Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарубежной музыкальной классики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Полифония изначально присуща русской музыке. В народном творчестве многоголосие вполне сложилось к XV веку. Оно повлияло на развитие профессионального церковного многоголосия (сер.XVI века). Многоголосие («Знаменное») развивается в XVII веке; событием второй половины XVII в. было появление партесного пения, особенности которого вобрал в себя жанр хорового концерта. Его традиции сказались в концертах М. Березовского и Д. Бортнянского (конец XVIII века), в которых также осваивалось фугированное изложение. Образцы фуги в светской музыке того времени содержит оратория С. Дегтярева «Минин и Пожарский».
В творчестве русских композиторов XIX – начала ХХ века полифония всегда занимала важное место. Некоторые из них пользовались ее средствами постоянно (Глинка), а некоторые – иногда (Даргомыжский), у одних на первый план выступают приметы национального музыкального языка (Мусоргский), другие предпочитали оригинальную разработку классических форм (Бородин).
Наиболее явно собственно «русское начало» обнаруживается при использовании подголосочной полифонии: а) в максимально близком подлинном виде – Глинка, «Иван Сусанин», «Свадебный хор»; Бородин, «Князь Игорь», Хор поселян; Лядов, Восемь песен для оркестра, «Протяжная»; б) чаще – используют подголоски фрагментарно – Мусоргский «Борис Годунов», хор «На кого ты нас покидаешь»; в) в усложненном виде – Глинка, «Камаринская» - хроматизация подголосков в начальных вариациях + сложный контрапункт (Iv = -7); г) нередко подголосочность смешивается с другими явлениями, например, с полифонизацией ведущего голоса (Рахманинов, Вокализ).
Важнейшим проявлением русской полифонической специфики является использование мелодического материала, нехарактерного для западноевропейской полифонии. Началом основополагающей стилистической традиции было обращение Глинки к народно-песенным (т. фуги из «И. Сусанина») и кантиленно-романсным темам (трио «Не томи, родимый», элегичные темы фуги a-moll). Сочетание кантиленной – песенной или романсной мелодики с техникой имитации или канона стало характерной чертой полифонии в русской музыке: Глинка, «Какое чудное мгновенье» из оперы «Руслан и Людмила»; Ария Людмилы «Ах, ты, доля-долюшка»; Бородин, Квартет №2, Ноктюрн, Чайковский, «Евгений Онегин», канон «Враги»; Танеев, «Иоанн Дамаскин»; основная тема I ч.; Мясковский, Симфония № 21, Пролог; Шостакович, Десять поэм для хора, «Казненным». Применение сочетаний контрастных тем (в т.ч. лейтмотивов, например, в партитурах Римского-Корсакова) достигает изобразительной яркости («В Средней Азии», «Половецкие пляски»). Идея разнотемной полифонии получила исключительно смелое применение в опере, в частности у Мусоргского. Искусство ХХ века многолико, неоднородно и не укладывается в рамки какого-либо одного направления. Общая черта, характерная для музыки этого времени, - это резкое усиление роли полифонии. Это конкретно проявляется в том, что композиторы снова, как в XVIII в., часто обращаются к фуге (например, циклы Хиндемита, Шостаковича, Щедрина); к полифоническим вариациям (особенно часто на bassoostinato – сочинения Хиндемита, Стравинского, Шостаковича); становится рядовым явлением включение полифонической части в сонатно-симфонический цикл, сюиту, кантату. Фуга в ХХ веке находится на «острие пика» композиторских исканий. Именно в фуге реализуются новые достижения музыкального искусства. Расширение круга употребительных гармонических средств сказывается на темах фуг, которые нередко модулируют в отдаленную тональность (Мясковский, Симфония № 21, ц. 24). Тема в экспозиции может вступать в нетипичные для классической фуги интервалы (Берг, «Воццек», д. II, т. 286; Шостакович, Фуга B-dur, ответ в параллельной тональности; Хиндемит, «Ludustonalis», FugainA – ответ в верхнюю терцию, FugainF – в нижнюю дециму). Как и в других полифонических формах, в фуге отмечается тенденция к сложной контрапунктической технике: П. Хиндемит, «Ludustonalis», тройнаяFugainC. Формы фуг в современной музыке чрезвычайно разнообразны, и среди них есть немало примеров вполне оригинального композиционного решения: Барток «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1 часть – после начального проведения в a-mollтема далее вступает по квинтам, поочередно вверх и вниз; после кульминации в es-moll тональное движение (тема в обращении, сокращенная) возвращается к исходной точке. Хиндемит «Ludustonalis», FugainF – вторая половина фуги – ракоходное производное от первой. Обновление полифонических форм выражается в том, что наряду с использованием традиционных форм, культивируются различные их модификации, обычно направленные в сторону усложнения. Характерен интерес к контрапунктически сложной работе: показательно, например, обращение к двойному канону (Стравинский, Шостакович, Щедрин и др.). На положение одного из важнейших выдвигается преобразование с помощью ракохода: Берг, «Лунный Пьеро», №18 – двойной канон с 10 такта усложненный ракоходом и, кроме того, фугированной инвенцией.
Контрольный тест по дисциплине «Полифония» 1. Назовите типы многоголосия.
2. Дайте определение полифонии.
3. Что такое контрапункт?
4. Назовите виды полифонии.
5. Чем отличается полифония строгого письма от полифонии свободного письма?
