Глава 1 Выразительные средства современного танца. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Выразительные средства современного танца.




1.1 Понятие современного танца и направления контемпорари.

История современного танца начинается с поиска свободы. Это, казалось бы, простое желание движет современными хореографами и сегодня. Их деятельность – это не просто новая форма высказывания. Это попытка переосмыслить танец как искусство, найти альтернативный подход к движению, идеологии и эстетике. Все, что создавалось и создается в мире танца, непрерывно связано между собой. Исторический контекст, личные обстоятельства, локация и, порой, случай определяют судьбу этого вида искусства.

В середине 20-го века наиболее известная на постсоветском пространстве танцовщица балета в Соединенных Штатах Айседора Дункан решила отойти от жесткой техники балета и смогла развить свой собственный стиль, который она называла современным танцем. Это было между 1878 и 1927 годами. Она была в состоянии подчеркнуть свою технику и основывала ее на легкости движения, используя естественную энергию тела и линии, что обеспечивает больший диапазон плавности движения, чем другие традиционные методы.

Когда-то молодую танцовщицу Айседору Дункан, отрицавшую классический балет и создавшую впоследствии современный танец, основанный на древнегреческой пластике, упрекали в отступлении от истинной танцевальной школы. Однако девушка не поступилась своими принципами и стала одной из самых знаменитых танцовщиц мира. Рассказывая о своем новаторском стиле танцевального искусства, она утверждала, что «нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза „красота линий“ сама по себе — абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели». Таким образом, именно Айседора положила начало танцу, главная задача которого — научиться слышать свой внутренний голос и выражать его с помощью тела. Однако, несмотря на успехи Дункан, направление контемпорари начало развиваться лишь спустя более 30 лет после ее смерти. Она прожила насыщенную и импульсивную жизнь, таким же был ее танец. Ее движения – это результат чувств, эмоций и импульсов, исходящих из солнечного сплетения.

Контемпорари появился в танцевальных школах США и Европы в 60-х годах XX века. В СССР же возникает лишь в 80-х годах. Благодаря его знаменитым основоположникам сразу стал пользоваться популярностью среди ценителей танцевального искусства. Сам танец появился как синтез классического балета, йоги, а главное, техники импровизации.

Еще одной иконой в области современного танца является Мерс Каннингем, который считается первым хореографом. Он выработал независимое отношение к контемпорари и бросил вызов всем идеям, которые он основал. В 1944 году Мерс смог сопровождать свою танцевальную технику музыкой Джона Кейджа, который смог понять, что этот танец больше не зависит от линейных элементов или движений к кульминации и от нее. Танец мог предположить, что элемент, то есть звук, движение, изменение света, сам по себе драматичен; поскольку то, что оно передает, во многом определяется самими зрителями. В 1953 году Мерс Каннингем смог основать танцевальную компанию Мерса Каннингема. Ему удалось создать более 150 работ для компании, многие из которых были выполнены даже на международном уровне как современными танцевальными, так и балетными труппами.

 

Виды современного танца.

Танец Модерн (Modern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале XX столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лой Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун.

Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX — начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Ведущими представителями являются Мерс Каннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.

Техника релиз (Release based Technique) — техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что даёт большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Основное внимание уделяется трём базовым программам, являющимся обязательными в современном танце (баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом)). Важным аспектом техники релиз является обучение технике parterre (работы с полом), технике падения и смещения баланса.

Контактная импровизация (Contact Improvisation, Cl) — техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т. п.

