Принятие христианства на Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие христианства на Руси.



 

в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.) - религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. крестилась в Константинополе. Сын Святослава, великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками, и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин, ПВЛ).

Причины принятия христианства:

1. Развитие государства, избежав изоляции от всего мира.

2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с князем.

3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.

4.Способствовало развитию культуры.

5.Социальное расслоение требовало новой идеологии (язычество - равноправие)

К тому же есть мнения, что мусульманство не подошло, т.к. запрещало употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.

Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византию атаковали, она обратилась к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил в жёны сестру императоров Анну. Императоры не выполнили своего обязательства. Владимир осадил Херсонес и вынудил византийскую царевну выйти замуж, а затем крестился. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).

Как отмечал сов. историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на длительное время. А на крещеной Руси до XIV в. действовали языческие жрецы — волхвы.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств (десятину). Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Укрепилось единство славян, христианская мораль ограничивала алчность богатых, убийства и грабёж считались грехом.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел, чеканка монет, живопись на досках, образцы греческой скульптуры. Просвещение, книгоиздательское дело, Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы.

Церковная политика:

Церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей - Киево-Печерский. В начале XII в. этот монастырь получил статус лавры. Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе.

Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве. В 1050 году в Новгороде.

В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.

Церковный Устав Владимира — источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви. Один из основных письменных источников русского права.

Церковный устав Ярослава. Более систематизированный церковный акт.

 

Итог: В целом выбор византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским: авторитарная государственная власть, господствующая над церковью и обществом; преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения мира; стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал.

Карелия крестилась в 1227.

Историография: Главным источником, из которого мы узнаём об обстоятельствах принятия Киевской Русью православия, является «Повесть временных лет». Дореволюц. историография: Карамзин (подчеркивает значение принятия христианства), Соловьев (также основным следствием принятия православия называет храмовое строительство и распространение книжного учения на Руси), Костомаров (переворот, обновивший Русь), Севетский период: Мавродин (в его труде: язычество не урепляло Русскую государств; нужна новая религия, которая укрепит на Руси идеологию). Фроянов (монография: христ-во – рост культуры, отношений с Византией и Европой, древнерус. народности формируется; Но церковь не ускоритель феодализации)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.007 с.)