Занятие 4. «Профессия. Специальность. Должность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. «Профессия. Специальность. Должность»



Цель: развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий, знакомство обучающихся с понятиями «специальность» и «должность», активизация стремления к самопознанию.

Оборудование: ватман, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия.

Вступление. Ритуал приветствия.

Приветствие. "Хорошее настроение": дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Разминка.. “Те кто…”

 Участники встают в тесный круг. Ведущий в центре:

- Поменяйтесь местами те…

- У кого черные глаза.

- Любители природы.

- Кто любит рисовать.

- Кто умеет играть в шашки.

- Кто знаком с работой доярки.

- Кто собирается поступить в ВУЗ.

- Кто уже знает, в какой области он хотел бы работать.

Основная часть.

Теоретическая часть.

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, религиовед, культуролог). Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии (Например профессия – учитель, а специальность - учитель физкультуры).

Должность - это место, занимаемое человеком в той или иной организационной структуре. (Завуч в школе – это должность, профессия завуча -учитель, специальность – учитель биологии.).

Упражнение «Профессия – специальность».

Психолог: «Сейчас я буду называть специальность, а вы будете называть профессию, объединяющую эти специальности».

Упражнение «Профессия – специальность - должность».

Детям предлагается список профессий, специальностей, должностей. Детям нужно распределить их по соответствующим группам (профессия, специальность, должность).

Упражнение «Групповой рисунок».

Детям предлагается сделать совместный рисунок профессии.

Упражнение «Телепередача».

Психолог: «Подумайте и назовите профессии, специальности, должности, которые необходимы для создания телевизионного ток-шоу».

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Пирамида любви

Занятие 5. «Острова профессий».

Цель: развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий, активизировать процесс профессионального самоопределения, расширять представления о различных сферах труда, мире профессий.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных профессий;  карта «Острова профессий»; рисунки обучающихся; конверты с пословицами; карточки «хочу», «могу», «надо».

Ход занятия.

Вступление. Ритуал приветствия.

Педагог приветствует школьников и поздравляет с днем рождения нового коллектива.

Приветствие. "Хорошее настроение": дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Разминка.  Профориентационная игра "Холодно или горячо?".

 Участники по очереди загадывают профессии. Остальные (включая и ведущего) стараются отгадать. Для этого задаются наводящие вопросы, в которых отражен характер деятельности по этой профессии:

- Пилит доски?

- Работает на компьютере?

- Дает другим указания?

Загадавший отвечает как в известной игре: "Холодно... Очень холодно... Тепло... Теплее... Горячо... Опять холодно..."

Основная часть.

Психолог: «Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наша игра посвящена теме: «Мир профессий». Когда вы вырастете, то выберете себе одну из их множества. При многих обязанностях человека в обществе, о нём судят, прежде всего, по труду. Чтобы, определиться в жизни надо узнать о профессиях как можно больше».

Группа делится на 2 команды.

Конкурсы (путешествие по карте)

1 остров «Пословицы и поговорки о труде»

Командам выдаются конверты с разрезанными на слова пословицами. Нужно рас-положить слова в правильной последовательности, прочитать пословицы и объяснить их смысл.

2 остров «Загадки»

(команды по очереди отгадывают загадки о профессиях).

 

Я горд работой на земле,

От пота вымокла рубашка.

Зато ладони - на руле.

(Тракторист)

 

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире.

(Каменщики)

 

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.

(Крановщик)

 

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(Парикмахер)

 

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчёлками –

Поток струится шёлковый.

(Ткачиха)

 

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

Не собрать ни танк, ни плуг.

(Токарь)

 

Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист?

(Терапевт)

 

Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся?

Вспоминай

И быстрей ответ давай.

(Хирург)

3 остров «Самая - самая»

Психолог: «Сейчас я вам буду предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми -самыми денежными?.." (ответы детей)

1 команда

- "самая зеленая профессия",

- "самая сладкая профессия",

- "самая волосатая профессия".

2 команда

- "самая смешная профессия",

- "самая неприличная профессия",

- "самая детская профессия".

4 остров «Думай, смекай, вспоминай»

(команды по очереди отвечают на вопросы).

1. Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские, (машинист- машинистка)

2. Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая? (агроном)

3. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел? (Петр 1 - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер)

4. Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки "Волк и семеро козлят"? (пародистом)

5. Вопросы с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни ге-рой мультфильма "Кот Матроскин"? Назовите 3 профессии, (животновод, коммер-сант, дояр)

6. Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой? (лесник)

5 остров «Угадай профессию»

(команды по очереди угадывают)

1.      Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место собы-ий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?(телерепортер.)

2.      Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты?(фармацевт.)

3.      Кто сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную посуду? (официант.)

4.      Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. О какой профессии идет речь? (нотариус.)

Подведение итогов.

Психолог: «Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять вам. При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это мы обозначим словом "хочу" (показ карточки).

Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т.е. знание,способности, психологические особенности, особенности здоровья - это мы выра-зим словом "могу".А также учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо". При выборе профессии не забывайте эти слова: "хочу", "могу","надо".

Упражнение «Только вместе».

Психолог: «Разбейтесь на пары и встаньте спиной к спине. Сможете ли вы, не отрывая своей спины от спины партнера сесть на пол, нагнуться, повернуть голову и т.д.»

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Пирамида любви»

Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 1236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.021 с.)