Механизм реализации полномочий местного самоуправления в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм реализации полномочий местного самоуправления в Российской Федерации



Как уже было отмечено, организационный механизм местного самоуправления включает формы прямого волеизъявления граждан (референдум, сход, муниципальные выборы), выборные и иные органы, органы территориального общественного самоуправления.

По наиболее важным вопросам местного значения проводится местный референдум. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования. Решение о местном референдуме принимает представительный орган местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно, на добровольной основе. Голосование осуществляется тайно, контроль волеизъявления населения не допускается. Каждый гражданин имеет один голос.

Перечень вопросов, порядок назначения и проведения местного референдума определяются законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципального образования.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Другой формой прямого волеизъявления граждан на местном уровне является собрание (сход) граждан. В соответствии с Законом они могут созываться для решения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Важным институтом прямого волеизъявления населения являются муниципальные выборы. Порядок формирования органов местного самоуправления определяется законами субъектов Российской Федерации. В федеральном же законодательстве решены лишь некоторые, наиболее принципиальные вопросы. Во-первых, указано на выборы как один из способов формирования органов местного самоуправления. Во-вторых, определены основные принципы выборов (всеобщие равные и прямые при тайном голосовании). В-третьих, указано на различные виды выборов: выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборы главы муниципального образования непосредственно населением либо представительным органом, иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Все остальные вопросы организации и проведения выборов будут решаться законодательством субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.

К числу форм прямого волеизъявления граждан может быть отнесена и народная правотворческая инициатива. Статья 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения— официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 131 Конституция Российской Федерации установила, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Поэтому Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления определены лишь общие контуры системы органов местного самоуправления, а детальное их регулирование осуществляется в законах субъектов Российской Федерации и уставах муниципального образования.

К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Как уже отмечалось, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

В Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления закреплены исключительные, т.е. осуществляемые лишь самим представительным органом местного самоуправления, полномочия. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2 утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Кроме перечисленных исключительных полномочий, которые являются своеобразным обязательным минимумом для всех представительных органов местного самоуправления, уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены и иные права этих органов.

Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Важная рожь в осуществлении полномочии муниципального образования принадлежит главе муниципального образования, иным выборным должностным лицам местного самоуправления.

Глава муниципального образования является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования, как и иные выборные должностные лица местного самоуправления, наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно последнему, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской федерации.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц (включая выборного главу муниципального образования) может быть предусмотрено создание и других органов и должностных лиц местного самоуправления, которые могут получать свои полномочия иным, чем выборы, путем, т. е. прежде всего путем их назначения.

Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствия с уставом муниципального образования.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентации муниципальной служб, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия к порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации к федеральным законом. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

Довольно значительная роль в организационном механизме местного самоуправления принадлежит территориальному общественному самоуправлению. Под ним понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами. Порядок организация и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Наряду с предусмотренными Федеральным законом, и названными выше формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.009 с.)