Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные черты общества:
· универсальность общества, его всеобъемлющий, разносторонний характер; оно охватывает все многообразие социальных связей и отношений, всю совокупность социальных групп, институтов и общностей, сложившихся в границах определенного территориального пространства. Благодаря своей универсальности общество может создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять широкие возможности дляих самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься профессиональной деятельностью, приобретать необходимые навыки, знакомиться с достижениями культуры и науки, развивать свои личностные качества. · автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Только в обществе складываются механизмы контроля и регуляции всей совокупности социальных связей. Это выражается в создании особых институтов (прежде всего, государства и его органов управления), обеспечивающих координацию различных сфер жизни общества; · интегративность, которая проявляется в том, что ему удается включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях сложнейшую структуру общественных отношений. общество также обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности; · территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Такие мыслители как А. Тойнби, Л. Гумилёв указывали на существенную роль территориальной специфики в формировании общества, его особенностей; · социальная структур – общество обладает сложной структурой взаимодействий; сюда можно включить этнические и территориальные общности; социально-демографические группы, социальные группы и квазигруппы; культурные и субкультурные группы. Таким образом, общество — это необычайно сложный вид организации совместной деятельности людей. Оно включает в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему под держивать свою целостность, интегрировать социальные группы и подчинять своей логике поведение людей, побуждая их воспроизводить в своих действиях единую ткань социальной жизни.
Основные законы и закономерности функционирования общества: Во-первых, в истории человечества прослеживается определенная тенденция. Суть ее состоит в том, что на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Первобытнообщинный строй существовал десятки тысяч лет, прежде чем полностью реализовал и изжил себя, создав предпосылки для возникновения рабовладельческого общества. В свою очередь, рабовладельческое общество реализовало целиком свои созидательные силы и функции на протяжении времени, в 3-4 раза более длительного, чем сменившее его феодальное общество. Известный американский социолог и футуролог О. Тоффлер считает, что аграрно-ремесленная цивилизация просуществовала примерно 8-9 тысяч лет, сменившая ее индустриальная цивилизация реализовала себя за 200-300 лет, а идущая на смену ей постиндустриальная цивилизация реализует свое содержание, достижения и сущность за несколько десятилетий. Таким образом, можно утверждать, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий, а социальное время все более уплотняется, заполняется все новым и сложным содержанием. Во-вторых, история также свидетельствует, что различные страны и народы развиваются с неодинаковой скоростью: одни в своем развитии обгоняют своих соседей, другие отстают от них. Например, в условиях становления индустриальной цивилизации сначала вырвалась вперед Англия, затем - Германия, а еще несколько позднее – Соединенные Штаты Америки. Причем в этот процесс ускорения исторического развития различные подсистемы и структуры общества вступают не одновременно.
Например, Россия середины - второй половины XIX в. не была передовой страной мира ни в экономическом, ни в политическом отношении, но она творениями выдающихся писателей, композиторов, художников создала непревзойденные шедевры культуры и в духовном развитии человечества заняла высшие ступени. Вышеизложенное дает основание для вывода, который гласит: в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности экономического, политического, социального и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. В-третьих, при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует определенная направленность. Исторический процесс в основном протекает по такой траектории, на которой происходит восхождение от более низкой ступени технологического, экономического, политического, культурного развития к более высокой. Нет ни одного общества, в котором бы не улучшались орудия труда, не возрастала его производительность, не совершенствовались бы территориальная структура общества и государственная его организация. Всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от более низких ступеней социального, экономического, технологического, культурного развития к более высоким называется социальным прогрессом. Конечно, общество не развивается однолинейно. В нем действуют разнонаправленно ориентированные социальные силы, общности, группы, преследующие различные, нередко противоположные цели. Поэтому в зависимости от соотношения этих сил, от их активности, целеустремленности, воли, организованности и т.п. во многом зависит, пойдет ли общество по пути прогрессивного развития или остановится, а быть может и двинется вспять, как это было во времена господства социал-национализма (фашизма) в Германии. Попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню называется социальным регрессом. Социальный регресс - прямая противоположность социальному прогрессу не только в направленности, но и в масштабах развития. Социальный регресс – процесс более локальный, чем прогресс, он охватывает отдельные общества или отдельные их подсистемы и небольшие промежутки времени. Что же касается социального прогресса, то это — глобальный процесс, охватывающий все компоненты и подсистемы общества во всех его регионах и странах в их движении и развитии на всем протяжении исторического времени.
