Три уровня дискурсивного мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три уровня дискурсивного мышления



 

Во многих текстах по медитации говорится о трѐх уровнях дискурсивного мышления. На первом уровне мы совершенно потеряны. Наши мысли надолго уносят нас прочь от настоящего момента. Это также называется фантазией. Когда вы возвращаетесь из этого блуждания в мыслях, вы словно входите в комнату после того, как некоторое время в ней отсутствовали, – вы были в другом месте. Это самый очевидный тип дискурсивного мышления, который может быть совершенно иллюзорным переживанием и даже переживанием заблуждений.

 

Когда вы возвращаетесь после отвлечения от дыхания и говорите:

 

«мысли», возникает сильная склонность быть строгими к себе, ведь вы так далеко отошли от медитации. Обратите внимание на тон своего голоса и скажите: «мысли». Если ваш тон суровый, если слово «мысли» звучит так, словно вы говорите «плохо!», или сопровождается депрессией, ощущением разочарования, заметьте это. В этом месте вы можете привнести в практику расслабление и мягкость. Произнесите про себя: «мысли» с дружелюбным отношением.

 

В постмедитации мы делаем то же самое. Начните замечать ощущение отвращения или голос, критикующий ваши собственные мысли и действия, и просто расслабьтесь. Дайте себе передышку. Вы можете изменить этот голос и быть нежнее, добрее и сострадательней ко всему процессу своей жизни. Отмечание мыслей как «мыслей» на самом деле является тренировкой, развивающей непредвзятое отношение.

 

Критическое отношение является препятствием для медитации, а жѐсткость – препятствием для пробуждения. Тенденция быть строгими с самими собой происходит не из нашей природы будды, не из фундаментальной добродетели внутри всех нас – она происходит из эго

 

и его условных рефлексов. Во всех нас есть семена фундаментальной добродетели – нам необходимо лишь взрастить их. Взращивание фундаментальной добродетели подразумевает отсутствие осуждения по отношению к самим себе, какие бы дикие мысли ни появлялись в нашем уме. Мы не можем контролировать количество собственных мыслей. Мы не можем контролировать того, какой будет наша следующая мысль. Практикуя, постарайтесь преданно следовать наставлениям с мягким отношением. Мы тренируем внимание, но это дружелюбное внимание. Мы тренируемся в отмечании, но это дружелюбное отмечание.

 

Трунгпа Ринпоче предлагал принять юное, невинное отношение и возвращать ум из мышления. Он сравнивал это с попытками накормить младенца, внимание которого всѐ время блуждает. Вы должны быть нежными и чувствительными с ним, напоминать ему есть, показывать


ложку, а затем класть еду прямо ему в рот. Вы просто стараетесь сделать так, чтобы младенец возвращал своѐ внимание к еде.

 

Фантазии и полѐт мыслей – это первый уровень дискурсивного мышления. Второй уровень – это неполное забывание. Вы можете погрузиться в мысль или в историю на два-три предложения, но не остаѐтесь в ней надолго, прежде чем вернуться. Вы не полностью погружаетесь в фантазии. Вы просто отвлекаетесь – к примеру, на звук, и ум следует за звуком. Возможно, вы отвлекаетесь на чувство голода и начинаете думать о том, что съесть на обед. Вы быстро осознаѐте это и возвращаетесь.

 

В этом случае мысли не заходят так далеко, а наставления остаются прежними. Вы сидите в позе для медитации, направляя своѐ внимание на дыхание, возникает мысль, и вы просто возвращаетесь, не придавая отвлечению большого значения. Вы позволяете качеству природы будды в вашем уме выйти на передний план, проявиться и присутствовать в большей степени. Если вы позволяете мыслям унести вас дальше от настоящего момента, вы тренируетесь в дискурсивном мышлении и отвлечениях. Для того, чтобы противостоять этому глубоко въевшемуся паттерну отсутствия в настоящем, требуется время и целеустремлѐнность. Среднестатистическая жизнь характеризуется редкими мгновениями присутствия – возможно, одним на сотню других мгновений. Распознавать такие небольшие соскальзывания действительно важно, поскольку они непременно разрастаются!

 

По мере того, как вы всѐ больше дней и недель следуете своему решению практиковать, вам может начать казаться, что ваш ум блуждает ещѐ больше. Многие люди – даже опытные практикующие медитацию – говорят: «Я думаю больше, чем когда-либо прежде!» Им кажется, что их отвлечения и мышление только набирают силу, а не ослабевают. На самом же деле, пока вы не начали медитировать и прилагать усилия по развитию внимательности, вы не осознавали того, как много у вас мыслей. Теперь вы это осознаѐте, и поэтому вам кажется, будто их стало больше. Осознание ума-обезьянки – это очень хороший знак, указывающий на усиление вашего осознавания и вашей способности видеть происходящее.

 

Третья категория дискурсивного мышления включает мысли, которые совершенно вас не отвлекают. Вы сидите, направляете свой ум на объект – дыхание – и остаѐтесь с ним. Затем где-то на периферии возникает короткий смутный разговор или пролетают мысли, но это вас не отвлекает. Вы словно свидетельствуете смутные фоновые намѐки на мысли, но не входите в них полностью. В этом случае вам не нужно отмечать мысли как «мысли», и обычно вы не критикуете себя в связи с ними. Однако важно распознавать в медитации этот уровень мышления

 

и отличать его от таких мыслей, которые уносят вас гораздо дальше от медитации.


