Противостояние мистеру Банглу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противостояние мистеру Банглу



В 1993 году, когда еще был популярным малоизвестный сегодня термин «информационный хайвэй» и использовался как синоним слова «Интернет», Джулиан Диббелл написал рассказ «Изнасилование в киберпространстве»[3]. Это была история о том, как «злой клоун, гаитянский дух-обманщик, два волшебника и группа из десятка людей оказались в компьютере». Основная идея этой истории в том, что Интернет может развить свои собственные системы управления, превосходящие системы «реального пространства», - оказала большое воздействие на общественное мнение. Как сказал, спустя годы, влиятельный интернет-ученый Лоуренс Лессиг, «история Диббела - это причина, по которой я стал преподавателем дисциплины «Интернет право».

Диббел рассуждал о сетевом самоуправлении через опыт виртуальных, интерактивных миров, называемых «многопользовательскими подземельями», или MUD (multiple user dungeons). MUD это предшественник сегодняшних таких чрезвычайно популярных онлайн-игр как EverQuest или SimsOnline. Это была эпоха погружения в чистый Интернет, период полной виртуальности, когда люди заходили в компьютер, чтобы создавать в онлайн свою новую личность и строить виртуальные дома, и, что более важно, встречаться и общаться с другими пользователями. Хотя вы не могли видеть или касаться чего-либо (кроме клавиатуры и экрана), MUD работали с чем-то очень мощным – это было коллективное воображение. Иногда пользователи называют MUD «общей галлюцинацией».

На основе рассказа «Изнасилование в киберпространстве» был создан виртуальный мир MUD под названием LambdaMOO. Физически LambdaMOO располагался на сервере возле Стэнфорда в знаменитом исследовательском центре Xerox в Пало-Альто (Palo Alto Research Center -PARC). LambaMOO был создан как гигантский дом в киберпространстве, открытый для всех. Диббел описал его как «очень большой и деловой загородный особняк, построенный полностью из слов». Именно здесь тысячи постоянных посетителей, заходящих со всех концов земли, стали виртуальным сообществом. Все они были выдуманными личностями, но их жизнь в MUD, хотя и была виртуальной, но напоминала реальную. Диббел наблюдал за LambdaMOO и полюбил этот мир, получал удовольствие от наблюдения за его жизнью.

История Диббела это история о первом реальном социальном кризисе LambdaMOO. Всё вращалось вокруг «мистера Бангла» (Mr. Bungle) «толстого, маслянистого клоуна», чья привычка была унижать и даже «насиловать» других пользователей. Его инструментом власти была крошечная «кукла вуду», которая позволяла ему контролировать людей и заставлять их делать отвратительные вещи[4]. Одной из жертв был Легба (Legba), «гаитянский обманщик неопределенного пола, с коричневой кожей и в дорогом жемчужно-сером костюме, цилиндре и темных очках». Другой жертвой был Старсингер (Starsinger), «женский персонаж, высокая, толстая невзрачная женщина с коричневыми волосами». Под контролем куклы вуду, управляемой Банглом, Легба был вынужден есть лобковые волосы, а Старсингер ранила себя ножом для стейка. Действия Бангла, хотя и не были физическими насилием, тем не менее, были очень оскорбительными для всех пользователей.

Шутки и злоупотребления господина Бангла заставили участников MUD понять, что их неуправляемый мир несовершенен. Бангл оскорбляя других, единолично разрушал то, что делало LambdaMOO забавным и привлекательным для всех. Бангл был похож на ребенка, который не играет по правилам и готов всё разрушить по своей прихоти, не считаясь с остальными. Как написал Легба на доске объявлений: «Я склонен думать, что ограничительные меры здесь создают больше проблем, чем предотвращают. Но я также думаю, что мистер Бангл был порочным, мерзким придурком, и я хочу, чтобы его жалкая задница была превращена в пепельную кучу». 

