Сравнительные характеристики антропоцентрической и социоцентрнческой моделей воспитательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительные характеристики антропоцентрической и социоцентрнческой моделей воспитательной деятельности



 

 Параметры

Цель Характер Достоинства Слабости  

Модели

  отношений      
  педагога и      
  воспитанников      
         

Социо-

«Модель Субъскт- Четкость целей Отчужденность  

Центри-

личности* объект- воспитания; содержания и  

Чсская

в форме ныс от- высокая техно- самой деятельно-  
социаль- ношения логичность; сти от субъектов  
ного   возможность воспитания;  

 

заказа   прогнозирования ограниченные  

 

    воспитательного возможности для  

 

    процесса развития лично-  

 

      стных свойств;  

 

      мало возможно-  
          стей для разви-  

 

      тия индивидуаль-  

 

      ности субъектов  

 

      воспитания  

Антро-

Целост- Субъект- Развитие инди- Нечеткость целей  

Поцент-

ная само- субъект- видуальности воспитания;  

Риче-

реализу- ные от- педагогов и неопределенность  

Ская

ющаяся ношения воспитанников; воспитательного  
личность   развитие свобо- процесса (его  
    ды, ответствен- зависимость от  

 

    ности, творче- личностных  

 

    ского потенциа- качеств педагога)  

 

    ла и других лич-    

 

    ностных качеств    

 

    субъектов воспи-    

 

    тания    
             

 

 

Вопросы для размышления

1. Как вы относитесь к утверждению: «Самое лучшее воспитание — это отсутствие воспитания»?

2. Выявите содержание различных подходов к понятию «социализация личности».

3. Определите, в чем проявляется двойственный характер воспитания в узком смысле.

4.Л.Н.Толстой определил воспитание детей как «самосовершенство­вание, которому ничто не помогает столько, как дети, все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них». Как вы понимаете эти слова великого писателя?

5. Раскройте, в чем заключается деятельностный характер воспитания.

6.Как вы думаете, почему различные модификации концепций воспи­тания, лежащие в русле теорий «свободного воспитания» (антропоцент­рический подход), несмотря на их привлекательность, не являются рас­пространенными в нашей массовой школе?

7. Что вы считаете сильными сторонами советского (социоцентроиче-ского) воспитания, что можно возродить сегодня?                                                                                                                          

8. Сегодня педагогика, так же как и психология, имеет полипарадиг-мальный характер. Как вы это понимаете?

9.Раскройте двойственный характер механизма воспитательного про­цесса в интегративной личностно-социальной концепции воспитания.

10. В чем, на ваш взгляд, преимущества личностно-социального (ин-тегративного) подхода к воспитанию по сравнению с антропоцентриче­ским и социоцентрическим подходами?

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

ПРАКТИКУМ

Задание 1                                                                                                                                                                                                                                                     

Прочтите высказывания В.А.Караковского, директора школы № 825 г. Москвы о том, что должно быть в воспитании.

Десять заповедей воспитания

1.  Главная цель воспитания — счастливый человек.

2. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.

3. Воспитание без уважения-подавления.

4.  Мерой воспитанности является интеллигентность — антипод хамству, невежеству, жлобству.

5.Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, нико­гда не предавай своих детей.

9. Воспитание должно быть системным. Не ищи волшебной палочки.

10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

 

 Аналогично приведенным утверждениям сформулируйте десять «нельзя» в воспитании.

 

Задание 2

Хотите ли вы заниматься воспитанием? Оцените свой ответ на приве­денные вопросы баллами от 0 до 10.

1.  Испытываете ли вы потребность в общении с детьми?

2.  Бывают ли у вас такие ситуации: вы читаете книгу, воспринимаете ка­кие-либо факты и явления, и у вас появляется желание рассказать обэтом другим людям?

3.    Возникает ли у вас желание воспитывать при одной мысли о детях, общении с ними?

4.    Можете ли вы преодолеть раздражение по отношению к людям?

5.  Интересно ли вам играть с детьми?

6.   Есть ли у вас стремление в нейтральной ситуации (в троллейбусе, на улице и т.п.), наблюдая за ребенком, оценить и понять его состояние?

7.   Если вам приходится рассердиться на человека, то надолго ли сохра­няется ваш гнев?

Степень вашего желания быть воспитателем будет тем больше, чем бли­же количество набранных вами баллов к максимуму — 70 баллам.

 

Задание 3

Сравните два тезиса:

«Ребенок существует для школы».

«Школа существует для ребенка».

Согласны ли вы с каким-то их них или можете предложить свой тезис?

Задание 4

Согласны пи вы со следующим утверждением Л.Н.Толстого: «...свобода есть необходимое условие всякого истинного образования (он считал, что воспитание и образование нераздельны) как для учащихся, так и для уча­щих... то есть и угрозы наказаний и обещания наград (прав и т. п.)... не толь­ко не содействуют, но более всего мешают истинному образованию».

(О воспитании: Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. — М., 1974. —С. 351.)


1 См. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 Т., Т.1. М.,1993. С.165.

[2] См. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия //Классный руководитель. 2002.№ 5. С.4.

[3] Примечание. Эта систематизация проведена на основе материалов Т.Н. Мальковской.

[4] См. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб.1895.Т.1.С.11.

 

[5] См. Кабуш В.Т. Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск. 2000. С.8.

 

[6] См. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа. 1996.-160 с. С.41-46.

 

[7] Духовность – 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов

[8] См. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.,1998.С.7.

 

[9] Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону.1991. С.3,

 

[10] См.Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара 1997. С. 6-60

[11] Концепция духовно-нравственного воспитания школьников.Проект 2009.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.013 с.)