Я предлагаю вам начинать медитацию с этих вопросов. С практикой вы обнаружите, что вам не обязательно последовательно задавать все вопросы из списка, чтобы вернуть себя в настоящий момент, когда вы сидите на подушке. Это будет происходить автоматически. Ваше намерение просто в том, чтобы увидеть, где находится ваш ум, и стабилизировать его перед началом практики.

 

 

Упражнение

 

Сканирование тела

 

Ещѐ один, на мой взгляд, эффективный способ проверить своѐ состояние и вернуть себя в настоящий момент перед началом сессии медитации – это выполнить сканирование тела. Вы можете начать стоя. Сделайте глубокий вдох и выдох.

 

Вы можете полностью просканировать тело очень быстро, и смысл в том, чтобы направить ум на каждую часть тела, ощутив, как эта часть тела себя чувствует в настоящий момент. Итак, например, раз уж вы стоите, вы можете направить внимание на подошвы ног и заметить то, что в них происходит. Возможно, ваши подошвы занемели, а возможно, они чувствительны и в них ощущается покалывание. Вероятно, сканируя тело, вы не сможете почувствовать какие-то части тела. Если вы ощутите боль – это не страшно, просто позвольте себе заметить и почувствовать еѐ. В общем, направляйте своѐ открытое осознавание на каждую часть тела. Это упражнение на внимательность, упражнение на внимание к физическому телу.

 

Итак, для начала минуту постойте. Вы можете стоять с открытыми глазами или закрыть их. Просто направляйте свой ум, свой свет, своѐ мягкое внимание на каждую часть тела. Я люблю давать себе примерно по десять секунд тишины, чтобы побыть с каждой частью тела.

 

Начните сканировать тело. Подошвы ног. Задняя часть лодыжек. Икры. Задняя сторона коленей. Задняя поверхность бѐдер. Ягодицы. Низ спины. Середина спины. Верх спины и плечи. Руки. Подмышки. Задняя поверхность верхней части рук. Локти. Задняя поверхность нижней части рук. Тыльная сторона ладоней. Ладони. Тыльная поверхность пальцев. Кончики пальцев. Передняя сторона рук. Передняя сторона нижней части рук. Передняя сторона верхней части рук. Плечи. Задняя поверхность шеи. Затылок. Задняя сторона ушей. Макушка. Лоб. Глаза. Нос. Щѐки. Рот. Губы. Язык. Зубы. Подбородок. Горло. Грудь. Солнечное сплетение.


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


Живот. Пах. Гениталии. Передняя поверхность коленей. Колени. Голени.

 

Верхняя часть ступней. Кончики пальцев ног.

 

Просканировав все эти части тела, попробуйте ощутить всѐ тело целиком: оно стоит и расслаблено – или, может быть, не совсем расслаблено и всѐ-таки стоит в настоящий момент.

 

Шестичастная поза

К настоящему моменту вы стабилизировали свой ум настолько, насколько могли. Вы призвали своѐ внимание в настоящий момент. Вы почти готовы начать формальную практику медитации. Но как вам сесть, чтобы начать?

 

В какой бы традиции вы ни обучались, в медитации всегда делается акцент на хорошем, прямом положении, в котором вы не сутулитесь, благодаря чему энергия может свободно двигаться по вашему телу. Внимание к расслабленной и в то же время устойчивой позе также обусловлено соображениями комфорта. Меня саму учили обращать внимание на то, чтобы в позе для медитации моѐ сердце было открыто: открытое сердце и сильная спина. Вообще-то это жест невероятной смелости – сесть прямо, когда вы замечаете, что клонитесь вниз, когда замечаете, что закрываетесь. Сидя с раскрытой грудью, вы даже можете помочь своему уму и сердцу открыться.

 

Итак, голова и торс, то есть всѐ от вашей шеи до талии, подобно прямой линии, проходящей от макушки головы через всѐ тело. Если вы заметили, что сгорбились, просто снова выпрямитесь. Откройте своѐ сердце.

 

Хорошая поза для сидячей медитации, позволяющая нашему телу быть расслабленным и стабильным, подразумевает внимание к шести частям: сиденью, рукам, торсу, глазам, лицу и ногам.