Пока сообщество спорило о том, что делать, старший администратор MUD, известный как Волшебник (Wizard), совершил односторонние действия. Он уничтожил бессмысленного мистера Бангла, навсегда исключив этот персонаж из сообщества. Но опыт с Банглом привел к политическому пробуждению в мире LambdaMOO. Пользователи, разбросанные по всему миру, начали понимать, что им нужны правила для управления своим виртуальным сообществом. Медленно, нерешительно, но с ростом самосознания, они создали политическое сообщество, привязанное к физическому пространству, с правилами голосования, поведения и разрешения споров. Диббел оценивал это очень оптимистично. Мы должны, сказал он, «без иллюзии взглянуть на существующие возможности для создания онлайн-обществ более достойных и свободных, чем те, которые наносятся на карту из земли, бетона и капитала».

Эта притча о кибер-справедливости затронула важные моменты. В тот период было популярно представление об Интернете как особом харизматическом «месте». Эта метафора, которая до сих пор пронизывает дискуссии об управлении Интернетом, возникла в первые дни Сети, когда действительно чувствовалось, что она отделена от реального мира. В те дни (конец 1980-х и начало 1990-х) Интернет действительно был больше похож на уникальное место. Люди в те дни не пользовались Интернетом для покупки книг и бронирования авиабилетов. Они использовали его для участия в сообществах, где не встречались лицом к лицу, но при этом близко знакомились друг с другом. Независимо от того, участвовал ли пользователь в MUD, играл ли в компьютерные онлайн-игры, публиковал ли сообщения на «досках объявлений» или говорил в ранних программах «чата», он получал большой новый опыт. Какими бы ни были последствия «там», от обмена идеями программирования или споров о причинах Первой мировой войны, «здесь» в реальном мире, который они называли «мясным пространством» (meatspace), не было никаких последствий. Этот опыт автономного и живого общения в виртуальном пространстве, естественно, привел к убеждению, что это место может и должно, управляться пользователями, которые его составляют.

Притча Диббела была началом конструктивного подхода к пониманию управления, свободного от физических и национальных различий, и нашего местоположения. Эти идеи могут показаться немного абстрактными, даже сумасшедшими. Но для многих первых интернет-пользователей и мыслителей это означало прямое свидетельство грядущей интернет-революции.

У всех есть физическая внешность, и все где-то рождаются. Эти факты мы не контролируем. Даже в самых открытых обществах место рождения и физическая внешность влияют на наши жизненные пути и перспективы, на возможности, которые мы получаем, на то, как к нам относятся другие, на степень, в которой окружающие разделяют наши ценности и обязательства. Либеральная точка зрения на правильное устройство общества гласит, что люди должны иметь возможность формировать свою жизнь так, как они хотят, при условии, что они уважают достоинство других. Вы должны быть свободны также когда вы выбираете свою вторую половинку, работу или любимую газировку и не зависеть от того, как вы выглядите и где вы живете.

Это очень трудно сделать в реальном мире, в рамках традиционной привязки к территории. Для большинства людей физические границы трудно изменить, а переезд в другое более благоприятное место, при условии, что оно существует, часто слишком дорого или недоступно по психологическим причинам. Но, как показал опыт MUD, Интернет может сделать эти физические характеристики неактуальными. Телосложение и географическое местоположение в мире LambdaMOO были бессмысленными. Вы можете изменить почти каждый аспект своей личности: вы можете предстать в образе мужчины или женщины, быть молодым или старым, лысым или бородатым, кем угодно. Обладая полным контролем над своей киберличностью, люди могут объединяться с родственными душами для создания виртуальных сообществ. Создавались сообщества, полностью не связанные с реальным пространством и свободные от ограничений физических возможностей. Действительно это были первые свободные сообщества в истории человечества.

 

Образование Джона Перри Барлоу

Джон Перри Барлоу был известен под разными эпитетами - киберлибертарианц, провидец и просто сумасшедший. В 1990-х годах он был самым известным и самым противоречивым представителем отдельного правового режима киберпространства. Он называл себя современным Томасом Джефферсоном [5].

Барлоу, как и Диббел, не был компьютерным гением. Он не писал компьютерных программ. Он писал тексты для рок-группы Grateful Dead. И вместо того, чтобы проводить время в инженерной школе, он разводил скот на ферме своих родителей в Вайоминге. Его первый опыт общения в онлайн-мире произошел в 1987 году, когда в поисках сообщества Dead Head он опробовал новинку для того времени онлайн-доску объявлений «Весь мир». Проводя время с людьми, которые жили в Интернете, он начал думать об Интернете как о чем-то большем, чем просто как о компьютерной сети. Он описывал это как особое место, которое он назвал «электронной заграницей». Это напоминало ему идеализированный американский Дикий запад: неиспорченный, самоуправляемый, с предоставленной поселенцами возможностью жить так, как им заблагорассудится.

