Структура рынка: субъекты, объекты, механизм взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура рынка: субъекты, объекты, механизм взаимодействия



Исходя из представленного выше более широкого подхода к определению сущности рынка, его структура может быть представлена следующим образом:

 

 

 


Рис. 11 Структурные элементы рынка с точки зрения широкого подхода

Субъекты и объекты рынка как системы отношений, были подробно рассмотрены в предшествующих разделах, поэтому далее считаем целесообразным более детально остановится на характеристике каждого из представленных в схеме законов, формирующих во взаимосвязи рыночный механизм (за исключением закона денежного обращения, который был рассмотрен в предшествующем разделе).

Закон спроса, предложения, равновесной цены.

Спрос – это то количество товара, которое приобретается потребителем в соответствии с его потребностями и покупательной способностью.

Факторы, оказывающие влияние на величину спроса, можно условно разделить на две группы: ценовые и неценовые (мода, сезон, наличие в избытке (недостатке) данного товара, традиции и т.п.). При этом образующим фактором является цена, аккумулирующая все другие факторы.

Графическая зависимость спроса от действия ценового фактора выглядит следующим образом:

 

Рис. 12. Графическая зависимость спроса товар от его цены

На основании представленной графической зависимости спроса на товар от его цены можно сформулировать закон спроса: чем выше цена, тем меньше спрос.

Графическая зависимость спроса от действия неценовых факторов выглядит следующим образом:

Рис. 13. Графическая зависимость спроса товар от действия неценового фактора

При увеличении спроса кривая спроса сдвигается вправо и вверх, при уменьшении спроса – влево и вниз.

Следует отметить, что данные выделенные зависимости определяют нормальное поведение потребителей на рынке, другие варианты поведения потребителей принято обозначать как «спросовые аномалии». Среди них можно выделить: 1) эффект Гиффена (распространяется на товары первой необходимости); 2) эффект сноба (объединят товары, определяющие социальный статус человека); 3) эффект заблуждения («дорого – значит качественно»); 4) эффект отложенного спроса (формируется на те товары, которые длительное время сохраняют свою потребительную ценность).

Предложение – это количество товаров и услуг, которое производитель выставляет на рынок с целью продажи. К факторам, оказывающим влияние на предложение, можно отнести: конкуренцию на рынке, цены на ресурсы, проводимую государством политику, влияние мировой конъюнктуры и т.п.

При этом образующим фактором также является цена, аккумулирующая все другие факторы.

Графическая зависимость предложения от цены выглядит следующим образом:

Рис. 14. Графическая зависимость предложения товара от его цены

На основании представленной графической зависимости предложения товара от его цены можно сформулировать закон предложения: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение товаров и услуг со стороны продавцов.

Графическая зависимость предложения от действия неценовых факторов зависит следующим образом:

Рис. 15. Графическая зависимость предложения товара от действия неценовых факторов

Неценовые факторы оказывают влияние на изменение в предложении, они сдвигают кривую предложения, при увеличении вправо и вниз, при уменьшении влево и вверх.

Количественное измерение влияния ценовых и неценовых факторов на спрос и предложение основывается на расчете системы коэффициентов:

¨ Коэффициент прямой эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%.

,  или ,

где Q – количество товара, P – цена товара.

 

Далее в таблице представлена характеристика видов ценовой эластичности спроса:

Вид эластичности

Соотношение изменения цены и спроса

Коэффициент эластичности

изменение выручки от реализации (PxQ)

Уменьшение цены Увеличение цены
Совершенно неэластичный спрос Цена растет (падает) – спрос постоянен EQA = 0 Уменьшается Увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос EQA < 1 Уменьшается Увеличивается
Единичная эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково EQA = 1 Не изменяется Не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос EQA > 1 Увеличивается Уменьшается
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна EQA = ∞ Уменьшается Увеличивается

Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:

- количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность;

- удельный вес данного товара в доходе потребителя: чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

- значимость товара (является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

- время, имеющееся в распоряжении покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

 

¨ Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В) на 1%.

,  или .