 

 

Сиденье

 

Для начала вам нужно найти хорошее, устойчивое сиденье. Иногда я называю это плоским дном, но по сути это просто стабильная опора. Люди сидят на разных сиденьях: кто-то сидит на плоской земле, кто-то на гомдене, кто-то на зафу, а кто-то на стуле. Каждому из нас нужно найти то, что придаѐт ощущение баланса. Каждому из нас нужно найти хорошую опору.

 

 

Руки

 

Обычно руки сложены в мудре «покоящегося ума», то есть просто покоятся на ваших бѐдрах, так, что ладони направлены вниз. Если руки лежат на бѐдрах слишком высоко, ваше тело разбалансируется, и это


может сделать вашу сидячую позу напряжѐнной и болезненной. Если же ваши руки слишком низко, это также выводит ваше тело из равновесия. Вам нужно найти для рук такое комфортное место, чтобы вы ощущали, что тело хорошо сбалансировано: торс комфортно выпрямлен и вы не заваливаетесь ни вперѐд, ни назад.

 

Если вы ощущаете сонливость, можете использовать другое положение рук: дзен-мудру, в которой одна ваша ладонь лежит на другой и вы соединяете руки таким образом, что они образуют овал. Большие пальцы почти касаются друг друга, но не совсем. Вы не укладываете свои руки на бѐдра – вместо этого вы немного приподнимаете их. Эта мудра очень помогает, если вы рассеянны или устали, поскольку, для того, чтобы удерживать руки и не давать пальцам соприкасаться, требуется немного больше осознанности. Эта дзен-мудра способствует бдительности.

 

Понаблюдайте за тем, какое положение рук вам больше подходит: вы можете использовать дзен-мудру, если хотите взбодриться, или же выбрать мудру «покоящегося ума».

 

 

Торс

 

Что касается торса, здесь мы заинтересованы быть максимально расслабленными – прямыми, но расслабленными. Меня учили визуализировать прямую линию, начинающуюся у макушки моей головы

 

и перпендикулярно опускающуюся к подушке. Если у меня возникало ощущение, что прямая линия наклоняется вперѐд, опрокидывается назад или искривляется, я напоминала себе снова выпрямиться.

 

Мне часто давали указание ощутить воображаемую нить, прикреплѐнную

 

к макушке моей головы и поднимающую меня вверх. Этот образ может быть весьма полезным, поскольку часто вызывает в теле ощущение лѐгкости и расслабленности. Однако вам следует быть внимательными, чтобы не поднимать плечи. Осознавайте свои плечи. Время от времени вы можете специально поднимать и ронять их – это старый йоговский трюк, который может помочь расслабить плечи – ту область тела, которую мы так привыкли напрягать.

 

Положение торса – это выражение пробуждѐнности и внимания. Передняя часть вашего тела должна оставаться раскрытой, спина – сильной, а всѐ тело максимально расслабленным. Итак, прямо сейчас вы усаживаетесь, и если вы чувствуете, что ваши плечи подняты и напряжены, попробуйте уронить их. Расслабьтесь. Если ваше тело сгорблено, так, что область вашего сердца и живот оказываются сжатыми, выпрямитесь, чтобы ощутить прямое вертикальное положение и энергию, сбалансированные с расслаблением.

 

Опять же: держите сердце открытым. Что бы мы ни делали: медитировали, сидели за рабочим столом или принимали пищу, – когда мы устаѐм, мы склонны сутулиться и закрывать переднюю поверхность


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


тела и сердце. Раскрывая переднюю часть тела, мы часто ощущаем приподнятость. Это значительно облегчает движение ветров настроений

 

и чувств в теле. А когда ваше тело выпрямлено и ветры переживаний легко движутся в нѐм, вашему уму гораздо проще стабилизироваться.

 

 

Глаза

 

Я часто замечаю, что практикующие медитируют с закрытыми глазами, однако я советую вам медитировать с открытыми глазами, даже если вы привыкли закрывать их. Откройте глаза – это поддерживает идею пробуждѐнности.