Матс Эк — крупнейший шведский хореограф и одна из культовых фигур балетного театра конца XX века. «Гротеск — вот мой путь к прекрасному» — таков девиз шведского балетмейстера. Все крупнейшие «ключевые балеты» Эк поставил именно на материале классического наследия балетного театра XIX века, посягнув на «святая святых». Он предложил абсолютно самостоятельные версии «Лебединого озера» (1987), «Спящей красавицы» (1996) и даже «Кармен» (1992). Эковская «Жизель» открывала этот список. В его хореографии обилие скрытых цитат из классической редакции балета, собственные парафразы на известные танцевальные мотивы. Никаких пуантов, почти бытовые костюмы. Хореографический «почерк», выросший из самобытного симбиоза классики, модерна, минималистских жестов, узнаваем по символическим сочетаниям движений, ироничным сопоставлениям, шуточным контрапунктам. Манеру Эка-хореографа отличает склонность к цитате и пародии, подрыву авторитетов, близость к театру абсурда.

Английский театр танца «DV8» Physical Theatre (Пластический Театр DV8) был создан в 1986 году независимым коллективом танцовщиков, которые разочаровались в тематике и направленности современного танца. Труппа выпустила 15 танцевальных спектаклей, получивших широкое признание, с которыми объездила мир, и 5 телевизионных фильмов, завоевавших различные награды. Труппу возглавляет Ллойд Ньюсон. Интерес к танцу у Ньюсона возник, когда он учился в аспирантуре на получение научной степени по психологии. Отложив психологию, он стал стипендиатом Лондонской Школы Современного Танца.

 

Техники контемпорари

Как уже говорилось ранее, контемп — это инновации, креативность, универсальность и гибкость как души, так и тела. Используемые техники, как правило, соответствуют естественным линиям и энергии человека, так как они обеспечивают большую плавность и подвижность, чем балет. Ниже перечислены четыре основные техники современного танца:

Техника Каннингема — этот тип техники назван в честь Мерса Каннингема, который в основном делает акцент на дизайне тела в артикуляции, пространстве и ритме. Это означает, что эти техники могут использовать собственную «энергетическую линию» индивидуума, чтобы способствовать более естественному и легкому движению.

Техника Грэма — названная в честь ее основателя, Марты Грэхем, техника имеет тенденцию концентрироваться на использовании сокращения, освобождения, падения и восстановления, т.е. техника характеризуется использованием сокращений живота и таза и работой на полу.

Техника Лимона — эта техника была разработана совместно Хосе Лимоном, и она имеет тенденцию исследовать использование энергии в отношении работы с весом и гравитацией с точки зрения падения, отскока, приостановки и восстановления. Проще говоря, техника использует чувство «силы тяжести» и веса тела. Движения начинаются с использованием дыхания для подъема и качания по всему телу для создания и приостановки движения.

Освобождение — минимизация напряженности в поисках как текучести, так и ясности и эффективности при использовании энергии и дыхания. То есть, каждый может высвободиться через мышцы и суставы, чтобы создать легкость движения, освобождая дыхание и тело. Это очень хороший способ расслабиться как в технике, так и в танцевальном стиле.

 

Музыка

Для контемпа нет определенного жанра музыки, с которым можно его ассоциировать. Хотя довольно часто его танцуют под лиричную, мелодичную музыку. Наличие личного ощущения и связи с конкретной музыкой, ее «чувствование» определяет танец. Она должна быть простой, поскольку танец не стимулируется ритмом или звуком: он может идти как бы «около» музыки, хотя и четко передавать ее настроение и посыл. Обратите внимание также и на слова, если это песня — они могут определить «смысл» Вашего танца, как и саму хореографию, а также повлиять на восприятия танца зрителем.

Контемпорари — это не просто искусство, это способ успокоения нервов и погружения в состояние полной гармонии. Контемпорари призван не только отвлечь человека от повседневных проблем, но и научить его понимать свое тело, владеть им и регулировать с помощью пластики свои чувства и эмоции, ведь неслучайно Дункан говорила: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величавого отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., это отразится воспитывающее на его сознании, на его душе».

Значительный вклад в развитие контемпорари сделали такие танцоры и хореографы как Ruth St. Denis, Doris Humphrey, Mary Wigman, Paul Taylor, Rudolph von Laban, Martha Graham, Loie Fuller, Jose Limon, Marie Rambert, Merce Cunningham, и даже музыканты Francois Delsarte и Emile Jaques-Dalcroze, произведения которых вдохновляли и звучали в постановках и на уроках контемпорари.

