Промышленное и финансовое развитие России в последней трети XIX - начале XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленное и финансовое развитие России в последней трети XIX - начале XX вв.



 

Индустриализация - процесс создания промышленности в Российской Империи, в результате которого в аграрной экономике страны развился индустриальный сектор, позволивший повысить производительность труда и частично обеспечить национальную экономику необходимыми промышленными изделиями. Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. В 60–70-х гг. в связи с перестройкой промышленности темпы производства несколько понизились, особенно в традиционных промышленных районах. К началу 80-х гг. промышленный переворот, начавшийся еще в 30–40-е гг. XIX в., в основном завершился.

Развитие капитализма в России имело свои особенности:

· вступив на путь капиталистического развития позже, чем другие страны Европы, Россия за несколько десятилетий прошла путь, который в Европе занял два столетия;

· сохранялась многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством;

· происходило неравномерное размещение промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами — северо-западный (Петербург–Прибалтика), центральный (Москва и области), южный (Украина) продолжали оставаться неосвоенными в промышленном отношении Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток;

· наблюдалось неравномерное развитие промышленности и по отраслям. Ведущую роль играла легкая (особенно текстильная и пищевая) промышленность. Набирала темпы тяжелая промышленность (добывающая). Слабо было развито отечественное машиностроение;

· огромную роль в развитии промышленности играло государство (кредиты, правительственные субсидии, казенные заказы, финансовая и таможенная политика). Была заложена основа для формирования системы государственного капитализма;

· фактором, ускорявшим развитие, считалось вторжение в русскую экономику иностранного капитала. Для его привлечения в 1897 г. было введено золотое обеспечение рубля, который стал конвертируемой валютой (дешёвая рабочая сила, богатые ресурсы, высокая прибыль). В каменноугольной, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение.

· капитализм развивался «вширь», распространяясь на новые территории (рынки сбыта и источники сырья в колонизируемых окраинах).

Завершение промышленного переворота создало предпосылки к индустриализации В 80–90-е гг. начался промышленный подъем. Отныне основная промышленная продукция России производилась на предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами. Интенсивно развивались новые отрасли — угольная, нефтедобывающая, химическая я машиностроительная. В связи с этим резко возросла роль Донецкого бассейна, Бакинского района, машиностроительных центров (Петербург, Нижний Новгород). За 40 пореформенных лет общий объем промышленной продукции в России увеличился в 7 раз (в Германии — в 5, в Англии — в 2, во Франции — в 2,5). В 90-х годах появились первые монополистические объединения.

Транспорт. Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие сети железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение, способствовало более интенсивному развитию и других отраслей промышленности. Железные дороги строились с привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении. К концу XIX в. железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. В 60-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тыс. верст, к концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс. Основные хозяйственные перевозки осуществлялись теперь по железным дорогам. Железнодорожное строительство теснее связало Россию с Европой.

Одновременно совершенствовался и водный транспорт. Паровые суда были сосредоточены в основном в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось и на Днепре, Дону, Оби и Енисее. К концу XIX в. на реках России насчитывалось 2,5 тыс. пароходов. Численность морских пароходов во второй половине XIX в. возросла в 10 раз.

Финансы. Индустриализация требовала значительных капиталовложений из бюджета, что должно было обеспечить реализацию разработанной политики. Одним из направлений осуществленной им реформы было введение в 1894 г. государственной винной монополии, ставшей основной доходной статьей бюджета (365 млн. руб. в год). Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные (они в 90-е годы выросли на 42,7 %)Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. В области денежного обращения правительство провело ряд мероприятий, направленных на укрепление рубля. Особое значение имела денежная реформа С. Ю. Витте 1897 г., приведшая рубль к золотому эквиваленту. Это позволило привлечь иностранный капитал. (введение единых тарифов на ж/д, гос. регул. торговли через налоги, национализация ж/д, госбанк,гос. монополия на спирт, гибкое налоговое законодательство, борьба с дефицитом бюджета: предлагал разрушение общины и превращение крестьянина в собственника. поддержки не нашёл)

Сложилась новая государственная и частная кредитная система. Она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности и, главным образом, железнодорожного строительства. Появились первые акционерные коммерческие банки в Петербурге, Москве, Киеве и Харькове. К концу века их было более 40. Однако некоторые из них оказались несостоятельными и обанкротились во время финансовых кризисов 1873 и 1882 гг.

Торговля. Усовершенствование транспортной системы привело к широкому развитию внутренней и внешней торговли. Ярмарки и базары отходят на второй план (хотя число их возросло); растет сеть магазинов, лавок, товарных бирж в розничной и оптовой торговле. Создаются новые центры торговли хлебом и другими продуктами в виде железнодорожных станций. Значительно возросли обороты внешней торговли. Главным объектом вывоза был хлеб (а также сахар, нефть, керосин). Ввозили чай, хлопок, машины, вина, металл и др. К концу века на первое место в торговле с Россией вышла Германия, второе место занимала Англия.

В зависимости от скорости и интенсивности ее протекания к концу XIX в. образовалось четыре группы стран:

· индустриальные — Англия (2% населения занято сельскохозяйственным трудом);

· индустриально-аграрные — Германия;

· аграрно-индустриальные — Россия (82% населения занято в сельском хозяйстве);

· аграрные — Китай.

Несомненным фактом является замедление промышленного роста России накануне Первой мировой войны по сравнению с концом XIX века. В 1901—1903 гг. произошло падение производства. Но даже в 1905—1914 гг. темпы увеличения промышленного производства были в несколько раз ниже, чем в 1890-е гг.

Таким образом, в результате завершения промышленного переворота Россия во второй половине XIX в. прочно встала на путь капиталистического развития. Основной нерешенной проблемой по-прежнему оставалась аграрно-крестьянская.

(Виды продукции 1887 г.1900 г.1913 г.Чугун 36 176 283; Уголь276 986 2215; Сталь и железо35 163 246; Нефть 155 631 561 Сахар 25 48 75 (млн. пудов))

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.005 с.)