6. Что такое имитация?
7. Назовите виды имитации.
8. Что такое простой контрапункт?
9. Перечислите виды сложного контрапункта.
10. Дайте определение бесконечного канона и канонической секвенции.
11. Назовите музыкальные формы – предшественники фуги.
12. Что такое фуга?
13. Назовите основные элементы и разделы фуги.
14. Какие разновидности однотемной фуги Вы знаете?
15. Назовите разновидности сложной фуги.
16. Где применяется фуга, назовите примеры.
17. Назовите композиторов, сочинивших циклы «24 прелюдии и фуги». По какому принципу они строятся?
Рекомендуемая литература Основные источники: 1. Григорьев С., Мюллер Т., Учебник полифонии, М., 1969г. 2. Мюллер Т. Полифонический анализ. Хрестоматия. М., 1964 3. Скребков.С. Учебник полифонии М., 1965 4. Степанов А., Чугаев А. Полифония М., 1972 5. Фраенов В. Учебник полифонии, М., 2002 Дополнительные источники: 1. Бать Н. Полифонические формы в симфоническом творчестве Хиндемита/Вопросы музыкальной формы, вып.2, М., 1972 2. Бергинер. О полифоническом развитии в сонатных формах квартетов Бартока /сб. Полифония, М., 1955/ 3. Богатырев С. Двойной канон, М., 1948 4. Богатырев С. Обратимыйконтрапункт М., 1960 5. Вязкова Е. «Искусство фуги» И.С.Баха: Исследование / РАМ им. Гнесиных.- М.2006 6. Григорьева Г. О контрастно-полифонической фактуре и музыке Шуберта /сб. статей "Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования, Воронеж, изд. ВГУ. - 1992 г. 7. Денисов И. Додекофония и проблемы современной композиторской техники / Музыка и современность, вып.6 8. Дмитриев А. Полифония как фактор формообразования. Л.,1962 9. ДолжанскийА.24 прелюдии и фуги Шостаковича, Л., 1963 10. Домбровская М. Полифонические особенности гомофонного тематизма Шумана /Проблемы музыкальнойнауки, вып.4, М., 1985 11. Евдокимова Ю. Учебник полифонии, вып.1, М., 2000г. 12. Евсеев С. Русская народная полифония, М., 1960 13. Задерацкий В. Полифоническое мышление И.Стравинского, М.,1980 14. Задерацкий В. Полифония в инструментальных произведенияхД. Шостаковича М., 1969г. 15. Золотарев В. Фуга М., 1965 16. Истомин И. Мелодико-гармоническое строение русской народной песни М., 1985 17. История полифонии в семитомах /ред.Ливанова Т., Протопопов В., М., 1983… 18. Кастальский А. Основы народного многоголосия, М., 1948 19. Крупина Л. Фактурные модели и принципы фактурного развитияв инструментальных фугах Баха /сб.статей "Музыкальная фактура в аспекте стиля иформообразования», Воронеж, изд.ВГУ, 1992 г. 20. Крупина Л. Эволюция фуги. М., 2001 21. Кушнарев Х. О полифонии М., 1971 22. Левая Т. Полифония в крупных формах Хиндемита /сб.Полифония, М., 1985 23. Литинский Г. Образованиеимитаций строгого письма М., 1971 24. Лихачева И. 24 прелюдии и фуги Щедрина М., 1975 25. Михайленко А. О принципах строения фуг Танеева / Вопросы музыкальной формы вып. 3, М., 1977 26. Михайленко А. Фугирование формы в творчестве Бортнянского /Проблемы музыкальной науки, вып.4, М., 1985 27. Павлюченко С. Практическое руководство по контрапункту строгогописьма Л., 1963 28. Полифония: Сб. статей /сост. Южак К., М., 1985 29. Попеляш Л. Своеобразие имитационной техники в поздних сочинениях 30. Протопопов В. Очерки из истории инструментальных форм ХVI-начала XIX века М., 1979 31. Протопопов В. Принципы музыкальной формы И.С. Баха, М., 1986 32. Протопопов В. Ричеркар и канцона в ХVI-ХVII веках и их эволюция /сб. Вопросы музыкальной формы, вып.2, М., 1972 33. Пустыльник И. Практическое руководство к написанию канона Л., 1975 34. Пустыльник И. Хрестоматия по канону М., 1973 35. Ромадинова Д. Полифонический цикл Р.Щедрина, М., 1973 36. Рукавишников В. Полифония Моцарта М., 1981 37. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей М., 1973 38. Танеев С. Из научно-педагогического наследия, М., 1967 39. Танеев С. Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959 40. Теоретические наблюдения над историей музыки, сб.статей, М., 1978 41. Тюлин Ю. Искусство контрапункта М., 1964 42. Франтова О. О новых функциях полифонической фактуры /Проблемымузыкальной науки, вып.5 М., 1986 43. Чугаев А. Особенности строения клавирных фуг Баха. М., 1975 44. Южак К. Некоторые вопросы современной теории сложного контрапункта / Вопросы теории и эстетики музыки, вып.4. – М., 1990 45. Южак К. Некоторые особенности строения фуги И.С. Баха, М., 1965 46. Интернет-ресурсы: www.worldacthistory.com; www.renclassic.com; www.krugosvet.ru и др.
Вопросы Гос. экзамена
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.01 с.) |