Раздел 1. Введение в экономическую науку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в экономическую науку



МИКРОЭКОНОМИКА

Краткий конспект лекций

 

 

 

 

 

Пермь, 2016 г.


Введение

Дисциплина «Микроэкономика» относится к циклу ГСЭ и входит в состав программ всех профилей бакалавриата. В ней содержатся основные теоретические положения, раскрывающие сущность экономических явлений и процессов, характеризующих развитие на уровне отдельного домашнего хозяйства, фирмы, а также их взаимодействия на товарных и ресурсных рынках.

Целью изучения данной дисциплины является исследование базовых законов и закономерностей функционирования хозяйствующих субъектов на различных рынках для формирования способностей принятия организационно-управленческих решений.

Данная цель определила решение следующих задач:

§ формирование знаний об особенностях и месте микроэкономики в системе экономических наук;

§ формирование знаний о сущности и структуре экономической системы;

§ формирование знаний о принципах функционирования товарного хозяйства, причинах его зарождения и развития;

§ формирование знаний о сущности денег, генезисе их форм и функций

§ формирование знаний о сущности формирования ценового равновесия на товарном рынке;

§ формирование знаний о принципах функционирования рынка капитала, тенденциях его развития в России и в мире;

§ формирование знаний о сущности накопления капитала;

§ формирование знаний об особенностях формирования и оптимизации издержек предприятия и организации;

§ формирование знаний о принципах функционирования рынка труда;

§ формирование знаний о сущности и принципах функционирования рынка земли;

§ формирование умений сравнительной характеристики организационно-правовых форм предпринимательства в современной России на основе работы с правовой базой РФ;

§ формирование умений выявления диспропорций на рынке труда в Пермском крае и РФ и оценка эффективности политики занятости;

§ формирование умений анализа условий становления и развития рынка земли в России: правовой аспект

Предметом освоения дисциплины являются:

Ø экономические субъекты (фирмы, государство, домохозяйства);

Ø объекты функционирования экономической системы (факторы производства и экономические ресурсы, материальные блага и потребности);

Ø экономические отношения;

Ø модели экономических систем;

Ø рынок товаров и услуг;

Ø рынок ресурсов (труда, земли, капитала, информации, предпринимательской способности).

Структура курса включает в себя 4 раздела.


Содержание

РАЗДЕЛ 1 Введение в экономическую науку Тема 1. Предмет и метод современной экономической науки 6-9 С.
Тема 2. Экономическая система: сущность и структура 10-28 С.
РАЗДЕЛ 2 Особенности функционирования товарного хозяйства Тема 3. Товарное хозяйство: сущность, особенности, законы 29-38 С.
Тема 4. Деньги и инфляция 39-45 С.
Тема 5. Рынок. Рыночное равновесие 46-56 С.
Тема 6. Характеристика типов рыночной структуры 57-68 С.
РАЗДЕЛ 3 Особенности функционирования рынков факторов производства Тема 7. Особенности функционирования рынка капитала 69-78 С.
Тема 8. Особенности функционирования рынка труда 79-90 С.
Тема 9. Особенности функционирования рынка земли 91-95 С.
РАЗДЕЛ 4. Особенности функционирования экономики фирмы Тема 10. Сравнительная характеристика бизнеса и предпринимательства 96-98 С.
Тема 11.Производственный капитал 99-110 С.
Тема 12. Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта 111-117 С.
Тема 13. Издержки и прибыль фирмы 118- 126С.
Список рекомендованной литературы 127-129С.

РАЗДЕЛ 1. Введение в экономическую науку

Тема 1. Предмет и метод современной экономической науки.

Особенности микроэкономики как самостоятельной науки

Вопросы для обсуждения:

1. Сущностные различия в предметах исследования экономической науки

2. Классификация методов исследования экономической науки

Краткий конспект лекций:

Количество напитков

Полезность

«Пепси» «Фанта»
1 15 10
2 28 19
3 38 25
4 46 28
5 51 30
6 55 31

 

4.Потребитель делает выбор между двумя товарами А и В. Предельная полезность каждого приведена в таблице. Какое количество каждого товара купит рациональный потребитель, если его бюджет равен 50 ден.ед., а цена товара А равна 10 ден.ед., В – равна 5 ден.ед.