 

Мы медитируем не потому, что надеемся поглубже уснуть, если можно так выразиться. Мы не углубляемся внутрь себя. Это не трансцендентная медитация, где вы пытаетесь достичь особых состояний сознания. Скорее мы медитируем для того, чтобы стать более открытыми жизни, всем качествам жизни и всему, что попадается нам на пути. Мы тренируемся в абсолютном равновесии или равностности, основанной не на неподвижности внешних обстоятельств, а на способности нашего ума быть гибким и открытым. Мы развиваем способность быть со всем, что возникает снаружи и внутри, с всколыхнувшимися эмоциями и со сложными внешними обстоятельствами.

 

Во многих традициях медитации рекомендуется держать глаза закрытыми, но подход закрытых глаз не поддерживает ощущение присутствия в настоящем моменте, к которому мы стремимся. Традиция закрывать глаза происходит из южной школы буддизма, тхеравады, где намерение практики – идти в медитации глубже внутрь. В некоторых традициях, где практикующим рекомендуется медитировать с закрытыми глазами, например, в индуизме, развивают состояние блаженства или такое состояние, в котором вы как бы поднимаетесь над всем остальным. Однако в тибетском буддизме главное – поддерживать пробуждѐнность, что бы ни возникало в опыте.

 

Когда вы держите глаза открытыми, это ведѐт к осознанию того, что каждый миг и каждое место – это священный мир, дающий вам возможность пробудиться к своей жизни. С открытыми глазами вы остаѐтесь мягко бдительными ко всему, что происходит, а не уходите от этого, как бывает, когда мы закрываем глаза. Держать глаза открытыми очень важно с точки зрения развития ощущения включения всего, благодаря которому мы учимся чувствовать устойчивость в своей жизни при столкновении с любыми штормами и радостями.

 

Итак, открытые глаза на самом деле демонстрируют намерение оставаться в настоящем. Это жест открытости. Мы принимаем всѐ, что может возникнуть в ходе сессии медитации. Мы не разглядываем комнату и не позволяем себе отвлекаться. Часто во время практики рядом с вами или перед вами кто-то сидит, и этот кто-то может


двигаться. В комнате возникают всевозможные визуальные явления, и наша медитация направлена на то, чтобы вести нас к способности найти место всему, что возникает, а не создать ситуацию, совершенно свободную от любых препятствий. Мы открываемся работе с препятствиями как с путѐм, а не пытаемся полностью освободиться от них.

 

Я рекомендую вам направить взгляд вниз – примерно на один-два метра перед собой. Если ваш ум слишком дик и вы хотите стабилизировать его, попробуйте смотреть немного ближе. Однако ваша голова не должна наклоняться вперѐд – она всегда находится в таком положении, словно должна смотреть прямо перед собой. В то же время вы можете смотреть довольно близко – так, словно смотрите на свой нос.

 

Вы можете поэкспериментировать с разными взглядами. Один из взглядов, который я только что описала, близкий. Вы также можете смотреть дальше, так, что ваш взгляд поднимается выше. Когда вы смотрите выше, вы видите цвета, движение и осознаѐте свет, наполняющий комнату, – вы делаете это целенаправленно. Вы можете поэкспериментировать и попробовать непродолжительное время удерживать мягкий фокус на любом из окружающих вас объектов.

 

 

Лицо

 

Позвольте своему рту быть слегка приоткрытым – лишь немного, чтобы воздух мог одинаково проходить как через нос, так и через рот. Рот не раскрывается слишком широко. Другой человек даже не заметил бы, что ваш рот открыт. На самом деле это довольно полезно, так как позволяет расслабиться вашей челюсти.

 

Когда вы слегка приоткрываете рот, это также расслабляет ваше лицо и шею, благодаря чему расслабляются плечи. Вы будете часто замечать, что напряглись, поскольку при этом вы сжимаете свои челюсти. Если это происходит, просто отметьте это и позвольте своим губам слегка разомкнуться – так, что это даже не будет заметно со стороны. Иногда, когда я даю это наставление, я оглядываюсь вокруг и вижу разинутые рты – как у рыбок в аквариуме! Но задумка не в этом.

