Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вертикально-подвижной контрапункт
Может классифицироваться по количеству голосов: двойной (2-х гол.), тройной (3-х гол.), до 4-х. 5-ть тем – Моцарт, симфония C-dur, № 41, IV ч., Coda. 1909г. – С.И. Танеев «Подвижной контрапункт строгого письма» - сделал теорию сложного контрапункта стройной и ясной. Перестановка голосов может быть: а) прямая – удаление или сближение голосов; б) противоположная – голоса меняются местами.
Двухголосное соединение с противоположной перестановкой в производном называется двойным контрапунктом. Виды вертикально-подвижного контрапункта различаются в зависимости от технических условий сочинения первоначального соединения, определяемых тем, какое именно требуется производное – с прямой или противоположной перестановкой и передвижением на какой интервал оно образуется. Цифровое обозначение интервала (по Танееву) отражает число ходов по секундам, необходимых для того, чтобы пройти от основания интервала до его вершины. Прима – 0, секунда – 1 и т.д.
0 1 2 3 4 5 6 7
В теории вертикально-подвижного контрапункта (по Танееву) перестановки мелодий подразделяются на положительные (если мелодия переставляется в «свою» сторону, т.е., верхняя – вверх или нижняя – вниз) и на отрицательные (если мелодия переставляется в противоположную сторону, т.е. верхняя – вниз или нижняя – вверх). При противоположных перестановках голосов интервал перестановки всегда отрицательный. Поскольку технология вертикально-подвижного контрапункта определяется главным образом интервалом передвижения (точнее, вертикальным показателем), то и вид вертикально-подвижного контрапункта называется именем этого интервала (показателя). Показатель вертикального передвижения (лат. Indexverticalis, Iv, множественное число IIv) удобен для определения условий, при которых сочиняется первоначальное и образуется производное соединение. Его величина представляет сумму интервалов, на которые передвигаются по вертикали голоса контрапунктического соединения. Iv дает название виду: Iv = -7 – это вертикально-подвижной контрапункт октавы и т.д. Наиболее употребительные виды: Iv = -7, Iv = -11, Iv = -9. В них сохраняется приблизительное соответствие консонирующих и диссонирующих интервалов в первоначальном и производном соединениях.
Iv = -7 Все интервалы превращаются в свои обращения → сохраняются основные ладогармонические соотношения исходного построения. Применяется как средство варьирования без значительных преобразований. Исключение: квинта превращается в диссонанс кварту, а кварта – в квинту. И.С. Бах,фугаg/II, прелюдия a/II. Iv = -11 Основная особенность – превращение сексты (консонанс в первоначальном соединении) в септиму (диссонанс в производном), что позволяет использовать Iv = -11 как средство варьирования, предполагающего существенное преобразование исходного материала (в разработках, g/II, начало R). И.С.Бах, фуга H/IIт.т. 27-30, 35-38; «Искусство фуги», CanonIV, т. 9-17, 42-50; Бетховен, Соната № 31, фуга т. 5-8, 20-23. Iv = -9 Примечателен тем, что несовершенные консонансы первоначального соединения в производном соединении обращаются в совершенные и наоборот. Главное своеобразие Iv = -9 в голосоведении: возможно только противоположное и косвенное движение. Это качество Iv = - 9 находит применение в соединениях с удвоением голосов. И.С.Бах, фугаg/II; «Искусство фуги», CanonIII, т.т. 4-8, 9-12.
Другие показатели: Iv = 6, Бетховен «Торжественная месса», AgnusDei, Presto; Iv = -1, Чайковский, Симфония № 2, ч. IV, т. 73-88; Iv = - 22, Хиндемит, Ludustonalis, Fuga in G, т. 24-28; Iv = - 13, Щедрин, Фуга № 2 e-moll, т. 4-9. Применение вертикально-подвижного контрапункта универсально: Он используется: а) как основание канонов и канонических секвенций; б) в фуге и родственных формах (удержанноепротивосложение, сочетания тем, варьированные повторения интермедий и стретт); в) в других полифонических и неполифонических формах – в разделах экспонирующих (Чайковский, Симфония № 4, ч. I побочная партия, т. 122-127, 128-133), развивающих (Моцарт, квартет Es-dur, ч. I, т. 85-92), репризных (Скрябин, Поэма ор. 32 №2, т.25), заключительных (Глинка, «Арагонская хота», кода), в собственно вариационной форме («Камаринская», начальные проведения плясовой темы). Горизонтально-подвижной контрапункт – вид подвижного контрапункта, допускающий возможность перестановок мелодий во времени.
За единицу музыкального времени принят такт → Indexhorisontalis, Ih = -1; -1/2(измеряется количеством ритмических длительностей или тактов). Смещение верхнего голоса влево или нижнего вправо – это +,
а наоборот - - И.С. Бах, D/II. Равель, Гробница Куперена, фуга,т. 44-46, 48-50 Ih = Подобные «чистые» случаи довольно редки, обычно горизонтальное передвижение совмещается с вертикальным. Вдвойне подвижной контрапункт – одновременное изменение временного и высотного соотношения между голосами. И.С. Бах, C/I, т. 7-8, 24-25; 21-22; 14-15; 11-12; 16-18. Вертикальная перестановка углубляет рельефность горизонтального смещения. Применение: 1. В стреттах – И.С. Бах, Месса h № 12, т. 6, 12, 17, 24, 34; Моцарт, фуга c-moll для струнных; Глазунов, фуга a-moll ор. 101, т. 148, 162, 179, 206, 214; Шостакович, фуга С-dur, т. 79,87. 2. Разнотемные передвижения: И.С.Бах, Органная фуга Es, т. 90; Глазунов, Симфония № 7, ч.II, 4 ц.16; Танеев, Кантата № 2, №3, Тройная фуга, ц.20 и 22; Среди редких примеров передвижения темы и удержанного противосложения-И.С.Бах,gis/I, As/II, H/II. 3. Основание канонов и канонических секвенций II разряда, Лядов, Каноны, №12, Бизе, Арлезианка, Фарандола (Фр. с. 41).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.007 с.) |