Количество товара Товар А Товар В
1 35 20
2 30 15
3 20 14
4 10 10
5 1 1

5. На графике дана бюджетная линия потребителя, которому необходимо приобрести два товара. Цена товара А равна 0,8 ден.ед., цена товара В равна 0,4 ден.ед. определить:

1. бюджет потребителя;

2. точку на графике, в которой потребитель может купить только товар А;

3. точку на графике, в которой не будет использован весь бюджет;

4. точку С на графике (3 единицы товара А и 7 единиц товара В). Что можно сказать про такой набор товаров?

Примеры решения типовых задач

Семья покупает каждый день два товара А и В. Цена товара А равна 0,6 ден.ед., товара В – 1ден.ед. На данный момент семья покупает такое количество этих товаров, что предельная полезность их последних единиц равна соответственно 40 и 50 ютилей. Можно ли сказать, что покупается набор, который приносит наибольшее удовлетворение? Если нет, то каким образом необходимо перераспределить расходы между двумя этими товарами?

Для расчета воспользуемся следующими условиями максимизации полезности:

  

На основании условий задачи:

MUа =40ют., Ра = 0,6 ден.ед.

MUв =50ют., Рв=1ден.ед.

 

Подставим их в базовую формулу:

, тогда 66,7 и 50 не являются равными. 

На основании полученного неравенства, семья не максимизирует полезность, покупая такой набор товаров. Чтобы удовлетворение было наибольшим необходимо либо уменьшить предельную полезность товара А, или увеличить предельную полезность товара В. Предельная полезность – это полезность дополнительной единицы товара. И с каждой следующей единицей потребляемого товара уменьшается по закону убывающей предельной полезности. То есть семья необходимо увеличить потребление товара А или уменьшить потребление товара В.

Тема 4. Деньги и инфляция

Вопросы для обсуждения:

2. Сущность денег. Функции денег. Закон денежного обращения.

3. Инфляция: причины, сущность, виды.

Краткий конспект лекций:

Структура денежной массы

Агрегат Методика расчета
Мо- полезные деньги В соответствии с законом денежного обращения (И. Фишер) ;
М1 Мо+ остатки на текущих схемах коммерческих банков;
М2 М1+ срочные мелкие вклады (до 100 тыс. $);
М3 М2+ срочные крупные вклады (свыше 100 тыс. $)
L Ценные бумаги

Следует отметить, что в современной науке нет единства трактовки структуры денежных агрегатов, что связанно с наличием становых особенностей, при этом их выделение подчинено общим принципами: при движении от Мо - к L - каждый последующий агрегат является менее ликвидным, но более доходным.

Закон денежного обращения – денег нужно столько, чтобы обеспечить все товарные сделки, т.е. Д = Т (количественно), товары необходимо умножить на Ц (цену), а О – на число оборотов (в денежных единицах):

Т * Ц = Д * О

Д = Т * Ц

О

В современной интерпретации наиболее известной является формула И. Фишера: , где Р – это цена, Q – количество произведенных товаров, V -  количество оборотов денежной массы.

Невыполнение данного соотношения приводит к появлению денежных суррогатов (заменителей, выполняющих функции денег) как следствие недостатка денежных средств (если денежной массы недостаточно) или к инфляции (если товаров меньше, чем денег).

 

 

Годы

1980

1990

Цена Кол-во Цена Кол-во Благо А 8 10 15 6 Благо В 32 5 28 8 Благо С 900 2 700 4

 

Для решения воспользуемся формулой расчета индекса Ласпейреса:

IL = Σ Pt, i х Q 0, i P 0, i х Q 0, i , где

Pt, i - цена i -го товара (услуги) в текущем периоде (в нашем случае - 1990 г.);

P 0, i - цена i -го товара (услуги) в базовом периоде (в нашем случае - 1980 г.);

Q 0, i - объем производства (потребления) в базовом периоде (в нашем случае - 1980 г.).

