Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»



См. занятие 2.

Занятие 11. Завершающее

Цель: закрепить новые модели поведения.

Ход занятия

Ритуал встречи

Дети передают друг другу какой-либо предмет и рассказывают о своих любимых книгах, сказках, мультфильмах.

Упражнение «Неоконченные предложения»

Инструкция. Педагог-психолог предлагает закончить предложения:

  • «Я люблю…»,
  • «Меня любят…»,
  • «Я победил…»,
  • «Я верю…»,
  • «В меня верят…»,
  • «Обо мне заботятся…».

Рисование «Моя смелость»

Педагог-психолог предлагает детям нарисовать, как выглядит их смелость или как они выглядят, когда проявляют смелость в какой-либо ситуации.

Упражнение «Ночные звуки»

Инструкция. Педагог-психолог вводит детей в игровую ситуацию: Мальчик пошел гулять и заблудился. Ночь застала его в лесу. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветки почти до земли. Мальчику казалось, что это большие лапы хватают его. Перекликались филины.

В помещении, где проводится занятие, создается сумрак. Один из детей изображает заблудившегося мальчика, остальные — деревья, коряги, филинов (принимают угрожающие позы, издают громкие пугающие звуки, завывают, ухают и проч.). Из стульев можно сделать бурелом. Мальчик прячется в кустах. В какой-то момент включается свет, звуки прекращаются, и мальчик говорит: «Я смелый!» Дети хором подхватывают: «Ты смелый!»

НА САЙТЕ

menobr.ru

Читайте статью М.В. Кукушкиной «Детские страхи»

Упражнение «Потерялся ребенок»

Дети сидят в кругу, педагог-психолог «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялся ребенок…» Далее он описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашел, в детский садик к вам пришел!»

Игра «Воздушный шарик»

Инструкция педагога-психолога: Сейчас мы с вами представим, что у нас в животе находится воздушный шарик, и мы его должны надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик… Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох-выдох, еще один вдох-выдох. Молодцы!

Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»

См. занятие 2.

 

Психопрофилактика

Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагогов

Н.Ю. Андреева
канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

Сегодня к педагогам предъявляются новые требования. В связи с чем возросли психологические нагрузки и уровень профессионального выгорания. Поэтому педагогу важно формировать и развивать рефлексивные способности с помощью специальных упражнений.

Появлению у человека новых возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности.

Рефлексия — это способность отслеживать собственные мысли, чувства, понимать истинную причину тех или иных поступков, это понимание себя. Без самопознания, адекватного признания собственных сильных сторон и недостатков невозможно двигаться вперед. Особенно это актуально в профессии педагога. Воспитать личность, способную свободно высказывать и отстаивать свою позицию, ставить цели и достигать их, преодолевая трудности и осмысливая ошибки, способен человек, который сам обладает всеми этими качествами.

Когда на семинарах или тренингах педагогам задаем вопросы: «Что вам это дало? Чему вас научила эта ситуация?» — в ответ слышны вздохи. Педагоги не любят эти неудобные вопросы. Однако умение провести рефлексию своей деятельности снижает риск профессионального выгорания. Предлагаемые упражнения позволят педагогам исследовать особенности самовосприятия, раскрыть свое «я», получить обратную связь (приложение).

Приложение

Перечень упражнений

«АЛФАВИТ»

Цель: развить мышление, интеллект, сознание через организацию процессов мыследеятельности, смыслотворчества и творческой познавательной деятельности.

Материалы: технологическая карта — лист ватмана, на котором сверху вниз с левой стороны записан маркером алфавит (за исключением букв, с которых не могут начинаться слова); 2–4 маркера разных цветов.

Ход упражнения. Ведущий знакомит участников с порядком и условиями проведения упражнения, с понятием «рефлексия». На доске или стене вывешивается технологическая карта. Упражнение проводится в три этапа.

1. Смыслотворческий. Ведущий предлагает участникам раскрыть смысл понятия «рефлексия», заполнив технологическую карту. Для этого надо вписать маркером в каждую строку соответствующей букве алфавита слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл рефлексии. Задание выполняется поочередно каждым педагогом (или одновременно двумя). Записать можно от одного до нескольких понятий. Участник, который делает запись, вслух проговаривает то, что пишет. Заполнение технологической карты заканчивается тогда, когда у нее побывали все участники хотя бы по одному разу и на каждую букву алфавита записано хотя бы одно слово-понятие.