В 1990-х Барлоу написал серию колонок в журнале Wired и других публикациях, чтобы простыми словами объяснить обычным людям чудеса Интернета. Его заметки с описанием киберпространства с его собственными правилами, были очень популярными. Это сделало Интернет модным, захватывающим и интригующим, хотя он раньше воспринимался как заповедник ботаников.

Барлоу писал свои тексты, подражая стилю известного исследователя Африки Генри Стэнли. «Представьте себе, - писал он, - открывается континент, настолько обширный, что он может не иметь конца. Представьте себе новый мир с таким большим количеством ресурсов, которые не могла бы исчерпать вся наша будущая жадность, в нём больше возможностей, чем когда-либо будет достаточно для использования предпринимателями, и этот мир расширяется по мере его освоения». «Представьте себе место, где преступники не оставляют следов, где товары могут быть украдены бесконечное количество раз и при этом всё равно остаются во владении их первоначальных владельцев, где организации, о которых вы никогда не слышали, могут владеть вашей персональной информацией, где можно чувствовать себя как дома, где существует реальность мысли, а не вещей, и где все реальны, не более чем тени в пещере Платона».

Тема о различиях между реальным и электронным мирами была очень популярной. Барлоу призывал молодых американцев строить свои дома в киберпространстве: «Войдите в киберпространство со всем адреналином и оптимизмом». Барлоу утверждал, что старые правительства угрожают электронному миру. Это «последняя попыткой старых держав индустриальной эпохи покорить киберпространство». Он утверждал, что «Американская армия оккупации киберпространства», под которой он имел в виду Агентство национальной безопасности (National Security Agency), которое «тщательно наблюдает почти за всеми действиями [в киберпространстве»].

Столь же важными, как действия Барлоу для изучения и защиты новой реальности, были учреждения, которые он основал для защиты нового мира киберпространства. Харизматичный Барлоу привлек двух состоятельных предпринимателей, связанных с интернет индустрией, которые придерживались либертарианских взглядов, и разделяли его идеалы. Это были Митч Капор, основатель Lotus 1-2-3, и Джон Гилмор (John Gilmore) первый программист в Sun Microsystems. Втроём они основали Фонд Электронных границ (Electronic Frontier Foundation -EFF), организацию, которая вела общественно-политическую активность, участвовала в судебных разбирательствах, в образовательной деятельности, организовывала семинары и кампании различного рода - содействовала разработке правовой концепции киберпространства и защите от произвола государственной власти. Как писали Капор и Барлоу, объявляя об учреждении EFF 10 июля 1990 года, Фонд был разработан для посредничества в урегулировании «неизбежных конфликтов [которые] уже начали происходить на границе киберпространства и физического мира». Позже Барлоу писал, что EFF также «поможет людям, которые проводят там большую часть своей жизни, найти средства для обустройства своей жизни».

 

С EFF Барлоу преуспел в привлечении представителей элиты Силиконовой долины, которые были не только богатыми людьми в стране, но и сторонниками либертарианских взглядов. Среди первых сторонников были Билл Джой, соучредитель Sun Microsystems, Даг Карлсон, бывший генеральный директор программного обеспечения Broderbund, Роб Глейзер, бывший вице-президент Microsoft, и магнат Rockport Shoes Брюс Кац. Все они стали членами правления EFF, донорами или обоими сразу. Со временем EFF также привлекла крупные корпорации в качестве доноров, выступая лоббистом либертарианских подходов в правительстве США. Позже Барлоу отказался от лоббистской роли как слишком разрушительной для своих убеждений. Такие компании, как Microsoft, Hewlett-Packard и другие, стали основными донорами EFF. Все пытались выстроить правовую стену, которая бы надёжно защищала Интернет от посягательств любых правительств, и особенно от правительства США.

