Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные характеристики имитации – это интервал вступления и расстояние вступления.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Интервалом имитации называют соотношение между первоначальным и имитирующим голосом по высоте (в приму, в нижнюю или верхнюю кварту и т.д.). Существует зависимость между употребительными интервалами вступления и ладогармоническими нормами эпохи. Так, в XVI веке по мере осознания мажора и минора с их тонико-доминантовыми отношениями утвердились кварто-квинтовые имитации. Усложнение гармонии в XX веке повлекло за собой широкое применение вступлений в диссонирующие интервалы. Шостакович Симфония №5, ч.1. 2. Расстоянием имитации называют соотношение между первоначальным и имитирующим голосом во времени (такт, ½ такта и т.д.). В музыке XV – XVI веков были обычны имитации с небольшим расстоянием вступления (например, одна целая). В этих имитациях изложение тематического материала продолжалось после вступления риспосты уже в процессе имитирования. Имитации с большим расстоянием вступления, в которых тема заканчивается до момента вступления имитирующего голоса, утвердились позже, в XVII веке.
Виды имитаций определяются: 1. По продолжительности имитирования: простая и каноническая имитации. Признак простой имитации – краткость имитирования. Т.е., имитация будет простой, если имитирующий голос будет повторять лишь сравнительно не-большую часть мелодии начального. Отличие канона от простой имитации сводится к большей последовательности осуществления принципа передачи материала от голоса к голосу. Т.е., имитация будет канонической, если имитирующий голос будет систематически воспроизводить все, что излагается начальным: а, б, в, г, д, е, … а, б, в, г, д, е … Т.о., канон – это беспрерывная имитация. 2. По точности воспроизведения интервалики и ритма: строгая и свободная. Строгая или реальная – это имитация, в которой сохраняются ритм и ступеневая величина интервалов темы (её частный случай – так называемая точная имитация, где соблюдается их тоновая величина). Свободной называется имитация с интервальными и ритмическими изменениями (крайний ее случай - ритмическая). Часто они делаются в интересах благозвучия. В иных случаях ценится сама свобода имитирования, особенно желательная и естественная в стихии живописно-изобразительной (Р-К.«Снегурочка» д. III; «Сказка о царе Салтане» Ария Лебедь-птицы) и лирической (Шуман «Симфонические этюды», Этюд XI gis-moll). Чайковский. Средь шумного бала. 3. По способу преобразования: обычная имитация и с преобразованием. Таковы: 1) имитация в прямом движении; 2) имитация в увеличении, т.е. большими длительностями (И.С. Бах, dis/I, c/II; С. Прокофьев, «Болтунья», т. 99-106; С. Рахманинов «Колокола», ч.2.Кода); 3) в уменьшении, т.е. более мелкими длительностями (И.С. Бах, E/II; Д. Шостакович, Фуга Fis, т. 117; С. Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини, Х вар.; Р-К. «Сказание о невидимом граде Китиже и деве Февронии» д. I); 4) имитация в обращении, т.е. с изменением направления интервалов мелодии (И.С. Бах, d/I, dis/I, fis/I, G/I, a/I, cis/II, b/II и др.; Прокофьев. Соната №4, ч. III); 5) в возвратном движении или ракоходная имитация – определяется только зрительно. (И.С. Бах «Музыкальное приношение», №3; В. Моцарт, Симфония «Юпитер», ч. IV, реприза); 6) в комбинированной имитации совмещаются разные способы преобразования: обращение с уменьшением (И.С.Бах, Искусство фуги, Contrapunc-tusVI); обращение с увеличением (И.С. Бах, Искусство фуги, ContrapunctusVII); с увеличением и прямым движением в разных голосах (И.С. Бах, фуга c/II, т. 15-16). 4. По количеству тем имитации могут быть однотемные и многотемные имитации – отличаются по количеству тем. Если многоголосная имитация содержит два или даже три различных начальных голоса, которым отвечают имитирующие голоса, она называется двойной или тройной, соответственно количеству начальных голосов. Сюда относятся фуги с совместной экспозицией; И.С. Бах, Прелюдия Es/I, т. 25-28; И.С. Бах. Страсти по Матфею, ч.I. И. Танеев, «Иоанн Дамаскин», ч. I, ц.15. Мясковский. Симфония №27, ч.III. 5. Полные и частичные имитации образуются при воспроизведении какой-либо одной стороны темы, например, только звуковысотной. Чаще всего воспроизводится ритмический рисунок при большей или меньшей независимости интервалики (Моцарт.Реквием, т. 26-32 – двойная ритмическая имитация). Частичные имитации нередко встречаются в сочинениях XX века (Шёнберг.Сюита op. 25, Прелюдия).
Значение имитации: Имитация, наряду с простым и сложным контрапунктом, - одна из основ полифонии. Последовательное изложение одной и той же мелодии разными голосами, составляющее сущность всякой имитации, ведёт к росту музыкальной формы и одновременно к значительному музыкальному единству этой формы. Поэтому имитация с давних пор была оценена как важное средство музыкального формообразования и оказалась чрезвычайно распространённым приёмом в музыке самых различных эпох и стилей, особенно же – в полифонической музыке строгого и свободного письма. Имитация – способ изложения и не является формой музыкального произведения, но организующая сила имитирования лежит в основе таких форм, как ричеркар и фуга, которые называются имитационными. Имитация применима в любой части любого, в том числе неполифонического произведения: а) она может быть формой изложения тематического ядра (И.С.Бах, Английская сюита №3, g-moll, прелюдия); б) ею усложняются периоды (Бетховен, Соната №3, ч. III), в том числе те, которые являются формой изложения главных партий (Глазунов, Симфония №5, ч.I), развитие в эпизодах (Танеев, Симфония с-moll, ч.II); в) это одно из главных средств мотивной работы в разработках и серединах различных форм; г) в репризах – служит обновлению звучания (Глазунов, концертный вальс D-dur ор. 47); д) имитации – переклички типичны в заключительных построениях (Бетховен, Соната № 14, ч.III, заключительная партия). Бесконечно многообразно применяется имитация в фактурном оформлении музыкальной ткани, особенно в яркоколоритных произведениях XIX-XX веков. КАДЕНЦИИ
Устойчивые Неустойчивые- половинные
Автенти- Плагальные Полные Автенти- Плагальные ческие ческие D-T S-T S-D-T D S
Совершенные Несовершенные Секвенции Звено или мотив Шаг секвенции Классификация секвенций: 1) мелодическая (одноголосная) и гармоническая (многоголосная); 2) восходящая и нисходящая; 3) точная и неточная.
Виды секвенций
диатоническая модулирующая (или тональная)
хроматическая транспонирующая (по родственным (на заданный тональностям) интервал)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.006 с.) |