Пример заполнения технологической карты

А Анализ, арефлексивность, аналитическая позиция
Б Барьер коммуникативный
В Выход из ситуации, взаимодействие рефлексивное, внутренний мир
 

2. Аналитический. Участникам предлагается из всех записанных на технологической карте слов выделить три, которые наиболее отражают сущность понятия «рефлексия». Выбор каждого участника ведущий отмечает на технологической карте точкой (плюсом или другим знаком), поставленной над выбранным словом. После того как отмечен выбор всех участников, ведущий называет слова, получившие большее число выборов, и подчеркивает их маркером. Выделенные понятия — это мнение группы о сущности рефлексии.

3. Рефлексивный. Упражнение заканчивается анализом деятельности участников, их взаимодействия. Алгоритм рефлексии может быть следующим:

  • зафиксировать состояние своего знания о рефлексии, насколько оно изменилось;
  • определить причины этого состояния;
  • оценить свою деятельность и важность этого метода для себя.

При организации рефлексии ведущий предлагает педагогам высказаться.

«САМОКРИТИКА»

У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. Данное упражнение помогает выяснить этот вопрос.

Цель: осознать особенности самовосприятия и восприятия себя другими.

Ход упражнения. Участники берут листы бумаги, подписывают их и разделяют на три вертикальные графы: «Кто я?». 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в которой они приходят в голову. «Как на этот вопрос ответили бы мои близкие (родители), знакомые?» Ответ на этот же вопрос кого-то из присутствующих. Кто именно — участник определяет сам. Затем каждый педагог забирает свой листок, сравнивает ответы, выделяет сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения — она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. Количество совпадений определяет степень открытости человека.

«СКОЛЬКО ВО МНЕ ЛЮДЕЙ?»

Цель: осознать особенности самовосприятия.

Ход упражнения. Для обсуждения предлагается цитата В. Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле».

Вопросы для обсуждения: Как вы понимаете эту фразу? Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?

«РАБОТА НАД СОБОЙ»

Цель: раскрыть свое «я».

Ход упражнения. Ведущий знакомит участников тренинга с методом самораскрытия: Самопознание тесно связано с процессом самораскрытия. Джурард С. подчеркивал — «раскрытие своего “я” другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. В другом случае личность тратит энергию для построения ложного, внешнего “я”». Самораскрытие возможно лишь в том случае, если взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимного принятия, которое развивается постепенно, и человек способен почувствовать, какое влияние производит самораскрытие на слушателя. Два автора, Джозеф Лафт и Гарри Инграм, создали схему, известную в литературе под названием «Окошко Иогарри»:

Другие

«Я»

Знаю о себе Не знаю о себе
Знают обо мне Открытая область 1 Слепая область 2
Не знают обо мне Скрытая область 3 Неизвестная область 4

Открытая область 1 — это поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим. Важно, что в группе участник получает обратную связь от других относительно эффективности своего поведения, адекватности эмоций и чувств.

Слепая область 2 — это дурные привычки, которые человек не замечает, но видят окружающие, считая неуместным говорить о них. Отталкивающая манера общения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения становятся предметом обсуждения на тренинге и корректируются.

Скрытая область 3 — то, что осознает субъект, но не осознают остальные. Это может быть сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов в жизни. Есть нечто, чем человек хотел бы поделиться с окружающими, о чем хотел бы выслушать их мнение. В группе такими слушателями становятся участники тренинга.

Неизвестная область 4 — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида, и окружающих.

Далее ведущий предлагает участникам начать заполнять «Окошко Иогарри».

Примечание. При использовании упражнения в ходе тренинга работа должна быть направлена на расширение открытой области за счет уменьшения 2, 3 и 4 областей. Выражая личностно значимые мысли и чувства, получая обратную связь, члены группы имеют возможность исследовать себя как бы со стороны.

«ДЕРЕВО»

Цель: развить внутренние средства ролевой децентрации.

Ход упражнения. Упражнение выполняется индивидуально. Участникам предлагается представить себя деревом (каким нравится, с каким легче всего себя отождествить). Детально проиграть образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью.

«КАЖДЫЙ…»

Цели: предоставить педагогам возможность увидеть многообразие жизненных ситуаций; эмоционально встряхнуть их.

Материал: карточки 6 × 10 см с вопросами. Все вопросы начинаются одинаково — со слов «Каждый…» или «У каждого…».

Материал к упражнению. Вопросы для карточек

У каждого есть что-то, чему он благодарен… Чему благодарен ты?