Классификация товаров по значению коэффициента перекрёстной эластичности спроса по цене:

· взаимозаменяемые товары (Е>0) – объем спроса на которые и цена других товаров прямо пропорциональны (если повышается цена на сливочное масло, то семья покупает меньше масла и переходит на относительно дешевый маргарин);

· взаимодополняемые товары (Е<0) – объем спроса на которые и цена других товаров обратно пропорциональны (если повышается цена на автомобили, то одновременно уменьшается спрос на бензин);

· независимые товары (Е=0) – объем спроса на которые и цены другого товара не связаны друг с другом (растущие цены на мужские костюмы не оказывают никакого влияния на количество покупаемых спичек).

¨ Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает. на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1%.

,  или ,

где I – доход потребителя.

                       

Классификация товаров по значению коэффициента эластичности спроса по доходу:

¨ товар «низшего качества» (Е<0), объем спроса на который и доход обратно пропорциональны;

¨ «нормальный» товар (Е>0), объем спроса на который и доход прямо пропорциональны. Среди «нормальных» товаров выделяют: а) товар первой необходимости, на который темп роста спроса меньше темпа роста дохода; б) предмет роскоши, на который темп роста спроса больше темпа роста дохода; в) товары «второй необходимости», на которые темпы роста спроса прямо пропорциональны изменению дохода.

При одновременном совмещении кривых спроса и предложения (рис. 6) определяется точка равновесия спроса и предложения на рынке, свидетельствующая о единстве экономических интересов покупателей и продавцов.

Рис. 16. Рыночное равновесие предложения и спроса на рынке

Если из точки равновесного состояния опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке их пересечения можно определить равновесное количество, удовлетворяющее пожелания покупателей и продавцов. Проекция точки равновесного состояния на ось ординат позволяет получить равновесную цену, одинаково приемлемую для участников рыночной сделки.

Равновесная цена и равновесное количество свидетельствуют: 1) о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации, т.к. затраты на производство окупаются их продажей по равновесной цене; 2) о достижении оптимального выпуска товаров и услуг (нет ни избытка, ни дефицита материальных благ).

Закон конкуренции.

Конкуренция – это борьба между производителями за потребителя, в которой выигрывает тот из них, чей товар является конкурентоспособным, т.е. обладающий следующими свойствами: 1) низкой ценой; 2) высоким качеством; 3) экологической чистотой и др.

Закон стоимости.

Предприниматель заинтересован в снижении затрат на производство товаров и услуг для максимального увеличения разницы между их стоимостью и рыночной ценой.

Взаимодействие перечисленных выше законов (закона спроса, предложения, равновесной цены, закона конкуренции, закона стоимости и закона денежного обращения) порождает механизм рыночного саморегулирования, названного А. Смитом «невидимой рукой рынка». Исходя из этого, экономику, функционирующую преимущественно на его основе принято называть «рыночной».

Рыночная инфраструктура

Рыночная инфраструктура – это система профессиональных посредников, функционирующих на рынке, выполняющих различные функции в зависимости от их групповой принадлежности.

В современной экономической теории существует множество классификаций субъектов рыночной инфраструктуры. представим наиболее известную из них (рис. 5):

 


Рис. 17. Классификация субъектов рыночной инфраструктуры

 

Примерный перечень типовых задач по индивидуальным и рыночным спросом и предложением, рыночному равновесию и эластичности спроса и предложения на рынке товаров

1. Функции спроса двух покупателей А и В на товар Х имеют следующий вид: QdA = 10-P, QdB = 30-2P. Найдите функцию рыночного спроса на товар Х. Определите: 1) на сколько изменится их общий спрос при цене 12 ДЕ, 2) если спрос покупателя А возрастет на 5 ДЕ для любого уровня цены.

 

2. Известны функции спроса на товар двух потребителей QdA = 8-2P, QdB = 6-1,5P. Найдите функцию их рыночного спроса, определите, по какой цене потребители готовы приобрести 4 кг. и 3,5 кг. товара

 

3. Известны функции предложения на товар трех производителей QsA = 1,5P- 1,5, QsB = 3P – 9, Qsс = 5P- 25. Найдите функцию их рыночного предложения

 

4. Известны функции предложения на товар двух производителей QsA = 0,5P- 3, QsB = 3P – 9, Qsс = 2P- 4. Найдите функцию их рыночного предложения, определите, по какой минимальной цене производители готовы предложить 3 шт., 7 шт., 15 шт. товара

 

5. Заданы функции рыночного спроса и предложения QdA = 700-4P, QsA = 2P- 200. Определите рыночное равновесие аналитическим методом.

