Основные принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации



Принципы избирательного права - это основные начала, которые определяют характер и направления правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Они сложились исторически и действуют в большинстве демократических стран мира. Критерием включения тех или иных принципов в систему избирательного права является их закрепление в действующем законодательстве.

Наиболее устоявшейся традиционной схемой принципов избирательного, права в литературе доперестроечных лет было выделение четырех общепризнанных принципов - всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Современное избирательное законодательство Российской Федерации демонстрирует нестандартный подход к закреплению принципов избирательного права. Наряду с вышеупомянутыми традиционными принципами выделяются новые, которые обогащают содержание института избирательного права. Это, в частности, такие принципы, как:

- свобода выборов;

- участие общественности и их организаций в проведении выборов; сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; гласность выборов;

- состязательность кандидатов и блоков; равные возможности кандидатов в депутаты;

- общественный контроль соблюдения избирательных процедур; юридическая защищенность избирателей и кандидатов;

- отказ от императивного мандата.

Принципы избирательного права - категория динамичная. Они отражают изменение внутриполитической ситуации в стране, уровень общественного правосознания.

Выборы в Российской Федерации свободные. Они основываются, на свободном осуществлении гражданами своего конституционного права избирать и быть избранными. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Свободные выборы обеспечиваются ответственностью должностных и иных лиц, препятствующих выражению гражданами своего волеизъявления в ходе подготовки и проведения выборов, а также иными установленными законодательством мерами, обеспечивающими свободу волеизъявления граждан в ходе избирательного процесса.

Принцип всеобщего избирательного права. Этот принцип предопределен народовластием. Суть его в том, что все дееспособные и свободные граждане Российской Федерации, достигшие ко дню выборов 18 лет, обладают активным избирательным правом, т. е. правом избирать, а по достижении возраста, определенного законом, имеют право быть избранными. Совокупность граждан государства, наделенных активным избирательным правом, составляет избирательный корпус (электорат). Снижение политической активности, абсентеизм, т. е. неучастие избирателей в выборах, приводят к снижению планки избирательного кворума.

Всеобщее избирательное право означает предоставление активного и пассивного избирательного права всем без исключения дееспособным и свободным гражданам России, независимо от оснований приобретения гражданства, происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, характера занятий, политических убеждений. Запрещаются какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации по признаку пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Женщины имеют избирательные права наравне с мужчинами. Военнослужащие пользуются избирательными правами наравне с другими гражданами Российской Федерации.

Возраст активного избирательного права - 18 лет. Для пассивного избирательного права возрастной ценз повышается: 35 лет - для избрания Президентом Российской Федерации; 21 год - депутатом Государственной' Думы, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления; от 35 лет - для избрания президентами республик в составе Федерации.

Избирательное законодательство устанавливает ценз оседлости для пассивного избирательного права, т. е. требование к каждому кандидату быть гражданином России и постоянно проживать в данной местности до начала выборов в течение определенного срока.

Не могут избирать и быть избранными лица, признанные судом недееспособными, т. е. граждане, находящиеся на стационарном лечении в психиатрических больницах. В выборах не участвуют также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. В то же время лица, находящиеся под стражей, до вступления в законную силу приговора суда, могут избирать и быть избранными. Лица, отбывающие наказание в дисциплинарных батальонах, не считаются содержащимися в местах лишения свободы и участвуют в выборах на общих основаниях. Лица, находящиеся в следственном изоляторе (СИЗО) и изоляторе временного содержания (ИВС) за административные правонарушения, а также лица, задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, принимают участие в голосовании по дополнительным спискам.

Не допускается лишение избирательных прав в качестве меры уголовного наказания, которая до 1958 года в СССР назначалась судом, как правило, дополнительно к основной мере наказания.

В выборах не участвуют иностранные граждане и лица без гражданства.

К гарантиям всеобщего избирательного права можно отнести:

а) проведение выборов в нерабочий день;

б) составление списков избирателей, в том числе граждан, постоянно проживающих за рубежом;

в) размещение избирательных участков с максимальными удобствами для населения;

г) продолжительность голосования, в течение которого избиратель может реализовать свое право;

д) возможность досрочного голосования системой конверта для тех, кто в день выборов должен находиться вне места своего жительства;

е) обеспечение больным избирателям возможности голосовать на дому;

ж) освобождение от обложения сборами действий, совершаемых во исполнение избирательных прав;

з) финансирование основной части расходов по выборам из государственного бюджета;

и) установление административной и уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан или за попытку такого воспрепятствования.