 

В медитации мы делаем большой акцент на том, чтобы минимизировать ощущение борьбы. В ходе медитации мы проходим через множество переживаний, через физический и ментальный дискомфорт, который обязательно проявляется рано или поздно, и поэтому уделяем большое внимание отсутствию сопротивления. Итак, если вы испытываете боль, вы можете немного скорректировать позу и постараться сделать так, чтобы вашему телу было комфортно. Обратите внимание, не удерживаете ли вы напряжение в каких-то из мельчайших мышц своего лица или рта. Обратите на это внимание, а затем отпустите напряжение.

 

 

Ноги


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


Ноги следует комфортно скрестить перед собой. Некоторым людям приходится приподнять своѐ сиденье, поскольку их ноги не соприкасаются с полом. Некоторым людям комфортно сидеть на плоском полу. Как бы вы ни сидели, главное, чтобы ваши колени не были задраны выше пояса, поскольку это обязательно вызовет сильную боль.

 

Если поза со скрещенными ногами лишь вызывает у вас боль или обостряет старые травмы, предлагаю вам сидеть на стуле. Даже если вы сидите на стуле, вы можете работать с другими частями позы. Сядьте на стул с прямой спиной и открытым сердцем, положив ладони на ноги и расслабив лицо, рот и глаза.

 

В любой момент медитации вы можете, как выражался Трунгпа Ринпоче, «мгновенно вернуться к ощущению своего бытия». Если вы почувствуете, что отключаетесь или что в вашем теле нарастает напряжение, вы можете вернуться к осознаванию своего тела и этих шести элементов правильной позы. Во-первых, вспомните о сиденье – оно должно быть достаточно устойчивым. Вы не заваливаетесь ни вперѐд, ни назад. Вы нашли хорошую опору для прямой позы. Затем направьте своѐ внимание на кисти рук, расслабленно лежащие на бѐдрах. Далее ваш торс – прямая спина с открытым сердцем, что позволяет энергии свободно двигаться в вашем теле. Затем ваше лицо – проверьте, приоткрыт ли ваш рот и расслаблены ли мышцы лица. Наконец, ваши ноги, скрещенные перед собой: можете ли вы отпустить напряжение в ногах?

 

Если во время медитации вы обнаружите, что боретесь с физической болью, не пытайтесь сразу избавиться от неѐ. Останьтесь с ней немного дольше, а затем медленно примите более расслабленную позу, продолжая медитировать. Привнесите в свою позу лѐгкость. Важно не бороться с болью, а попытаться просто поддерживать расслабленность

 

и комфорт, насколько это возможно. В каждой из шести частей позы вы намеренно воплощаете ощущение расслабленности, открытости и достоинства – вы намеренно воплощаете проявление пробуждѐнности и уверенности.

 

Дыхание

 

Практика отпускания

 

Медитация на дыхании учит нас отпускать. Она привносит в нашу практику мягкость, и мы можем расслабиться и отдохнуть, используя дыхание. Просто на несколько мгновений сосредоточьтесь на дыхании и посмотрите, помогает ли это вам смягчиться. Просто позвольте себе почувствовать ощущение входящего и выходящего воздуха.

 

Указания для сидячей практики очень просты: вы входите в комнату для медитации, устанавливаете таймер, стабилизируете свой ум настолько,


насколько это возможно, принимаете позу и мягко направляете свой ум на дыхание. Я учу своих учеников начинать медитацию с использования дыхания как объекта, к которому они возвращаются. Дыхание используется как базовый объект медитации по многим причинам, но одна прекрасная причина в том, что оно непостоянно. Оно всегда меняется – всегда течѐт и не является чем-то стабильным. Сосредоточиваясь на дыхании, вы скорее что-то чувствуете, чем на чѐм-то фокусируетесь. Вы также развиваете свой ум, тренируя его оставаться в настоящем с непостоянством происходящего:

 

с непостоянством мыслей, эмоций, визуальных объектов и звуков – со всеми явлениями, не имеющими стабильности.

 

Итак, когда вы сидите, направляйте внимание на дыхание. Когда ваше

внимание блуждает, возвращайте его обратно к дыханию.

