Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бесконечный канон и каноническая секвенцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бесконечным (или «круговым») каноном называется такой канон, голоса которого через определенный промежуток времени возвращается к своему началу (на той же высоте). Если расстояние (во времени) между пропостой и риспостой равно расстоянию между риспостой и повторением пропосты, то образуется бесконечный канон первого разряда (или симметричный бесконечный канон). PR = RP1 В противном случае – второго разряда: abcabc … abcabc … Показатель бесконечного канона всегда равен удвоенному интервалу имитации. Iv = -2m, следовательно, показатель всегда четный. Применение бесконечного канона: 1. Постоянное возвращение делает форму подходящей для песен шуточного и бытового содержания. Народный обычай петь каноны с отдаленных времен был распространен в Англии, Франции, Нидерландах. Песенные каноны писали Гайдн, Бетховен, Шуберт и др. 2. Есть примеры использования бесконечного канона: в оперном ансамбле (Бетховен, «Фиделио» №3); в вариациях («Симфонические этюды», вар.IV); в инструментальных пьесах (Щедрин, Полифоническая тетрадь, №17); в разделах симфонии (Малер, Симфония №1, ч. III). 3. Часто используется как часть более крупного целого. В гомофонных формах – при изложении периода (Гайдн, Квартет № 76, ч. III); как прием разработки (Шуберт, Неоконченная симфония, ч. I, т. 122-129 на т. вступления); в кульминациях (Глинка, «Руслан и Людмила», кода Увертюра); в том числе остинатного характера – в сочинениях ХХ века (Прокофьев, «Огненный ангел», д.III ц.393); в качестве элемента фактуры (Скрябин, Симфония №3, ч. I, т. 73-76; Стравинский «Весна священная», ц.182). Некоторой статичностью бесконечного канона объясняется то, что он почти не применяется в фуге: среди исключений – начальное фугато в ч. I кантаты Танеева «Иоанн Дамаскин» (4-х гол.бесконечный канон). И.С.Бах, «Муз.приношение» № 4; Бетховен, Сон. №7, Largo (с. 45 т.) Брамс, Каноны ор. 113, № 8. Шопен, Баллада № 2; Мазурка С-dur, № 34 (лидийская), ср.ч. (II разряда).
Канонической секвенцией называется такая секвенция, между голосами которой образуется канон.
Если расстояние (во времени) канона вдвое меньше продолжительности звена секвенции, образуется каноническая секвенция первого разряда (или «симметричная»). И.С. Бахc/I (т. 9-10). В противном случае – (И.С. Бах, fis/I, т. 6-7) второго разряда. Показатель канонической секвенции первого разряда равен сумме интервалов между P и R и между R и P1 (со знаком минус)
Iv = - (PR) + (± RP1)
Применение канонической секвенции нормативно в неустойчивых построение: интермедиях фуги, сонатных разработках (Моцарт, Симф. g-moll, ч.IV); серединах (Чайковский, Симф. № 6, ч. I, Moderatomosso в побочной партии); ходах и связках (Мясковский, Симф. №5, ч. II 40, Танеев, симф. c-moll, ч. II, т. 29-33.
Канонической секвенции свойственна слитность, и в кантиленной музыке она нередко предстает как некая мелодическая избыточность, цветение (Мясковский, Симф. № 21, ц.1, 4, секв. 3-х гол.неточная). И.С. Бах, каноническая секвенция I разряда – фуга c/I – с 9 т. прел. e/II – c 23 т. фуга F/II – с 30 т., с 72 т. прел. Fis/II – c 29 т. фуга g/II – с 24 т. прел. A/II – с 1 т. прел. a/II – с 6 т. прел. B/II – с 59 т. фуга h/II – с 21 т. каноническая секвенция II разряда – фуга F/II – с 9 т. прел. es/I – с 20 т. Бетховен, соната № 16, ч. I (ф. 31 № 1), G-dur, с 93 т. (Iv = - 11). Моцарт, соната № 14 c-moll (к. 457) ч. 1, т. 168-173, Iv = - 30. Шопен, Мазурка cis-moll, № 41, кода.
