Системный подход к воспитанию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к воспитанию



Для нас весьма существенным является еще один взгляд на воспитание.

В последние годы особо устойчиво используется словосочетание воспитательная система, то есть, воспитание рассматривается как сложная динамическая система.

Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе существуют с древних времен. Их возникновение и развитие связаны с именами таких известных философов и ученых, как Аристотель, Платон, Б.Спиноза, И.Кант, Г.Гегель, В.Шелинг, К.Маркс, Ф.Энгельс, Ч.Дарвин, Д.И.Менделеев, Л.С.Выготский и др. Однако признаным научным направлением системный подход стал лишь в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ столетия. Его основателем считают австрийского биолога Л.фон Бергаланфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем на философском семинаре в Чикагском университете.

Использование понятия система правомерно, если исследователь или практики видят в каком-то явлении: отдельные элементы, связи между этими элементами, качества этого явления как целого, взаимодействия этого явления с другими явлениями, его окружающими, т.е. со средой.

Представляется очевидной необходимость использования системного подхода в педагогической науке и практике ведь педагоги постоянно находятся и действуют в мире систем.

К числу окружающих педагога систем в первую очередь следует отнести личность учащегося, ученический и учительский коллективы, природную и социальную среду. Задолго до появления понятия «системный подход», педагоги-ученые и практики пытались овладеть системным стилем мышления и действий.

Например, А.С.Макаренко сформулировал ряд положений, которые можно включить в современную концепцию воспитательных систем:

- «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»;

- «отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»;

- «там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса»;

- «решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод целой школы, а организация школы, коллектива и организации воспитательного процесса». Если мы рассматриваем воспитание как систему, то предполагается, что каждый компонент этой системы в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты.

Согласно принципу иерархичности систем, любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему и в то же время, будучи системным образованием, выступает в роли элемента более широких систем.

Любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии со средой. Наблюдать и изучать элементы системы возможно лишь в том случае, когда мы увидим элементы и систему в действии. А это значит, что необходимо зафиксировать их участие в процессе, то есть в непрерывном изменении во времени.

Вот почему процесс воспитания рассматривается как динамическая система. Рассмотреть процесс воспитания в динамике – значит определить, как он зарождается, развивается и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.

Различные системы и структуры можно получить, применив соответствующие критерии выделения (обособления).

Критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе, множество. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям:

  целей и задач;

 содержания воспитательного процесса;

 взаимодействия воспитателей и воспитанников;

 применяемых методов, форм воспитательной деятельности; этапов (стадий) развития процесса во времени и др.      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.006 с.)