Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории потребительского поведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как указывалось ранее, основные положения нетрудовой теории стоимости отражают экономические связи, которые могут быть представлены следующей формулой: «потребитель – потребность- полезность блага–его ценность- цена», когда оценка товара осуществляется со стороны покупателя, потребителя. Именно это стало основой для формирования базовых положений теории потребительского поведения. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами. Основными направлениями изучения потребительского поведения являются к ардиналистическое (от мат. «кардинальное» - количественное число), о рдиналистическое (от мат. «ординальное» - порядковое число) Кардиналистическая теория потребительского поведения предполагает, что: - полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности – «утили»); - потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потребительского равновесия выражается формулой:
где MU – предельная полезность товаров a,b,c, соответственно; Р – цена товаров a,b,c.
Иными словами, согласно кардиналистической теории условием равновесия потребителя является равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен. Ординалистическая теория полезности основывается на положении, что полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ. Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя: Рис. 8. Кривая безразличия Любая точка на кривой безразличия (A, B, C, D, E) характеризует набор товаров X и Y, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения. Бюджетная линия (BL) показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах (рис. 4.3). Рис. 9 Бюджетная линия Любая точка, лежащая на бюджетной линии доступна потребителю, т.е. его доход и существующие цены позволяют ему купить любой набор товаров X и Y. Бюджетная линия: - сдвигается вправо, когда доход потребителя увеличивается или цены товаров снижаются одинаково; - сдвигается влево, когда доход потребителя уменьшается или цены товаров возрастают одинаково; - меняет угол наклона, когда цены товаров изменяются непропорционально. Потребитель находится в равновесии, если приобретает набор товаров соответствующей точке самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линии. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющемся в его распоряжении доходе: Рис. 10. Равновесие потребителя Равновесное положение потребителя достигается в точке е, в которой бюджетная линия (BL) касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия - U2. Потребителю доступны и комбинации товаров X и Y, лежащие на кривой безразличия U1 (точки a и b), однако последние соответствуют меньшей совокупности полезности, так как они расположены на кривой безразличия, более близкой к началу координат. В то же время наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия U3, обладают для потребителя большей полезностью, но недоступны ему в силу его бюджетного ограничения. Примерный перечень типовых задач по теории поведения потребителей:
1. Некто потребляет 5 шт. товара А, приносящего ему 8 ед. полезности и 12 шт. товара Б, дающего 18 ед. полезности. Он решил, что ничего не произойдёт, если он будет потреблять 7 шт. товара А и 10 шт. товара Б, которые принесут ему, соответственно 10 и16 ед. полезности. Определить величину предельной полезности для каждого товара. 2. Заполнить таблицу:
3.На дискотеке Вы можете купить «Пепси» и «Фанту», при этом больше 5 бутылок Вам не выпить. Вы оцениваете для себя полезность напитков так, как представлено в таблице. Что Вы будете пить и в каком количестве, максимизируя полезность? Количество напитков |
Полезность | ||||||||||||||||||||||||||||
«Пепси» | «Фанта» | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 15 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | 28 | 19 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | 38 | 25 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | 46 | 28 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | 51 | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | 55 | 31 |
4.Потребитель делает выбор между двумя товарами А и В. Предельная полезность каждого приведена в таблице. Какое количество каждого товара купит рациональный потребитель, если его бюджет равен 50 ден.ед., а цена товара А равна 10 ден.ед., В – равна 5 ден.ед.
Количество товара | Товар А | Товар В |
1 | 35 | 20 |
2 | 30 | 15 |
3 | 20 | 14 |
4 | 10 | 10 |
5 | 1 | 1 |
5. На графике дана бюджетная линия потребителя, которому необходимо приобрести два товара. Цена товара А равна 0,8 ден.ед., цена товара В равна 0,4 ден.ед. определить:
1. бюджет потребителя;
2. точку на графике, в которой потребитель может купить только товар А;
3. точку на графике, в которой не будет использован весь бюджет;
4. точку С на графике (3 единицы товара А и 7 единиц товара В). Что можно сказать про такой набор товаров?
Примеры решения типовых задач
Семья покупает каждый день два товара А и В. Цена товара А равна 0,6 ден.ед., товара В – 1ден.ед. На данный момент семья покупает такое количество этих товаров, что предельная полезность их последних единиц равна соответственно 40 и 50 ютилей. Можно ли сказать, что покупается набор, который приносит наибольшее удовлетворение? Если нет, то каким образом необходимо перераспределить расходы между двумя этими товарами?
Для расчета воспользуемся следующими условиями максимизации полезности:
На основании условий задачи:
MUа =40ют., Ра = 0,6 ден.ед.
MUв =50ют., Рв=1ден.ед.
Подставим их в базовую формулу:
, тогда 66,7 и 50 не являются равными.
На основании полученного неравенства, семья не максимизирует полезность, покупая такой набор товаров. Чтобы удовлетворение было наибольшим необходимо либо уменьшить предельную полезность товара А, или увеличить предельную полезность товара В. Предельная полезность – это полезность дополнительной единицы товара. И с каждой следующей единицей потребляемого товара уменьшается по закону убывающей предельной полезности. То есть семья необходимо увеличить потребление товара А или уменьшить потребление товара В.
Тема 4. Деньги и инфляция
Вопросы для обсуждения:
2. Сущность денег. Функции денег. Закон денежного обращения.
3. Инфляция: причины, сущность, виды.
Краткий конспект лекций:
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.8 (0.008 с.)