 

Подставим имеющиеся значения в данную формулу:

= 0,82

Индекс Пааше рассчитывается по следующей формуле:

IP = Σ Pt, i х Qt , i P 0, i х Qt , i , где

где Pt, i - цена i -го товара (услуги) в текущем периоде(в нашем случае 1990 г).;

P 0, i - цена i -го товара (услуги) в базовом периоде (в нашем случае - 1980 г.);

Q t , i - объем производства (потребления) в текущем периоде (в нашем случае – 1990 г.)

Подставим имеющиеся значения в данную формулу: = 0,78 3. Индекс потребительских цен (ИПЦ) в январе 2006г равнялся 1,01, а в феврале 1,03. Определить уровень инфл. в феврале. Для решения воспользуемся базовой формулой расчета темпов инфляции: Подставим имеющиеся значения в данную формулу:

 

4. Рост номинальных доходов в базисном году составил 8%, а уровень инфляции - 4%. Определить рост реальных доходов в базисном году

Для решения воспользуемся базовой формулой расчета реальных доходов при имеющихся относительных показателях:

Подставим имеющиеся значения в данную формулу:

 


Тема 5. Рынок и рыночное равновесие

Вопросы для обсуждения:

1. Рынок: сущность, функции, структура

2. Структура рынка: субъекты, объекты, механизм взаимодействия

3. Рыночная инфраструктура

Краткий конспект лекций:

Рынок появляется только в товарном хозяйстве. Первоначально под рынком понималось конкретное место, где встречались продавцы и покупатели. На современном этапе развития экономической теории данная трактовка рынка лежит в основе узкого подхода к определению сущности рынка. Исходя из чего, можно выделить следующие условия появления рынка: 1) появление излишек, предназначенных для обмена; 2) зарождение и развитие института собственности как основы свободного распоряжения излишками. При этом определение видов рынка основывается преимущественно на территориальном принципе. Выделяют районный, региональный, межрегиональный, мировой и т.д. виды рынков.

С развитием товарного хозяйства рынок начал представлять собой определенный механизм, на основании которого функционирует экономическая система. Поэтому современная теория более широко трактует рынок, как систему отношений между субъектами рынка по поводу объектов, основанную на взаимодействии базовых законов рынка. К условиям, обеспечивающим его нормальное функционирование, могут быть отнесены: 1) приоритет частной собственности (при наличии всех ее видов и форм); 2) законодательно оформленная и закрепленная система свобод (свобода выбора, свобода предпринимательской деятельности, свобода потребительского выбора, свобода распоряжения денежными средствами); 3) нормативно-правовая база, защищающая интересы мелкого и среднего производителя, а также всех категорий потребителей.

 

 

Рыночная инфраструктура

Рыночная инфраструктура – это система профессиональных посредников, функционирующих на рынке, выполняющих различные функции в зависимости от их групповой принадлежности.

В современной экономической теории существует множество классификаций субъектов рыночной инфраструктуры. представим наиболее известную из них (рис. 5):

 


Рис. 17. Классификация субъектов рыночной инфраструктуры

 

Примерный перечень типовых задач по индивидуальным и рыночным спросом и предложением, рыночному равновесию и эластичности спроса и предложения на рынке товаров

1. Функции спроса двух покупателей А и В на товар Х имеют следующий вид: QdA = 10-P, QdB = 30-2P. Найдите функцию рыночного спроса на товар Х. Определите: 1) на сколько изменится их общий спрос при цене 12 ДЕ, 2) если спрос покупателя А возрастет на 5 ДЕ для любого уровня цены.

 

2. Известны функции спроса на товар двух потребителей QdA = 8-2P, QdB = 6-1,5P. Найдите функцию их рыночного спроса, определите, по какой цене потребители готовы приобрести 4 кг. и 3,5 кг. товара

 

3. Известны функции предложения на товар трех производителей QsA = 1,5P- 1,5, QsB = 3P – 9, Qsс = 5P- 25. Найдите функцию их рыночного предложения

 

4. Известны функции предложения на товар двух производителей QsA = 0,5P- 3, QsB = 3P – 9, Qsс = 2P- 4. Найдите функцию их рыночного предложения, определите, по какой минимальной цене производители готовы предложить 3 шт., 7 шт., 15 шт. товара

 

5. Заданы функции рыночного спроса и предложения QdA = 700-4P, QsA = 2P- 200. Определите рыночное равновесие аналитическим методом.

