Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренняя политика Александра I.
В дореволюционное время эпоха Александра I привлекала внимание отечественных учёных. Шильдер проводил мысль о том, что царствование Александра I можно разделить на два этапа — реформаторский (1801—1810 гг.) и реакционный (1816—1825). Ключевский видел Александра I «роскошным цветком, который завял перед трудностями». Он выявил скрытный, двуличный характер воспитания императора; а его реформы ничего не дали стране. C. М. Соловьев, напротив, доказывал, что Александр I был убежденным сторонником модернизации России. Благодаря этому Россия избежала революционного взрыва. А. А. Кизеветтср писал о неспособности императора к целенаправленной систематической практической работе. По мнению М. Н. Покровского, внутренняя политика Александра лишь внешнее прикрытие, игра в либерализм, от которой он вскоре отказался. Н.И. Казаков пишет о намерении Александра I ограничить произвол чиновнического аппарата и абсолютную власть монарха и ввести в русскую практику западные либеральные нормы и принципы. По мнению А. Н. Сахарова, в основе отказа Александра I от реформ «лежал целый комплекс причин, общественных потрясений, личных драм Александра». Александр I (1801—1825). В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Александру в дестве приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. В России социальную базу либерализма как идеологического, а затем и политического течения составляли помещики, переходившие к капиталистическим приемам хозяйствования, дворянская и буржуазная интеллигенция. Александр восстановил отмененныe Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил амнистию, въезд/выезд за границу, ввоз иностр. книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и регламентации в быту, одежде, общественном поведении. Эти меры создали Александру славу либерала. Негласный комитет (1801–1803), неофициальный орган при Александре I, в который вошли друзья императора П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский. Планы комитета были обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения Конституции в России.
Реформы в гос.управлении: 1) В 1802 г. коллегии были заменены министерствами - утверждение системы отраслевого управления, к прямой ответственности министерств перед императором = усиление централизации и укрепление самодержавия. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.; В 1811 реорганизованы (кол-во увелич, фунцкии разграничены). 2) В 1802 г. был реформирован сенат Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Реформы в социальной сфере: 1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам; 2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей; 3) улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей (Указ «О вольных хлебопашцах») – 47 тыс. 4) указы 1804–1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды. Реформы в области образования: 1) в 1803 г. было издано новое Положение «Об устройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей; 2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов; 3) созданы органы управления просвещением и образованием.
Сперанский М.М. Сперанский (1772–1839), выдающийся государственный деятель. Разработал проект реформы государственного управления - начало конституционного процесса в России. В его проекте — «Введение к уложению государственных законов» —принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и крепостничества. Реакционную политику проводил граф А. А. Аракчеев, который в отличие от М. М. Сперанского стремился к укреплению личной власти императора путем развития бюрократической системы. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку (якобы шпион Наполеона). Гос.Совет (1810)– совещат. функции при разработке новых законов; распределял финансы меж министерстваи, отчёты министров (до 1906 года). Реформы 1802—1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью. Аракчеевщина. Политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права (глава Гос.Совета в 1815). Военные поселения — особая организация войск в России в 1810–1857 гг., при которой государственные крестьяне, зачисленные в военные поселенцы, совмещали службу с занятиями сельским хозяйством. Прикрепленных к земле крестьян одели в военную форму, поставили под ежечасный мелочный надзор начальников; фактически лишили детей, сделав из них маленьких солдат; дочерей выдавали замуж по указанию начальников. За минимальные проступки жестоко наказывали. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства. Тратились огромные средства.
Уставная грамота (1820). проект конституции Российской империи, разработанный по заданию императора Александра I Н. Н. Новосильцевым. В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге. Если в начале правления императора Александра его власть виделась реальной возможностью улучшить жизнь всех сословий империи, то уже к середине многие разочаровались в нем, почти во всеуслышание утверждая, что у правителя просто не хватает духа следовать тем либеральным принципам, о которых он так много и воодушевленно говорит. Многие исследователи склонны считать, что основной причиной неудач реформ Александра I была отнюдь не коррупция и склонность народа к консерватизму, а именно личные качества государя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.006 с.) |