Идея иммунитета киберпространства, по крайней мере с точки зрения традиционной юриспруденции, выглядела немного сумасшедшей. Но у EFF в качестве сильного аргумента было очень важное положение Конституции США. Первая поправка к Конституции США гарантирует свободу слова, а в электронной сети, такой как Интернет, всё является «словами». Следовательно, любой веб-сайт, электронная почта и даже электронный мир MUD все это, было защищено Первой поправкой к Конституции США. В 1990-х годах EFF удалось связать первую поправку к Конституции США и идею независимого суверенного киберпространства. 

1996 год принес то, что Барлоу и другие восприняли как первое большое нападение на киберпространство. Был принят «Закон о запрете порнографии[6]» (Communications Decency Act). Этот закон (CDA) запрещал любую передачу «непристойных» сексуальных сообщений или изображений в Интернете «любым способом, доступным для лица младше 18 лет».

Необходимо пояснить почему этот закон рассматривался как нападение на киберпространство? В 1997 году архитектура Интернета была открытой, без каких-либо ограничений для детей и взрослых. Как сказал в то время профессор права UCLA Юджин Волох, «нет способа проверить возраст пользователя, если не считать дорогого и несовершенного способа проверки номера кредитной карты». Закон «CDA», по сути, должен был заблокировать [любой неприличный] материал во всем интернете, кроме тех сайтов, где взимают плату с помощью кредитных карт». Это казалось очень неоправданным ограничением, потому что большая часть Интернета в то время была бесплатной, а свободный доступ рассматривался как одно из важных достоинств Интернета. Последствия закона CDA казались намного более серьезными, чем простое ограничение несовершеннолетних от непристойностей. Расплывчатое определение «непристойностей» позволяло блокировать всё что угодно, не обязательно связанное с защитой прав несовершеннолетних. Кто-то, общающийся в Интернете, может, например, подумать, что CDA запрещает обсуждение методов контроля над рождаемостью, гомосексуализма или проблемы изнасилований в тюрьме.

Для Барлоу покушение закона CDA на свободу киберпространства было таким же оскорбительным, как и Гербовый акт 1765 года[7] (The Stamp Act) или Бостонская бойня 1770 года[8] (Boston Massacre). На следующий день после того, как президент Клинтон подписал закон, Барлоу написал гневное электронное письмо членам EFF: «Ну, и идите все на ху#. Давайте теперь объяснимся с ними конкретно. Они объявили войну киберпространству. Давайте покажем им, насколько ловкими и сильными мы можем быть, отстаивая наши интересы».

Барлоу написал свою знаменитую Декларацию независимости киберпространства (Declaration of Cyberspace Independence) из шестнадцати параграфов. Созданная по образцу американской Декларации независимости, декларация Барлоу нескромно обращалась к «правительствам индустриального мира, уставшим от плоти и стали». Она гласила: «Я обращаюсь к вам из Киберпространства, нового дома Ума. От имени будущего я прошу вас представителей прошлого оставить нас в покое. Мы не приветствуем вас. У вас нет суверенитета там, где мы собираемся». В декларации признавалось, что в киберпространстве были «конфликты» и «заблуждения», но вывод звучал так: «Мы будем выявлять и решать все проблемы своими средствами. Мы сформируем наш собственный общественный договор».

Вторя Диббелу, Барлоу утверждал, что правопорядок в киберпространстве будет отражать их этические соображения, а не силу принуждения, которая характерна для власти и управления в реальном пространстве. «Наши личности не имеют тел, поэтому, в отличие от вас, на нас нельзя оказать давление через физическое принуждение. Мы верим, что из этики просвещения и идеи общего благосостояния появится наше новое управление». Цели Барлоу звучали нескромно: «Мы создадим цивилизацию Разума в киберпространстве. Пусть это будет гуманнее и справедливее, чем мир, созданный ранее вашими правительствами». 

Текст Барлоу прозвучал как призыв к действию. Но требовался четкий юридически оформленный ответ, а у организации EFF еще не было юристов. Митч Капор отправился на поиски, нашел адвоката по имени Майк Годвин, который размещал интересные сообщения на интернет-форуме. Он был нанят в качестве первого штатного юриста EFF. Фонд с Годвином в качестве адвоката объединил усилия с Американским союзом гражданских свобод (American Civil Liberties), чтобы оспорить закон CDA, который нарушал Первую поправку к Конституции. Дело под названием «Рено против Американского союза гражданских свобод» (Reno v. American Civil Liberties Union) было передано в Верховный суд США. Как позже написал Годвин: «Неожиданно киберпространство было испытано на прочность в конституционной битве».

