Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционная и развивающая работа. Регламент работы -Как организовать работу с детьми в психологическом уголкеСтр 1 из 15Следующая ⇒
Регламент работы
Психологическая диагностика
Консультирование
Коррекционная и развивающая работа
Психопрофилактика
Нормативные документы
Регламент работы Как организовать работу с детьми в психологическом уголке А.М. Колосова О.В. Будникова ФГОС ДО предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде. В преобразовании развивающей среды участвуют руководитель и весь педагогический коллектив. Каково участие педагога-психолога в этом направлении? Один из вариантов — организовать проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды в группах «Психологические уголки». Согласно ФГОС ДО образовательная среда в дошкольной образовательной организации должна отвечать требованиям:
В ГБОУ Школа № 947, структурном подразделении № 10 был разработан проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды в группах «Психологические уголки». Принципы проекта:
Преобразование образовательной среды воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.
Основные компоненты преобразования образовательной среды: 1. Предметно-пространственный компонент. Каждый компонент имеет цель и подразумевает мероприятия (см. табл. 1). Таблица 1 Действия по преобразованию образовательной среды
Психологические уголки В рамках преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группах структурного подразделения № 10 Школы № 947 были организованы психологические уголки. Они располагаются в групповой комнате, и оснащены игровым материалом, который можно применять на занятиях и в свободной игровой деятельности. В таблице 2 представлены игровые материалы и направления, для чего они предназначены. Таблица 2 Игра «Каратист» Цель: снять физическую агрессию. Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч — «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Игра «Боксер» Цель: снять физическую агрессию. Это вариант игры «Каратист», и проводится она аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения. Второй вариант игры. Повесить боксерскую грушу, надеть ребенку боксерские перчатки и бить грушу. Игра «Парашют» Цели: развивать ловкость, научить действовать в команде, воспитать эмоциональную отзывчивость. Ход игры: дети стоят и держат в руках коврик-парашют, воспитатель кидает на коврик-парашют мяч (клубочек) и говорит детям, куда мячику необходимо отправиться. Например, дом, Солнце, зеленый круг (Земля), красный круг (планета Икс), звезда. Игры с клубочками 1 вариант игры (Г.Д. Черепанова) Цели: успокоить расшалившихся детей, обучить детей одному из приемов саморегуляции. Материалы: клубочки плотных ниток. Ход игры: расшалившемуся ребенку предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом становится больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся». 2 вариант (Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова) Цели: воспитать чувство принадлежности к группе, безопасности в коллективе, единства, сплоченности; научить действовать согласованно. Ход игры: воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени, и т. д. Когда песенка заканчивается, все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
«Ковер дружбы» (К. Фопель) Цель: научить стратегии разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий. Примечание. Наличие «ковра дружбы» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Материалы: кусок нетолстого пледа (либо другой мягкой ткани) размером 90 × 150 см или мягкий коврик такого же размера; фломастеры, клей, блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное. Инструкция: сядьте все в круг. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Я принесла ковер, который станет для нашей группы «ковром дружбы». Спорящие дети могут сесть на него и поговорить друг с другом, чтобы найти путь мирного решения спора. Давайте посмотрим, что из этого получится. Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер дружбы», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого из группы есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему? Сейчас мы превратим кусок пледа в «ковер дружбы» нашей группы. Я напишу на нем слова из известного мультфильма, а вы мне поможете разложить и приклеить ваши ладошки. Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер дружбы» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер дружбы» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять его без помощи воспитателя. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Ковер дружбы» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Мешочки настроений Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения. Материалы: два мешочка. Один мешочек шьется из светлого материала, и на нем изображено лицо с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т. д. Второй мешочек плохого настроения, он шьется из темного материала и на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязываются шнурками (рис. 3). Рис. 3. Мешочки настроений Ход игры: дети развязывают шнурки, складывают свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек плохого настроения и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок мешочка хорошего настроения и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость. Игра «Гусеница настроений» (Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова) Цели: определить эмоциональное состояние каждого ребенка в группе, выделяя детей, которым необходима эмоциональная поддержка; выяснить причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий в семье, в детском саду. Материалы: фотографии всех детей группы. Ход игры: на одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В течение последующих дней можно провести игры «Зеркало», «Сердитое и доброе», «Какое настроение?». Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится Гусеница настроения (рис. 4). Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на гусенице, какое у него настроение. Далее сообщает детям, что эта гусеница будет висеть в группе и они смогут в течение дня показать свое настроение в данную минуту с помощью своих фотографий. На первых порах воспитатель сам предлагает детям выполнить это задание во время утреннего приема и после сна. Можно использовать такие приемы, как напоминание, совместное выполнение действий с ребенком. Педагог ведет учет эмоционального состояния детей и по возможности выясняет причину возникновения отрицательного эмоционального состояния. Рис. 4. Гусеница настроений Фонтаны Шум и вид стекающей воды настольного фонтана помогает детям успокоиться, обрести душевное равновесие и получить заряд положительной энергии (рис. 5). Рис. 5. Волшебный фонтан Игра «Воздушный змей» Игра учит детей быть внимательными, дружелюбными, согласовывать свои действия с действиями других. Результаты проекта модернизации развивающей предметно-пространственной среды Психологический уголок в группе является одним из вариантов модернизации развивающей предметно-пространственной среды с целью профилактики психоэмоционального напряжения и укрепления психофизического здоровья дошкольников. В психологическом уголке дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.
