Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первая мировая война и пропаганда - катализаторы возникновения тоталитарных режимовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку Ханна Арендт считает тоталитарные режимы продуктом сцепления чрезвычайно специфических исторических событий, она уделяет много внимания описанию тех катастрофических процессов европейской истории, которые вели к деморализации широких слоев населения и к формированию истерически-патологического типа сознания. Именно он в высшей степени устраивал озлобившихся демагогов и политических авантюристов, жаждущих превратить массы в инструмент своего политического воздействия. С точки зрения автора «Происхождения тоталитаризма», зарождение и оформление итальянского фашизма, немецкого нацизма и советского большевизма были во многом связаны с реакциями на эксцессы, порожденные катастрофическими событиями первой мировой войны. Подобно профессиональным русским революционерам, превративших служение Революции в свое призвание и судьбу, будущие вожди тоталитарных режимов Западной Европы прежде чем начать политическую карьеру пережили ряд личных потрясений, которые выбили их из привычной жизненной колеи и заставили безоговорочно связать свой индивидуальный выбор с жизнью широких народных масс, посвятить себя без остатка служению тому движению, в чье русло они хотели направить свой народ и даже все человечество. Первоначально мировая война и тотальная мобилизация вызвала у многих людей, охваченных угаром шовинизма, пьянящее чувство жертвенности и надежду на служение высоким патриотическим идеалам. Не только Гитлер, но и многие подобные ему неудачники, на коленях вознесли слова благодарности Богу, как только мобилизация распространилась по всей Европе сразу же вслед за объявлением о начале первой мировой войны. Им даже не пришлось упрекать себя за то, что они стали легкой добычей шовинистской пропаганды. Декадентская элита отправлялась на войну с радостной надеждой на то, что все ее знания и вся ее культура будет погребена под «ураганом стали и огня». Как сказал Томас Манн, война была скорее наказанием, чем очищением; «больше войной как целью в себе, чем победой, способной вдохновить поэтов». И задолго до того как один из интеллектуалов, симпатизировавший нацизму, произнес: «когда я слышу слово «культура», то я невольно хватаюсь за револьвер», многие поэты выразили свое отвращение к официальной «помойной культуре» и символически воззвали к варварам, скифам, неграм и индейцам, призывая их превратить ее в прах. Эти вспышки нигилизма, эта глубокая неудовлетворенность лицемерием и гуманистическими фикциями довоенной эпохи нашли свое отражение в творчестве Ницше, Сореля, Рембо, Лоуренса, Марло, Юнгера, Блока и многих других представителей довоенного европейского декаданса. Но в еще большей степени это мироощущение было присуще военному поколению, которое возвращалось с фронта с ощущением неизбежности краха старого мира и надеждой на переоценку всех морально прогнивших либеральных ценностей. Причем солдаты, вкусившие «прелести» окопной жизни, отнюдь не превратились в пацифистов: они не забыли эти четыре кошмарных года, выработав в себе стойкий иммунитет к пропаганде рыцарских чувств чести, доблести и самопожертвования. Они не забыли, что война вместе с постоянным риском гибели несла с собой чувство унижения от бессильного сознания того, что ты - только жалкий винтик в гигантском маховике смерти. Сама война с ее подспудным ощущением смерти как всемогущего уравнителя была лишь прелюдией к трансформации классового общества в социальную организацию масс. Страсть к равенству и справедливости, желание превзойти узкие классовые границы, лишенные перед лицом смерти всякого значения, пришли на смену старым «мягким чувствам» жалости к угнетенным и отверженным. В начале своей политической карьеры Гитлер постоянно спекулировал на этих чувствах «окопного поколения». Своеобразная самоотверженность человека-массы проявилась теперь в желании анонимности, в стремление быть номером и функционировать именно как шестеренка в системы передач, которая стирает ложные идентификации со специфическими типами и предустановленными функциями внутри общества. Как это ни парадоксально, но война временно приглушила националистические чувства Европы: желание принадлежать к окопному поколению оказалось более важным, чем быть немцем или французом. Первоначально нацисты базировали свою пропаганду именно на этом неразличимом братстве, на этой «общности совместно выстраданных судеб», завоевав таким образом