 

Возвращайтесь к вдохам и выдохам с максимально возможной

 

точностью и ясностью. Вы не следите за дыханием, словно ястреб, – это

не сосредоточение на дыхании. Вы можете называть

 

это чувствованием дыхания или описать это какими-то другими словами, обозначающими объединение с дыханием. Позвольте себе вдыхаться и выдыхаться.

 

Однажды, когда я давала наставления по медитации молодой женщине

 

и описывала идею нахождения единства с дыханием, она использовала слово «позволять» – позволять воздуху в процессе дыхания входить и выходить. Я подумала, что это слово действительно отражает чувство того, что мы делаем с дыханием в ходе медитации, поскольку в слове «позволять» присутствует ощущение нежности и нецепляния.

 

Если вы хотите пойти ещѐ дальше, можете поэкспериментировать и попробовать сосредоточить внимание на выдохах и пространстве, возникающем в конце выдоха, прежде чем снова вдохнѐте. Трунгпа Ринпоче называл такой фокус «смешивать дыхание с пространством». Воздух входит, вы можете даже почувствовать небольшую паузу или разрыв, а затем направить внимание на движение наружу. Когда выдыхаемый воздух выходит, вы остаѐтесь с выдохом настолько долго, насколько это возможно. Позвольте выдыхаемому воздуху течь наружу очень легко и расслабленно.

 

Трунгпа Ринпоче наставлял своих учеников практиковать с фокусом на выдохе, чтобы подчеркнуть открытость миру и отпускание наших фиксаций. Может возникать ощущение, что, когда происходит выдох, вы становитесь частью обширного, огромного пространства, которое вас окружает. Это очень просторное чувство, в котором много принятия.

 

Когда вы работаете с дыханием как с объектом медитации, вы начинаете чувствовать, как синхронизируются ваши тело и ум. Вы перестаѐте разрываться на части. Практику медитации можно было бы назвать практикой открытого осознавания или практикой естественной пробуждѐнности.


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


По мере развития вашей практики вы можете смягчить своѐ внимание на дыхании, позволив себе спокойно пребывать в открытом пространстве настоящего момента. Что означает сидеть и «присутствовать»? Это означает быть подобными самому пространству, допуская всѐ, что возникает: дыхание, мысли, эмоции, ощущения – всѐ вообще.

 

Отношение

 

Возвращаться снова и снова

 

Сейчас, когда у нас есть опора: стабилизация, поза и дыхание, – у нас есть все инструменты, необходимые для медитации. Теперь давайте коснѐмся базового отношения к медитации. Мы рассмотрим более тонкие моменты отношения и работы с мыслями в «Части 2», а пока начнѐм с вопроса: какое отношение нам следует принять для медитации?

 

В ходе медитации мы поддерживаем простое отношение, и это отношение можно назвать «возвращаться снова и снова». Базовое состояние ума, которое мы хотим поддерживать, в том, что нам следует всегда возвращаться в настоящее. Базовое указание – зарождать стабильность ума, способность ума пребывать в одном месте, поддерживать присутствие. Это основа любой трансформации, которая происходит в нас на пути медитации. Всѐ начинается тогда, когда наш ум может оставаться на одном месте. Наш ум может завести нас в самые дикие места, а медитация учит осознавать, что именно происходит, когда наш ум уводит нас из настоящего момента. Это могут быть очень тонкие или очень мощные и заряженные изменения. Мы замечаем их и возвращаемся к дыханию, к своей медитации. Естественное качество ума ясное, пробуждѐнное, бдительное и знающее. Оно свободно от фиксации.

 

Тренируясь присутствовать, мы узнаѐм природу своего ума. Итак, чем больше вы тренируетесь присутствовать – быть прямо сейчас, тем больше вам начинает казаться, что ваш ум становится острее. Ум, способный возвращаться в настоящее, яснее, свежее и способен лучше справляться со всеми противоречиями, болью и парадоксами жизни.

