Вертикально-подвижной контрапункт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вертикально-подвижной контрапункт



 

Может классифицироваться по количеству голосов: двойной (2-х гол.), тройной (3-х гол.), до 4-х.

5-ть тем – Моцарт, симфония C-dur, № 41, IV ч., Coda.

1909г. – С.И. Танеев «Подвижной контрапункт строгого письма» - сделал теорию сложного контрапункта стройной и ясной.

 Перестановка голосов может быть:

а) прямая – удаление или сближение голосов;

б) противоположная – голоса меняются местами.

 

Двухголосное соединение с противоположной перестановкой в производном называется двойным контрапунктом.

Виды вертикально-подвижного контрапункта различаются в зависимости от технических условий сочинения первоначального соединения, определяемых тем, какое именно требуется производное – с прямой или противоположной перестановкой и передвижением на какой интервал оно образуется.

Цифровое обозначение интервала (по Танееву) отражает число ходов по секундам, необходимых для того, чтобы пройти от основания интервала до его вершины.

Прима – 0, секунда – 1 и т.д.

 

0 1 2 3 4 5 6 7 

        

В теории вертикально-подвижного контрапункта (по Танееву) перестановки мелодий подразделяются на положительные (если мелодия переставляется в «свою» сторону, т.е., верхняя – вверх или нижняя – вниз) и на  отрицательные  (если мелодия переставляется в противоположную сторону, т.е. верхняя – вниз или нижняя – вверх).

При противоположных перестановках голосов интервал перестановки всегда отрицательный.

    Поскольку технология вертикально-подвижного контрапункта определяется главным образом интервалом передвижения (точнее, вертикальным показателем), то и вид вертикально-подвижного контрапункта называется именем этого интервала (показателя).

    Показатель вертикального передвижения (лат. Indexverticalis, Iv, множественное число IIv) удобен для определения условий, при которых сочиняется первоначальное и образуется производное соединение. Его величина представляет сумму интервалов, на которые передвигаются по вертикали голоса контрапунктического соединения.

Iv дает название виду:   

Iv = -7 – это вертикально-подвижной контрапункт октавы и т.д.

Наиболее употребительные виды:

Iv = -7, Iv = -11, Iv = -9. В них сохраняется приблизительное соответствие консонирующих и диссонирующих интервалов в первоначальном и производном соединениях. 

Iv = -7 Все интервалы превращаются в свои обращения → сохраняются основные ладогармонические соотношения исходного построения. Применяется как средство варьирования без значительных преобразований. Исключение: квинта превращается в диссонанс кварту, а кварта – в квинту.

 И.С. Бах,фугаg/II, прелюдия a/II.

Iv = -11 Основная особенность – превращение сексты (консонанс в первоначальном соединении) в септиму (диссонанс в производном), что позволяет использовать Iv = -11 как средство варьирования, предполагающего существенное преобразование исходного материала (в разработках, g/II, начало R).

И.С.Бах, фуга H/IIт.т. 27-30, 35-38; «Искусство фуги», CanonIV, т. 9-17, 42-50; Бетховен, Соната № 31, фуга т. 5-8, 20-23.

Iv = -9 Примечателен тем, что несовершенные консонансы первоначального соединения в производном соединении обращаются в совершенные и наоборот. Главное своеобразие Iv = -9 в голосоведении: возможно только противоположное и косвенное движение. Это качество Iv = - 9 находит применение в соединениях с удвоением голосов.

И.С.Бах, фугаg/II; «Искусство фуги», CanonIII, т.т. 4-8, 9-12.

 

Другие показатели:

Iv = 6, Бетховен «Торжественная месса», AgnusDei, Presto;

Iv = -1, Чайковский, Симфония № 2, ч. IV, т. 73-88;

Iv = - 22, Хиндемит, Ludustonalis, Fuga in G, т. 24-28;

Iv = - 13, Щедрин, Фуга № 2 e-moll, т. 4-9.

Применение вертикально-подвижного контрапункта универсально: Он используется:

а) как основание канонов и канонических секвенций;

б) в фуге и родственных формах (удержанноепротивосложение, сочетания тем, варьированные повторения интермедий и стретт);

в) в других полифонических и неполифонических формах –

 в разделах экспонирующих (Чайковский, Симфония № 4, ч. I побочная партия, т. 122-127, 128-133),

развивающих (Моцарт, квартет Es-dur, ч. I, т. 85-92),

репризных (Скрябин, Поэма ор. 32 №2, т.25),

заключительных (Глинка, «Арагонская хота», кода),

в собственно вариационной форме («Камаринская», начальные проведения плясовой темы).

Горизонтально-подвижной контрапункт – вид подвижного контрапункта, допускающий возможность перестановок мелодий во времени.

 

За единицу музыкального времени принят такт → Indexhorisontalis,   Ih = -1; -1/2(измеряется количеством ритмических длительностей или тактов). Смещение верхнего голоса влево или нижнего вправо – это +,

                                                      а наоборот - -

И.С. Бах, D/II.

Равель, Гробница Куперена, фуга,т. 44-46, 48-50 Ih =

Подобные «чистые» случаи довольно редки, обычно горизонтальное передвижение совмещается с вертикальным.

Вдвойне подвижной контрапункт – одновременное изменение временного и высотного соотношения между голосами.

И.С. Бах, C/I, т. 7-8, 24-25; 21-22; 14-15; 11-12; 16-18.

Вертикальная перестановка углубляет рельефность горизонтального смещения.

Применение:

1. В стреттах –

 И.С. Бах, Месса h № 12, т. 6, 12, 17, 24, 34;

Моцарт, фуга c-moll для струнных;

Глазунов, фуга a-moll ор. 101, т. 148, 162, 179, 206, 214;

Шостакович, фуга С-dur, т. 79,87.

2. Разнотемные передвижения:

И.С.Бах, Органная фуга Es, т. 90;

Глазунов, Симфония № 7, ч.II, 4 ц.16;

Танеев, Кантата № 2, №3, Тройная фуга, ц.20 и 22;

Среди редких примеров передвижения темы и удержанного противосложения-И.С.Бах,gis/I, As/II, H/II.

3. Основание канонов и канонических секвенций II разряда,

Лядов, Каноны, №12,

Бизе, Арлезианка, Фарандола (Фр. с. 41).  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.007 с.)