 

6. Функция рыночного спроса на товар Х задана следующей функцией Qd = 525 - 6P. При  этом на рынке функционирует 300 продавцов, каждый из которых имеет одинаковые индивидуальные функции предложения Qs =0,03P - 1,25. Найдите рыночное равновесие, а также определите объем продаж каждого продавца.

 

7. Функция рыночного спроса на товар Х задана следующей функцией Qd = 525 - 6P. При этом на рынке функционирует 300 продавцов, каждый из которых имеет одинаковые индивидуальные функции предложения Qs =0,03P - 1,25. Найдите рыночное равновесие, а также определите объем продаж каждого продавца.

 

8. Заданы функции рыночных спроса и предложения на товар Х Qd = 150 - 2P, Qs =6P - 250. Найдите рыночное равновесие, а также величину избытка (дефицита) при цене 70 ДЕ и 45 ДЕ.

 

9. При цене 20 ДЕ объем спроса на товар составляет 600 шт., а при цене 25 ДЕ – 200 шт. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.

 

10. Если величина предложения увеличивается со 120 до 160 штук при приросте цены с 4 до 10 ден. ед., то дуговая эластичность предложения равна

 

11.  После увеличения цены товара С на 25% товара М стали покупать на 10% больше. Перекрестная эластичность спроса товара М по цене товара С равна:

 

12. Определите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене товара В, если известно, что при цене товара В, равной 40 ДЕ, объем спроса на товар А 200 шт, а при цене товара В, равной 70 ДЕ, объем спроса на товар А – 140 шт. К какой группе относится данный товар.

 

Примеры решения типовых задач

1. На основании данных об индивидуальном спросе на товар Х QdA = 180-2 P, QdB = 120-2 P, Qdc = 210-3 P. Определите объем рыночного спроса при цене товара, равной 70 ДЕ.

Для решения необходимо уточнить, что рыночный спрос представляет совокупность индивидуальных спросов потребителей.

Таким образом, объем рыночного спроса имеет следующую функцию

Поэтому далее для количественного определения величины спроса подставим в найденную функцию заданные параметры цены (70 ДЕ).

Объем рыночного спроса = 7*70 = 20

2. Известны функции спроса на товар двух потребителей PdA = 45- Q, PdB = 60-2 Q. Найдите функцию их рыночного спроса, определите, по какой максимальной цене потребители готовы приобрести 4 шт., 12 шт. товара

Для решения необходимо уточнить, что рыночный спрос представляет совокупность индивидуальных спросов потребителей.

Таким образом, объем рыночного спроса имеет следующую функцию

Поэтому далее для количественного определения максимальной цены подставим в найденную функцию заданные параметры объема (4 и 12 шт.).

При  Pd = 105 – 3*4 = 93 ДЕ

При  Pd = 105 – 3*12 = 69 ДЕ

 

3. На рынке на товар Х имеется 100 покупателей с одинаковыми индивидуальными функциями спроса QdA = 10-0,1 P и 50 продавцов с одинаковыми индивидуальными функциями предложения QsA = 2+ 0,1 P. Найдите рыночное равновесие, а также определите объем продаж каждого продавца.

Для решения необходимо рассчитать величину рыночного спроса.

Далее необходимо рассчитать величину рыночного предложения:

Для определения равновесного объема необходимо найти равновесную цену, для чего приравняем обе функции ():

1000 – 10Р = 100 +5Р;

900 – 15Р, Р = 60

Поэтому далее для количественного определения равновесного объема подставим в функции спроса и предложения, найденное значение равновесной цены (Р= 60):

 

4. Заданы функции рыночных спроса и предложения на товар Х Qd = 2250 - 30 P, Qs =60 P - 3150. Найдите рыночное равновесие, а также величину избытка (дефицита) при цене 65 ДЕ и 55 ДЕ.