Был проведен психолого-педагогический мониторинг детей до начала создания психологического уголка в группах и после проведенной работы в нем (см. табл. 3). Мониторинг выявил факторы, влияющие на психическое развитие ребенка позитивно или негативно, позволил обеспечить их оптимальное сочетание. Таблица 3 Ребенок не хочет ходить в детский сад, много болеет без каких-либо объективных причин — это основные показатели того, что ребенку некомфортно в группе ДОО. Предлагаемые методики помогут выявить истинную причину негативного отношения к детскому саду и изучить эмоциональное состояние дошкольника. Тест «Проективные ситуации» (Е.В. Кучерова) Цель: определить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду. Методика используется с детьми от 4 лет. Рисунок |
Высказывание |
Выражение лица | ||||||||||||||||||||||||||||||||
веселое | печальное | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребенок с мамой идут в детский сад | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одевание в детском саду | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра с воспитателем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выговор | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агрессивное нападение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Собирание игрушек | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изоляция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прием пищи в детском саду |
На основе данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. Он равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (8):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 8) × 100%.
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на три группы:
1) с высоким уровнем тревожности (ИТ выше 50%);
3) со средним уровнем тревожности (ИТ от 20 до 50%);
3) с низким уровнем тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Материалы:
Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы.
Педагогу-психологу необходимо наладить доверительный контакт с ребенком, узнать имена и отчества воспитателей, погрузить его в игровую ситуацию и дать инструкцию:
1. «Выбери лепесток, который нравится тебе больше всего».
2. «Выбери лепесток, который ты отдал бы… (И. О. воспитателя)».
Ребенок первый раз пошел в детский сад. Это стрессовая ситуация для всей семьи. Не все родители знают об этапе адаптации ребенка среди других людей, новых предметов и в новом жизненном пространстве. Об этом и многом другом на консультации родителям должен рассказать педагог-психолог детского сада.
Что такое адаптация
Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) — процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Часто процесс адаптации сопровождается болезненным привыканием к новым условиям.
Строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, другой стиль общения — все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. У ребенка появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние, он попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации — неспецифическая реакция защиты (страх, отрицательные эмоции и т. п.), вызываемая воздействием разнообразных внешних раздражителей, стрессоров. Сочетание отрицательных симптомов вызывает «тоску по дому» — так называли адаптацию в прошлом (это состояние было описано еще в 1848 г.).
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:
1. Острый период, или период дезадаптации, — характеризуется рассогласованием между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, появляются изменения в деятельности нервной системы.
2. Подострый период, или адаптация, — ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем — это происходит не синхронно. Прежде всего, нормализуется аппетит (в течение 10–15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40–60 дней).
3. Период компенсации, или адаптированности, — нормализуются все регистрируемые показатели.
СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Ориентировочная реакция – совокупность сенсорных и двигательных реакций организма, направленных на лучшее восприятие изменений внешней или внутренней среды. По И.П. Павлову — рефлекс «Что такое?», реакция организма человека, вызываемая новизной раздражителя.
В зависимости от характера и особенностей протекания первых двух периодов выделяются легкая, средняя и тяжелая степени адаптации.
Легкая степень — к 20-му дню пребывания в ДОО нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень — к 30-му дню пребывания поведенческие реакции восстанавливаются, несколько замедляется нервно-психическое развитие, снижается речевая активность. Заболеваемость — до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений, но с некоторым снижением веса.
Тяжелая степень — поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1–2 квартала. Респираторные заболевания более трех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение двух кварталов.
Что характерно для поведения ребенка в период адаптации
В период адаптации к ДОО ребенок подвержен частым простудам. Страдает иммунитет, естественная защита ребенка от болезней уменьшается. Болезни прерывают процесс адаптации, и после выздоровления он начинается заново.
В первые дни посещения детского сада ребенок может разучиться о себе заботиться: самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться салфеткой и носовым платком.
В речи начинают превалировать глаголы, существительных и прилагательных становится гораздо меньше. Ребенок говорит односложными предложениями, кратко, можетзабыть многие слова.
Угасает познавательная деятельность, поэтому ребенок перестает тянуться к игрушкам и играм с ровесниками. Он становится или слишком медлительным, или слишком активным. В последнем случае важно не путать активность, обусловленную врожденным темпераментом, и нездоровую активность — следствие стресса.