Равное избирательное право. Оно заключается в том, что каждому избирателю предоставляется один голос по одному округу и что все участвуют в выборах на одинаковых основаниях. Это право обеспечивается включением избирателя в один избирательный список по одному избирательному участку и равными нормами представительства при определении границ избирательного округа.

Принципом равенства дополняется принцип всеобщности выборов. Он является прямым следствием установленного Конституцией юридического равенства граждан. Каждый гражданин, какое бы положение он ни занимал, где бы ни работал и ни проживал, ставится на выборах в равные условия с другими гражданами.

Равное избирательное право гарантируется тем, что:

а) избиратель заносится в избирательный список только один раз и голосует по этому списку один раз;

б) запрещается баллотироваться на выборах в соответствующий законодательный орган или орган местного самоуправления болеечем водном избирательном округе;

в) избирательные округа образуются с равным числом жителей;

г) гражданам обеспечиваются равные возможности для участия в выдвижении кандидатов, обсуждении кандидатур, использовании средств предвыборной агитации, контроле за ходом голосования и подсчета голосов.

Прямое избирательное право. Оно означает, что депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, федеральный президент и республиканские президенты, главы администраций избираются непосредственно избирателями. Прямые выборы должны обеспечивать выдвижение и избрание в органы государственной власти кандидатов, которых избиратели знают.

Альтернативой прямым выборам являются многостепенные или косвенные. Многостепенные выборы применялись в РСФСР до 1937 года, и означали избрание вышестоящих представительных органов государственной власти нижестоящими. Косвенные выборы, т. е. формирование высших органов государственной власти посредством системы выборщиков, в России не использовались.

Тайное голосование. Оно означает процедуру подачи голосов, которая исключает контроль волеизъявления избирателей. Тайное (закрытое) голосование - одно из важнейших условий свободного выражения каждым избирателем своего отношения к кандидатам. Подобная практика существует в России с 1937 года. Бюллетень опускается в ящик, который впечатан и не может быть вскрыт в течение всего времени голосования. В помещении для выборов отводится особая комната или оборудуются отдельные кабины для заполнения избирательных бюллетеней. В этих комнатах (кабинах) не может присутствовать никто, кроме голосующего. Во время подачи голосов в избирательных помещениях не допускается предвыборная агитация. Нарушение тайны голосования членом избирательной комиссии или другим должностным лицом является преступлением и влечет уголовное наказание.

Принцип участия общественности в организации и проведении выборов в Российской Федерации получает выражение в:

а) выдвижении кандидатов собраниями граждан по месту работы, службы, учебы или жительства, а также избирательными объединениями (политическими партиями, массовыми общественными движениями, их блоками);

б) участии граждан в работе избирательных комиссий, предвыборной агитации;

в) контроле общественности за законностью проведения выборов на всех стадиях избирательной кампании - с момента выдвижения кандидатов до подведения итогов голосования. Помимо представителей общественности, средств массовой информации и доверенных лиц кандидатов, предусмотрена возможность для каждого кандидата и избирательного объединения, иметь в избирательной комиссии своего представителя с совещательным голосом. При подведении итогов голосования допускается присутствие иностранных наблюдателей.

Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. При мажоритарных выборах избиратели голосуют за конкретных кандидатов по территориальным избирательным округам.

Различается мажоритарная система абсолютного и относительного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, получивший 50% плюс один голос от лиц, принявших участие в голосовании, при условии, что избирательный кворум был обеспечен.

Мажоритарная система относительного большинства означает избрание того кандидата, который получил наибольшее число действительных голосов по сравнению с другими кандидатами при условии, что избирательный кворум был обеспечен (при выборах депутатов Государственной Думы — 25% от зарегистрированных по округу избирателей; при выборах Президента — 50%). По такой системе избираются при повторном голосовании Президент Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

По мажоритарной системе избираются Президент Российской Федерации, а также президенты республик в составе Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и главы администраций.

Под системой пропорционального представительства понимается распределение мест в законодательном органе государственной власти между политическими партиями и избирательными объединениями (блоками), перешагнувшими избирательный барьер, согласно полученным ими голосам.

Новым для отечественного избирательного права является смешанный принцип представительства. Он означает, что часть депутатов законодательного органа избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной. Такая процедура применяется при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 225 депутатов которой избираются по одномандатным избирательным округам, а другие 50% (тоже 225) - на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

Республики и другие субъекты Российской Федерации сами определяют порядок выборов. Они вправе по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации принять решение о проведении выборов по смешанной системе в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, равно как и органов местного самоуправления.

Сочетание мажоритарной и пропорциональной системы выборов - стабилизирующий фактор политической системы в рамках многопартийности, который содействует превращению партий в партии парламентского типа.

