Воплощение мужества, отваги, смелости средствами современного танца.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воплощение мужества, отваги, смелости средствами современного танца.



Мужество, отвага и смелость — это готовность и умение человека идти к достижению цели, несмотря на опасности для жизни или личного благополучия. Каждое душевное переживание в танце передается с помощью пластических движений и положений тела исполнителя, которые ритмически четкие, непрерывные и выразительные. Любую человеческую эмоцию можно выразить лишь с помощью движения. Если вы попытаетесь передать свою злость или радость, и при этом, не двигать ни одной мышцей лица или тела, то поймете, что это невозможно. Наблюдатель просто не поймет, что именно вы хотели показать и какое чувство вы сейчас испытываете.

Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Танцевальные образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность. Специфика танцевальной образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров в танце.

Танцевальная композиция, построенная хореографом, оживает, когда она воплощена артистом, обогащена его трактовкой. Композиция танца - это непосредственная работа хореографа. Композиция танца состоит из ряда частей:

1. Экспозиция (выход исполнителей). Выход должен быть ярким, запоминающимся, чтобы привлечь внимание зрителя. Назначение экспозиции - это введение в действие.

2. Завязка. Фактическое начало собственно танца, начинаются более сложные движения.

3. Развитие действия. Темп танца нарастает, композиция усложняется. Развитие танца, как и его завязка, определяются замыслом и содержанием. Оно не обязательно должно идти вверх по ступеням, могут быть и умышленные спады, а затем снова подъемы. В целом это обусловлено как идеей танца, так и выбранной музыкой.

4. Кульминация, или вершина танца, должна быть яркой и впечатляющей. В принципе, зачастую на этой стадии многие танцы и заканчиваются. Ярко, живо, исполнители могут замереть в эффектной позе.

5. Развязка. Она должна логически вытекать из всего хода танцевального действия, быть подготовленной им. Она должна завершить мысль, поставить ясную точку.

 Содержательность танцевального образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла танца, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, живописи.

По мнению известного искусствоведа В. Ванслова, «основную массу художественных средств балета образуют движения и позы именно эмоционально выразительные». Балетмейстер З. Вербова считает, что «способность к эмоциональному переживанию - это еще не выразительность, так как само переживание, проявление эмоциональности должно облекаться в прекрасную пластическую форму. Поэтому, если форма не выработана, эмоции остаются без воплощения. Выразительность движений проявляется, казалось бы, в «мелочах» - хорошей осанке, красивом повороте головы, в умении принять правильное положение тела, ног, рук, в точных устойчивых равновесиях; в умении слитно и мягко выполнять движения, парить в прыжке, четко прочерчивать его контур в воздухе, с правильным положением ног. Следовательно, выразительность- это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший «апломб» и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания».

Таким образом, в той или иной форме авторы единодушны во мнении по поводу пластической выразительности движений - как способности в действиях передать определенное эмоциональное состояние.

Сами по себе выразительные движения - это «своеобразный способ передачи информации, способ общения со зрителем и, выполняя свой невербальный выход в речевое общение, они выступают как необходимый атрибут устной речи, служат его «настроечным механизмом», который придает разговору необходимую для данного акта общения модельность».

Выразительные движения могут иметь и самостоятельное, независимое от слов значение. Здесь речь идет о непосредственно возникающих эмоциях.

Иное дело - выразительные движения в танце, они сценичны (отличны от жизненных), хотя в то же время «игра» вызывает у актера (исполнителя вообще) соответствующую эмоцию и может усилить прием (игру).

В данном случае мы говорим об эмоционально выразительных движениях, отличающихся от иллюстративно выразительных тем, что последние уточняют лишь понятия формы, высоты, размера и т.д.

Для узнавания эмоций нужны признаки, знаки. Они вырабатываются в процессе развития человечества и имеют национальные особенности. И в этом смысле хореография, как двигательная деятельность человека, не исключение. Не случайно существует понятие - национальная школа (русская, американская и т.п.).

Ниже приводятся некоторые характерные выразительные признаки, разработанные Э.П. Аверкович главным образом для двух характерных стилей: героического и лирико-романтического.

Героический характер: голова приподнята, запрокинута, реже полуопущена, взгляд направлен по движению позы; руки выпрямлены; высокие полупальцы, туловище прямое, напряжено, ракурс позы - фронтальный.