Судебный процесс породил новое существо – компьютерного активиста или гик-активиста (geekactivist) и новое политическое сообщество интернет-либертарианцов. Множество сообществ и экспертов высказались в поддержку свободы в интернете. Кроме того, к делу присоединились более двадцати объединений от Американской библиотечной ассоциации (American Library Association) до Национального союза писателей (National Writers Union) и Сторонников безопасного секса (Safer Sex Page). Как писал Годвин, «мы объединили издателей, поставщиков услуг, а также отдельных лиц и организации, чьи высказывания, часто хотя и были провокационными, но были значимы для американского общественного мнения».

26 июня 1997 года Верховный суд объявил свое решение. Семью голосами против двух закон о запрете непристойностей (CDA) был признан неконституционным нарушением Первой поправки. Суд согласился с заявителями ACLU и EFF, что закон был слишком расплывчатым и, следовательно, позволял ограничивать свободу слова. Однако наиболее важное значение имело решения Суда о предоставлении особого правового статуса концепции киберпространства.

Автор особого мнения, судья Джон Пол Стивенс, родился до появления радиостанций и телевидения, не говоря уже об Интернете. Но даже в семьдесят семь лет, он с энтузиазмом ухватился за феномен интернета. Он написал, что Интернет «представляет собой уникальную среду, известную своим пользователям как «киберпространство», расположенную не в определенном географическом месте, но доступную для всех, из любой точки мира». Стивенс охарактеризовал киберпространство как «обширные демократические форумы», на которые «не распространялся тот тип государственного надзора и регулирования, который принят в индустрии средств массовой информации». Он добавил, что «ни одна организация не контролирует Интернет, и при этом не существует централизованной точки, с которой он мог быть заблокирован».

Значение судебного решения было в том, что всему, что связано с Интернетом, была предоставлена самая сильная защита Первой поправки. Как подытожил судья Стивенс: «Рост Интернета был и остается феноменальным. В соответствии с конституционной традицией, при отсутствии доказательств обратного, мы предполагаем, что государственное регулирование свободы слова с большей вероятностью будет препятствовать свободному обмену идеями, чем поощрять его». Судья Сандра Дэй О'Коннор, как и Барлоу, бывшая владелицей ранчо, подтвердила эту оценку киберпространства в отдельном мнении. «Электронный мир, - заключила она, - принципиально иной мир».

После этого идея о нерегулируемом и внетерриториальном Интернете, как казалось многим, вышла из мрака неопределенности и стала законом Соединенных Штатов, что и было объявлено Верховным судом Америки. Некоторые даже интерпретировали решение Верховного суда как установление барьера для всех законов США, которые могут повлиять на Интернет. «Существует очень мало возможностей для регулирования Интернета», - заявил адвокат Информационного центра электронной конфиденциальности (Electronic Privacy Information Center) Дэвид Собел. «[Суд] явно не согласился с тем, что это новое средство массовой информации, и неуместно приравнивать старые законы о регулировании СМИ к Интернету». Барлоу, похоже, нашел способ отграничить киберпространство от реального пространства при содействии власти реального мира. Не только была подтверждена его Декларация независимости; внезапно она стала высшим законом киберпространства. Как сказал Майк Годвин в день, когда было принято судебное решение, «пусть сегодня будет первый день новой американской революции - цифровой американской революции, революции, построенной не на крови и конфликтах, а на языке, на разуме и на нашей вере друг в друга».

Инженеры как политики

В то же время, когда Джон Перри Барлоу и Джулиан Диббел рассказывали миру о самоуправлении в киберпространстве, группа неправительственных организаций уже создавала самоуправления в сети. В отличие от Барлоу и Диббела, эти люди не были новичками на интернет-сцене. Они были настолько родными для Интернета, насколько это возможно. Это были легендарные «основатели» самого Интернета - Ларри Робертс, Роберт Кан, Винт Серф, Джон Постел и Дейв Кларк. В отличие от Барлоу и Диббела, инженеры-основатели не стремились к диалогу с общественностью. Многие из них смотрели на такие модные термины как «киберпространство» или «виртуальная реальность», как на фантазии технологически неграмотных людей. Но, тем не менее, их технические решения по созданию сети, способствовали растущему ощущению, что интернет будет работать новым беспрецедентным образом.