симпатии к себе со стороны многих ветеранских организаций Европы после первой мировой войны. Антигуманистическим, антилиберальным, антииндивидуалистическим и антикультурным инстинктам военного поколения, блестящему и остроумному воспеванию насилия, власти и жестокости артистической богемой предшествовали сложные и помпезные «научные» доказательства империалистической элиты, согласно которым борьба всех против всех - это закон мира, а экспансия - это психологическая потребность, предшествующая политическим средствам, а следовательно, человеку ничего не остается другого как вести себя в соответствии с этими универсальными законами. Если люмпенские слои населения и развращенная верхушка буржуазной элиты, очарованные политическими целями тоталитаризма, примкнули к нему по собственной воле, то основной костяк народных масс перешел на его сторону в результате пропаганды. А когда нацисты по приказу Гитлера физически уничтожили или бросили в концентрационные лагеря большую часть польской интеллигенции, они сделали это ради подтвержения своего лживого тезиса о том, что у поляков вообще отсутствует какой-либо интеллект. Если сталинская пропаганда угрожала «несознательным» гражданам своей страны быть отброшенными на обочину истории, а потом и раздавленными ее могучим железным катком, то нацистская пропаганда запугивала население своей страны пагубными последствиями игнорирования вечных законов человеческой природы и необратимыми последствиями «загрязнения ее высшей расы». Следовательно, чем неукоснительнее люди станут соблюдать законы природы, чем глубже их потребности будут соответствовать глубинным истокам жизни, тем убедительнее будут успехи, которых они смогут достичь. Другим излюбленным методом тоталитарной пропаганды, который часто использовали ее лидеры, является самореализующееся пророчество. Пропагандистский эффект такого предсказания, кажущегося безошибочным, заключается в том, что пророк объявляет себя истолкователем и интерпретатором тех неизбежных результатов исторического будущего, к которым история обязательно должна прийти в силу неодолимости ее естественных законов или вследствие неумолимой логики развития классовой борьбы. Так, например, Гитлер выступая в Рейхстаге в 1939 г., заявил, что он вынужден еще раз прибегнуть к пророчеству: если еврейские финансисты посмеют толкнуть народы Европы в пекло новой мировой войны, то результатом такого решения будет истребление еврейской расы по всей Европе. Точно к такому же пророчеству с заранее предрешенным исходом прибегнул и Сталин в своем печально знаменитом выступлении на пленуме ЦК большевистской партии в 1930 г., когда объявил левых раскольников и правых уклонистов представителями интересов «умирающих классов». Естественно, что вслед за объявленной агонией, «неизбежно» должна последовать и смерть. Как только были истреблены жертвы, «пророчество» превратилась в ретроспективное алиби: случилось то, что уже было предсказано. С точки зрения Арендт, всякий тоталитарный режим всегда, по крайней мере латентно, чреват претензией на глобальное распространение своих принципов. И хотя в борьбе за утверждение своей единоличной власти Сталин, руководствуясь тактическими соображениями, выдвинул тезис о построении социализма в отдельно взятой стране, в действительности (о чем свидетельствует вся деятельность Коминтерна и гегемонистские устремления внешней политики сталинского правительства) он никогда не отказывался от тезиса Троцкого о так называемой «перманентной революции». Для гитлеровского режима, считает автор «Истоков тоталитаризма», аналогом большевистской концепции «перманентной революции» стало понятие «(расовая) селекция», которая никогда не должна «коснеть в неподвижности» и которая, следовательно, требует непрерывной радикализации норм, по которым производится отбор, то есть истребление неприспособленных. Ханна Арендт особо подчеркивает, что стремление к тотальной гегемонии над всем населением земного шара, уничтожение всей нетоталитарной социальной реальности - это неотъемлемая черта, имманентно присущая всем тоталитарным режимам. Если эта цель перестанет выдвигаться хотя бы как перспектива далекого будущего, тоталитарный режим ожидает внутренняя стагнация и угроза потери завоеванных достижений. Тоталитаризм и проблема «банализация зла» Тоталитарные режимы прибегают к принуждению и террору даже тогда, когда они достигают своих основных идеологических целей. И только там, где насилие становится безраздельным, пропаганда делается излишней. Не удивительно, утверждает Ханна Арендт, что