Сравнительный анализ рыночной структуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ рыночной структуры



Сопоставление базовых типов рыночной структуры представлено в таблице 6. В ней проанализированы основные типы рыночной структуры (за исключением – дуополистической конкуренции в связи отсутствия достаточной информации) по комплексу признаков.

Чистая монополия -это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продаёт один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей.

Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Предпосылками возникновения чистой монополии являются:

- производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей)

- наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;

- исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;

- наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.

Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.


Сравнительный анализ рыночной структуры

№№

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (ЧИСТАЯ)

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОПОЛИЯ ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
1. Число продавцов Очень много мелких фирм и много покупателей Много, хотя не каждая фирма обладает хотя бы частичкой монопольной власти Ограниченное число фирм (обычно несколько крупных компаний в отрасли, не более 10). Жесткая олигополия 3-4 компании Только одна фирма в отрасли, границы фирмы и отрасли совпадают
2. Продукция Однородная, стандартизированная. Доля каждой фирмы на рынке незначительна. Не одинаковая, но похожая, дифференцированная, т.к. фирмы выпускают товары-субституты Однородная, стандартизированная или дифференцированная (автомобили, цемент, нефть и т.д. Уникальный, редкий, не имеющий заменителей
3. Барьеры для вступления на рынок. Доступ к ресурсам Свободный вход и выход в отрасль, полная мобильность ресурсов. Высоких барьеров нет (необходим размер капитала, обеспечивающий свободный вход в отрасль; эффект масштаба не имеет значения. Ограничители: патенты, лицензии, торговые марки, но на товары-субституты) Барьеры высоки: масштабы производства, уровень качества, финансовое обеспечение, дороговизна рекламы, взаимозависимость фирм; монополизация ресурсов, рабочей силы. Нет входа в отрасль. Барьеры: а) эффект масштаба (естественные монополии);     б) исключительные права; в) патенты и лицензии; г) собственность на сырьевые ресурсы.
4. Контроль и участие в формировании цены Фирмы приспосабливаются к ценам рынка, которые формируются под влиянием D и S Ограниченный контроль над ценой в пределах собственной ниши на рынке. Цена выше конкурентной цены на свободном рынке Политика взаимодействия в области ценообразования. Контроль за ценой конкурентов; следование за фирмой-лидером; возможен скрытый сговор об увеличении цен, но боязнь развязать войну цен сдерживает. Отсюда - стабильность цен. Устанавливает цену фирма. Оптимальная цена та, которая обеспечит максимальную прибыль.
5. Методы конкурентной борьбы (ценовые, неценовые) Ценовые, основаны а) на снижении своих издержек производства; б) увеличение объема продаж, нет ценовой дискриминации. Как ценовые, так и особенно неценовые (хорошая реклама, дизайн, качество, стиль, марка, продажа в рассрочку, послепродажные гарантии и обслуживание и т.д.) Преимущественно неценовые: техническое превосходство, качество, надежность изделия, методы сбыта, характер предоставления услуг и гарантий, промышленный шпионаж, реклама и др. Конкурентов нет
6. Факторы максимизации прибыли Увеличение объема продаж, совершенствование технологий производства. Правило максимизации прибыли для любой фирмы MR=MC=P (Предельный доход=предельным издержкам=цене) Фирмы манипулируют объемом и ценой: уменьшая объем продаж; используют и снижение издержек производства. Продажа одинаковых товаров разным покупателям по разным ценам (ценовая дискриминация). Увеличение объема продаж, ценовая дискриминация, НТП, новые технологии, высокое качество Увеличение суммарной прибыли, т.е. прибыли от каждой единицы продукции; прибыль выступает как разница между общим доходом (TR) и общими издержками (TC). Возможно ценовая дискриминация.
7. Доступность к информации о рынке Равный доступ ко всем видам информации как для производителей, так и для потребителей Некоторые затруднения, монополия всегда создает ограничения. Отсутствие конкуренции всегда ограничивает возможности наиболее эффективного распределения и использования ресурсов общества. Некоторые ограничения
8. Потребительский выбор Выбор есть в пределах того ассортимента, который определяют фирмы Выбор достаточно большой из множества дифференцированных товаров (парфюмерия, обувь, одежда и др. предметы домашнего обихода) Выбор из предлагаемых дифференцированных товаров Выбор ограничен

9.

Недостатки

а) не учитывают отрицательного воздействия производства на окружающую среду; а) искусственное создание дефицита;  

Отсутствие конкуренции всегда ограничивает возможности распределения и использования ресурсов, осуществление общественного контроля, общественного выбора