Достижения основателей Интернета хорошо известны. Это были ученые или государственные служащие, в основном американцы, которые финансировались Министерством обороны США. В 1960-х и 1970-х годах они успешно создали универсальный язык для компьютерных сетей, называемый протоколом TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol) или просто Интернет-протокол, который до сих пор остается основой Интернета. Этот протокол и другие аспекты архитектуры Интернета основывались на революционных решениях основателей сетей. С технической точки зрения они создали сеть с «открытой архитектурой» или «сквозным» дизайном. В нетехнических терминах основатели приняли дизайн, который не предполагал централизованный контроль. По сути, они встроили в язык Интернета штаммы американского либертарианства и даже идеализма 1960-х годов.

Интернета был беспрецедентно открытым, минималистским и нейтральным. Он был готов принять практически любой компьютер или сеть для объединения в одну общую сеть сетей. Большая ЭВМ, сеть IBM, сети AT & T, сети Министерства обороны США и, в конечном итоге, персональные компьютеры, теперь могли соединяться между собою. Интернет был минималистским, потому что было еще очень мало компьютеров. Стать частью Интернета было равносильно присоединению к универсальной церкви, центральная догма, которой была не очень требовательной. Наконец, интернет был нейтральным для всех приложений и программ. Ранее некоторые сети, такие как телефонная сеть, были специально созданы только для одной конкретной цели (в случае с телефонной сетью это устная речь). Но Интернет ко всем типам задач одинаково дружелюбно. Это позволило новым и лучшим приложениям, таким как электронная почта, Всемирная паутина и одноранговая технология, существовать и развиваться.

Авторитет основателей был большим. Интернет как универсальный язык распространялся везде. Сейчас он настолько доминирует, что у него нет конкурентов или естественных хищников. Он достиг универсальности, которая превосходит другие универсалы нашей эпохи, включая Microsoft Windows среди операционных систем и Lonely Planet среди путеводителей.

В начале 1980-х годов основателями, под руководством Винтона Серфа, были предприняты усилия по институционализации того, что они считали революцией в сфере коммуникаций. С этой целью они создали общественные организации. Наиболее важной была Инженерная рабочая группа по Интернету (the Internet Engineering Task Force - IETF), основанная в 1986 году в качестве центрального органа по стандартизации Интернета.

IETF представлял собой серию постоянных совещаний, на которых инженеры обсуждали будущие стандарты Интернета. Но вскоре это было охарактеризовано как нечто большее: как новая форма управления. Широко известная статья Паулины Борсук за 1995 год «Как работает анархия» описывала IETF как «вид прямой народной демократии, с которой большинство из нас никогда не сталкивалось». Эта группа инженеров была не просто группой парней, уставших от покупки электроники. Они были «хозяевами метавселенной», создающей «радикально новое социальное явление». Гениальные инженеры не просто построили хорошую сеть. На этом пути они решили некоторые ранее неразрешимые проблемы управления.

Власть правительств основана на связях «сверху вниз». Правительство издает команды в форме законов, которые применяются на территории государства; оно же обеспечивает выполнение этих команд с помощью принуждения; и одна из причин, по которой граждане подчиняются, заключается в том, что издержки, связанные с неисполнением и последующим наказанием, перевешивают преимущества непослушания. Инженерный метод управления был противоположным. Для них трудные решения были навязаны не распоряжениями, а скорее органически «снизу вверх» путем обсуждения, споров и консенсуса. Инженеры, казалось, были воплощением демократии в действии. По словам одного из основателей Интернета Дейва Кларка: «Мы отвергаем: королей, президентов и голосование. Мы верим в простой консенсус и работающий код».