Исходя их изложенного, мы можем утверждать, что одной из важных закономерностей развития общества является наличие в нем социального прогресса. В-четвёртых, одна из закономерностей развития общества заключается в том, что общественное развитие представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют друг с другом традиционные и новаторские, эволюционные и революционные формы. Эволюционное развитие чаще всего находит воплощение в социальных реформах. Реформа представляет собой ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя и не ведущих к его коренному, качественному преобразованию. В противоположность этому революция - это коренное социальное преобразование, затрагивающее основы существующего социального строя и представляющее собой переход общества от одного качественного состояния к другому. Например, преобразование планово-экономической системы производства в рыночную есть крупная социальная реформа, приводящая к существенному изменению не только отношений в системе производства, но и в жизнеобеспечении основной массы населения, в его жизненных установках, ценностных ориентациях, способах идентификации (отождествления) с теми или иными социальными группами. Совершенный же в октябре 1917г. общественно-политический переворот в России - Великая Октябрьская социалистическая революция - был действительной социальной революцией, ибо привел к разрушению существовавшего социального строя, к коренному, качественному преобразованию всех сторон общественной жизни: и экономики, и политики, и культуры.
Октябрьская революция 1917г. в России была социально-политической. Однако существуют и другие типы социальных революций - научная, научно-техническая, технологическая, производственная, культурная, социальная. В конце XX - начале XXI вв., например, совершается величайшая информационная революция, приводящая к коренным изменениям в производстве, технике, технологиях, в системах образования, здравоохранения, социального управления. В результате этих взаимосвязанных коренных, качественных преобразований возникает совершенно новый тип общества - информационное общество, базирующееся на знаниях, информации, инновационных системах. В этом случае мы имеем дело с глобальной цивипизационной революцией, Подобного рода революции происходили в истории человечества неоднократно. Именно таковой была неолитическая революция, произошедшая 8-9 тысяч лет назад и приведшая к формированию аграр-но-ремесленной цивилизации. Такой же глобально-цивилизационный характер имела промышленная революция XVIII-XIX веков, которая привела к замене мануфактурного производства машинным (индустриальным), феодализма - капитализмом, сословного типа социальной структуры - классовым типом. Глобально-цивилизационная революция, происходящая в наше время приводит к появлению новой, постиндустриальной цивилизации, или цивилизации ноосферного типа, где решающую роль во всех сферах общественной жизни станут играть человеческий разум, сила знания.
В-пятых. Еще одна закономерность в развитии общества состоит в том, что оно формируется, развивается и функционирует как единая, сложная, динамически изменяющаяся и целостная система множества разнообразных связей и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, формирующаяся в процессе их совместной деятельности. Только во взаимосвязях всех ее подсистем - экономической, политической, социокультурной, социо-технической, семейно-бытовой - проявляются ее системные особенности и закономерности, не сводимые к особенностям и тенденциям развития ее структурных элементов. В-шестых, одной из определяющих закономерностей общественного развития является решающая роль становления, усложнения и все более эффективного, продуктивного развития материально-экономической сферы общества. Эта роль обусловлена тем, что в становлении человека как существа социального и в развитии общества основной движущей силой является целенаправленная, созидающая трудовая деятельность, в процессе которой создаются все жизненно необходимые блага - пища, одежда, жилище, все орудия труда, средства производства, т.е. все способы удовлетворения человеческих потребностей. В-седьмых, специфичная созидательная роль сознательной, миропреобразующей, духовной деятельности людей. Она воплощается в развитии знаний, идей, образования, нравственности, культуры, науки, без которых немыслимо само существование общества как целостной, динамично развивающейся социальной системы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.007 с.) |