Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три уровня дискурсивного мышления
Во многих текстах по медитации говорится о трѐх уровнях дискурсивного мышления. На первом уровне мы совершенно потеряны. Наши мысли надолго уносят нас прочь от настоящего момента. Это также называется фантазией. Когда вы возвращаетесь из этого блуждания в мыслях, вы словно входите в комнату после того, как некоторое время в ней отсутствовали, – вы были в другом месте. Это самый очевидный тип дискурсивного мышления, который может быть совершенно иллюзорным переживанием и даже переживанием заблуждений.
Когда вы возвращаетесь после отвлечения от дыхания и говорите:
«мысли», возникает сильная склонность быть строгими к себе, ведь вы так далеко отошли от медитации. Обратите внимание на тон своего голоса и скажите: «мысли». Если ваш тон суровый, если слово «мысли» звучит так, словно вы говорите «плохо!», или сопровождается депрессией, ощущением разочарования, заметьте это. В этом месте вы можете привнести в практику расслабление и мягкость. Произнесите про себя: «мысли» с дружелюбным отношением.
В постмедитации мы делаем то же самое. Начните замечать ощущение отвращения или голос, критикующий ваши собственные мысли и действия, и просто расслабьтесь. Дайте себе передышку. Вы можете изменить этот голос и быть нежнее, добрее и сострадательней ко всему процессу своей жизни. Отмечание мыслей как «мыслей» на самом деле является тренировкой, развивающей непредвзятое отношение.
Критическое отношение является препятствием для медитации, а жѐсткость – препятствием для пробуждения. Тенденция быть строгими с самими собой происходит не из нашей природы будды, не из фундаментальной добродетели внутри всех нас – она происходит из эго
и его условных рефлексов. Во всех нас есть семена фундаментальной добродетели – нам необходимо лишь взрастить их. Взращивание фундаментальной добродетели подразумевает отсутствие осуждения по отношению к самим себе, какие бы дикие мысли ни появлялись в нашем уме. Мы не можем контролировать количество собственных мыслей. Мы не можем контролировать того, какой будет наша следующая мысль. Практикуя, постарайтесь преданно следовать наставлениям с мягким отношением. Мы тренируем внимание, но это дружелюбное внимание. Мы тренируемся в отмечании, но это дружелюбное отмечание.
Трунгпа Ринпоче предлагал принять юное, невинное отношение и возвращать ум из мышления. Он сравнивал это с попытками накормить младенца, внимание которого всѐ время блуждает. Вы должны быть нежными и чувствительными с ним, напоминать ему есть, показывать ложку, а затем класть еду прямо ему в рот. Вы просто стараетесь сделать так, чтобы младенец возвращал своѐ внимание к еде.
Фантазии и полѐт мыслей – это первый уровень дискурсивного мышления. Второй уровень – это неполное забывание. Вы можете погрузиться в мысль или в историю на два-три предложения, но не остаѐтесь в ней надолго, прежде чем вернуться. Вы не полностью погружаетесь в фантазии. Вы просто отвлекаетесь – к примеру, на звук, и ум следует за звуком. Возможно, вы отвлекаетесь на чувство голода и начинаете думать о том, что съесть на обед. Вы быстро осознаѐте это и возвращаетесь.
В этом случае мысли не заходят так далеко, а наставления остаются прежними. Вы сидите в позе для медитации, направляя своѐ внимание на дыхание, возникает мысль, и вы просто возвращаетесь, не придавая отвлечению большого значения. Вы позволяете качеству природы будды в вашем уме выйти на передний план, проявиться и присутствовать в большей степени. Если вы позволяете мыслям унести вас дальше от настоящего момента, вы тренируетесь в дискурсивном мышлении и отвлечениях. Для того, чтобы противостоять этому глубоко въевшемуся паттерну отсутствия в настоящем, требуется время и целеустремлѐнность. Среднестатистическая жизнь характеризуется редкими мгновениями присутствия – возможно, одним на сотню других мгновений. Распознавать такие небольшие соскальзывания действительно важно, поскольку они непременно разрастаются!
По мере того, как вы всѐ больше дней и недель следуете своему решению практиковать, вам может начать казаться, что ваш ум блуждает ещѐ больше. Многие люди – даже опытные практикующие медитацию – говорят: «Я думаю больше, чем когда-либо прежде!» Им кажется, что их отвлечения и мышление только набирают силу, а не ослабевают. На самом же деле, пока вы не начали медитировать и прилагать усилия по развитию внимательности, вы не осознавали того, как много у вас мыслей. Теперь вы это осознаѐте, и поэтому вам кажется, будто их стало больше. Осознание ума-обезьянки – это очень хороший знак, указывающий на усиление вашего осознавания и вашей способности видеть происходящее.