Каждый знает, каким образом он может помешать сам себе… Как это можешь сделать ты?

Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах… В каких вещах разбираешься ты?

Каждый добился в своей жизни успехов… Каких успехов добился ты?

Каждый знает, что его волнует… Что волнует тебя?

Каждый знает, какими вещами он занялся бы, если бы имел на это время… Чем занялся бы ты?

У каждого есть цель, которую он хотел бы реализовать в следующем месяце… Что хотел бы реализовать ты?

У каждого есть мечта, которую он хотел бы осуществить до того, как умрет… Что хотел бы осуществить ты?

Каждый чего-то хочет от своего партнера по жизни… Чего хочешь ты?

Каждому известно, чего он раньше боялся… Чего боишься ты?

Каждый знает, чему он недостаточно доверяет… Чему недостаточно доверяешь ты?

Каждый знает, чего ему не хватает… Чего не хватает тебе?

Каждый в своей жизни что-то приносил в жертву… Что приносил в жертву ты?

Каждый обладает талантами… Какими талантами обладаешь ты?

Каждый имеет то, что он ценит в жизни… Что ценишь в жизни ты?

Каждый знает о том, что его отталкивает… Что отталкивает тебя?

У каждого есть то, о чем он не хотел бы говорить… О чем ты не хотел бы говорить?

Каждому известно, на что он может рассердиться… На что можешь рассердиться ты?

Каждому известны правила, которые он нарушал в жизни… Какие правила нарушал ты?

У каждого есть некоторые особенно прекрасные воспоминания детства… Какие они у тебя?

Каждый слушал от своих родителей нотации… Какие нотации выслушивал ты?

Каждый знает, что он ненавидит… Что ненавидишь ты?

Каждый знает, чего ждут от него другие… Что ждут от тебя?

Каждый знает то, что он никогда бы не сделал снова… Что ты не сделал бы снова?

Каждый знает, кого он хотел бы простить… Кто это для тебя?

Каждый знает, что он хотел бы простить себе самому… Что это для тебя?

Каждый знает, за что он мог бы взять на себя ответственность… За что ты мог бы взять на себя ответственность?

Скачать материал в pdf

Ход упражнения. Необходимо перемешать карточки и положить текстом вниз на табурет, поставленный в центре круга. Один за другим участники отвечают на вопросы, при этом отвечающий сам не подходит к табурету и не берет карточку — за него это делает кто-то из участников. Ответы не должны комментироваться. Нельзя задавать также дополнительные вопросы. Играть до тех пор, пока каждый из участников по 3–4 раза не ответит на вопросы. В конце подводятся итоги — педагогам предлагается ответить на вопросы: Как я себя чувствовал во время этого упражнения? Что было для меня самым важным в это время?

«МОИ ТРУДНОСТИ»

Цель: предоставить педагогам возможность в спокойной и доброжелательной атмосфере поговорить о своих ошибках, трудностях и недостатках.

Ход упражнения. Участники делятся на пары и садятся так, чтобы не мешать друг другу своими разговорами. Оба партнера должны получить по крайней мере четыре ответа на следующий вопрос: «Как я отношусь к чувству разочарования?» (5 мин). Затем пары разделяются, каждый ищет себе другого партнера и обсуждает с ним вопрос: «Насколько тяжело мне уговорить других дать мне то, что мне нужно?». Необходимо также получить не менее четырех ответов (10 мин). Далее участники снова образуют новые пары. На этот раз обсуждается вопрос: «Что мешает мне достичь успеха?» (5 мин). Снова новый партнер и четыре ответа на вопрос: «Что я говорю себе, когда совершил ошибку?». В заключение — четыре ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы получить то, чего я хочу?».

«МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. МОИ УСПЕХИ И МОИ НЕУДАЧИ»

Цели: проанализировать свои успехи и неудачи в жизни; осознать собственные точки опоры в жизни.

Ход упражнения. Педагогам предлагается заполнить следующие блоки, а затем проанализировать свои ответы.

Скачать бланк для заполнения

Мой жизненный путь

Мои успехи Мои неудачи
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

Скачать бланк для заполнения

Моя точка опоры в жизни

Что мне помогает Что мне мешает
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

Скачать бланк для заполнения

Оценка качеств человека

Качества, которые мне нравятся Качества, которые мне не нравятся
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

 

Нормативные документы

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 12.05.2016 № 546



Читайте также:





Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.137.68 (0.021 с.)