Для определения равновесного объема необходимо найти равновесную цену, для чего приравняем обе функции ():

2250 - 30P = 60P - 3150;

5400 – 90Р, Р = 60

Поэтому далее для количественного определения равновесного объема подставим в функции спроса и предложения, найденное значение равновесной цены (Р= 60):

Для определения величины избытка (дефицита) необходимо рассчитать объемы спроса и предложения:

При

При

Определите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене товара В, если известно, что при цене товара В, равной 18 ДЕ, объем спроса на товар А 300 шт, а при цене товара В, равной 20 ДЕ, объем спроса на товар А – 280 шт. К какой группе относится данный товар.

Для определения коэффициента перекрестной  эластичности воспользуемся формулой:

,  или  

Подставим в нее заданные значения:

Производства

Особенности рынка капитала

Рынок капитала представляет собой систему отношений между субъектами по поводу объектов, основанную на действии рыночного механизма.

Исходя из представленного выше определения, в структуре рынка капитала могут быть выделены три базовых элемента:

 


Рис. 18. Структурные элементы рынка с точки зрения широкого подхода

Субъектами рынка капитала являются непосредственные участники: собственники свободных денежных средств, финансовая инфраструктура, пользователи свободных денежных средств.

Взаимоотношения между ними графически могут быть представлены следующим образом:

 

 


Рис. 19. Схема взаимодействия субъектов рынка капитала

На основании представленной на рис.18 схемы, взаимодействие между субъектами рынка капитала строятся следующим образом: собственник свободных денежных средств (не идущих на удовлетворение материальных потребностей) передает денежные средства в пользование финансовой инфраструктуре на условиях платности, срочности, возвратности. Финансовая инфраструктура, выполняя функции аккумулирования денежных средств и их перераспределения, передает их пользователям на тех же условиях (срочности, платности, возвратности). Пользователь, берущий на данных условиях денежные средства, должен выплатить ренту за пользование капиталом (процент за пользование).

Основным звеном в финансовой инфраструктуре является банковская система.

В развитой экономике принята двухуровневая банковская система.

Верхний уровень представлен, как правило, государственным центральным банком, который непосредственно не кредитует предприятия и население, но регулирует денежное обращение страны и руководит всей существующей в стране банковской системой.

Центральный банк – государственное финансово-кредитное учреждение, которое организует и регулирует денежное обращение.

Важнейшим принципом функционирования центрального банка является его независимость. Как сказано в Законе о Центральном банке РФ, «Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности».

Центральный банк не ставит перед собой присущей коммерческим банка цели максимизации прибыли и не конкурирует с последними. Основное назначение центрального банка в рыночной экономике – обеспечение стабильности банковской и финансовой систем, устойчивости национальной валюты, контроль за денежным обращением страны, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, проведение денежной политики, направленной на достижение макроэкономических целей, прежде всего безинфляционного развития экономики.

Центральный банк непосредственно не связан ни с предприятиями, ни с населением (он не принимает у них вклады и не кредитует их); его клиентами являются коммерческие банки и правительство.

Функции центрального банка представлены ниже:

Эмиссионная Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию (выпуск в обращение) наличных денег и организацию их обращения.
Денежно-кредитное регулирование экономики Во взаимодействии с правительством центральный банк разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Через систему денежно-кредитных инструментов (норматив обязательных резервов, учетная ставка, операции на открытом рынке), а также систему нормативов, регулирующих деятельность коммерческих банков, центральный банк влияет на макроэкономические цели развития экономики страны.
Организация, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков Центральный банк является «банком банков» - он хранит кассовые резервы коммерческих банков, через счета, открываемые в нем коммерческими банками, осуществляет расчеты между ними, в случае необходимости оказывает коммерческим банкам кредитную поддержку. Центральный банк является для коммерческих банков «кредитором последней инстанции», т.е. кредитором на крайний случай. Центральный банк регулирует безналичную (ссудно-депозитную) эмиссию, осуществляемую коммерческими банками. Воздействуя на масштабы и характер операций коммерческих банков (прежде всего, на объем предоставляемых ими кредитов), осуществляя надзор за их деятельностью, центральный банк регулирует массу денег, находящихся в обращении.
Банковское обслуживание правительства страны Центральный банк является банком правительства и в этом качестве организует финансирование и долгосрочное кредитование государственных капитальных вложений, обслуживание государственного долга, т.е. размещение государственных займов, их погашение, выплату процентов по ним и др.
Организация платежно-расчетных операций Центральный банк устанавливает правила расчетов на территории страны и выступает посредником между другими банками при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований.
Валютное регулирование Осуществляя операции по покупке и продажи иностранной валюты, определяя порядок осуществления расчетов с иностранными государствами и т.п., центральный банк оказывает воздействие на устойчивость, покупательную способность национальной валюты.