 

Я начала эту книгу с разговора о том, что страдания являются одной из основных причин, по которым люди приходят к практике. Мы медитируем, чтобы устранить корень страдания. Мы начинаем движение к корню страдания с возвращения в настоящий момент, с возвращения к дыханию. Именно здесь происходит расширение. Расширение не произойдѐт, если вы попытаетесь пройти через медитацию силой или сбежать из неѐ. Оно не произойдѐт через сопротивление тому, что есть в настоящем моменте. Вы увидите, что настоящий момент безграничен. Кажется парадоксальным, что расширение и стабилизация могут произойти тогда, когда мы учимся возвращаться в настоящий момент, особенно когда в настоящем моменте возникают гнев, грусть или страх.


Однако именно через акт возвращения в настоящее мы можем открыться любви, радости и динамизму жизни. Иными словами, медитация дарит нам благословение равностности, или эмоциональный баланс. Медитация и Дхарма непосредственно обращаются к напряжению и стрессу, с которыми мы связываем большую часть своей жизни. Мы могли бы назвать это случайными преимуществами медитации.

 

Корень страдания разрастается до полноценного страдания, когда мы постоянно прибегаем к своей привычной эмоциональной реактивности, когда позволяем себе увлекаться мыслями и историями. Существует много способов описания корня страдания, но я часто называю его неведением, поскольку это очень легко понять. В медитации мы работаем с качеством неведения или незнания. Качеством незнания называется феномен отсутствия осознавания, отсутствия понимания того, что на самом деле происходит каждый день. Сюда относятся малейшие подробности жизни, такие как отсутствие осознавания того, что мы прямо сейчас пьѐм стакан воды, или отключение от реальности во время чистки зубов. Эти повседневные действия, которые мы часто выполняем рассеянно, могут проявлять отсутствие осознавания или неведение. Когда мы выполняем несколько дел одновременно, это фрагментирует и расщепляет наш ум на миллион частей, так что мы на самом деле создаѐм собственное страдание, поскольку эти привычки усиливают эмоциональную реактивность и дискурсивное мышление.

 

Принимая настоящий момент и живя в нѐм – таком, какой он есть, мы начинаем испытывать большую удовлетворѐнность, больший простор и намного меньше страха, тревоги и волнения. Медитация работает очень прямо, начиная с того, что мы видим и что делаем, и мы осознаѐм, что в любой момент у нас есть выбор: либо вернуться в настоящее, либо усилить своѐ страдание, позволив историям и мыслям захватить нас. В любой момент, благодаря практике медитации – как на подушке для медитации, так и после, в постмедитации, – мы начинаем всѐ более и более ясно воспринимать то, как попадаем на крючок, как привязываемся к нити дискурсивного мышления, а это настоящая катастрофа, с точки зрения усиления привычных паттернов страдания. Мы начинаем видеть это всѐ яснее и осознавать, что можем сделать что-то иначе.

 

Прекрасным примером этого будет история одной моей ученицы о том, как она посмотрела в зеркало и заметила в своих волосах седину. До этого она была в хорошем настроении, однако этого наблюдения оказалось достаточно, чтобы запустить цепную реакцию самообвинений

 

и привычный цикл, когда она чувствовала себя очень плохой, грустной, одинокой и нелюбимой. И всѐ это началось с того, что она увидела седой волос! Однако благодаря медитации она просто увидела то, что делает, поймала себя с поличным и не стала подпитывать цепную реакцию. Она


 

 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


заметила, куда ведут еѐ мысли, и вернулась к дыханию. Она использовала отношение возвращения – возвращения в настоящее.

 

Чем больше мы замечаем подобные паттерны и не следуем привычному циклу, тем сильнее становится наша уверенность в своей способности к пробуждению. По мере роста уверенности в том, что мы можем работать со своей ситуацией, мы начинаем видеть, что не являемся жертвами собственных привычных паттернов. Мы, конечно же, можем почувствовать себя жертвами привычных паттернов – они обладают способностью тайком овладевать нами. Однако путь медитации обращается к этим паттернам напрямую и постепенно полностью рассеивает ощущение того, что мы находимся в ловушке собственного ума.

