Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отделения РАН. 2010. Вып. 10. С. 297-328.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Метафизика тоталитарных режимов Одной из наиболее фундаментальных работ, посвященных анализу тоталитаризма, несомненно, является книга Ханны Арендт, положившая начало экзегетике и герменевтическому анализу данного феномена на протяжении уже почти шестидесяти лет, прошедших после ее публикации. Американская исследовательница немецкого происхождения начала свое исследование весной 1945 г. и завершила его осенью 1949 г. Первое издание «Происхождения тоталитаризма» на английском языке вышло в свет в Нью-Йорке в 1951 г. Другая значительная работа Ханны Арендт «Эйхманн в Иерусалиме» - прямое продолжение проблем тоталитаризма - посвящена истории Холокоста и анализу сознания «скромного службиста», а «по совместительству» и зловещего палача еврейского народа, впервые вышла в свет в 1963 г. Проблемы, которые Ханна Арендт ставит в своей работе, посвященной истокам тоталитаризма, направлены на поиски того смысла, который, по ее мнению, не может быть выведен лишь на путях простой реконструкции фактов истории. Что случилось с Европой ХХ века? …Как известно, работа Ханны Арендт состоит из трех больших разделов (антисемитизм, империализм и тоталитаризм), в которых исследуется возникновение новых форм всеобъемлющего господства государства над своими гражданами. Но только после первой мировой войны тоталитаризм начинает кристаллизовать вокруг себя два уже вполне выявившихся элемента: современный антисемитизм, возникший в результате политической эмансипации евреев, и современный империализм, развившийся на базе европейской колониальной экспансии и достигший своей кульминации в последней трети XIX в. В задачи настоящей статьи не входит анализ антисемитизма и империализма. Следует только отметить, что с точки зрения Ханны Арендт, ни антисемитизм, ни империализм сами по себе не являются определяющими детерминантами возникновения фашизма. Только в рамках расистской идеологии нацистского режима антисемитизм превращается в массовое истребление евреев, а империализм трансформируется в реванш за поражение в первой мировой войне и ведет к возникновению новой еще более кровопролитной мировой бойни. Итак, средства всепроникающего господства, присущие тоталитаризму, радикально отличают его от всех прочих форм политической власти, свойственных деспотизму, тирании и диктатуре. Тоталитаризм, пришедший к власти, по мнению нашего автора, создает совершенно новые политические институты и одновременно разрушает все старые легальные общественные формы и традиции страны. Какими бы специфическими ни были национальные особенности и духовные источники идеологии, тоталитарная форма господства всегда трансформирует классы в массы, преобразует плюрализм политической системы в гегемонию одной партии, возглавляющей движение широких народных масс, превращает осуществление легально узаконенных властных полномочий в произвол и террор секретной полиции, а во внешней политике ориентируется в той или иной форме на достижение мирового господства. …С точки зрения Ханны Арендт, пренебрежительное отношение тоталитарных режимов к юридическому консенсусу порождает произвол, беззаконие и страх, ибо, навязывая свою волю в обход соблюдения позитивных законов, их идеологи и вожди обещают установить справедливость на земле, но не на основе конституции, предполагающей consensus iuris, а на основе законов Природы и Истории, которые они превращают в высший сакральный идеал. В тоталитарных режимах сам термин «закон» изменяет свой смысл: он уже не регулирует то, что и как существует в реальной действительности, а скорее направлен на реализацию того, чего еще нет и что только должно возникнуть в результате «титанической воли» участников тоталитарного движения, строящих «светлое будущее» не спонтанно и не хаотично, а планомерно и сознательно, опираясь на незыблемые законы Природы или Истории под водительством партий и ее вождей, путем мобилизаций масс, подстегиваемых террором. Если легальность, как пишет Ханна Арендт, является сущностью антитоталитарного правительства, а нелегальность присуща тираническому режиму, то террор - это способ осуществления тоталитарного господства. Террор и угроза его применения - главные средства осуществления законов тоталитарного движения, а его высшее назначение - максимальное содействие силам Природы или Истории свободно, с наибольшей эффективностью воплощаться в Человечестве. А если на этом пути возникают какие-либо препятствия, то никакие ссылки на объективные причины или субъективные