Практически все вышеперечисленные личности считаются основоположниками танца modern, именами многих названы созданные и развитые ими техники, но без их участия contemporary dance как таковой не приобрел бы свою современную форму.

В XXI веке стиль контемпорари не только не утратил своей актуальности, но и стал одним из самых развитых, популярных и коммерчески успешных танцевальных стилей: его изучают в высших учебных заведениях и танцевальных студиях по всему миру, ставят в современных и классических театрах, а также на популярных телешоу.

С самых первых дней современный танец утвердился как свободный – где у каждого художника своя правда и свой танец.

1.2. Сущность и виды выразительных средств танца
     Основные выразительные средства танцевального искусства - гармоничные движения и позы, пластическая выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция. Огромную роль играют также костюм, театральный реквизит, выразительные средства драматургии, которые существенно обогащают и конкретизируют танец, придают ему особую силу воздействия. Но, пожалуй, любой танец не мыслим без музыки, усиливающей выразительность движений и жестов танцующих, эмоциональный строй танца в целом.

Выразительность отдельно взятого движения определяется, главным образом, позой, хотя и тут имеет значение время. Мы говорим о позе в равновесии, прыжке, повороте и т. п. Вот что пишет один из виднейших педагогов классического танца Н. Н. Тарасов в книге «Классический танец»: «Поза классического танца по своей природе свободна от бытовой достоверности. В ней все подчиняется пространственным и временным законам театральной хореографии, которая пластически усиливает, укрупняет, доводит до необычайной виртуозности природные движения тела человека. Но эта пластическая условность позы вполне реалистична. Она дает искусству классического танца исключительную стройность, емкие и гибкие средства выразительности».

Следует знать законы размещения позы в пространстве, учитывая специфику сценической площадки, где выступающие открыты зрителю фронтально или иногда со всех четырех сторон (открытая площадка). Нужна ясность, определенность, направленность позы.

Существенную роль играет и время, особенно когда речь идет не об отдельно взятом движении, а о соединении, комбинации танцевальных движений. Здесь следует говорить о двух проявлениях времени - темпе и ритме.

Изменение в исполнении танцевальных движений темпа и ритма позволяет говорить об аналогии и контрасте: медленно - быстро, плавно - резко, сочетание высоких положений с низкими и т. п.

Перемещение - важный фактор выразительности движений. Из разных направлений большей динамикой обладают диагональные движения; образные линии выражают равномерное движение; дуги - мягкость, плавность; круги - цельность; перемещения с резким изменением направления - резкость, угловатость; спираль - напряжение. Следовательно, даже через рисунок танца балетмейстер-постановщик и исполнитель имеют возможность передать эмоциональное состояние, смысл и сценический художественный образ.

Поза, перемещение, темп, ритм - это способы передачи главного смысла музыки: образного, эмоционального или эмоционально-образного.
Все выше сказанное проливает свет в определенной мере на методы воспитания пластической выразительности у исполнителей хореографических постановок. Знания в области изобразительного искусства, музыки воспитывают «внутреннюю» выразительность, а хореография - «техническую». Следовательно, здесь можно выделить три уровня освоения этого навыка:
-освоения техники исполнения в общих чертах;
-детализация и исполнение танцевального движения на высоком «физическом» уровне, т. е. с большой амплитудой исполнения движения;
-исполнение движения, а за тем и соединения в различном образном, эмоциональном решении, в характере, который определяет музыка.

Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно танцевальных движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения. Выразительные движения легли в основу классического танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв в высь, активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался способным породить «душой исполненный полет», в котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты воля, эмоция и страсть.

Выразительность танца - это не репрезентация, т.е. в танце не происходит намеренного полагания объектов и отношений. Танец - это не средство выразить «нечто», но само непосредственное выражение, не выходящее за пределы тела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.015 с.)