 

Ум – это источник всех страданий, а также источник всего счастья. Задумайтесь об этом. На самом деле вы можете осмыслять это всю оставшуюся жизнь. Когда в вашей жизни происходит что-то, вызывающее неудовлетворение, запускающее привычные паттерны и реактивность, вызывающее в вас гнев, одиночество или зависть, спросите себя: возникают ли эти эмоции в силу внешних обстоятельств? Полностью ли они зависят от обстоятельств?

 

Путь медитации учит нас тому, чтобы работать с собственным умом, и тому, что, если мы действительно работаем с собственным умом, у нас также появляется возможность работать с внешними обстоятельствами. То, что раздражало и напрягало нас, что запускало автоматические реакции и привычные паттерны, начинает растворяться. Так что каждый раз, когда вы обнаруживаете, что подверглись атаке эмоций, спрашивайте себя: «Какая часть происходящего действительно имеет место снаружи, а какая часть – в моѐм уме?».

 

Я призываю вас действительно задавать подобные вопросы каждый миг, каждую секунду своего дня, а также каждый день недели, каждую неделю месяца и каждый месяц года. Я действительно настаиваю на том, чтобы вы поработали с этим. Вы можете делать это так, как предложил Будда, а именно пристально глядя на то, откуда возникают наши страхи и страдания. При этом мы не закрываем свой ум от происходящего, от подробностей своего сценария, и не говорим: «Это просто смешно – здесь явно виноват Тим», или: «Если бы все эти люди в офисе могли хоть немного собраться, у меня бы не было такой проблемы». Это непросто, поскольку переживания в нашем уме могут казаться такими истинными, такими реальными. Медитация позволяет нам увидеть страдания, которые причиняет нам наш собственный ум.

 

Рекомендация такова: если вы попали на крючок, вам нужно работать над своей стороной ситуации, какими бы возмутительными и несправедливыми ни казались обстоятельства. Если вы попали на крючок, это указывает на то, что вам предстоит поработать, и лишь вы


сами можете заставить себя вернуться. Таково базовое отношение медитации.

 

Безусловное дружелюбие

 

Когда мы практикуем медитацию, важно постараться не критиковать себя за то, как мы практикуем и что возникает в нашей практике. Если мы делаем это, то просто тренируемся в жестокости по отношению к самим себе! Я хочу подчеркнуть важность поддержания атмосферы безусловного дружелюбия, когда вы практикуете и когда вы привносите практику в мир. Мы можем практиковать много лет (я знаю многих людей, которые практикуют годами и даже десятилетиями), и на энный год нас вдруг озаряет: мы не использовали практику для развития любящей доброты к самим себе. Напротив: по отношению к нам самим медитация была довольно агрессивной и, возможно, слишком ориентированной на цель. Кто-то из практикующих сказал: «Я столько лет медитировал, потому что хотел, чтобы другие видели во мне хорошего буддиста». Можно услышать и такое: «Я медитировал все эти годы, потому что чувствовал: я должен это делать, это хорошо для меня». Естественно, мы подходим к медитации с таким же отношением, как и ко всему остальному. Я много раз видела это в своих учениках, и это обычная человеческая тенденция.

 

Вместо того чтобы делать из этого повод для расстройства, вы можете обнаружить, кем вы являетесь в своей самой мудрой ипостаси и кем – в своей самой заблуждающейся. Вы узнаѐте все свои аспекты: иногда вы совершенно разумные, открытые и сердечные, а иногда – совершенно запутанные и сбитые с толку. Все мы время от времени бываем полными психами. Медитация даѐт вам возможность узнать в себе все эти аспекты. Когда мы осуждаем себя за то, как идѐт наша практика или что возникает в ходе этой практики, это своего рода тонкая агрессия в отношении самих себя.