 

Второй уровень занимает множество самостоятельных, преимущественно частных, коммерческих банков, которые и ведут основную работу по аккумулированию сбережений и размещению кредитов. Коммерческие банки являются самостоятельными организациями. Административно они не подчинены центральному банку, хотя и обязаны выполнять указания центрального банка в пределах норм, определенных законом.

Функции коммерческих банков представлены и охарактеризованы ниже:

- мобилизация временно свободных денежных средств и сбережений и превращение их в капитал;

- предоставление ссуд физическим и юридическим лицам. Непосредственное предоставление в ссуду временно свободных денежных средств их собственником заемщику в практической хозяйственной жизни затруднено. Банки, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их в долг конечным заемщикам, выполняют функцию посредника;

- создание кредитных денег. Выдавая ссуду, банки осуществляют безналичную депозитно-кредитную эмиссию. Предоставив клиенту ссуду, банк зачисляет определенную сумму денег на его счет, т.е. создает депозит (вклад), владелец которого может получать наличные деньги или осуществлять безналичные расчеты; В любом случае происходит увеличение количества денег в обращении;

- проведение денежных расчетов и кассовое обслуживание клиентов. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей;

- выпуск, покупка, продажа платежных документов и ценных бумаг. Выполняя эту функцию, банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений на производственные цели.

Банковские операции делятся на два основных вида: пассивные и активные.

Пассивные операции – операции, посредством которых банки привлекают денежные средства, формируют свои ресурсы, используемые для предоставления займов и приобретения ценных бумаг.

Вкладчики являются собственниками средств и предоставляют их банкам в пользование за определенную плату – процент. Привлеченные средства оформляются виде депозитов (вкладов) и, с точки зрения банка, являются его долговыми обязательствами (пассивами).

Активные операции – операции, посредством которых банки реализуют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Предоставляемые банком денежные ресурсы образуют долги банку и являются его активами.

К основным видам активных банковских операций относятся следующие:

- Выдача ссуд (предоставление кредита). Банки не имеют права выдавать ссуду на всю сумму имеющихся у них депозитов. Часть депозитов банк обязан хранить в виде наличности или вкладов на беспроцентных счетах центрального банка. Минимальный размер вклада, который банк должен держать в центральном банке или иметь в наличности, называется обязательными резервами, их величина определяется на основании норматива (rr), устанавливаемого центральным банком в виде доли (процента) от депозитов банка.

Фактические резервы банка, как правило, больше обязательных; эти превышения называются избыточными резервами, которые и служат источником ссуд.

- Учёт векселей – это покупка банком векселей до наступления срока платежей по ним. За операцию учета векселей банк взимает с клиента определенную плату – учетный процент или дисконт.

Инвестиционная деятельность – вложение банком средств в частные и государственные ценные бумаги. Покупая ценные бумаги, банки обеспечивают приток средств на довольно длительный период. С точки зрения приносимого дохода, инвестиции – это второй (после процентов по кредиту) источник банковской прибыли.

Соотношение пассивных и активных операций банка находит свое отражение в балансе банка, составляемом на определенную дату. Упрощенная схема баланса банка приводится ниже.

Классификация коммерческих банков:

- по форме собственности: государственные, кооперативные, акционерные, смешанные;

- по видам выполняемых операций: универсальные или специализированные (ипотечные, инвестиционные, инновационные, земельные, торговые, биржевые и т.п.);

- по территориальному принципу: местные, региональные, общенациональные, мировые.

Наряду с коммерческими банками на втором уровне кредитной системы находятся специализированные небанковские институты (пенсионные, страховые, инвестиционные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и т.п.), деятельность которых в основном сводится к аккумуляции денежных сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы предприятиям и государству, мобилизации капитала через эмиссию акций, предоставление ипотечных и потребительских кредитов и т.п.

