Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ рыночной структуры
Сопоставление базовых типов рыночной структуры представлено в таблице 6. В ней проанализированы основные типы рыночной структуры (за исключением – дуополистической конкуренции в связи отсутствия достаточной информации) по комплексу признаков. Чистая монополия -это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продаёт один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Предпосылками возникновения чистой монополии являются: - производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей) - наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба; - исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам; - наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п. Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм. Сравнительный анализ рыночной структуры
Искусственная монополия – монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.
Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на данном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения. Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров покупку вооружения и т.п. Случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается. Олигополия (от греч. Олиго - немногие и полео – продаю) - это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, то есть несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя чёткого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм. По типу продукции различают чистую олигополию-олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности), и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, контроль над источниками сырья, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. С другой стороны, поведение других фирм влияет на поведение данного конкурента. Монополистическая конкуренция - Рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный, но дифференцированный продукт (например, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объём продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции- это неценовые методы – товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик. Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства. Следует отметить, что конкуренция и монополия являются противоположными видами взаимоотношений субъектов рынка. Другие виды взаимоотношений субъектов рынка (монополистическая конкуренция и олигополия) являются синтезом конкуренции и монополии, порожденным тенденциями развития рыночной системы ХХ в.: усиления монополизации рынка, обострения конкуренции. Далее представлены основные направления антимонопольной политики государства:
Примерный перечень типовых задач по теории поведения потребителей: 1. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: 2. Цена на товар фирмы-монополиста, при которой прибыль достигнет максимума, равна… 3. Фирма действует в условиях монополии. Функция рыночного спроса на продукт монополиста описывается формулой Р = 144 – 3Q, а функция средних издержек – АС = 25/Q + Q. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальной?
4. Спрос на продукцию фирмы – P = 10 – 0,5Q. Издержки фирмы монополиста описываются функций TC = 0,5Q2 + 2Q. Цена, обеспечивающая максимальную прибыль, равна…
5. Определите индекс Лернера (индекс монопольной власти), если монопольная цена равна 100 рублей, предельные издержки 80 рублей.
6. Функция предельных издержек фирмы МС = 2Q – 1. Рыночная цена на продукцию фирмы составляет 7ДЕ и не зависит от объема продаж данной фирмы. Определите объем выпуска продукции данной фирмы, максимизирующий ее прибыль.
7. Функция валовых издержек фирмы ТС = 0,5Q2 + 10Q +100. Рыночная цена на продукцию фирмы составляет 30 ДЕ и не зависит от объема продаж данной фирмы. Определите объем выпуска продукции данной фирмы, максимизирующий ее прибыль.
Примеры решения типовых задач 1. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, имеет функцию общей выручки: TR(Q) = 125 × Q – 2 × Q2, где Q – объём производимой и продаваемой продукции. Прибыль фирмы максимальна при объёме продаж 20 единиц в день. Определите степень монопольной власти фирмы, используя индекс Лернера. Для решения воспользуемся формулой расчет индекса Лернера: , где P – цена, MC – предельные издержки. Изменяется Lr от нуля до единицы. Чем больше монопольная власть, тем больше величина индекса Лернера. Найдём цену из формулы выручки: TR = P × Q, отсюда Pd(Q = 20) = 125 – 2 × 20 = 125 – 40 = 85 Найдём величину предельного дохода MR. Для этого продифференцируем функцию общего дохода: MR = TR’ = (125 × Q – 2 × Q2)’ = 125 – 4 × Q. При Q = 20, MR = 125 – 4 × 20 = 45 Условие максимизации прибыли на рынке монополистической конкуренции: МС = MR. Следовательно, МС = 45. Рассчитаем индекс Лернера:
2. Определить выпуск и цену, максимизирующие прибыль монополиста, если функция спроса на продукцию монополиста P = 12 – Q, а функция общих затрат TC = 6Q + Q2 +2. Для решения воспользуемся одним из правил максимизации прибыли фирмы на рынке: МС = MR. В силу того, что эти значения не заданы, необходимо осуществить их расчет. Для расчета TR (валового дохода) необходимо цену (Р) умножить на объем произведенной продукции (Q), Тогда Далее определяем объем, максимизирующий прибыль: Далее определим цену, максимизирующую прибыль, подставив найденное значение Q (равное 3),
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.051 с.) |