 

Стойкость, которую мы развиваем в медитации, – это готовность оставаться на месте. Это может звучать глупо, но вообще-то медитация не слишком отличается от дрессировки собаки! Мы учимся оставаться на месте. Когда вы думаете, что собираетесь съесть на ланч, вы говорите себе: «Жди». Когда вы волнуетесь о том, что случится в понедельник, вы говорите себе: «Жди». Это очень лѐгкая, сострадательная команда. Вы словно тренируете собаку, в том смысе, что собаку можно тренировать жѐстко, и она научится ждать, однако если вы бьѐте еѐ и кричите на неѐ, она будет ждать и научится следовать команде, но станет крайне невротичной и напуганной. Чтобы собака последовала команде, достаточно дать еѐ очень чѐтко – так, чтобы собака смогла распознать еѐ. Однако если вы добавите элемент непредсказуемости или неопределѐнности, бедное животное просто запутается и станет


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


невротичным. Вы также можете тренировать собаку мягко. Вы можете тренировать еѐ с мягкостью и добротой, так, что собака также научится ждать, идти рядом, кувыркаться, садиться и т. п., но при этом будет гибкой, игривой и сможет, если можно так выразиться, уклоняться от ударов. Лично я предпочитаю быть второй собакой. Когда в медитации мы остаѐмся с тем, что есть, проявляем усердие и преданность, мы делаем это очень мягко, с сострадательной мотивацией. Такое мягкое отношение к самим себе в медитации называется майтри. Это можно перевести как «любящая доброта» или просто «любовь». С точки зрения медитации мы учимся быть добрыми, любящими и сострадательными к самим себе. Я много учу о майтри, но еѐ часто неправильно понимают как потакание собственным желаниям, словно весь смысл в том, чтобы хорошо себя чувствовать и быть зацикленными на себе. Люди часто думают, что под майтри я имею в виду именно это. Однако смысл того, чем майтри является и чем она не является, довольно тонок. Например, вы могли бы сказать, что принять ванну с пеной или позаниматься в тренажѐрном зале – это майтри. Однако, с другой стороны, это может и не быть майтри, если станет своего рода избеганием – вы можете заниматься спортом, чтобы наказать себя. В то же время занятие в тренажѐрном зале может быть именно тем, что вам нужно, чтобы достаточно расслабиться и продолжать свою жизнь с более лѐгким отношением. Также возможно, что это одна из ваших шестидесяти пяти повседневных тактик для избегания реальности. Лишь вы сами знаете, что это такое именно для вас.

 

Так что важно ясно понимать, что означает майтри, и не думать, что это своего рода потакание себе, на самом деле ослабляющее нас и уменьшающее нашу способность держать ум и сердце открытыми для самих себя и для сложностей жизни. Я часто использую такой критерий: майтри делает нас сильнее. Одно из качеств майтри – это стойкость, которая развивается в медитации. Итак, проходя через скуку, боль, несварение, всевозможные тревожащие воспоминания, нервную энергию, умиротворѐнную медитацию и сонливость, мы поддерживаем стойкость. Вы сидите, оставаясь с собой, приближаясь к себе, что бы ни происходило. Вы не пытаетесь ни от чего избавиться – вы можете всѐ так же грустить, злиться или испытывать разочарование. Вы осознаѐте свою человечность и широкий диапазон эмоций, которые вы можете ощущать.

 

Когда мы развиваем майтри в отношении самих себя, мы также развиваем равностность. Равностность означает, что мы можем быть с самими собой и своим миром, не застревая «за» «против», не осуждая что-то как правильное или неправильное, не попадаясь в ловушку мнений, убеждений и жѐстких представлений о себе и мире. Безусловное дружелюбие – это тренировка способности находить равновесие с самими собой, какими бы мы ни были, не вешая на свои переживания ярлыки «хорошее» и «плохое». Нам не нужно раздувать драму из-за того, что мы в себе видим, или отчаиваться из-за этого.


Если было бы достаточно ясно видеть на протяжении одной недели,

 

чтобы – бум! – все ваши дурные привычки исчезли, медитация была бы

 

самым популярным продуктом на планете. Она была бы лучше любого

лекарства, спа, гамаков или восхитительных островов. Она была

 

бы оптимальной для того, чтобы просто увидеть свои дурные привычки,

 

и всего лишь одной недели или года ясного видения и усердия было бы достаточно, чтобы полностью освободиться от страданий. Однако мы развивали свои дурные привычки очень-очень долго. Вашим привычкам столько же лет, сколько и вам. Если вы верите в реинкарнацию, то эти привычки ещѐ старше!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.13 с.)