вершиной проявления тотального господства государства над человеком становится концентрационный лагерь. В контексте тоталитарного менталитета этот зловещий институт является вполне «разумным» средством борьбы со своими противниками: если заключенные - это «гниды» и «черви», то ничто не может быть более «логичным», чем уничтожение «этих насекомых» в крематориях смертоносным газом. Лагерь не только стремится максимально уравнять заключенных, стерев всякое проявление их человеческой индивидуальности, но и пытается ограничить их солидарность со своими товарищами по несчастью, заперев их в темницу собственного одиночества. Изоляция есть безысходный тупик, в который втискивают людей тогда, когда разрушается политическая сфера их жизни, где они действуют совместно во имя достижения общих целей. Когда разрушению подвергается самая элементарная форма творчества, критерием которой служит способность человека вносить что-то свое собственное в общественный мир, то изоляция становиться просто нестерпимой. Если в тоталитарном мире всякая человеческая деятельность превращается в работу, то в условиях лагеря от работы практически ничего не остается, вернее остается лишь простое механическое усилие, направленное на сохранение элементарного биологического существования. Разрушение индивидуальности и личной автономии является последним завершающим шагом на пути установления безраздельного тотального господства - превращения личности человека в простой экземпляр человеческого животного, или хуже того - в «мусульманина», в «доплывающего доходягу», в ходячий труп. Абсолютная незащищенность человека от тоталитарного произвола есть следствие полного разрыва между наказанием и преступлением, низведения работы до уровня бесполезного и бессмысленного занятия, обрекающего человека на медленное умирание. Эта «чудовищная машина по административному умерщвлению», функционировала на полную мощность благодаря тому, что ее обслуживали «самоотверженные чиновники», зловещим символом которых стала фигура Адольфа Эйхманна. В мае 1960 г. он был задержан на территории Аргентины агентами секретных служб Израиля, а в апреле 1961 г. над ним начался открытый судебный процесс, на котором по заданию редакции журнала Нью Иоркер присутствовала и Ханна Арендт, выпустившая впоследствии на основе опубликованных судебных репортажей свою знаменитую книгу «Эйхманн в Иерусалиме». Содержание этого произведения во многом дополняет и углубляет идеи, заложенные в «Происхождении тоталитаризма». Как известно, в этой книге Ханна Арендт категорически утверждает, что нацистская преступность не должна отождествляться с традиционными правонарушеними, а следовательно радикальное зло не должно дедуцироваться из «человечески понятных мотивов». Однако понятие «радикального зла», делающее существование человека излишним, не означает, что из данного понятия можно вывести намерения и мотивы, которые с исчерпывающей полнотой могли бы объяснить природу преступлений тоталитарного режима. В эпилоге книги об Эйхманне Арендт замечает, что этот человек, как и многие ему подобные, является «новым типом преступника». Этот преступник совершает свои преступления в таких обстоятельствах, которые делают для него почти невозможным узнать или почувствовать, что он причиняет зло. Американская исследовательница не хочет сказать, что Эйхманн не отдавал себе отчета в том, что он посылал на смерть миллионы людей: идиотом он не был. Напротив, он был весьма ловок и изобретателен в своей работе: осуществлял депортацию миллионов евреев в отдаленные лагеря смерти, когда железная дорога была основательно перегружена эшелонами военного назначения. Однако это не значит, что Эйхманн был монструозным извращенцем или демонической личностью. Согласно Ханне Арендт, личность Эйхманна не подпадает под категорию кровожадного антисемита, патологического садиста или демонического фанатика, и вообще какие-либо глубокие идеологические убеждения были чужды его сознанию. Мотивы, управлявшие его поступками, лежат на поверхности и были даже слишком банальными: все, чего он хотел достичь в своей работе, которую делал не из страха а по совести, - это продвинуться по лестнице профессиональной карьеры, угодить вышестоящему начальству и показать коллегам по службе, что он способен выполнять порученную ему работу так же надежно и эффективно, как и они. Именно этот упор на банальности мотивов действий и поступков одного из главных виновников уничтожения миллионов невинных человеческих жизней подталкивает читателей книги Ханны Арендт «Эйхманн в