Гласность. Этот принцип избирательной системы означает, что подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. Каждый избиратель имеет право в ходе избирательного процесса искать, получать и распространять информацию, касающуюся: образования избирательных округов и участков; состава избирательных комиссий; местонахождения и времени их работы; итогов регистрации кандидатов и доверенных лиц; сведений о кандидатах, их предвыборных программах; итогов голосования и результатов выборов.

Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в Российской Федерации, осуществляется в основном за счет государственного бюджета. Помимо этих средств для финансирования предвыборной кампании, кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.

Кандидаты и избирательные объединения (блоки) вправе создавать собственные избирательные фонды. Эти фонды объединяют:

1) средства, выделенные избирательному объединению (блоку) или кандидату на предвыборную агитацию Центральной или соответственно окружной избирательной комиссией;

2) собственные средства кандидатов или избирательного объединения (блока);

3) средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (политической партией, массовым движением), блоком, инициативной группой избирателей;

4) добровольные пожертвования физических или юридических лиц.

Собственные средства кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и на должность Президента Российской Федерации не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз. Средства, выделенные кандидату в депутаты выдвинувшим его избирательным объединением (блоком), не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1500 раз, а кандидату на должность Президента - в 50 тыс. раз. Сумма добровольных пожертвований отдельного физического лица каждому кандидату в депутаты не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 20 раз, в фонд избирательного объединения (блока) - в 30 раз, а кандидату в Президенты Российской федерации - в 50 раз. Сумма добровольных пожертвований отдельных юридических лиц каждому кандидату в депутаты Государственной Думы не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем 200 раз; в фонд избирательного объединения (блока) - 2000 раз; в фонд кандидата на должность Президента Российской Федерации - в 5000 раз.

Предельная сумма расходов кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации за счет средств избирательного фонда не может превышать более чем в 10 тыс. раз минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов.

Предельная сумма расходов кандидата на должность Президента за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 250 тыс. раз.

При этом, общая сумма не облагаемых налогом пожертвований в избирательные фонды кандидата в депутаты и избирательных объединений (блоков) не может превышать при выборах в федеральные органы государственной власти соответственно 100-кратного и 10 000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, а при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - соответственно 50-кратного и 5000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создающим эти фонды избирательным объединениям (блокам) либо кандидатам в депутаты. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения (блока) или кандидата в депутаты, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается избирательному объединению (блоку) или кандидату, по представлению Центральной избирательной комиссии, или соответствующей окружной избирательной комиссии, после регистрации кандидата в депутаты. Средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательной кампании, не подлежат налогообложению.

Кандидатам запрещается использовать денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.

Не допускаются пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений (блоков) со стороны:

· иностранных государств, организаций и граждан;

· лиц без гражданства;

· российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30%;

· международных организаций и международных общественных движений;

· органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

· воинских частей, военных учреждений и организаций;

· благотворительных организаций и религиозных объединений.

Анонимные пожертвования перечисляются в доход государства.

Кандидат на должность Президента Российской Федерации от избирательного объединения (блока) представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а кандидат в депутаты, - в окружную избирательную комиссию, не позднее, чем через 30 дней после опубликования результатов выборов, финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд, и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации.

Участковая и территориальная избирательные комиссии представляют вышестоящим избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее, соответственно, чем через 10 и 20 дней со дня опубликования результатов выборов.

Окружная избирательная комиссия представляет финансовые отчеты избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее чем через 45 дней со дня опубликования результатов выборов.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования общих итогов выборов.

Центральная избирательная комиссия представляет финансовый отчет о расходовании средств федерального бюджета палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 3 месяца после официального опубликования общих итогов выборов.

Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда после завершения выборов направляются в федеральный бюджет (соответственно бюджеты субъектов Федерации).

Гарантии прав избирателей и кандидатов при выборах в Российской Федерации. Любой гражданин, обладающий избирательным правом, может обратиться в участковую избирательную комиссию по поводу неправильностей в списках избирателей. Такая жалоба рассматривается избирательной комиссией в течение 24 часов. Отказ участковой избирательной комиссии внести исправления в список избирателей можно обжаловать в суд по месту нахождения соответствующего избирательного участка. Избирательные объединения (блоки) и кандидаты могут обжаловать в суд отказ в регистрации.

Гарантией организации избирательной кампании является обязанность государственных органов и органов местного самоуправления безвозмездно предоставлять кандидатам помещения для проведения предвыборных собраний, встреч самих кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.

Действующее законодательство предусматривает уголовную и административную ответственность за нарушение законодательства о выборах.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.034 с.)