Лирико-романтический характер: голова полуопущена, взгляд рассеян, направлен вниз или в сторону, реже голова откинута; руки не напряжены, кисть расслаблена, поза «заземлена» (полуприседания, полные приседания, стойки на коленях, партерные движения лежа), стойка на всей стопе, скрещенные положения ног, ракурс позы - в полуповороте, спиной.

Следует отметить, что выразительность определяется: с одной стороны - богатством внутренних переживаний, чувств, а с другой - владением двигательной палитрой, хореографической лексикой, способной передать эти чувства.

Конечно, это определяется, прежде всего, природными задатками исполнителя, но и воспитывается той средой, в которой исполнитель, актер живет.

В частности, преподаватель хореографии оказывает большое влияние на формирование личности обучаемого им ребенка, учащегося. И то, и другое тесно связаны, но главное, пожалуй, духовное начало, потому что без упорства, целеустремленности, честолюбия нельзя достичь высот в любой деятельности человека.

В свою очередь, мастерство исполнителя зависит от природной одаренности, внешних данных, от степени двигательных способностей, чувства позы, музыкальности и т.д.

Коснемся лишь той стороны дела, того, что в значительной степени поддается воспитанию - это овладение мастерством. Здесь можно говорить о трех моментах: о позе, ритме (времени), перемещении (пространстве). В дальнейшем, когда мы конкретно будем говорить о сценическом образе, о средствах, с помощью которых исполнитель хореографических постановок доносит образ до зрителя, отметим подробно важность каждой составной части: поза, жест, движение, мимика, положение и перемещение по сценической площадке.

Танцевать - это способность порождать эстетическое значение, с позиции которого выражаемое событие присутствует в танце в своем телесном качестве. Видимо, в данной связи, не случаен факт того, что современный танцевальный театр крайне пристально относится к ритуальным действиям традиционных культур, вступая с ними в кросс-культурный диалог. Когда танцующее тело воплощает вещь, то такое воплощение не есть конструирование вещи. Структура тела сливается со структурой вещи посредством жеста. Выражение выстраивается вокруг самого жеста, а жест очерчивает линию своего собственного значения, а не просто указывает на вещь, от него отличную.

Аспекты музыкальной образности (метроритмические, мелодические, инструментальные и пр.) являются неким невербальным либретто для современного хореографа.

Ясная ритмическая определенность, повторность какой-либо характерной ритмической формулы, является важнейшей особенностью танца и его музыкального сопровождения. При этом ритм не только организует движения танцующих людей, но и обладает значительной эмоциональной силой воздействия, играет огромную роль в создании художественного образа.

 

 

Вывод по 1 главе.

Таким образом, изучив и проанализировав литературу, мы освоили понятие современного танца и его виды. Также нами были рассмотрены выразительные средства современного танца, которые способствуют при создании хореографического номера. Танец - это не средство объективного подобия и похожести, а буквальное выражение и проявление единства тела и интенциональной сущности вещей.

Танец пытается ориентировать форму и содержательность музыкального звука на свою образность телодвижений, на свойственные обоим искусствам темпы, ритмические рисунки, интонации и т. п. Если выразительность музыкального звука в танце представлять в виде системной организации, то системообразующим свойством здесь должна будет выступать кинетика исполняемых под данную музыку танцевальных движений (неважно, будь то движения свободно-пластические, бытовые, народные, классические, джазовые и пр.). Данное суждение важно для последующего понимания совершенного синтеза всех компонентов-искусств в танцевальном произведении. Развитие пластической выразительности у танцора является неотъемлемой частью создания сценического образа, выражение учащимся своего мироощущения посредством мимики, позы, жеста, движения, пластики, способствует в конечном итоге раскрытию творческого потенциала всесторонне и гармонично развитой личности.

Доведение двигательного навыка до определенной станции автоматизма является необходимым условием выразительности движений. В связи с этим целесообразно говорить «о двигательном навыке», когда речь идет о техническом совершенстве движений, и о «выразительном двигательном навыке», т.е. способности придать движению определенную смысловую, эмоциональную окраску.

Для воспитания у танцоров выразительного двигательного навыка большое значение приобретает самостоятельное составление учебных композиций. Именно в этом проявляется индивидуальное исполнительское мастерство.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.029 с.)