б) не участвуют в производстве общественных благ (нац. безопасность, национальная оборона, инфраструктура и др.); б) недоиспользование ресурсов для создания товаров (из-за снижения объемов производства). Наличие избыточных монополий; Отсутствие конкуренции всегда ограничивает возможности наиболее эффективного распределения и использования ресурсов общества.
в) не способствуют развитию фундаментальных исследований и капиталоемких производств; в) потребители вынуждены брать товары по высокой цене;  
г) не учитывают широкий диапазон потребительского выбора г) максимальная эффективность распределения ресурсов и их использования с точки зрения общества не достигается.  
10. Преимущества Ресурсы определяются более эффективно Более разнообразны товары, достаточно высокое качество. а) предложение новых товаров; б) высокое качество; в) высокие технологии и новая техника, участие в НИОКР; г) большая занятость; д) устойчивость; меньше несут потерь Устойчивость функционирования на рынке
11. Примеры На Западе в 19 в.: рынок зерна, иностранных валют. Сельское хозяйство, массовые услуги. В настоящее время как типа рынка негде нет, только по отдельным товарам, услугам. Розничная торговля, потребительские товары и услуги (сеть ресторанов, станции техобслуживания, сфера банковских услуг); производственные отрасли (производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, зубной пасты, компьютеров, вычислительной техники). Однородная продукция: сырьевые отрасли (нефть, сталь, нефтехимическая, цемент) Дифференцированная: бытовая техника, приборы, с/х машины, сигареты, оборудование, оборонная продукция Отрасли: телекоммуникации, связь (почта), муниципальное, коммунальное хозяйство, производство общественных товаров (продукция оборонного значения и д.т.)

Искусственная монополия – монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.

Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на данном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции.

Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.

Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров покупку вооружения и т.п.

Случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.

Олигополия (от греч. Олиго - немногие и полео – продаю) - это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, то есть несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя чёткого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм.

По типу продукции различают чистую олигополию-олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности), и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, контроль над источниками сырья, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. С другой стороны, поведение других фирм влияет на поведение данного конкурента.

Монополистическая конкуренция - Рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный, но дифференцированный продукт (например, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объём продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции- это неценовые методы – товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

Следует отметить, что конкуренция и монополия являются противоположными видами взаимоотношений субъектов рынка. Другие виды взаимоотношений субъектов рынка (монополистическая конкуренция и олигополия) являются синтезом конкуренции и монополии, порожденным тенденциями развития рыночной системы ХХ в.: усиления монополизации рынка, обострения конкуренции.

Далее представлены основные направления антимонопольной политики государства:

Антимонопольная деятельность государства:

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией: - поощрение создания товаров-заменителей - поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов); - привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; - финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; - государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Административные меры, направленные на демонополизацию рынков: - запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением - принудительная демонополизация (дробление) - запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен - установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.

 

Примерный перечень типовых задач по теории поведения потребителей:

1. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста:

2. Цена на товар фирмы-монополиста, при которой прибыль достигнет максимума, равна…

3. Фирма действует в условиях монополии. Функция рыночного спроса на продукт монополиста описывается формулой Р = 144 – 3Q, а функция средних издержек – АС = 25/Q + Q. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальной?

 

4. Спрос на продукцию фирмы – P = 10 – 0,5Q. Издержки фирмы монополиста описываются функций TC = 0,5Q2 + 2Q. Цена, обеспечивающая максимальную прибыль, равна…

 

5. Определите индекс Лернера (индекс монопольной власти), если монопольная цена равна 100 рублей, предельные издержки 80 рублей.

 

6. Функция предельных издержек фирмы МС = 2Q – 1. Рыночная цена на продукцию фирмы составляет 7ДЕ и не зависит от объема продаж данной фирмы. Определите объем выпуска продукции данной фирмы, максимизирующий ее прибыль.

 

7. Функция валовых издержек фирмы ТС = 0,5Q2 + 10Q +100. Рыночная цена на продукцию фирмы составляет 30 ДЕ и не зависит от объема продаж данной фирмы. Определите объем выпуска продукции данной фирмы, максимизирующий ее прибыль.

 

 

Примеры решения типовых задач

1. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, имеет функцию общей выручки: TR(Q) = 125 × Q – 2 × Q2, где Q – объём производимой и продаваемой продукции. Прибыль фирмы максимальна при объёме продаж 20 единиц в день. Определите степень монопольной власти фирмы, используя индекс Лернера.

Для решения воспользуемся формулой расчет индекса Лернера: , где P – цена, MC – предельные издержки.

Изменяется Lr от нуля до единицы. Чем больше монопольная власть, тем больше величина индекса Лернера.

Найдём цену из формулы выручки:

TR = P × Q, отсюда

Pd(Q = 20) = 125 – 2 × 20 = 125 – 40 = 85

Найдём величину предельного дохода MR. Для этого продифференцируем функцию общего дохода:

MR = TR’ = (125 × Q – 2 × Q2)’ = 125 – 4 × Q.

При Q = 20, MR = 125 – 4 × 20 = 45

Условие максимизации прибыли на рынке монополистической конкуренции:

МС = MR.

Следовательно,

МС = 45.

Рассчитаем индекс Лернера:

 

2. Определить выпуск и цену, максимизирующие прибыль монополиста, если функция спроса на продукцию монополиста P = 12 – Q, а функция общих затрат TC = 6Q + Q2 +2.

Для решения воспользуемся одним из правил максимизации прибыли фирмы на рынке:

МС = MR.

В силу того, что эти значения не заданы, необходимо осуществить их расчет.

Для расчета TR (валового дохода) необходимо цену (Р) умножить на объем произведенной продукции (Q),

Тогда

Далее определяем объем, максимизирующий прибыль:

       Далее определим цену, максимизирующую прибыль, подставив найденное значение Q (равное 3),



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.051 с.)