Глава 1. Конституционное право как отрасль российского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Конституционное право как отрасль российского права.



Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава 2 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ.

Форма правления.

Форма правления - категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Различают две основные формы правления - монархию и республику. Монархия - такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (монарху) и передается по наследству, при этом монарх не несет ответственности перед населением. В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определенный (ограниченный) срок и несущие ответственность перед народом (избирателями).

Существует две основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы.

Президентская республика характеризуется следующими основными чертами:

1) президент избирается всем народом на прямых выборах, независимо от парламента;

2) президент по своему усмотрению назначает и отправляет в отставку министров, для этого не требуется согласия парламента;

3) президент юридически и фактически руководит правительством (дажепри наличии номинальной должности премьер-министра);

4) правительство не несет ответственности перед парламентом, парламент не может выразить правительству вотум недоверия.

Основные характеристики парламентарной республики:

1) президент, как правило, избирается не народом, а парламентом (непрямые выборы);

2) правительство формально формируется президентом, но из представителей победившей на парламентских выборах партии (блока партий) либо из лиц, пользующихся доверием парламентского большинства;

3) для начала своей работы правительство получает от парламента   вотум доверия;

4) правительство несет ответственность только перед парламентом,   парламент может выразить правительству вотум недоверия, после чего правительство обязано уйти в отставку.  

Полупрезидентская республика имеет следующие характерные черты:

1) президент назначает и увольняет министров, часть из которых подчиняются непосредственно президенту;

2) президент издает указы по широкому кругу вопросов, а также обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов;

3) главой правительства является премьер-министр;

4) правительство ответственно перед парламентом, парламент может вынести правительству вотум недоверия, но процедура его принятия усложнена по сравнению с парламентарной республикой;

5) при выражении вотума недоверия правительству президент может отправить его в отставку или распустить парламент.

Являясь суверенным государством. Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления.

В ст. 1 Конституции Российской федерации установлена республиканская форма правления.

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления черт президентской республики. Однако став, в конечном счете, президентской по своему характеру республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

Сегодня ей свойственна президентско - парламентская, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентская» республиканская форма правления, что выражается в нескольких признаках:

1) верховную государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ);

2) выборность высших органов государственной власти, невозможность какого-либо наследственногоили иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. ПрезидентРФ и Государственная Дума избираются населением Российской Федерации. Кроме того, КонституцияРФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность ПрезидентаРФ более двух сроков подряд (ст. 81);

3) Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

4) Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, юридические последствия которого зависят от согласия с ним Президента РФ. Для того чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива, он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.

Политический режим.

Политический режим характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а так же теми методами и приемами (демократические, антидемократические), с помощью которых осуществляется государственная власть.

Различают два основных вида политического режима - диктатура (антидемократический) и демократия.

Диктатура это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения.

Диктатура состоит из двух разновидностей - тоталитарного и авторитарного режимов.

Тоталитаризм (англ. Totall - полный, весь, целый) - это политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идее.

Идея, положенная в основу тоталитарного режима соответствующей ему политической системой, необязательно должна быть плоха, но стремление как можно скорее и любыми средствами воплотить эту идею в жизнь, не считаясь с объективными и другими обстоятельствами, способствует формированию соответствующей политической системы.

При тоталитарном режиме практически не существует разделения властей:

а) все ветви власти непосредственно или опосредовано связаны между собой;

б) отсутствие независимого суда;

в) наличие внесудебных органов (выполнение карательных санкций) - сама правящая партия, особо уполномоченные в ней лица (в период чисток выявляли неугодных и передавали их в руки репрессивных органов государства).

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) - это такой политический режим, который основан на личной или классовой диктатуре, государственная власть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц) или в одном государственном органе, при снижении роли других (прежде всего представительных) институтов государства.

Демократический режим (от греч. (demos - народ и cratos –власть, — власть народа, народовластие) является одной из разновидностей либерального режима. Это такая форма правления, которая основана на возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления народа.

Основные признаки демократического режима:

1) Предоставление гражданам широких прав и свобод и обеспечение социально-экономических, политических, юридических и организационных гарантий этих прав и свобод.

2) Прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая или непосредственная демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, представительная демократия).

3) Существование различных форм собственности; свобода личности в сфере экономической деятельности.

4) Политический плюрализм, в том числе многопартийность.

5) Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, общества, клубы и др.).

6) Разграничение полномочий между центральными и местными органами.

7) Правовой характер деятельности государственных органов.

8) Демократические методы государственного властвования: соглашения, компромиссы и др.