 

6. Функция рыночного спроса на товар Х задана следующей функцией Qd = 525 - 6P. При  этом на рынке функционирует 300 продавцов, каждый из которых имеет одинаковые индивидуальные функции предложения Qs =0,03P - 1,25. Найдите рыночное равновесие, а также определите объем продаж каждого продавца.

 

7. Функция рыночного спроса на товар Х задана следующей функцией Qd = 525 - 6P. При этом на рынке функционирует 300 продавцов, каждый из которых имеет одинаковые индивидуальные функции предложения Qs =0,03P - 1,25. Найдите рыночное равновесие, а также определите объем продаж каждого продавца.

 

8. Заданы функции рыночных спроса и предложения на товар Х Qd = 150 - 2P, Qs =6P - 250. Найдите рыночное равновесие, а также величину избытка (дефицита) при цене 70 ДЕ и 45 ДЕ.

 

9. При цене 20 ДЕ объем спроса на товар составляет 600 шт., а при цене 25 ДЕ – 200 шт. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.

 

10. Если величина предложения увеличивается со 120 до 160 штук при приросте цены с 4 до 10 ден. ед., то дуговая эластичность предложения равна

 

11.  После увеличения цены товара С на 25% товара М стали покупать на 10% больше. Перекрестная эластичность спроса товара М по цене товара С равна:

 

12. Определите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене товара В, если известно, что при цене товара В, равной 40 ДЕ, объем спроса на товар А 200 шт, а при цене товара В, равной 70 ДЕ, объем спроса на товар А – 140 шт. К какой группе относится данный товар.

 

Примеры решения типовых задач

1. На основании данных об индивидуальном спросе на товар Х QdA = 180-2 P, QdB = 120-2 P, Qdc = 210-3 P. Определите объем рыночного спроса при цене товара, равной 70 ДЕ.

Для решения необходимо уточнить, что рыночный спрос представляет совокупность индивидуальных спросов потребителей.

Таким образом, объем рыночного спроса имеет следующую функцию

Поэтому далее для количественного определения величины спроса подставим в найденную функцию заданные параметры цены (70 ДЕ).

Объем рыночного спроса = 7*70 = 20

2. Известны функции спроса на товар двух потребителей PdA = 45- Q, PdB = 60-2 Q. Найдите функцию их рыночного спроса, определите, по какой максимальной цене потребители готовы приобрести 4 шт., 12 шт. товара

Для решения необходимо уточнить, что рыночный спрос представляет совокупность индивидуальных спросов потребителей.

Таким образом, объем рыночного спроса имеет следующую функцию

Поэтому далее для количественного определения максимальной цены подставим в найденную функцию заданные параметры объема (4 и 12 шт.).

При  Pd = 105 – 3*4 = 93 ДЕ

При  Pd = 105 – 3*12 = 69 ДЕ

 

3. На рынке на товар Х имеется 100 покупателей с одинаковыми индивидуальными функциями спроса QdA = 10-0,1 P и 50 продавцов с одинаковыми индивидуальными функциями предложения QsA = 2+ 0,1 P. Найдите рыночное равновесие, а также определите объем продаж каждого продавца.

Для решения необходимо рассчитать величину рыночного спроса.

Далее необходимо рассчитать величину рыночного предложения:

Для определения равновесного объема необходимо найти равновесную цену, для чего приравняем обе функции ():

1000 – 10Р = 100 +5Р;

900 – 15Р, Р = 60

Поэтому далее для количественного определения равновесного объема подставим в функции спроса и предложения, найденное значение равновесной цены (Р= 60):

 

4. Заданы функции рыночных спроса и предложения на товар Х Qd = 2250 - 30 P, Qs =60 P - 3150. Найдите рыночное равновесие, а также величину избытка (дефицита) при цене 65 ДЕ и 55 ДЕ.

Для определения равновесного объема необходимо найти равновесную цену, для чего приравняем обе функции ():

2250 - 30P = 60P - 3150;

5400 – 90Р, Р = 60

Поэтому далее для количественного определения равновесного объема подставим в функции спроса и предложения, найденное значение равновесной цены (Р= 60):

Для определения величины избытка (дефицита) необходимо рассчитать объемы спроса и предложения:

При

При



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.063 с.)