Наиболее значимые социальные качества личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее значимые социальные качества личности.



Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей социальной среды, духовное отображение человеком окружающего мира.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей.

Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится.

Убеждения – личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определённые представления, идеи, принципы.

Установки – предрасположенность к действиям.

Ценностные ориентации – совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения.

Идентичность – отождествление личностью самой себя с определённым местом, социальной группой и т.п.

Теории развития личности. Сложность и многомерность процесса формирования и вития личности обусловили появление самых различных теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы.

В рамках междисциплинарных исследований сложи социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обуслов­лены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория под­вергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность лю­дей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняе­мая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и соци­альные психологи. С точки зрения всех этих концепций, личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей — как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимаю­щему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодей­ствия человека и общества. Во-вторых, парные понятия «роль-статус» являются удобным аналитическим инструментом для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смежные категории, как «ролевые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.

С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

• представления о том, как его воспринимают другие люди;

• представления о том, как они его оценивают;

• как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.            

  При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений». Сущность же «особой личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и общественных отношений данного общества. Это, с одной стороны, продукт исторического развития, а с другой — результат включения индивида в социальную систему, его предметной деятельности, способной изменять общественные отношения.

В русле психоаналитического подхода сформировала фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Модель личности, разработанная 3. Фрейдом, включает три компонента:

• сферу подсознания (Ид —Оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные возбуждения;

• сферу самосознания (Еgо — Я), которая стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме;

• сферу сверхсознания (Suрег Еgо— Сверх-Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный «моральный цензор»).      

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием решаются, по Фрейду, с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противоречащие требованиям «морального цензора».

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, — проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человечес­кая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматичес­кий конфликт человека и общества, то к осторожно оптимисти­ческой позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной сис­темы воспитания может произойти эволюция в нужном направ­лении.

Таким образом, проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о приро­де личности, о процессах ее формирования и развития.

Социальная типология личности. Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-эко­номических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.

В социологии часто выделяют несколько типов личности:

· модальный – усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе;

· базисный – понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества

· идеальный – не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

Существуют и иные типологии. К примеру выделяют такие виды личности как:

· пассионарный (обладающий чрезмерной жизненной энергией);

· модальный (т.е. идеальный к которому нужно стремиться);

· базисный (наиболее часто встречающийся в данном обществе, типичный);

· маргинальный (т.е. находящийся на стыке двух культур);

· авторитарный (стремящийся к сильной авторитарной власти в обществе);

· мафиозный (готовый на всё ради достижения своих идеалов);

· демократический, реактивный (т.е. реагирующий на окружающую действительность);

· проактивный (меняющие обстоятельства а не подстраивающиеся под них); стяжательский, рыночный, конформистский, деструктивный, преступный, творческий.

Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию — предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства фокусируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии. 

В то же время социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений или иного типа.                          

Социализация. Это начинающийся во младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между инди­видуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Выделяют две основные формы социализации:

· ненаправленная или стихийная социализация – стихийное, автоматическое формирование определённых социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении;

· направленная – специально разработанная обществом или его определёнными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью формировать её в соответствии с доминирующими в данном обществе ценностями.

Обе формы могут в определённых обстоятельствах согласовываться, гармонизировать друг с другом или наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае может возникнуть конфликтная ситуация, осложняющая и затрудняющая процесс социализации. Считается, что при стихийной социализации, детерминированной социальной средой (друзья, семья и т.п.), возможна передача личности отживших стереотипов, представлений, правил, которые увлекут его на путь девиантного поведения, отклоняющегося от общепринятых в обществе норм. Такая социализация, без включения механизмов направленной социализации может стать ущербной как для формирующейся личности, так и для общества. Однако возможны иные ситуации, когда направляемая социализация навязывает обществу антинормы, контркультуру (фашистская идеология). В такой ситуации важна роль семьи и т.п.

Важную роль в процессе социализации играет идентификация личности, т.е. отождествление её с определёнными ценностями, нормами, которые ей кажутся наиболее близкими. Принимая те или иные установки, ценности, личность и начинает развивать свою индивидуальность.

Основные факторы социализации:

· биологические (напр. биологическая наследственность индивида);

· психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера);

· социальные (экономические, политические, культурные и т.п.).

Основные агенты социализации:

· семья;

· школа;

· трудовой коллектив;

· система культуры (СМИ, церковь и т.п.).

Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множе­ство «оттенков серого цвета».