Особенности действия закона спроса, предложения, равновесной цены на рынке капитала. Спрос формируется пользователями капитала и представляет собой количество денежных средств, которое необходимо для удовлетворения их потребностей. Факторы, оказывающие влияние на спрос, условно могут быть разделены на две группы:

ценовые неценовые
- рыночная ставка процента; - величина собственных доходов; - кредитно-денежная политика государства; - соотношение между накоплениями и сбережениями

 

При этом образующим фактором является ценовой (рыночная ставка процента), аккумулирующий все другие факторы.

Доход на капитал принято выражать в виде ставки (нормы) процента - отношения дохода на капитал к использованному капиталу:

,

где i - ставка (норма) процента;

R -доход на капитал;

С - капитал.

Ставка процента определяется на денежном рынке и зависит от соотношения спроса на деньги (инвестиций) и предложения денег (сбережений). Различают номинальную и реальную ставку процента.

Номинальная ставка процента (i) - это денежная процентная ставка.

Реальная ставка процента (r) - это процентная ставка с поправкой на инфляцию, т.е. ставка процента, выраженная в неизменных ценах:

,

где  - процент инфляции.

Согласно неоклассической теории, процент — это плата за право получения ресурсов в свое распоряжение сегодня, т.е. до того, как будут накоплены средства, чтобы эти ресурсы купить. Поскольку сегодняшние производственные ресурсы или потребительские блага ценятся выше будущих ресурсов или благ, то обладание ресурсами сегодня позволяет предпринять действия, которые обеспечат более высокий доход в будущем.

Процедура, с помощью которой вычисляется сегодняшний аналог (сегодняшняя стоимость) суммы, которая будет получена через определенный срок при существующей норме процента, называется дисконтированием. Оно осуществляется по следующей формуле:

,

где VP – сегодняшняя стоимость будущей суммы денег,

Vt – будущая стоимость сегодняшней суммы денег,

t – количество лет,

r – ставка процента в десятичных дробях.

Графическая зависимость спроса от рыночной ставки процента выглядит следующим образом:

     
 

 


Рис.Рис. 20. Графическая зависимость спроса на капитал от воздействия ценовых факторов

На основании представленной графической зависимости количества капитала от ценовых факторов можно сформулировать закон спроса: чем выше рыночная ставка, тем меньше спрос.

Предложение формируется собственниками денежных средств и представляет собой количество денежных средств, которое они могут отдать во временное пользование на условиях срочности, платности, возвратности.

Факторы, оказывающие влияние на предложение являются теми же, и также условно могут быть разделены на две группы:

ценовые неценовые
- рыночная ставка процента; - величина собственных денежных средств; - кредитно-денежная политика государства; - соотношение между накоплениями и сбережениями

При этом образующим фактором является ценовой (рыночная ставка процента), аккумулирующая все другие факторы. Графическая зависимость предложения от рыночной ставки процента выглядит следующим образом:

 


Рис. 21. Графическая зависимость предложения от воздействия ценового фактора

На основании представленной графической зависимости предложения от воздействия ценовых факторов можно сформулировать закон предложения: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение.

При одновременном совмещении кривых спроса и предложения (рис.5) определяется точка равновесия спроса и предложения, свидетельствующая о единстве экономических интересов покупателей и продавцов.

 

 

 


Рис. 22. Равновесное состояние на рынке капитала

Если из точки равновесного состояния опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке их пересечения можно определить равновесное количество, удовлетворяющее пожелания собственников и пользователей. Проекция точки равновесного состояния на ось ординат позволяет получить равновесную цену, одинаково приемлемую для участников рыночной сделки.

Равновесная цена и равновесное количество свидетельствуют: 1) о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации; 2) о достижении оптимального объема денежных средств (нет ни их избытка, ни их дефицита).

Примерный перечень типовых задач по теме рынок капитала:

1.Вам будет крайне необходимо через 3 года иметь 400 тыс. руб. для покупки домика в деревне. Какую сумму денег вам предложит положить сегодня банк, если процент по вкладу равен 10% годовых

 

2. Если Вам предлагают участвовать в проекте, который через



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.172 с.)