Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театрализованная постановка сказки «Магазин игрушек»

Поиск

Педагог-психолог:

Меня пугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я с испугу крикнул: «Ах!»
Совсем наоборот!
Я крикнул: «Ха!» — и мигом страх
Забился под забор…
Он струсил сам! И слово «Ах!»
Я позабыл с тех пор.

Ребята, как вы думаете, что нужно было сказать Бабе-яге, чтобы она не злилась на гостей?.. Давайте эту сцену проиграем за ширмой. (Часть детей педагог-психолог приглашает за ширму. Остальные дети остаются в зрительном зале.)

Педагог-психолог в роли Бабы-яги: Расшумелись! Покой мой нарушили! Ух! Не люблю я новеньких, порядка не знают. Полезайте-ка назад в свою коробку на веки вечные. (Далее дети от имени выбранных ими кукол отвечают Бабе-яге.)

Молодцы, ребята, вы замечательные артисты! Всегда ли нужно договариваться с обидчиком?.. А сейчас, те кто был зрителями, берут на себя роль артистов. А ваши герои чтобы сказали Бабе-яге?.. Аплодисменты! Вам удалось справиться с Бабой-ягой. Мне очень понравилось, как вы изменили финал сказки. Пришла пора проститься с нашими маленькими друзьями. Давайте положим их обратно в книгу.

Арт-терапевтическая техника «Переделаем страх»

Педагог-психолог: Ребята, во всех сказках Баба-яга — героиня злая, сердитая. Давайте ее сделаем доброй и веселой.

Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям рисунки с изображением Бабы-яги. Задание — с помощью карандашей изменить сказочную героиню, сделать ее доброй.

 

Коррекционная и развивающая работа

Программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Е.В. Авдонина
педагог-психолог дошкольного отделения ГБОУ «Гимназия № 1504», Москва

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до 10 лет. Главное — вовремя заметить появление нового страха и помочь ребенку справиться с ним, а кроме того, организовать работу, направленную на профилактику нарушений психического здоровья и коррекцию уже имеющихся. Педагогу-психологу детского сада поможет в этом программа, представленная в этом материале.

Откуда появляются страхи у детей

Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания. Степень выраженности страха зависит от индивидуальных особенностей психического развития, эмоциональной чувствительности, впечатлительности, социальных условий, в которых формируется личность. Условия:

  • излишняя опека со стороны взрослых в условиях большого города, закрытый образ жизни, который ведет к усложнению межличностных отношений;
  • мало возможностей для совместных игр с другими детьми;
  • двигательная пассивность ребенка, потеря навыков коллективной игры, отсутствуют шумные подвижные игры со сверстниками, что обедняет эмоциональную жизнь;
  • работающая и доминирующая в семье мать, которая испытывает нервно-психические перегрузки вследствие подмены семейных ролей (роли отца);
  • излишне требовательные, честолюбивые родители, которые не учитывают эмоциональную чувствительность и впечатлительность ребенка-дошкольника;
  • конфликтные ситуации в семье или разрыв отношений между родителями;
  • немолодые, чрезмерно тревожные родители, передающие ребенку беспокойство, которое перерастает в инфантильность и неуверенность в себе.

Кроме того, в последнее время усиливается негативное влияние СМИ на детскую психику (трансляция насилия, жестокости, стихийных бедствий и их последствий). Взрослые часто сами бывают напуганы и за себя, и за своих детей. В связи с этим возрастает количество запретов, всевозможных ограничений детской свободы, самостоятельности, поэтому растет уровень тревожности, у ребенка снижается самооценка, уверенность в себе.

Виды детских страхов

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены.

В возрасте 3–5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В этом же возрасте часто возникают страхи перед сказочными персонажами: Бабой-ягой, Кощеем и др. Данные персонажи олицетворяют страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке в данном возрасте любви, жалости и сочувствия.

К 6 годам к ним добавляются всевозможные чудовища, привидения, конкретизирующие страх нападения.

Одна из характерных особенностей детей 6–7 лет — развитое абстрактное мышление, способность к обобщению, классификации, знание категории времени и пространства. Осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений приводит к появлению страха смерти, который тесно связан со страхами нападения, сказочных персонажей, темноты, животных, стихийных бедствий, пожара и войны.

Содержание программы коррекции страхов у дошкольников

Программа ориентирована на работу с детьми 5–7 лет и направлена на коррекцию некоторых видов страхов.

Цель программы: обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников в процессе профилактики и коррекции детских страхов.

Задачи:

  • создать условия для осознания детьми своих страхов;
  • предоставить детям возможность отреагировать свои страхи;
  • совместно найти пути преодоления страхов;
  • показать конструктивные формы поведения в травмирующих ситуациях;
  • повысить самооценку.

Программа состоит из 12 занятий и реализуется в соответствии с тематическим планом (таблица).

Этапы программы:

1. Ориентировочный (1-е, 2-е занятия). Цели — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, создать условия для формирования чувства безопасности, доверительной атмосферы, познакомить детей с эмоциональным выражением страха в мимике и жестах; выявить виды страхов в группе.

2. Коррекционно-терапевтический (3-10-е занятия). Цели — исследовать свои и чужие эмоции, научиться их выражать вербально и невербально, найти способы преодоления страхов, сформировать конструктивные формы поведения в травмирующих ситуациях.

3. Контрольный (11-е, 12-е занятия). Цель — закрепить полученный опыт.

Тематический план занятий по программе коррекции страхов у дошкольников

Тема занятия Задача Содержание

Ориентировочный этап

1. Вводное Познакомить участников друг с другом, формировать ощущение безопасности и доверия, необходимых для дальнейшей работы 1. Ритуал встречи. 2. Знакомство с правилами. 3. Игра с мячом «Съедобное — несъедобное». 4. Подвижная игра «Иголка и нитка». 5. Игра в оркестр с музыкальными инструментами. 6. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»
2. Вводное (приложение) Формировать ощущение безопасности и доверия, необходимые для дальнейшей работы 1. Ритуал встречи. 2. Игра «Кто позвал?». 3. Упражнение «Покажи руками». 4. Игра «Тропинка». 5. Подвижная игра «Лисонька, где ты?». 6. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.007 с.)