Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности мелодики свободного письма.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Полифония – многоголосие (греч. «poly» - много, «phone» - звук, голос). Полифония – разновидность многоголосной фактуры (лат. «factura» - делание).
Различают 2 категории фактуры: одноголосная (монодия) и многолосная. Монодия – (греч. «monos» - один, «ode» - пение) – часто встречается в народном песенном творчестве. В профессиональной музыке как самостоятельное произведение не встречается, только эпизодически. Исключение: 1) песня Любаши, 1 д., «Царская невеста» Римского-Корсакова. («Снаряжай скорей, матушка родимая») 2) solo англ. рожка в 1 сц. 3 д. оперы «Тристан и Изольда» Вагнера. Типы многоголосия различаются соотношением совместно звучащих голосов и их мелодическим содержанием. 1. Гомофония (греч. «homos» - равный, «phone» - звук, голос) – главенствует один голос, все остальные имеют подчиненное значение, отсюда – контраст. 2. Гетерофония (греч. «heteros» - другой, «phone» - звук, голос) – строится на свободном развитии нескольких вариантов одной мелодии («наложение»), т.о. нет главного и подчиненного голоса, но нет и контраста. (Григорьев и Мюллер,Учебникполифонии, № 10, с.11) Встречается в русских народных песнях, груз.н.п., укр.н.п. и др. Как стилизация – «Хор поселян» (Бородин, «Князь Игорь»). Подголосочный склад значительно отличается от полифонии – в полифонии нежелательно то прямое движение, которое главенствует в подголосочном складе. 3. Полифония («polyphone» - греч.) – в основе – одновременное развитие нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонический склад отличают: главенство мелодического начала, равноправие голосов, текучесть изложения. Все три типа многоголосия в абсолютно чистом виде встречаются редко, чаще – синтез.
Техническая основа полифонии – контрапункт (лат. «punctumcontrapunctum» - «точка против точки, нота против ноты») – правила соединения голосов. Многозначность термина «контрапункт»: 1) как синоним слова «полифония»; 2) мелодия, присоединяемая к данной; 3) пьеса с развитой техникой контрапунктирования. Виды полифонии: имитационная и неимитационная. Имитационная полифония (лат. imitatio - подражание) – опирается на последовательное проведение одной и той же мелодии во всех голосах. Имитация – особый характерный прием музыкального развития. На основе имитации появилась высшая полифоническая форма – фуга. Неимитационная – (контрастная) полифония возникает в результате одновременного сочетания различных мелодий. Чаще всего это встречается при соединении мелодий, прозвучавших ранее порознь в качестве вполне самостоятельных тем: Бизе «Арлезианка» - фарандола, тема 3-х королей. Моцарт «Реквием» - «Kyrie».
Полифония – как особый тип многоголосия – прошла длительный путь исторического развития. Основные этапы развития полифонии: Общепринятое разделение полифонического искусства соответствует как теоретическим, так и историческим признакам. старинный стиль – строгий, расцвет – 15-16 века; свободный стиль - с 17 века до наших дней, расцвет – Бах И.С., Гендель. Произведения эпохи строгого стиля «поражают возвышенностью полета, суровым величием, какою-то лазурной, безмятежной чистотой и прозрачностью» (Г.Ларош, «Собрание музыкально-критических статей»,т.1. М.,1913г.). Полифония строгого стиля характерна для нидерландской, итальянской и других школ 15-16 веков. Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа, Йоханес Окегем, Якоб Обрехт, ЖоскенДепре, Орландо Лассо,Джовани Палестрина. Эпоха Возрождения. Основные принципы полифонии зародились в хоровой многоголосной музыке. Именно в хоре получают наибольшую ясность и наглядность столь важные полифонические закономерности, как закономерности естественного голосоведения. Большинство правил строгого письма опирается на закономерности вокально- хорового интонирования.
Правила мелодики строгого письма. 1. Мелодия не может выходить за рамки семиступенного диатонического звукоряда. Знаки альтерации (кроме выставленных при ключе) не употребляются (следовательно, не употребительны лады с альтерированными ступенями, например, гармонический минор). Мелодия может быть начата и завершена на любой ступени диатонического звукоряда. Диатоника более естественна для хорового интонирования, чем хроматизм. Ладовое разнообразие достигается путём перехода из одного лада в другой на основе общего звукоряда. 2. Строи – не более 4-х знаков. 3. Нотация – в различных ключах (скрипичный, альтовый, теноровый, басовый) 4. Основная метрическая длительность – половинная. Тактовый размер 3/2 и 4/2 (реже 6/2, 2/2) 5. Длительности - бревис, целая, половинная, целая с точкой, половинная с точкой, наиболее короткая – четверть. Восьмая – как разрешение задержания или после длинных нот, не более двух подряд. 6. Интонационные ходы – м2, б2, м3, б3, ч4, ч5,м6, б6,ч8. Не допускаются скачки на септиму и интервалы шире октавы, на увеличенные и уменьшенные интервалы, запрещены ходы на тритон. Нельзя – разомкнутый тритон, необходимо «замкнуть», т. е. разрешить малую секунду вверх и при нисходящем и при восходящем движении. Нельзя – крайние звуки тритона на сильном времени.\ 7. Диапазон – ч.8, добавочных линеек не более одной, что соответствует певческому диапазону данного голоса. 8. Типичные синкопы – залиговки от более длительного звука к более короткому (наоборот – нельзя) 9. Скачки (в полифонии терция считается скачком): Скачок готовится движением голоса в противоположном направлении, после скачка обязательно движение голоса в противоположном направлении (поступенный ход или так же скачок) Два скачка подряд в одном направлении возможны в пределах чистой октавы. Скачки четвертями внутри счетной доли запрещаются. Можно применить скачок четвертями, если было приготовленное задержание. 10. Четвертные длительности возможны на сильном времени, если: 1) первая из четвертей слигована с предыдущей нотой (задержание); 2) весь такт целиком заполнен четвертями; 3) движение четвертными длительностями началось раньше, с предшествующей слабой доли; 4) четвертные, введенные на сильной доле, приводят к синкопе. Четвертная доля может начинать мелодию после паузы. 11. Количество пауз должно быть ограниченным. 12. Повторение в мелодии одного и того же звука (подряд) избегается. 13. Мелодия строгого письма должна удовлетворять как общим закономерностям мелодики: волнообразность, наличие одной общей кульминации, «заполнение скачка», нетипичность многократного случайного возвращения к одному и тому же звуку и т.д., так и требованиям собственно полифонической мелодики: непрерывность, текучесть движения, нетипичность квадратности, периодичности, равномерно-акцентного метроритма, секвентных мелодических оборотов, дробящих мелодическую линию, важнейшая роль синкоп. Основная черта полифонии – это текучесть, непрерывность изложения и развития. Свободный стиль обнаруживает свою историческую самостоятельность прежде всего как полифония инструментальная. Эпоха Барокко. Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, А. Вивальди, И.С. Бах, Гендель.