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Большинство исследователей выделяет несколько этапов социализации:

Первый этап – младенчество (первые два года). Основной канал социализации на данном этапе – общение.

Второй этап – раннее детство (2-6 лет). Здесь ведущим каналом является ролевая игра. Поэтому основой формирующегося ребёнка на данном этапе является освоение ролей. Развитие воображения, фантазии значительно опережают обретение знаний.

Третий этап – младший школьный и подростковый возраст (7-14 лет), этап перехода от «возраста игр» к «возрасту учения» в школе. Главными доминантами социализации являются обучение и познание мира с помощью учителей, книг, фильмов. Развивается абстрактное мышление, оттесняющее на задний план художественную фантазию).

Четвёртый этап – юношеский и завершение учёбы (14-25). Происходит завершение учёбы. Также наблюдаются существенные изменения в самосознании и самооценке личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов и т.п.

Пятый этап – трудовая стадия (25-60 лет). Переход от систематического обучения к продуктивному труду. Важную роль приобретает специализация в разделении труда.

Шестой этап – послетрудовая деятельность. Переход к заслуженному отдыху.

Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по ис­правлению навыков чтения до профессиональной перепод­готовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытают­ся разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведе­ние на основе этого понимания.

Жизненные кризисы. Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с фак­торами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни пе­реживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего рас­цвета личности.

Ритуалы перехода. В традиционных обществах ритуалы перехода — это специальные ритуалы, знаменующие со­бой переход из одного социального или религиозного стату­са в другой. Подобные ритуалы есть во всех известных ис­тории обществах. Большинство наиболее важных и рас­пространенных ритуалов перехода связаны с биологически­ми жизненными кризисами — рождением, половым созре­ванием, воспроизводством рода и смертью. Каждый из этих кризисов приносит с собой изменения в социальном стату­се. Другие ритуалы сопровождают изменения, всецело от­носящиеся к культурной, а не биологической, жизни, такие, как, к примеру, посвящение в члены обществ и братства объединенных особыми интересами.

На протяжении почти всей истории человечества ритуа­лы перехода всегда были религиозными церемониями; они совершались в религиозном обрамлении, рассматривались как религиозные акты и потому наделялись особой сакраль­ной значимостью. Однако с точки зрения современной соци­ологии они обычно расцениваются как абсолютно секулярные по своей природе. Возникшая в последние десятилетия тенденция к секуляризации представлений о ритуалах перехода влечет за собой понимание природы таких ритуа­лов скорее как социальной, чем чисто религиозной.

Одной из важнейших функций ритуалов перехода, которая часто упускается из виду интерпретаторами, является обеспечение массовых зрелищ. Ритуалы перехода и другие религиозные действа были в прошлом важнейшим средством вовлечения масс в эстетическую деятельность, и религия служила двигателем развития изобразительного искусства, музыки, пения, танца и других эстетических форм самовыражения.

Девиантное поведение. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.

В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алко­голизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азарт­ные игры, психическое расстройство, самоубийство.

В узком понимании под девиантным поведением подра­зумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противо­правными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное ( буквально — преступное) поведение. Оба зна­чения — широкое и узкое — одинаково употребляются в со­циологии.

Основные подходы к объяснению девиантного поведения. В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть резуль­тат деградации к более ранним стадиям человеческой эво­люции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бо­родка и пониженная чувствительность к боли.

Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (чело­веку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людь­ми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело от­личается силой и стройностью) проявляет склонность к бес­покойству, он активен и не слишком чувствителен. Экоморф – он отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

В последнее время биологические объяснения девиантного поведения фокусируются на аномалиях половых хромосом. Нормальная женщина обладает хромосомами типа ХХ, а мужчина ХУ. Но у отдельных людей обнаруживаются дополнительные Х или У-хромосомы. У мужчины, имеющего дополнительные хромосомы типа У наблюдаются тяжёлая психопатичность, для них характерна повышенная девиантность.

По мнению Уолтера Гоува большинство преступлений совершается молодыми людьми, т.к. это требует большой выносливости, физической силы. Разнятся и преступления между мужчинами и женщинами. Только несколько процентов женщин арестованы за грабежи и разбойные нападения при отягчающих обстоятельствах. Правонарушения, где требуется физическая сила совершается в основном мужчинами. И наоборот, среди женских преступлений значительный процент составляют подлоги, мошенничества, хищения, растраты, магазинное воровство.

Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. п.).

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, кото­рая раскрывает значение социальных и культурных факто­ров. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоре­чивыми.

Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Многие правонарушения возникают в результате разочарований личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и т.п. приводят к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного поведения в обществе, не может достичь определённых целей, то со временем возникает разочарование.

Но эта теория не может объяснить, почему воруют состоятельные люди.

Теория подражания – её вывел французский социолог Г. Тард. Согласно ему, преступниками становятся потому, что с ранних лет попадают в преступную среду или среду лиц, склонных к девиации.

Теория дифференциальной ассоциации – чем больше контакты человека с криминогенной средой, тем больше вероятность того, что в его поведении возникнут девиации.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обус­ловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам и большинства.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкуль­турой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

Теория стигматизации (наклеивания ярлыков) объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Именно так поступали с неграми в Америке. Согласно данной теории, чем выше статус личности, тем меньше у неё получить ярлык девианта.

  Конфликтологический подход к девиации отвергает все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конф­ликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер.

Другие конфликтологи, разделяющие марксистскую точку зрения, утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов — это орудие, которые правящие клас­сы (владеющие средствами производства) используют про­тив тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обуслов­лено стремлением землевладельцев заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев.

Особый интерес для социологов представляет социально-психологическая классификация преступников, предложенная социологом В. Харчевой:

1.  Глобальный преступный тип, для которого характерна «полная преступная заряженность». К нему относят бандитов, террористов, особо опасных рецидивистов и др.

2.  Парциальный тип, т. е. человек с «частично преступной заряженностью». Эти лица нравственно «раздвоенные», в которых соседствуют черты нормального типа личности и типа личности преступника.

3.  Предкриминальный тип характерен для лиц, которым присуща большая эмоциональная возбудимость, недостаточное самообладание и т. д. В конфликтной ситуации они способны на преступление, хулиганство, убийство из ревности и т. д.

Основные формы девиантного поведения. К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Преступность. К факторам, воздействующим на динамику преступности можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету, социальная дезорганизация и деклассирование (разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой). До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биоло­гического и социального в формировании преступного пове­дения.

Алкоголизм. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элемен­том социальных ритуалов, обязательным условием офици­альных церемоний, праздников, некоторых способов время­препровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.

 По каким критериям можно судить об алкогольной ситуации и ее динамике? Как правило, используются три группы социо­логических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с при­емом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распреде­ление потребления алкоголя между мужчинами и женщи­нами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечислен­ные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления. В истории борьбы общества с алкоголизмом можно об­наружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства. Во-вторых, усилия направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшении социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности.

Наркомания. (от греч. «нарко» – оцепенение и «мания» - бешенство). Это заболевание, выражающееся в зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению психических и физических функций организма. Подавляющее большинство наркоманов – молодые люди в возрасте до 30 лет (в России). Соотношение мужчин и женщин – 10:1 в России и 2:1 на Западе.

Суицид. Отмечено, что вероятность проявления этой формы откло­нений зависит и от возрастной группы. Самоубийства со­вершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10—12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии.

 Выделяют европейский и азиатский типы распространения само­убийств. Азиатский тип распространения самоубийств объясняется национально-религиозными традициями, особенностями межличностных отношений, большим количе­ством многодетных семей, урбанизацией; европейский — неблагоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособ­ных селян в города, старением сельских жителей. По этим же причинам среди городов по числу самоубийств лидиру­ют малые и средние.

Наконец, несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например, с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство мужчин и 20,2% всех покушавшихся на свою жизнь.

В отечественной социологии до настоящего времени мало исследована остается проблема аддикции (аддикция — па­губная склонность к чему-либо). Между тем, без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, на наш взгляд, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструктивного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определен­ных предметах или видах деятельности.

Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения? Это — наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (вклю­чая компьютерные), длительное прослушивание ритмичес­кой музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.

Делинквентное поведение. Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все се­рьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадаю­щие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

К преступлениям относятся мошенничество, хищения, из­готовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджо­ги, проституция, азартные игры и другие разновидности про­тивоправных действий.

Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклоне­ние, для другого или других может быть привычкой. Высщий класс считает свое поведение нормой, а поведение пред­ставителей других классов, особенно низших, — отклонени­ем. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может считаться нор­мальным видом заработка или способом установления со­циальной справедливости. Но это не отклонение, а преступ­ление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

В современную эпоху острых социальных потрясений негативные отклонения, в том числе преступления, получают все большее распространение. По данным VII Конгресса ООН (1985), преступность в развитых западных странах в 80-е годы по сравнению с 70-ми существенно возросла: чис­ло насильственных преступлений увеличилось 2 раза, коры­стных — в 3 раза. Алкоголизм охватил до 10% работающих. Появились или получили распространение новые особенно опасные формы преступности, в том числе преступность в бизнесе на внутригосударственном и международных уров­нях (преступность транснациональных монополий), корруп­ция служащих, хищение произведений искусства, преступ­ность, связанная с наркотиками, международный терро­ризм, преступления против потребителя (фальсификация продуктов), экологические преступления, экономический шантаж и др.