Что означает эта поговорка Кларка? Когда интернет-инженеры сталкивались с трудными проблемами, их ответы или решения не были бы основаны на поддержке большинства (как в системе голосования) или указе (короля или президента). Скорее, решения принимались на основе «грубого» или «рабочего консенсуса» среди экспертов и принимались добровольно после долгих дебатов, основываясь на том, что на практике оказалось наиболее эффективным. Как позже описал этот процесс Барлоу: «Консенсус институционализируется готовностью других принять это решение в качестве части своей технологии, что является исключительно добровольным решением. Новые решения не будут приняты, если это плохие решения». Это была эпоха, когда Интернет менял правила ведения бизнеса, позволяя таким компаниям, как AOL и Netscape, зарабатывать миллиарды долларов за одну ночь. Казалось естественным, что Интернет также изменит правила политики. Были ожидания, что информационный век заменит устаревшие представления о голосовании, законотворчестве и территориальном представительстве, новыми гибкими и основанными на консенсусе правилами, которые будут созданы неформальными сообществами, организованными по интересам и опыту, а не заданным местоположением.

Начиная с 1970-х годов, в период своего золотого века, IETF опиралась на неформальную структуру управления для обнародования стандартов, которые создавали, формализовали и распространяли единые правила работы сетей. В тот период возникли как популярные сервисы Интернета – система электронной почты и Всемирная паутина (World Wide Web), так и множество бесчисленных протоколов, работа которых неразличима для обычного пользователя. Решение трудных проблем без участия правительства, заставило людей поверить, что может возникнуть новое общество. Когда все искали новую модель управления Интернетом, инженеры были их главным источником вдохновения.

 

Глобалисты

Все описанное выше развитие Интернета предоставляло возможность полагать, что власть правительств сместится вниз от национальных государств к отдельным лицам и неформальным группам. Но некоторые, соглашаясь с тем, что Интернет разрушает влияние национальных государств, думали, что это приведет к обратному эффекту и поднимет управление на более высокий уровень. Вездесущий характер Интернета и конфликты законов разных государств, которые он провоцировал, заставили этих глобалистов[9] полагать, что территориальное правление необходимо в начале дополнить, а в конечном итоге и заменить глобальными надправительственными структурами.

В своей популярной книге «Смерть на расстоянии» Фрэнсис Кэнкросс подытожила интернационалистское отношение к Сети, когда она утверждала, что всем правительствам взаимодействовать через международные организации, чтобы «найти новые правила и стандарты, которые часто подрываются там, где они различаются». Стив Кейс из AOL поддержал это мнение, призвав всех «пересмотреть устаревшие государство и его законы о телекоммуникациях и налогах, которые могут помешать росту киберпространства», и принять «международные стандарты безопасности, конфиденциальности и налогообложения».

Основной привлекательностью глобальной стратегии было решение проблемы переизбытка территориального регулирования и тирании, описанной в главе 1. Международное право может применяться во всем мире, как, например, Конвенция против пыток[10], Конвенция о международной гражданской авиации[11] устанавливает минимальные правила безопасности полетов, а Всемирная торговая организация[12] запрещает барьеры в торговле. Если страны мира соглашаются на единое глобальное правовое регулирование по таким вопросам, как клевета, порнография, авторское право, защита прав потребителей и т.п., жизнь пользователей Интернета становятся гораздо проще. Если есть не противоречащие друг другу законы, не стоит беспокоиться о соблюдении 175 различных правовых систем. Соблюдение законодательства становится всеохватывающим курортом на Карибах: заплатите одну цену, и обо всем позаботятся.

Такая система универсальных правил пойдет на пользу и правительствам. Как объяснил в 2000 году министр внутренних дел Франции Жан-Пьер Шевенем в ответ на рост интернет-хранилищ данных: «Идея состоит в том, чтобы создать глобальный текст, чтобы не было «цифровых гаваней» или «интернет-гаваней», где любой, кто планирует какой-то сомнительный бизнес, может найти возможность сделать это». Вместо того, чтобы страдать от взаимно разрушительных последствий односторонних попыток управления Сетью, страны должны найти совместно компромиссное глобальное решение, которое позволило бы пресекать наиболее негативные проявления интрент-активности. Как отметил Кернкросс, правительства могут либо «бесплодно бороться, чтобы защитить свой убывающий суверенитет, либо найти способы выстраивать отношения с другими странами и частным сектором, чтобы получить хотя бы часть того, чего они хотят». Конечно, глобализация повлекла бы за собой отказ от национального суверенитета. Но, некоторые страны, особенно влиятельные, сохранили бы некоторое влияние в международных организациях, хотя и в меньшем объеме.