Иерусалиме» поставить под сомнение глубоко укоренившееся убеждение относительно соответствия между масштабом преступления и степенью чудовищности личности преступника. Какими бы чудовищными ни были результаты действий Эйхманна, сам он не был чудовищем, хотя, как отмечает Ханна Арендт, подсудимый страдал определенной неспособностью формулировать самостоятельные суждения. Чем больше его слушали, тем очевиднее становилось, что его неспособность говорить тесно связана с его неспособностью мыслить, то есть мыслить с позиции другой личности. Было невозможно общаться с ним не потому, что он лгал, а потому, что был защищен надежной самозащитой против слов и присутствия других, а значит и против самой реальности. В своих последующих попытках разъяснить банальность зла Ханна Арендт вновь возвращается к неспособности Эйхманна мыслить и формулировать собственные суждения. Она была убеждена в том, что эта нерефлексивность, неспособность мыслить с позиции другого может причинить гораздо больший вред, чем все низкие инстинкты, которые, возможно, присущи человеку. Фактически в этом и заключался урок, который был дан в Иерусалиме. Эту же неспособность мыслить, которая влечет за собой неспособность брать на себя ответственность за собственные действия, Ханна Арендт видит не только в прямых исполнителях, но и в вольных или невольных сообщниках СС - лидерах еврейских общин. Среди неизданных текстов исследовательницы тоталитаризма имеется черновик ответов на вопросы одного из журналистов, который интересовался тем, в какой момент эти лидеры могли бы призвать еврейское население к сопротивлению. Она ответила, что никогда не существовал момент, когда лидеры общин могли бы произнести «перестаньте сотрудничать и боритесь». Сопротивление, которое имело место, было редким и означало только одно: мы не хотим такой смерти, мы хотим умереть с честью. Вопрос о сотрудничестве, несомненно, вопрос щепетильный. Безусловно, существовал момент, когда еврейские лидеры могли бы сказать: мы не будем больше сотрудничать и попытаемся исчезнуть. Этот момент мог бы наступить, когда нацисты просили этих лидеров, уже полностью осведомленных о том, что означает депортация, подготовить списки перемещаемых лиц. При этом нацисты указывали им количество и категории лиц, депортируемых в места смерти, но кого отправить, а кому предоставит возможность выжить, решало само еврейское начальство. Иными словами, тот, кто сотрудничал с нацизмом, в определенный момент превращался в хозяев жизни и смерти. Вопреки мнению некоторых еврейских лидеров, оправдывавших свой коллаборационизм с нацистами тем, что их сотрудничество было все же предпочтительнее, чем отдача геноцида на откуп СС, Ханна Арендт считает, что было бы намного лучше оставить самим нацистам предприятие по организации убийства, как, например, это сделали некоторые еврейские лидеры, которые предпочли саботаж и даже самоубийство выполнению нацистских приказов. Для подтверждения своего мнения Арендт цитирует Р. Пендорфа, который писал, что без сотрудничества с жертвами было бы почти невозможно, чтобы несколько тысяч лиц, большинство из которых работало в офисах, ликвидировали бы многие сотни тысяч людей. Не только сотрудничество с жертвами, но и моральная ответственность так называемых «зрителей», молчаливого большинства немецкого населения, чье снисходительное соучастие было неотъемлемой предпосылкой осуществления преступного «Окончательного Решения», отягощала трагическую участь узников Освенцима и Дахау. По словам Ханны Арендт, благодаря тому, что все респектабельное общество так или иначе покорилось власти Гитлера, моральные максимы, определяющие общественное поведение, и религиозную заповедь «не убей», управляющие совестью, исчезли. Однако ответственность немецкого народа за геноцид тоталитарного режима, с точки зрения американской исследовательницы, не означает экстраполяции вины на всех немцев за уничтожение шести миллионов евреев. Ханна Арендт отвергает концепцию коллективной вины, ибо «на практике там, где все виновны, никто не виновен». Философско-политический анализ, осуществленный Ханной Арендт, несомненно, является важной вехой на пути признания тоталитаризма в качестве одного из самых зловещих феноменов мировой истории, который тем не менее имеет не только исторические, но и метафизические истоки, уходящие в глубинные недра бытия человека и ставящие под сомнение радикальность предшествующих форм философско-политической рефлексии. проблемные вопросы к разделу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.009 с.) |