Тема 5: Группа обратимых контрапунктов, их применение. Зеркальный контрапункт – вид сложного контрапункта, при котором производное соединение образуется путем обращения первоначального соединения (зеркально). Звук, который при обращении остается неизменным, называется центром или осью обращения. ┴ В строгом письме в качестве оси обращения избирается II ступень мажорного звукоряда или IV ступень натурального минора. Причина такого выбора – в обращенной мелодии сохраняются те же интервалы по величине, что и первоначальном соединении. Но здесь теряется ладовая окраска – минор превращается в мажор. В свободном письме в качестве оси обращения избирается обычно III ступень звукоряда (как в мажоре, так и в миноре); иногда – I ступень. Причина – стремление сохранить неизменными тонику лада и основные ладо-функциональные соотношения. Rectus (лат.) – прямой Inversus (лат). – обращенный. Обращение – простой, но действенный способ обновления, т.к. получается фактически новая, хотя и родственная благодаря сохранению ритма, мелодия. В однотемных формах эпохи барокко это важнейшее средство создания внутреннего контраста. Используется: в ричеркарах и фугах – И.С. Бах, d/I, dis/I, G/I, a/I, cis/II, b/II и др. Моцарт, фуга g-moll; в канонах и т.д. В гомофонных формах типично использование обращения для преобразования мотивов и развития тем: Чайковский, Симфония №4, ч. I, т. 253; Глазунов, Концерт для скрипки, ч.II, 46 (беск. канон). Концентрации тематизма служит противодвижение соединение мелодии с ее обращением: dis/II, т. 44-45; Чайковский, Симфония №6, ч. II, т. 17; Щедрин, Полифоническая тетрадь, №9. Применение обратимого контрапункта весьма многообразно. Мелодическое обновление, сочетаемое с контрапунктическим варьированием, выдвинуло обратимый контрапункт как важнейшее средство преобразования, особенно в однотемных формах, прежде всего в фуге. В ХТК это один из основных способов развития: встречается в контрэкспозиции фуги – G/I; в системе стретт – b/II; находит место в канонах –И.СБах, «Музыкальное приношение», №5; Моцарт, квинтет c-moll, ч. III, TrioalRovescio; в жигах –И.С.Бах, Английская сюита №6; в гомофонных формах. Взаимодействие обратимого и подвижного к-та: И,С.Бах, «Искусство фуги», ContrapunctusXII (4-х гол. зеркальный) и ContrapunctusXII (3-х гол. вертикально-обратимый). Моцарт, Фуга c-moll для струнных; Танеев, Фортепианный квартет ор.20, финал (неполный вертикально-обратимый); Прокофьев, соната №4, ч.II (то же); Равель, «Гробница Куперена», фуга; Шостакович, 24 прелюдии и фуги, Фуга E-dur; Щедрин, 24 прелюдии и фуги, №1 и 24.
Ракоходный контрапункт ракоход (лат. cancrizans), или ракоходное, возвратное, обратное движение – воспроизведение мелодии от конца к началу. Мелодия, прочитанная «наоборот» воспринимается как новая. Ракоходный контрапункт – вид сложного контрапункта, в котором производное соединение получается от воспроизведения в возвратном движении одной или чаще всех мелодий первоначального. Применение:
Рационалистический характер техники ракохода отвечал эстетическим нормам композиторов нидерландской школы: Дюфаи, Agnus из мессы «L’hommearme»; в старинной музыке: Гийом де Машо, ансамбль «Мой конец – мое начало»;
В 17 – первой половине 18в. используется редко. Изредка у И.С.Баха – «Муз.приношение» №3.
Есть несколько примеров ракохода в сочинениях венских классиков: Гайдн, Соната для скрипки и фортепиано № 33, A-dur, ч. II Моцарт, Канон для 2-х скрипок (Фраёнов, №18 / с.28) Бетховен, Соната № 29, ч. IV (двойная фуга) Моцарт, Симфония «Юпитер» ч. IV, реприза (Фраёнов, №20 / с. 31).
Значение этой техники возрастает в музыке ХХ века: Шенберг, «Лунный Пьеро», № 18(т. 10) Веберн, Симфония ор. 21, ч. II Хиндемит, Ludustonalis, Прелюдия и Постлюдия; FugainF (т. 30) Щедрин, Полифоническая тетрадь, № 8; Фортепианная соната, ч.II, последняя вариация (ракоходный канон) (Фраёнов, № 212 / с. 205).
Тема 6: Особенности трехголосия свободного письма. Сложный контрапункт в 3-х голосии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.006 с.) |