факторы не должны служить предлогом для быстрой и эффективной расчистки завалов, ведущих к полному торжеству этих законов, осуществляющихся железной волей класса-гегемона или высшей расы. Истолкование тоталитарного движения как выражения неодолимой поступи истории превращает понятия вины и невинности в простые фикции: виновный - это просто- напросто тот, кто осмелился встать на пути природного и исторического процесса, который уже вынес свой неумолимый приговор «низшим расам», «неприспособленным к жизни индивидумам», «умирающим классам» или «обреченным на гибель народам». Террор приводит в исполнение этот приговор, и перед его судом все подозреваемые - субъективно невиновны: убиваемые невиновны, потому что они ничего не сделали против системы, а их убийцы - невиновны, ибо они всего лишь простые исполнители смертного приговора, вынесенного высшим трибуналом. Даже сами руководители движений и представители власти не осмеливаются утверждать, что они - гении мудрости или светочи справедливости. Все, на чем они настаивают, - это направление движения по руслу внутренне присущего ему закона. Террор является «оправданным», если закон есть движение некой сверхестественной силы - Природы или Истории. При этом между идейными вдохновителями умерщвления «низших рас» или «умирающих классов» и их физическими исполнителями существует своеобразное «разделение труда», весьма удобное для смягчения возможных угрызений совести. Идейный вдохновитель обычно пытается «смягчить» свою вину тем, что он не есть исполнитель. Палач «оправдывает» свое «деяние» тем, что он не есть вдохновитель. Первый полагает, что его руки «чисты», а второй убеждает себя в том, что его совесть «спокойна». Каждый пытается обезопасить себя и приписать ответственность другому, сняв с себя вину за совершенные им преступления, как это, кстати сказать, наглядно продемонстрировало поведение многих нацистских преступников на Нюренбергском суде. Террор как приведение в исполнение закона тоталитарного движения, чья высшая цель - не благополучие конкретных людей и не интерес отдельно взятого человека, а «выделка» и совершенствование всего человечества, осуществляет выбраковку нездоровых особей ради торжества вида как тотальной целостности, жертвует отдельными его представителями во имя чистоты или здоровья всего общественного организма. Поскольку, заключает Ханна Арендт, цель тоталитарных движений состоит в подталкивании Природы или Истории для ускорения их движения по направлению к уже предначертанному будущему, то из этого следует, что населению тоталитарных стран заранее предназначена роль исполнителей или жертв этого движения. Ирония судьбы может повернуть события и так, что тот, кто сегодня истребляет неполноценные расы, агонизирующие классы или загнивающие народы, завтра сам может оказаться в роли жертвы. Тоталитарная власть постоянно нуждается в том, чтобы подданные ее режимов находились в состоянии постоянной готовности как к роли исполнителей ее воли, так и к роли ее жертв. Такую двоякого рода подготовку, с точки зрения Арендт, и призвана осуществить тоталитарная идеология. Идеология тоталитаризма Благодаря логике, внутренне присущей этим идеям, идеологии претендуют на знание тайн всего исторического процесса: секретов прошлого, сложностей настоящего и неопределенностей будущего. Предполагается, что движение истории и логический процесс данного понятия соответствуют друг другу, а следовательно все происходит несмотря ни на какие видимые отклонения и зигзаги согласно логике идеи. А поскольку единственно возможное движение в сфере логики осуществляется путем дедукции, то именно дедукция и развертывает все утверждения из постулируемых посылок. Идеологическое мышление, как правило, склонно игнорировать опыт, ибо оно исходит из того, что за действительностью, открываемой человеку пятью органами чувств, скрывается другая, «истинная реальность», которая для своего распознания требует шестого органа, и таким чувствилищем как раз и является идеология. Этот шестой орган возникает благодаря процессу индоктринации, суть которого - в отрыве мышления от опыта, а также в попытке инкорпорировать в описание или объяснение событий, какими бы простыми и очевидными сами по себе они ни были, «презумпцию» подозрительности относительно секретных мотивов которые, якобы, за ними скрываются. Именно это свойство идеологизированного мышления тоталитарные режимы превращают в практику насаждения скрытых намерений и политических заговоров всевозможных врагов. Поскольку идеология сама по себе не способна преобразовать реальность, она пытается оторвать мысль от опыта с помощью