Третья категория дискурсивного мышления включает мысли, которые совершенно вас не отвлекают. Вы сидите, направляете свой ум на объект – дыхание – и остаѐтесь с ним. Затем где-то на периферии возникает короткий смутный разговор или пролетают мысли, но это вас не отвлекает. Вы словно свидетельствуете смутные фоновые намѐки на мысли, но не входите в них полностью. В этом случае вам не нужно отмечать мысли как «мысли», и обычно вы не критикуете себя в связи с ними. Однако важно распознавать в медитации этот уровень мышления
и отличать его от таких мыслей, которые уносят вас гораздо дальше от медитации.
vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris По мере развития практики медитации вы, вероятно, будете сталкиваться с третьим видом мышления всѐ чаще. Вы поддерживаете присутствие в медитации, переживаете возникновение мыслей, однако эти мысли не тянут вас за собой. Они возникают на заднем плане, а вы по-прежнему остаѐтесь с объектом, со своим дыханием. Помните, что вам не нужно бороться. Вам не нужно бороться, стараясь избавиться от мыслей – это невозможно. Итак, при возникновении таких фоновых мыслей скажите себе:
Хорошо! Это нормально, абсолютно нормально. Вообще-то мне не нужно ничего отмечать и не нужно пытаться достичь большей чѐткости. Всѐ в порядке.
В связи с этими тремя уровнями дискурсивного мышления существуют три слова – три концепции, способные поддержать вас в вашей медитации с точки зрения расслабления, когда вы имеете дело с мыслями.
Первое слово – это «мягкость», и я уже рассказывала о нѐм. Относитесь
с мягкостью к тому, что вы не можете избежать мыслей – вы не можете контролировать факт отвлечений и продолжительность отвлечений.
Второе слово – это «терпение». Терпение привносит в вашу медитацию,
в вашу практику и в вашу жизнь расслабление. Вы не можете недооценить того, насколько полезно быть терпеливыми с самим собой. У вас могут быть недели, когда ваши мысли устраивают вам настоящие американские горки. У вас может быть час медитации, когда вы вообще не устанавливаете связи с собственным дыханием и одержимы мыслями о чѐм-то произошедшем в прошлом. Путь медитации – это не линейный процесс. Возможно, в один из дней проявляются лишь лѐгкие намѐки на мысли, которые совершенно вас не отвлекают, и вы думаете: «У меня начинает получаться! Я чувствую себя таким живым, таким настоящим!» Не успеваете вы и опомниться, как бам! – вы садитесь медитировать и витаете в фантазиях всѐ время, пока не прозвучит гонг. Это настолько вас расстраивает, что вам хочется броситься с моста.
Трунгпа Ринпоче говорил, что подобные переживания очень хороши, поскольку делают нас скромнее. Он говорил:
Наши умы – великие учителя, потому что наше осознавание и бдительность, а также наша доброта растут ровно настолько, чтобы они могли воодушевить нас.
Он подчѐркивал, что мы можем стать очень высокомерными. Иными словами, наша человеческая природа, наше дискурсивное мышление и неспособность полностью превзойти дикий и сонливый ум, заставляют нас поддерживать баланс.
Третье слово, которое мне бы хотелось, чтобы вы помнили в связи со своими мыслями, – это «юмор». Мягкость, терпение и чувство юмора. Относитесь с чувством юмора к тому факту, что ваш ум похож на дикую обезьянку. В книге «Пробудись к своей жизни» [1] Кен МакЛод приводит прекрасную цитату тхеравадинского мастера медитации Хенеполы Гунаратаны:
Где-то в процессе вы лицом к лицу столкнѐтесь с внезапным и шокирующим осознанием того, что совершенно безумны. Ваш ум – это наполненный визгом и бормотанием сумасшедший дом на колѐсах, с шумом несущийся под гору – без контроля и без надежды на спасение. Ничего страшного. Вы не более безумны, чем были вчера. Это всегда было так, но вы никогда этого не замечали.
Наши мысли подобны погоде – они мимолѐтны. Нам не нужно цепляться за них в своей практике и не нужно воспринимать их как нечто плотное. В конце концов это просто мысли – это не само настоящее мгновение.
Позвольте им пролетать по бескрайнему небу вашего ума.
Мысли как объект медитации В «Части 1» я изложила базовые указания по медитации и предложила вам сделать объектом медитации дыхание. Вы направляете внимание на дыхание, в частности на выдох, а когда ум начинает блуждать, возвращаетесь к дыханию.
Когда ваша практика медитации начнѐт становиться частью вашей жизни, вы можете поэкспериментировать с другими объектами медитации. Например, вы можете использовать сами мысли как опору для пробуждѐнности. Звучит парадоксально, но мысли могут стать опорой для стабилизации вашего ума. К тому же мыслей, с которыми можно работать, нам не занимать!
Цокньи Ринпоче сказал, что хорошая аналогия для использования мыслей в качестве объекта медитации – это работа швейцара в дорогом, роскошном отеле. Швейцар открывает дверь и впускает гостей. Гости входят и отправляются по своим делам, но швейцар не следует за ними
в туалет. Подобным образом, ваши мысли приходят и уходят, а мы, швейцары, просто открываем дверь, замечаем их и закрываем дверь – открываем дверь, замечаем, закрываем дверь. А мысли приходят и уходят – приходят и уходят.
Упражнение
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.011 с.) |