Понятие местного самоуправления в Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации



Природа местного самоуправления предопределена основными особенностями самоуправления вообще. Самоуправление представляет собой такую форму социального регулирования, при которой субъект управляет своими собственными делами, действует на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоконтроля.

Местное самоуправление - одна из форм самоуправления как социального явления. Действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что местное самоуправление, - это «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно, или через органы местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Из определения местного самоуправления может быть выведен ряд признаков этого социального явления.

Во-первых, местное самоуправление есть система организации деятельности граждан на соответствующей территории, представляющая собой совокупность разнообразных органов и институтов. Эта совокупность функционирует как единый целостный механизм.

Во-вторых, местное самоуправление предполагает единство самостоятельности и ответственности. Самостоятельно решая вопросы экономического, социального, культурного развития населения, соответствующих коллективов граждан, структуры местного самоуправления одновременно несут ответственность за положение дел в этих сферах на определенной территории.

В-третьих, местное самоуправление имеет свой объект. Оно предполагает самостоятельное решение вопросов местного значения, т. е. круга проблем, непосредственно затрагивающих интересы территориальных коллективов, поселений граждан.

В-четвертых, для местного самоуправления при осуществлении управленческих функций характерно доминирование интересов населения соответствующей территории, которые имеют приоритет по отношению к общегосударственным интересам.

В-пятых, местное самоуправление организуется и функционирует как система, учитывающая исторические, национально-этнические и иные местные традиции и особенности соответствующего населения. Эти особенности оказывают значительное влияние на формирование институтов самоуправления, характер их взаимодействия между собой, определяют управленческую активность граждан, правила и процедуры принятия управленческих решений.

В-шестых, местное самоуправление опирается на правовую базу. Ее составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации. Правовые акты федеральных органов власти я органов власти субъектов Российской Федерации дополняются и конкретизируются в уставах, положениях о местном самоуправлении.

Местное самоуправление рассматривается Конституцией как одна из основ конституционного строя России. Статья 12 устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Это означает, что без полноценного местного самоуправления Россия не может быть демократическим правовым государством, а ущемление его прав, ограничение прерогатив должны рассматриваться как посягательства на основы конституционного строя Российской федерации.

Согласно ст. 3 Конституции, местное самоуправление является одной из конституционных форм осуществления народовластия. Часть 2 этой статьи устанавливает, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Характеристика органов местного самоуправления как части механизма народовластия определяет их природу, способы формирования, объем полномочий и ответственность перед населением.

Признание местного самоуправления в качестве одной из самостоятельных форм народовластия дополняется конституционным положением о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

Местное самоуправление рассматривается Конституцией Российской федерации в контексте взаимоотношений с личностью, что дает основание говорить о конституционном праве гражданина на участие в осуществлении местного самоуправления, И, хотя в основном законе России, непосредственно, это право гражданина не сформулировано, оно органично вытекает из содержания ст. 32, закрепляющей право на участие в управлении государственными и общественными делами.

Участие гражданина в местном самоуправлении гарантируется правом: избирать и быть избранным в органы местного самоуправления; участвовать непосредственно (путем референдума или схода) в решении вопросов местного значения, состоять на муниципальной службе; получать информацию о деятельности органов местного самоуправления; защищать в судебном порядке право на участие в местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации характеризует местное самоуправление не только как элемент конституционного строя, системы народовластия и конституционного статуса личности в России. Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет основы организации и деятельности системы местного самоуправления, субъектов местного самоуправления, а также его гарантии (ст.ст. 130 — 133).

Становление местного самоуправления — процесс длительный, требующий учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета миллионов людей. Именно с этим, прежде всего, связана значительная задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан, на что обратила внимание Государственная Дума в специальном постановлении по этому вопросу.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.01 с.)