Проблемы со сном и аппетитом. Ребенок не может уснуть днем, часто сидит на кровати и плачет, с течением времени это состояние сменяется беспокойным сном с частыми пробуждениями. Он может почти полностью отказываться от еды. Но возможна и обратная ситуация: резкое усиление аппетита и обжорство.
Что испытывает ребенок в этот период?
Отрицательные эмоции. Они присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Разница в степени проявления — от испорченного настроения до настоящей депрессии.
В таком состоянии ребенок может часами сидеть с отсутствующим видом, не желая ни есть, ни играть. Все его внимание в это время сосредоточено на ожидании родителей, на приходящих людях, дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику. Потом ребенок вновь впадает в безучастное состояние. Или неожиданные вспышки активности и агрессии по отношению к окружающим.
Ребенок в период адаптации — живая модель стрессового состояния.
Страх. Это состояние испытывает каждый ребенок, привыкающий к детскому саду. Он вызван новой обстановкой, присутствием воспитателей, других детей, а самое главное — уверенностью ребенка в том, что родители не придут за ним. Разлуку с ними он может воспринимать как предательство, признак ненужности и свидетельство того, что его бросили, отдали чужим тетям. К тому же ребенок не знает, как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими детьми и воспитателями, что над ним будут смеяться.
Злость, гнев. Ребенок может вести себя агрессивно, протестуя против наступивших в его жизни изменений, и бросаться на каждого, кто к нему подойдет. При этом поводом для злости может стать любой пустяк.
Что влияет на степень тяжести адаптации
Существуют факторы риска, которые увеличивают вероятность проявления тяжелой степени адаптации.
Первая группа относится к дородовому периоду: токсикозы, заболевания, перенесенные матерью во время беременности, и сопряженный с ними прием лекарств; курение матери, стрессы, конфликты, употребление алкогольных напитков, работа на потенциально вредном производстве. Частое употребление алкогольных напитков отцом перед беременностью матери — тоже фактор риска развития в будущем тяжелой степени адаптации ребенка к детскому саду.
Тяжело придется в детском саду ребенку, которому внушали, что он принц и все должны выполнять любые его капризы.
Вторая группа — к процессу родов: осложнения, возникшие при родах; родовая травма у ребенка, перенесенная им асфиксия; операции, проведенные хирургами при родах. Сюда же относится несовместимость резус-фактора крови матери и ребенка.
Третья группа — к послеродовому периоду: недоношенность ребенка, а также переношенность; масса тела при рождении более 4 кг; частые болезни ребенка в первый месяц жизни; курение и употребление алкогольных напитков матерью во время грудного вскармливания. А также:
Ряд перечисленных факторов имеет необратимый характер, и родители никак не могут изменить их. В частности, это факторы, связанные с течением беременности и родами. Однако кое-что семье под силу нейтрализовать, и чем раньше это будет сделано, тем легче и быстрее ребенок сможет адаптироваться к детскому саду.
Профессии
Буквы
Птицы
Морские обитатели
Дикие и домашние животные
Насекомые
Геометрические фигуры
Цифры
Ориентировка во времени
Слоги
Занятие 1. Профессии
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж (знаком детям по занятиям, целью которых является формирование мотивационной готовности к школе). Он предлагает поиграть в интересные игры.
Упражнение «Слушай слова»
По предварительной договоренности психолог произносит самые разные слова. Детям необходимо хлопнуть в ладоши (1 раз) тогда, когда они услышат слова, обозначающие названия различных профессий.
Графический диктант «Волны» (см. приложение, рис. 2)
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит воспитанников за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
Занятие 2. Буквы
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Игра «Доскажи словечко»
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву… «О»
Узнаешь сразу ты ее —
С двумя глазами буква… «Е»
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква… «Ы»
Я нашел сучек в лесу,
Он похож на букву… «У»
О себе рассказ начнете,
Вот ее и назовете… «Я»
Упражнение «Запоминай-ка»
Детям необходимо запомнить месторасположение букв и воспроизвести на своих листочках (см. приложение, рис. 5).
Игра «Кто как голос подает»
Психолог называет птицу и бросает ребенку мяч, уточняя, как она подает голос. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.
Ласточка… (щебечет)
Журавль… (курлычет)
Ворона… (каркает)
Кукушка… (кукует)
Утка… (крякает)
Курица… (квохчет)
Голубь… (воркует)
Воробей… (чирикает)
Игра «Доскажи словечко»
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это… белка
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… ежик
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?… лиса
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… медведь
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?… мышка
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?… слон
Такая у него судьба:
Несет по жизни два горба.
Толпится любопытный люд:
По мостовой идет — верблюд
Упражнение «Назови ласково»
Психолог произносит названия животных. Ребенку предлагается назвать их ласково.
Олень — олененок
Медведь — медвежонок
Еж — ежик
Заяц — зайчик
Лиса — лисичка
Белка — белочка
Упражнение «Помоги животным найти еду» (см. приложение, рис. 13)
В конце дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит воспитанников за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
Приложение
Образцы картинок к упражнениям
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.1 с.)