Глобализация должна была не только решить проблему противоречивых законов, но и сулила более лучшие законы. Национальные правительства, отражая стремление своего населения, иногда слишком стремятся к закрытости. Иногда они отвергают рациональное или лучшее решение глобальной проблемы в пользу местной традиции или в соответствии с влиятельной группой местных интересов. Многие полагали, что международные интернет-стандарты помогут уйти от регионализации. Международные стандарты, в противоположность тирании, будут отражать своего рода сборник лучших практик всего мира. Международный подход может не только устранить путаницу и конфликты, но он также может освободить от предрассудков и невежества, поддерживаемого национальными правительствами.

Хотя интернет был просто новым средством общения, его появление в 1990-х годах затронуло нечто гораздо более глубокое, заставив многих надеяться, что новая сеть действительно изменит мир, и каким-то образом освободит нас от ограничений привычного нам мира, и даже изменит самого человека. За этим утопическим взглядом на Интернет лежит надежда на то, что присоединение к сети каждого нового пользователя может сделать мир лучше. Объединенное человечество может добиться большего успеха, чем наши устаревшие системы управления, отказавшись от концепции национального государства и начать жить по-другому, но лучше.

Одно казалось ясным: система территориального управления была дефектна и нуждалась в замене. На самом деле надежда на международные организации, на самоуправляющееся интернет-сообщество, или на правление интернет-инженеров была вторична. Первичной была уверенность многих в том, что обычные правительства слабели, и становилось все более неуместными. 

Бог Интернета

Если бы вы встретились с Джоном Постелом в 1998 году, вы были бы удивлены, узнав, что находитесь в обществе одного из величайших отцов-основателей Интернета. Постел был похож на бродягу с неопрятной бородой, который ходит в рваной одежде и сандалиях. Он жил как герой Звездных войн Оби-Ван Кеноби[13] - академический отшельник, предпочитающий уединенные прогулки по пляжу Южной Калифорнии. Когда один репортер сказал, что читатели заинтересованы в том, чтобы узнать больше о его личной жизни, Постел ответил: «Если мы им всё расскажем, они больше не будут испытывать интереса».

Тем не менее, этот человек был, очень влиятельным. Он назначал все важные номера интернет-протокола (IP), которые являются основным протоколом в современном Интернете. Как и медальоны, присвоенные таксистам Нью-Йорка, каждый уникальный номер идентифицирует компьютер в сети, определяя, кто включен в сеть, а кто нет. «Если у Сети есть Бог, - писал журнал «Экономист» (Economist) в 1997 году, - он, вероятно, Джон Постел».

Джон Постел был спокойным человеком, который придерживался своих убеждений и иногда действовал решительно. 28 января 1998 года стало хорошим примером. В тот день Постел написал электронное письмо операторам восьми из двенадцати основных серверов по всему миру. Это были сервера имен – это критически важные компьютеры, которые в конечном итоге несут ответственность за то, чтобы при вводе имени, например google.com, вы приходили по правильному адресу (123.23.83.0). В том письме Постел попросил всех восьмерых операторов, лично преданных ему, передать ему root–права, то есть признать его компьютер «корневым», или, по сути, главным компьютером для всего Интернета. Операторы согласились, сориентировав свои серверы на компьютер Постела, и удалив прежнее указание на сервер контролируемый правительством Соединенных Штатов. Этот приказ заставил всех операторов нервничать. Пол Викси, один из восьми друзей Постела, ожидал ареста и договорился, чтобы кто-то на время присматривал за его детьми.

Постел играл с огнем. Его поступок мог разделить корневую систему именования в Интернете на две гигантские сети, одна из которых возглавлялась им, а другая возглавлялась Соединенными Штатами. Но он сделал все так, чтобы интернет продолжал работать без сбоев. Но если бы он хотел, то в это критическое время он мог бы создать хаос. Вместе со своими восемью товарищами он мог бы сделать адреса «.com» недоступными для большинства пользователей Интернета. Как сказал технолог Кит Мур, «если мы сломаем корневой каталог, всё рухнет».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.049 с.)