определенных методов демонстрации. Идеологизированное мышление группирует и упорядочивает факты, подчиняя их логическому процессу, и исходя из принятой за аксиому посылки приходит к заранее предсказанному выводу. Данный тип мышления склонен придавать излагаемым событиям и фактам гораздо большую последовательность и логичность, нежели та, которая в действительности наблюдаются. Дар «холодного рассудка» Гитлера и «беспощадная диалектика ума» Сталина вполне вписываются в приведенную выше схему. Согласно такой логике, всех противников «великого советского вождя» без каких-либо доказательств, записывают в ряды старонников «умирающих классов», а все презираемые «великим фюрером» народы - в разряд «низших и неполноценных рас». За этим «логично» следует само собой напрашивающийся вывод о том, что необходимо «помочь» Истории или Природе освободиться от этой гангрены, «удалить» зловредную опухоль из здорового природного тела или общественного организма. С точки зрения Ханны Арендт, отличие тоталитарных идеологий от своих предшественниц, коренится не столько в идее классовой борьбы и эксплуатации трудящихся или в осуществлении расовой селекции и обеспечении процветания германских народов, сколько в самом логическом процессе, осуществляемом тоталитарными режимами. Согласно Сталину, ни идея, ни ораторское искусство, а именно «непреодолимая сила воздействия логики» Ленина накладывает неизгладимый отпечаток на его слушателей и читателей. Сила, рождающаяся, согласно Марксу, при овладении идеи массами, коренится не только в самой идее, но и в том логическом процессе, который, как могучие щупальцы, зажимает человека в тиски убеждений, от которых ему уже невозможно освободиться. Он начинает следовать логике этой идеи и мысленно признается в поражении своих прежних взглядов, которые он отбрасывает, как ложные предрассудки. Самый убедительный аргумент, констатирует Ханна Арендт, которым гордился Сталин, заключается в следующем: вы не можете сказать А, не говоря Б, В и так далее, пока не придете к концу убийственного алфавита. Здесь, кажется, находится источник принудительной силы логики, возникающий из собственного страха человека впасть в противоречие с самим собой. Этот страх достигал такого накала, что в период большевистских репрессий их жертвы сознавались в тех преступлениях, которые они никогда не совершали. Согласно Арендт, тоталитаризм никогда не ограничивается только внешним воздействием на гражданина через посредство органов государства. Именно благодаря специфической роли идеологии, пропаганды и принуждения тоталитаризм осуществляет свою власть над сознанием и волей народных масс изнутри, поддерживая их в состоянии постоянной мобилизации и непрерывной нацеленности на реализацию все новых и новых задач. Залог успеха тоталитарного движения - это искренность убеждений его адептов, готовых следовать установкам и призывам своих вождей даже тогда, когда это движение начинает «пожирать» своих собственных детей. Будучи обвиненными в отступничестве, исключенными из партии и посаженными в тюрьмы, коммунисты сохраняют непреклонную верность своим убеждениям, изъявляют готовность к сотрудничеству со своими преследователями и даже требуют для себя смертной казни, чтобы таким образом искупить свою вину, несовместимую с высоким статусом коммуниста. Фанатизм убеждений участников тоталитарного движения, особенно на начальных его этапах, делает их совершенно закрытыми любому аргументу разума или свидетельству опыта. Так, например, на судебном процессе по «делу» Бухарина его обвинители, члены ЦК, ставили ему в вину в числе прочих прегрешений то, что он не был в должной мере безжалостным, не обладал твердым «сердцем» и не мог перешагнуть через «пережиток». сочувствия и сострадания к врагам партии, своим бывшим друзьям и единомышленникам Другая характерная черта тоталитарных движений - это культ вождя, фигура которого раздувается его фанатичными сторонниками до размеров божества, и удивительная легкость, с которой это почитание может потом перейти в забвение. Несмотря на титаническую работу по легитимации авторитета власти Сталина, базировавшейся на создании ореола святости вокруг учения и личности Ленина, а затем перенесение его сакральных атрибутов на идеи и личность его приемника, несмотря на невиданный размах пропагандистского аппарата по созданию «гениального образа вождя» и маккиавелистскую тактику закулисной внутрипартийной борьбы наследники Сталина сравнительно легко развенчали его культ, не прибегая при этом к принижению сакральности облика и учения Ленина. …
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.008 с.) |