Методы разрешения социального конфликта.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы разрешения социального конфликта.



Метод избегания конфликта — может выражаться, например, в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или в угрозе ухода; в избегании встреч с противником и т.д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама его причина.

Метод переговоров — позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.

Метод использования посредничества. Это примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица. Эти функции могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации, отдельные личности. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются личности посредника (авторитет, нравственность, профессиональная компетентность, высокий интеллект).

Метод откладывания — нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.

Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

 

Семья как социальный институт. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др.

Важнейшей частью семьи как социального института является регулирующее ее законодательство. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т.д.

У человеческих детенышей, в отличие от животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15—18 лет. В этот период он нуждается в материнской и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полностью только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е. генеалогию. Никто и ничто, помимо семьи, не способны обеспечить молодому человеку признанную законом адресность — социальную «прописку» в данном обществе.

Семья — малая малая социальная группа семья представляет собой общность людей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.

В определении семьи как малой социальной группы значимыми являются три признака:

· общее хозяйство;

· общие дети;

· наличие сексуальных взаимоотношений между супругами.

Существует точка зрения, согласно которой малая группа признается семьей, если она обладает двумя любыми из перечисленных признаков. Если есть лишь один какой-либо из этих признаков, — это не семья. Таким образом, современная семья в отличие от традиционной, может не иметь общего хозяйства и все-таки быть семьей. Может не подразумевать сексуальных отношений между супругами и все-таки быть семьей. Может находиться в статусе официально зарегистрированного брака и все-таки не быть семьей.

В этом случае для всех фрагментарных «осколочных» форм семьи (родитель без супружества, брак без детей, раздельное проживание и т.д.) лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство или вносящих какую либо долю в семейный бюджет и объединенных только родством, родительством или супружеством. Под определение семейной группы попадает неполная семья, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками — дедушками без родителей). Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства, родительства.

Значение семьи в жизни общества и личности огромно:

· она как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации;

· семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению;

· в ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений;

· семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.

В то же время лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций. Надо признать, что до сих пор не удалось сформулировать безупречное определение семьи.

Структура семьи. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных.

Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства систему духовных, в том числе нравственных, отношений, а также отношений авторитета, власти и т.д.. Характер семьи определяется социально-историческими и экономическими условиями, положением женщины в обществе, воспитанием и жизненным опытом супругов.

Выделяют два типа семейных отношений: авторитарный и демократический. При авторитарном типе руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье. При демократическом типе предполагается равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем.

Социально-экономические процессы, эмансипация, усиление роли женщины в жизни общества ведут к тому, что управление семьей феминизируется. В то же время это сочетается во многих семьях с традиционным разделением семейных ролей, с высоким авторитетом мужчины в семье.

Современные социально-экономические условия привели к изменению структуры семьи, в том числе к высокой степени ее социальной неоднородности, что выражается в разном социальном статусе ее членов.

Со структурой семьи связаны уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи, как правило, приводит к нарушению ее функций.

Социальные функции семьи .

Репродуктивная – эта функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

Воспитательная функция – связана с социализацией молодого поколения; семья — ячейка первичной социализации; социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания.

1) детоцентризм — повышенное внимание к детям, основанное на ложно понимаемой к ним любви. В семьях с такой концепцией воспитания дети вырастают избалованными, не всегда приемлют ограничения, запреты и обязанности, в том числе долга перед родителями и другими членами семьи.

2) профессионализм — тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели — профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом материально обеспечить своих детей. К воспитательным воздействиям они прибегают редко, обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. При таком «подходе» к семейному воспитанию родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо развивается потребность во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты.

3) прагматизм — концепция воспитания, ориентирующая личность ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами. В основе ее лежит выработка у детей практичности, умения «устраивать свои дела», ориентация прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. В условиях перехода к рыночным отношениям существует опасность усиления прагматической тенденции в семейном воспитании, когда именно утилитаристское поведение начинает расцениваться на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

Существует четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства других, прежде всего, детей. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, но необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Те из них, кто предпочитает всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже, если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и такие ценные качества, как самостоятельность, чувство собственного Достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители по сути блокируют подготовку детей к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются менее приспособленными к жизни в коллективе. По данным психологов, именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более — общих проблем семьи.

«Невмешательство» — система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. При этом предполагается, что в семье могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями, Именно в ситуации сотрудничества преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является совместная деятельность, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Воспитательную функцию семьи снижают следующие факторы:

· неполный состав семьи;

· недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

· плохие отношения между родителями;

· конфликты не только по вопросам воспитания, но и по иным вопросам;

· .вмешательство родственников в воспитание детей.

Хозяйственно-экономическая функция она охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

Рекреационная функция – смысл этой функции заключается в том, что семья должна быть тем местом, где человек мог бы чувствовать себя в большей мере защищенным и быть всегда принятым. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя психотерапевтическую роль. Она становится «оазисом» спокойствия и уверенности, создает столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию семейного досуга и отдыха.

Социально-статусная функция. Она обеспечивает представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи.

Медицинская функция. Эта функция чаще всего носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий.

Типы семьи.

Социология и антропология выделяют два главных типа семьи — традиционную, или классическую, она же называется расширенной (многопоколенной) и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Кроме того, различают родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяются три типа семьи

1) Традиционная, или патриархальная, семья. Она предполагает наличие как минимум трех поколений, роль лидера в ней отводится  старшему мужчине. Для нее характерны:

•   экономическая зависимость женщины от супруга;

•   привычное распределение семейных ролей: муж (отец) — добытчик и кормилец; жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей;

•   признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

(2) Нетрадиционная семья. В ней сохраняются установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей. Женщина наравне с мужчиной участвует в общественном труде, имеет относительную экономическую независимость, но весь домашний труд лежит на ее плечах.