9) Отсутствие обязательной для всех государственной официальной идеологии

10) Развитый культурный уровень людей, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нем: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие в переводе с древнегреческого - демократия).

С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства. Он проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства.

Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершающим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

Государственная власть — не единственная форма власти народа. Другой ее формой является местное самоуправление.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

Как уже отмечалось. Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни скем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в ст. 3 Конституции Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской федерации.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, или досрочного формирования Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации, либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов, могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащихим функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах.

Главное в выборах - это то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации - в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1).

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции Российской Федерации 1993 года. В ст. 10 указывается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей ее иерархии, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

Демократия в Российской Федерации означает, что признается идеологическое и политическое многообразие. Эти принципы, прежде всего, исключают возможность существования в стране государственной или иной обязательной идеологии. «Никакая идеология, - указывается в ст. 13 Конституции Российской Федерации, - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством. Принципы идеологического и политического многообразия (плюрализма) означают также создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

 «В Российской Федерации, - указывается в ч. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации, - признаются политическое многообразие, многопартийность». «Общественные объединения равны перед законом» (ч. 4). «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5).

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институты политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям со стороны государства и его органов.

Наиболее важные объединения граждан - политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.

Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти.

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты объясняются, прежде всего, тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. Поэтому чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе объясняется наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Они вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.

Политический плюрализм — это возможность не только состоять в любой, действующей в рамках Конституции Российской Федерации партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Вот почему при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

К числу важнейших проявлений демократизма Российской Федерации относится наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации,— сказано в ст. 12 Конституции Российской Федерации,— признается и гарантируется местное самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно с демократией, поскольку в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, проявляющаяся в результате распространения принципа самоопределения и самоуправления не только на отдельного человека или народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

Посредством местного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения в Российской Федерации.

В современных условиях в Российской Федерации под местным самоуправлением понимаются право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел и контролироватьих.

Становление в России подлинно демократического государства потребует еще немало времени и усилий ее народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

Личные права и свободы

В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и отражены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем:

1) они являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) они охватывают такие права и свободы человека, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Это — естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции).

Уважение человеческого достоинства — неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.ст. 22—25 Конституции).

Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, свободу передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста.

Гарантия неприкосновенности жилища, (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.

Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях — в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения — могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального ущерба.

Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции).

Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является и включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

В ст. 27 Конституции указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Он закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Конституция признает право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а граждан Российской Федерации - беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

К личным правам и свободам относится право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст. 26 Конституции). В официальных анкетах не допускается постановка вопроса о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

Важное место в системе личных прав и свобод занимает свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции). Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой. Она обеспечивает свободу выбора религии, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования. Оно не преследует цель сформировать то или иное отношение человека к религии.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» предусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц; отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.

Образование избирательных комиссий.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:

а) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

б) избирательныекомиссии субъектов Российской Федерации;

в) окружные избирательные комиссии;

г) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

д) участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно.

Правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации регламентируется Положением о Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1993 г., и Федеральным законом от 26 октября 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется в составе Председателя и членов не позднее, чем за 70 дней до выборов в Государственную Думу. Это территориальная избирательная комиссия в масштабе всей страны. Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, которые назначаются в равном числе (по 5 человек):

1) Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями;

2) Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) Президентом Российской Федерации.

Председатель Центральной избирательной комиссии избирается тайным голосованием из числа ее членов.

Председатель и члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Центральная избирательная комиссия, как и окружные избирательные комиссии,— постоянно действующий орган. Срок ее полномочий - четыре года.

Основные задачи Центральной избирательной комиссии:

- обеспечение совместно с избирательными комиссиями субъектов Федерации единообразного применения законодательства о выборах; руководство деятельностью избирательных комиссий;

- реализация избирательных прав граждан, общественных объединений;

- контроль законности при подготовке и проведении выборов;

- финансирование избирательной кампании за счет государственного бюджета;

- оказание методической и организационно-технической помощи избирательным комиссиям.

Центральная избирательная комиссия утверждает персональный состав территориальных комиссий края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Решения Центральной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать Центральной избирательной комиссии содействие и представлять необходимые для ее работы сведения и материалы.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Избирательная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и 10 - 14 членов. При этом не менее половины членов избирательных комиссий назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации. Это постоянно действующие органы, состав которых может обновляться перед очередными выборами или по мере необходимости. На них возложены организация, подготовка и проведение выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации.

Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государствен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.095 с.)