 

vk.com/occultumlibris - t.me/Occultum_Libris


По мере развития практики медитации вы, вероятно, будете сталкиваться с третьим видом мышления всѐ чаще. Вы поддерживаете присутствие в медитации, переживаете возникновение мыслей, однако эти мысли не тянут вас за собой. Они возникают на заднем плане, а вы по-прежнему остаѐтесь с объектом, со своим дыханием. Помните, что вам не нужно бороться. Вам не нужно бороться, стараясь избавиться от мыслей – это невозможно. Итак, при возникновении таких фоновых мыслей скажите себе:

 

Хорошо! Это нормально, абсолютно нормально. Вообще-то мне не нужно ничего отмечать и не нужно пытаться достичь большей чѐткости. Всѐ в порядке.

 

В связи с этими тремя уровнями дискурсивного мышления существуют три слова – три концепции, способные поддержать вас в вашей медитации с точки зрения расслабления, когда вы имеете дело с мыслями.

 

Первое слово – это «мягкость», и я уже рассказывала о нѐм. Относитесь

 

с мягкостью к тому, что вы не можете избежать мыслей – вы не можете контролировать факт отвлечений и продолжительность отвлечений.

 

Второе слово – это «терпение». Терпение привносит в вашу медитацию,

 

в вашу практику и в вашу жизнь расслабление. Вы не можете недооценить того, насколько полезно быть терпеливыми с самим собой. У вас могут быть недели, когда ваши мысли устраивают вам настоящие американские горки. У вас может быть час медитации, когда вы вообще не устанавливаете связи с собственным дыханием и одержимы мыслями о чѐм-то произошедшем в прошлом. Путь медитации – это не линейный процесс. Возможно, в один из дней проявляются лишь лѐгкие намѐки на мысли, которые совершенно вас не отвлекают, и вы думаете: «У меня начинает получаться! Я чувствую себя таким живым, таким настоящим!» Не успеваете вы и опомниться, как бам! – вы садитесь медитировать и витаете в фантазиях всѐ время, пока не прозвучит гонг. Это настолько вас расстраивает, что вам хочется броситься с моста.

 

Трунгпа Ринпоче говорил, что подобные переживания очень хороши, поскольку делают нас скромнее. Он говорил:

 

Наши умы – великие учителя, потому что наше осознавание и бдительность, а также наша доброта растут ровно настолько, чтобы они могли воодушевить нас.

 

Он подчѐркивал, что мы можем стать очень высокомерными. Иными словами, наша человеческая природа, наше дискурсивное мышление и неспособность полностью превзойти дикий и сонливый ум, заставляют нас поддерживать баланс.

 

Третье слово, которое мне бы хотелось, чтобы вы помнили в связи со своими мыслями, – это «юмор». Мягкость, терпение и чувство юмора. Относитесь с чувством юмора к тому факту, что ваш ум похож на дикую


обезьянку. В книге «Пробудись к своей жизни» [1] Кен МакЛод приводит прекрасную цитату тхеравадинского мастера медитации Хенеполы Гунаратаны:

 

Где-то в процессе вы лицом к лицу столкнѐтесь с внезапным и шокирующим осознанием того, что совершенно безумны. Ваш ум – это наполненный визгом и бормотанием сумасшедший дом на колѐсах, с шумом несущийся под гору – без контроля и без надежды на спасение. Ничего страшного. Вы не более безумны, чем были вчера. Это всегда было так, но вы никогда этого не замечали.

 

Наши мысли подобны погоде – они мимолѐтны. Нам не нужно цепляться за них в своей практике и не нужно воспринимать их как нечто плотное. В конце концов это просто мысли – это не само настоящее мгновение.

 

Позвольте им пролетать по бескрайнему небу вашего ума.

 

Мысли как объект медитации

В «Части 1» я изложила базовые указания по медитации и предложила вам сделать объектом медитации дыхание. Вы направляете внимание на дыхание, в частности на выдох, а когда ум начинает блуждать, возвращаетесь к дыханию.

 

Когда ваша практика медитации начнѐт становиться частью вашей жизни, вы можете поэкспериментировать с другими объектами медитации. Например, вы можете использовать сами мысли как опору для пробуждѐнности. Звучит парадоксально, но мысли могут стать опорой для стабилизации вашего ума. К тому же мыслей, с которыми можно работать, нам не занимать!

 

Цокньи Ринпоче сказал, что хорошая аналогия для использования мыслей в качестве объекта медитации – это работа швейцара в дорогом, роскошном отеле. Швейцар открывает дверь и впускает гостей. Гости входят и отправляются по своим делам, но швейцар не следует за ними

 

в туалет. Подобным образом, ваши мысли приходят и уходят, а мы, швейцары, просто открываем дверь, замечаем их и закрываем дверь – открываем дверь, замечаем, закрываем дверь. А мысли приходят и уходят – приходят и уходят.

 

 

Упражнение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.011 с.)