Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный подход к воспитанию
Для нас весьма существенным является еще один взгляд на воспитание. В последние годы особо устойчиво используется словосочетание воспитательная система, то есть, воспитание рассматривается как сложная динамическая система. Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе существуют с древних времен. Их возникновение и развитие связаны с именами таких известных философов и ученых, как Аристотель, Платон, Б.Спиноза, И.Кант, Г.Гегель, В.Шелинг, К.Маркс, Ф.Энгельс, Ч.Дарвин, Д.И.Менделеев, Л.С.Выготский и др. Однако признаным научным направлением системный подход стал лишь в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ столетия. Его основателем считают австрийского биолога Л.фон Бергаланфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем на философском семинаре в Чикагском университете. Использование понятия система правомерно, если исследователь или практики видят в каком-то явлении: отдельные элементы, связи между этими элементами, качества этого явления как целого, взаимодействия этого явления с другими явлениями, его окружающими, т.е. со средой. Представляется очевидной необходимость использования системного подхода в педагогической науке и практике ведь педагоги постоянно находятся и действуют в мире систем. К числу окружающих педагога систем в первую очередь следует отнести личность учащегося, ученический и учительский коллективы, природную и социальную среду. Задолго до появления понятия «системный подход», педагоги-ученые и практики пытались овладеть системным стилем мышления и действий. Например, А.С.Макаренко сформулировал ряд положений, которые можно включить в современную концепцию воспитательных систем: - «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»; - «отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»; - «там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса»; - «решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод целой школы, а организация школы, коллектива и организации воспитательного процесса». Если мы рассматриваем воспитание как систему, то предполагается, что каждый компонент этой системы в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты.
Согласно принципу иерархичности систем, любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему и в то же время, будучи системным образованием, выступает в роли элемента более широких систем. Любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии со средой. Наблюдать и изучать элементы системы возможно лишь в том случае, когда мы увидим элементы и систему в действии. А это значит, что необходимо зафиксировать их участие в процессе, то есть в непрерывном изменении во времени. Вот почему процесс воспитания рассматривается как динамическая система. Рассмотреть процесс воспитания в динамике – значит определить, как он зарождается, развивается и каковы пути его дальнейшего развития в будущем. Различные системы и структуры можно получить, применив соответствующие критерии выделения (обособления). Критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе, множество. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач; содержания воспитательного процесса; взаимодействия воспитателей и воспитанников; применяемых методов, форм воспитательной деятельности; этапов (стадий) развития процесса во времени и др.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.006 с.) |