(3) Эгалитарная семья (семья равных). Для нее характерны:

· справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (ролевая симметрия);

· обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

· эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Современная семья обычно включает двух родителей и одного ребенка, ее называют нуклеарной (от лат. nucleus — ядро). Она названа так потому, что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники: бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п. — относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной.

Расширенная семья — это сложносоставная, или композитивная, семья. Реальная расширенная семья включает в себя несколько поколений, проживающих совместно. Критерий локализации расположения) в данном случае считается решающим. Второй признак — экономическая кооперация, совместное ведение домашнего хозяйства и совместное владение семейной собственностью.

Номинальная расширенная семья — сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах, ведущих независимое хозяйство, но ощущающих психологическую  привязанность друг к другу, т.е. включенных во внутрисемейную солидарность и оказывающих друг другу моральную поддержку и экономическую помощь.

По числу родителей различают полную (два родителя) и неполную (один родитель) семьи. Если учитывать число детей, то надо выделять три типа семьи:

1) бездетную (нет детей);

2) однодетную (один ребенок);

3) многодетную (трое и более детей).

В современной статистике семьи подразделяются на типы по демографическому составу и размеру семьи. Производится также классификация семей по числу занятых членов семьи, по социальной и национальной принадлежности и др.

Институт брака. Принципиальное различие института брака и института семьи состоит в том, что брак — это институт, регулирующий отношения между полами, а семья—институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Брак считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой сексуальных отношений супругов.

Брак и брачные отношения

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих — по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Освящение брака перед церковным алтарем считается верующими самой сильной формой укрепления брака. В любом обществе семья формируется, как правило, через брак. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными. Общество предписало социальные роли матери и отца, наделив их обязанностями воспитывать, защищать своих потомков, заботиться о них. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными.

Заключение брака — это еще и совокупность обычаев. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие. Здесь брак подразумевает некоторые правила поведения, например, добрачное целомудрие, супружескую верность, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества при его заключении, соответствие возрастов жениха и невесты, согласие родителей, отсутствие родства между вступившими в брак.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Девиса, формируют некую целостную культуру, которую называют институтом брака.

Образно говоря, брак — ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Брачные отношения регулируются юридическими и культурными нормами. К юридическим нормам относятся те, которые регулируют вопросы, касающиеся владения имуществом, материальных обязанностей супругов по отношению к детям и друг другу, минимального возраста вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали» обычаев и традиций.

Виды брака.

Гражданский брак –  брак оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Иногда гражданским называют нерегистрируемый брак. Такой брак государство приравнивает к сожительству, т.е. длительной и случайной половой связи. Нерегистрируемый брак, в случае его распада или смерти одного из супругов, создает юридические трудности при решении вопросов наследования и раздела имущества. Жертвенными фигурами при нерегистрируемом браке часто оказываются дети. Как отмечают социологи, число семей, предпочитающих не регистрировать свой брак, имеет тенденцию к увеличению.

Существуют такие виды брака, как эндогамия и экзогамия. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Причем чужой группой может быть не только чужой род, племя или клан, но и социальный класс, раса, нация и. т.д. Представители высших социальных слоев нередко стараются не выдавать своих дочерей и сыновей за людей более низших социальных групп и сословий. Принадлежность к другой расе или нации также может служить препятствием к заключению брака. Мононациональный и внутриклассовый брак надо считать разновидностью эндогамии.

Критерием выделения неравного брака выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Неравным называют брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной женщины, аристократки и плебея.

Покупной брак предполагает внесение платы за будущую супругу. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь. Позднее появляется такая форма покупного брака, как выкупной брак. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или родителей было уже недостаточно, требовалось заключение договора (контракта), где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа.

На мусульманском Востоке возникла и получила широкое распространение такая форма покупного брака как калымный брак. Размер калыма определяют три фактора: (1) умение невесты вести хозяйство; (2) красота и внешние данные; (3) репутация семьи. Высшее образование, по результатам исследования, стоит на пятом месте.

Насильственная выдача замуж малолетних девочек называется детским браком.

В особую группу выделяют ранние браки. Они заключаются между молодыми людьми моложе 18 лет. Для того чтобы молодым разрешили сочетаться законным браком, у них должна быть серьезная причина — беременность либо совместная жизнь. В России каждый год в брачный союз вступают около 84,4 тыс. юных граждан Как правило, эти браки распадаются также стремительно, как и заключаются. Вероятность развода между лицами в возрасте до 20 лет в два раза выше, чем при вступлении в брак после этого возраста. Меньшая стабильность ранних браков связана с проблемами детей появляющихся в ранние годы, экономическими сложностями и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается в среднем к 25 годам.

Брак по расчету — противоположность браку по любви. В нем отсутствует главное — чувство любви. Основным стимулом является получение материальной выгоды, разного рода социальных благ одним из супругов за счет другого. Разновидностью брака по расчету можно считать международные браки. Многие граждане хотели бы переселиться за границу и жить в более цивилизованной стране. Таким каналом иммиграции служит брак с иностранцем или иностранкой. Сегодня просматривается тенденция увеличения количества международных браков. Русские женщины выходят замуж за иностранцев чаще, чем наши мужчины женятся на иностранках. Нередко такие браки заканчиваются разводами, но цель — выехать за рубеж — в этом случае бывает достигнутой.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.116 (0.013 с.)