Облик свободного стиля определяет прежде всего мелодика: диапазон голосов фактически не ограничивается; в мелодиях могут применяться любые интервальные последования, в том числе скачки на трудноинтонируемые широкие и диссонирующие интервалы; метроритмическая основа – четверть, большое значение восьмых и шестнадцатых длительностей в различных сочетаниях, мелизмы, свободно размещаемые паузы, синкопы, что придает свободу движения, легкость, изящество, полетность (рококо); характерна зависимость от гармонического склада, что часто выражается в фигурации (в том числе секвентного строения), мелодическое движение направляется изнутри гармонической последовательностью. И.С. Бах, тема фуги G//II*. *Здесь и далее так обозначены тональность фуги и соответствующий том «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха. Важная особенность свободного стиля – связь с народными музыкальными жанрами: 17-18 вв. – полифонические вариации на народные темы. Широкое развитие в рамках свободного стиля получает контрастная полифония. И.С. Бах, № 1, 33 «Страсти по Матфею». Экспрессия тем и их мелодическая рельефность у композиторов 17-18 вв. во многом зависит от неустойчивых (чаще уменьшенных интервалов), которые обычны в начале построения. И.С. Бах – темафугиa/II, cis/I. Преобладающая ладотональная система: мажор и минор. Однако композиторы не отказались от своеобразной выразительности натуральных диатонических ладов: Бетховен, квартет № 15, 3ч.; Равель, фортепианная сюита «Гробница Куперена», фуга; Шостакович, фуга С-dur (№ 1). Формы – от строгого стиля: мотет, вариации, канцона, ричеркар, имитационные формы на хорал; к собственно свободному стилю относятся фуга и многочисленные формы, в которых полифоническое изложение взаимодействует с гомофонным. Важнейшая особенность полифонии свободного стиля – тесная высотная зависимость голосов, их гармоническое притяжение друг к другу, стремление слиться в аккорд. Скрытая полифония придает темам свободного стиля ладогармоническую определенность, насыщенность и значительность. И.С. Бах, сонаты для скрипки соло (Учебник, с. 216).
Тема 2: Двухголосный простой контрапункт. Особенности голосоведения.
2-х голосие в свое время было первым шагом на пути от одноголосия к собственно многоголосию. Если соединение голосов не заключает в себе возможность совместного звучания тех же самых неизменных голосов в каком-либо ином порядке, то такое соединение считается написанным в простом контрапункте. Всякий контрапункт имеет в себе две стороны: 1) Вертикальные связи (нота против ноты); 2) Мелодические связи между звуками. В основе мелодических связей голосов: 1. Интонация или линейный контраст (противоположное движение голосов, косвенное и др.). 2. Ритмический контраст. 3. Структурный контраст (несовпадение цезур). Классификация интервалов в полифонии та же, что и в Теории музыки. Консонирующие интервалы – основа. Диссонансы – в связи с консонансами, разрешаются в них. 1. Совершенные консонансы – ч. 1, ч. 5, ч. 8. Возможны на любой доле такта, если они составляют ясную гармонию. Недопустимы параллельные, «скрытые», противоположные и «замаскированные» квинты и октавы (// → пустотный характер звучания; утрачивается контраст в направлении движения голосов). 2. Несовершенные консонансы – м. 3, б. 3, м. 6, б. 6. Применяются в прямом и параллельном движении голосов (но не более 2-3-х подряд); в начале, середине, в конце развития мелодии, на тяжелых и легких долях. 3. Диссонансы – м.2, б.2, м.7, б. 7, ч. 4, тритон. Применяются в виде задержаний на сильных и относительно сильных долях такта: могут быть приготовленными и неприготовленными, могут разрешаться вверх и вниз, но необходимость разрешения остается; появляются в грузном медленном движении и легком.
Секунда – приготавливается, задерживается и разрешается только в нижнем голосе, можно разрешать и на ступень вверх.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.007 с.) |