Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностно-социальная (интегратнвная) концепция воспитания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В трактовках сущности человека и природы его развития можно выделить третье направление, которое признает взаимосвязь двух основ в развитии человека: биологической и социальной. Это направление можно назвать интегративным, объединяющим. Одним из первых в отечественной педагогике, кто предпринял попытку описать механизм взаимодействия внешнего и внутреннего, был П.Ф. Каптерев. Опередив в этом отношении поиски Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна, Каптерев задавал вопрос, который и сегодня является злободневным и дискуссионным: могут ли внешние факторы вызвать изменение внутреннего потенциала личности, и если да, то, как совершается этот процесс? Он признавал значительное влияние «внешней среды* и актуализировал ее роль как стимул собственной деятельности. Обоснование двойственной естественно-культурной (биолого-социальной) природы человека можно найти у австрийского психолога В. Франкла. Он утверждает: «Человек вообще является человеком тогда и поскольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия» [37, с. 111]. Здесь Франкл называет важнейшую характеристику человека — трансцендентность. «Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле... — пишет Франкл, — но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно так же человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе... Эта возможность и есть существование, а существовать — значит постоянно выходить за пределы самого себя» [там же, с. 93]. В русле гармонии биологического и социального в развитии личности находятся взгляды Э.Фромма, виднейшего представителя неофрейдизма, который писал, что человеческая натура — это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий, это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами. В современной отечественной психологии В. А. Петровский устанавливает, что без другого человека никакое собственное развитие индивида, очевидно, не происходит. Он предлагает концепцию персонализации, согласно которой личностное в человеке существует не только в самом человеке (внутреннем пространстве его бытия) и даже не только «между» ним и другими людьми, но и в пространстве жизни другого человека (других людей). Научная обоснованность и эффективность любой воспитательной системы определяется соблюдением согласованности представлений о сущности человека и адекватным этой сущности целью содержанием и методами воспитательного процесса. Соответственно двойственной (биолого-социальной) природе человека процесс воспитания должен строиться на основе синтеза антропоцентрического и социоцентри чес кого подходов. Необходимость интеграции в воспитании элементов различных (в том числе противоположных) концепций подтверждается полипарадигмаль-ным характером современной педагогики и образования. Суть его заключается в построении педагогических теорий, а соответственно и практики обучения и воспитания на основе нескольких методологий, вплоть до взаимоисключающих. Концепцию воспитания, построенную на основе конструктивного синтеза подхода, исходящего из природных данных человека, с одной стороны, и подхода с приоритетом внешних социальных параметров — с другой, можно назвать личностно-социальной. Конструктивный синтез предполагает, что интеграция различных элементов (в том числе и противоположных) происходит осознанно и системно, а результатом ее выступает новое качество. Сущностью такого интегративного воспитания является объединение в воспитании двух механизмов воспитательного процесса: 1) персонализированные {личностные) отношения (микроуровень), в которых характер и интенсивность развития субъектов воспитания (педагога и воспитанников) зависит от их личностных особенностей и от вида отношений (они должны быть «помогающими»); 2) система социально ориентированных отношений (макроуровень), формой организации которых является коллектив (гуманное организованное сообщество), связанный с социумом разнообразными зависимостями. Система отношений коллектива обеспечивает приобретение каждым его членом опыта «быть личностью» того или иного общества или общности. Двойственность механизма воспитания позволяет развивать личность педагога или воспитанника в единстве выявления ее индивидуальности (персонализированные отношения) и социального становления (система социально значимых отношений). Реальный процесс воспитания человека происходит целостно, личностный подход (первый механизм) и включение субъектов воспитания в систему социальных отношений (второй механизм) осуществляются одновременно, дополняя друг друга. Интегративный подход в воспитании восходит к традиции отечественной педагогики, провозглашенной еще К.Д.Ушинским, который писал: «Мы не стеснялись брать его (факт) у Гегеля или гегельянцев... Мы не стеснялись также заимствовать и у материалистов... Мы отовсюду брали, что нам казалось верным и ясным, никогда не стесняясь тем, какое имя носит источник...» [35, с. 29, 30]. Абсолютизация только одного фактора в развитии личности — психоорганического (внутреннего) или социального (внешнего) — не способствует целостному развитию личности. Воспитание, построенное на одной психологической теории (например, на основе гуманистической психологии — антропоцентрическая модель воспитания, или на основе бихевиористской психологии — социоцентрическая модель воспитания), является по тому или другому критерию неэффективным (см. табл. 1). Любая теория имеет сильные и слабые стороны, а разнообразие педагогических задач, психических особенностей детей, их субъектного опыта так велико, что нельзя решить все задачи успешно и адекватно с помощью односторонне ориентированных психологических и педагогических средств. Интегративная, личностно-социальная концепция воспитания лежит в основе педагогических систем таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко и В.А.Сухомлинский. В своей воспитательной практике они исходили из представлений о целостной природе человека (которая характеризуется единством социального и природного) и целостной природе воспитательного процесса.
Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.01 с.) |