Изменились и формы преступлений, и типы негативных отклонений в нашей стране. Развитие частного предприни­мательства, кооперации вызвали к жизни такую форму по­сягательства, как рэкет. Получили развитие организован­ная преступность, детская преступность, проституция.

Конфор­мизм – он является антиподом девиантного поведения и представляет собой внешнее согласие с общепри­нятым, потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том. Социальный конформизм может иметь разные формы.

Эмиль Дюркгейм полагает, что в традиционном обществе комформизм принимает форму внешнего сходства всех вплоть до полного тождества. В современном обществе, по Дюркгейму суть конформизма – не обязанность человека быть неотличимым от социального типа, а выполнение долга перед обществом.

Девиантное поведение в России. По мнению профессора В. Лунеева, основными причинами, формирующими высокий уровень преступности в нашей стране, являются следующие:

1.  Идёт процесс привыкания населения, особенно молодежи, к преступности. Два десятка лет тому назад череда организованного кровавого террора, массовых захватов заложников, работорговли, вереница публичных заказных убийств, многомиллионных мошенничеств и открытая беспрецедентная коррумпированность высших государственных чиновников шокировали бы нас. В настоящее время люди наблюдают это все почти ежедневно и принимают как данность.

2.  В виртуальном мире кино и телевидения мы видим сплошной криминал. И привыкание к нему как к обыденности, интерес детей и молодежи к кровавым зрелищам — очень опасная тенденция, имеющая самые трагические последствия. Героизация бандитизма в отдельных телесериалах, к примеру в «Бригаде», дает свой результат: уже немалая часть молодых людей сознательно ориентируются на эти образцы поведения.

3.  Доминирующая криминальная мотивация прагматична, утилитарна и примитивна — личная корысть и иная личная выгода. Она мало изменилась с библейских времен. Процесс «окорыствования» общественных отношений, не только экономических, но и политических, нравственных и даже творческих, продолжается. Надежды на то, что экономический прогресс, повышение благосостояния населения автоматически приведут к снижению преступности, не оправдались. Самый высокий уровень преступности характерен для некоторых экономически развитых стран, например США. По некоторым оценкам, уровень преступности в мире за последние четверть века увеличился по крайней мере в 5 раз.

4.  Ежегодно в мире регистрируется до 500 млн преступлений. В расчете на 6 млрд населения Земли это 8 тыс. преступлений на 100 тыс. жителей. На этом фоне ситуация в России выглядит не так уж и плохо — 2,4 тыс. Реальная преступность по меньшей мере в два раза выше, а во многих странах — в четыре и пять раз. Есть основания полагать, что официальная статистика

правонарушений в России серьезно занижена.

5.  Наряду с фактическим ростом преступности, идет непрерывный процесс криминализации (возведения в ранг преступления) и деликтолизации (возведения в ранг административных правонарушений) все новых и новых видов общественно опасного и вредного поведения. За время действия четырех уголовных кодексов России было криминализировано более 300 видов преступных деяний (видеопиратство, деятельность хакеров и др.) и декриминализировано около 100 (валютные операции, спекуляция и т. д.). Таким образом, тенденции криминализации в три-четыре раза выше декриминализации общественной жизни.

6.  Нарастают противоречия в уголовном законодательстве и правоохранительной системе. Налицо снисходительное отношение ко многим распространенным и опасным формам фактической криминальной деятельности политической и экономической элиты — фактору особенно криминогенному. Коэффициент поражаемости реальной преступностью элитарных групп не ниже, чем самых низших слоев населения. Преступность власти, богатых почти не попадает в орбиту деятельности правоохранительных органов, хотя именно эти социальные группы причиняют колоссальный материальный и моральный вред: рушится вера в демократию, проводимые экономические и политические реформы, подрывается доверие к власти и государству. Достаточно вспомнить иммунитет депутатов Государственной Думы и сенаторов в Совете Федерации. Подобных заведомых индульгенций нет ни в одной из цивилизованных стран.

Один из авторов либеральных реформ, Е. Гайдар, высказался достаточно цинично. «Власть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.211 (0.077 с.)