ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ



 

При определении социальной структуры общества важно установить ее исходные составляющие элементы. С этой позиции социологи выделяют две основные теоретические модели социальной структуры:

· нормативно-ценностную;

· категориальную.

Нормативно-ценностная представлена структурным функционализмом и примыкающими к нему социологическими направлениями.

Согласно этой модели, основными элементами социальной структуры являются нормативно-ценностные образования — социальные институты, статусно-ролевые группы и т.п. Источником изменения социальной структуры выступает доминирующая в обществе система ценностей, норм, культурных образцов, определяющих значимость той или иной социальной роли, того или иного типа социальной деятельности. Тем самым социальная структура рассматривается не как застывшая конфигурация, а как динамичная целостная система, представляющая собой результат взаимодействия составляющих ее элементов.

Категориальная модель социальной структуры основана на том, что главными компонентами социальной структуры являются крупные социальные категории — классы, социальные слои, профессиональные группы и т.д. При этом социологи-марксисты подчеркивают обусловленность социальной структуры господствующим способом производства и акцентируют внимание на анализе классовых противоречий, их воздействия на структурные сдвиги в обществе, в то время как представители технологического детерминизма источником изменений в социальной структуре считают технологические ин­новации и полагают, что технический прогресс способен раз­решить все противоречия современного общества.

Существует такжеисключительно эмпирическийподход к изучению социальной структуры общества. Сторонники этого направления включают в содержание социальной структуры только наблюдаемые и эмпирически фиксируемые общности людей, обладающие измеряемыми признаками (возраст, профессия, доход, образование и т.д.).

В социологической литературе нередко встречается и предельно широкая трактовка социальной структуры, когда речь идет об общем строении общества, включающем самые различные и разнохарактерные структурные компоненты, и когда имеется в виду и социально-демографическая, социально-территориальная, социально-этническая и иная структура общества.

Если обобщить данные подходы, то можно сказать, что социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Задача социологии состоит прежде всего в том, чтобы выявить закономерности ее формирования и развития. Это тем более важно, что социальная структура во многом определяет стабильность общества, его качественную характеристику как целостной социальной системы.

Социальные статусы и роли.  Понятие «статус» пришло в социологию из юриспруденции, где оно означает правовое положение юридического лица. Развернутое социологическое обоснование этой категории было дано в работах известных американских социологов Р. Линтона, Р. Мертона и др.

В самом широком смысле социальный статус — это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где за­нимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного поло­жения, образования, профессии, должности, характера вы­полняемой работы, партийной и профсоюзной принадлежнос­ти, религиозности и т.д. Совокупность всех этих статусов индивида называют «статусным набором». В статусном набо­ре выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом. Это наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус свя­зан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знако­мых, манеру поведения и т.д. Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы.

Предписанным (приписываемым, приписанным, аскриптивным) называется статус, который индивид получает от рожде­ния независимо от своей воли и желания. Такой статус опре­деляется полом, национальностью, этническим происхож­дением, местом рождения, системой родства и т.д. К этому виду относятся также статусы, связанные с титулами, передаваемыми по наследству (князь, граф, барон и т.д.).

Достигнутым (достигаемым) называется статус, приобретенный бла­годаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т.д. Этот статус предполагает свободу выбора, активность личности, ее способность принимать самостоятельные реше­ния. В ряде случаев трудно установить вид статуса. Тогда го­ворят о смешанном статусе, сочетающем черты предписанно­го и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, без­работного и др.). Следует отметить известную условность указанного подразделения статусов, поскольку в настоящее время у человека появляется возможность изменить пол и расу с помощью медицины. Поэтому при характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются в виду биологические пол и раса в отличие от социально приобретенных. Соотношение предписанных и достиг­нутых статусов в социальной структуре общества, степень их распространения могут служить важным показателем демок­ратизма, цивилизованности данного общества. Исторический опыт показывает, что в традиционном доиндустриальном об­ществе преобладали предписанные статусы, которые и опре­деляли в целом картину общественной жизни. В современном обществе, напротив, доминируют достигнутые статусы, сти­мулирующие социальную активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности.

От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в обще­ственно-политической иерархии и в то же время быть аутсай­дером на спортивной площадке. И наоборот, человек может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде.

Существует определенная иерархия статусов, место в кото­рой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Иерархия может иметь место между статусными группами (межгрупповая иерархия) и между стату­сами индивидов в рамках одной группы (внутригрупповая иерархия). Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возни­кает при двух обстоятельствах:

· когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;

· когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус народного депутата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты:

статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые — что он должен делать;

статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности;

статусные символы: внешние знаки отличия, позволяю­щие разграничивать носителей разных статусов (военнослужа­щие носят форму, у каждого сословия и класса — свой стиль одежды и своя атрибутика);      

статусный образ, или имидж: совокупность представле­ний о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соот­ветствии со своим статусом;

статусная идентификация: определение степени соответ­ствия индивида своему статусу.

Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Они выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и созда­ет механизмы их воспроизводства, регулируя распределение ин­дивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре — существенная характеристика общества, его социальной и политической орга­низации.

Понятие социального статуса тесно связано с понятием со­циальной роли, которая является его функцией, динамической стороной, т.е. ожидаемым поведением индивида в зависимости от его позиции в обществе.

Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социально­го взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое по­ведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Социологи рассматривают социальную роль как динамичес­кий аспект социального статуса. Если статус статичен, т.е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточ­ное звено — ожидание (экспектация), «предъявляемое» обще­ством или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а не­сколько ролей. Так, статус университетского профессора пред­полагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствую­щей области, администрирование и т.д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т.д.).

При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента:

описание типа поведения, соответствующего данной роли;

предписания, или нормы, определяющие требования к вы­полнению той или иной роли;

оценка выполнения данной роли;

меры поощрения или наказания, стимулирующие правиль­ное выполнение роли.

Таким образом, социальная роль — это своеобразный обра­зец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ро­левые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

По мнению некоторых отечественных социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:

• биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;   

• личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;

• характер принятой в группе роли и особенности социаль­ного контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;                                             

• структура группы, её сплоченность и степень идентификации индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут возникать;

определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приво­дит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к воз­никновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

внутриролевые конфликты — это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обра­щение с детьми, но и требовательность, строгость по отноше­нию к ним);

межролевые конфликты — конфликты, возникающие в си­туациях, когда требования одной роли противоречат требовани­ям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обя­занностей);

личностно-ролевые конфликты — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли сво­бодны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей» — перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ро­лей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.

Следует отметить, что представители структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусно-ролевые образования как исходные элементы структуры любой социальной общности, любого объединения людей. В зависи­мости от конфигурации этих элементов, а главное — конкретного содержания социальных статусов и ролей, возникает мно­жество социальных групп и систем, совокупность которых образует социальную структуру общества в самом широком смысле слова.

Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет описывать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и процессы функционирования и развития социальной систе­мы в целом.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.01 с.)