![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Но личность вырабатывает способы уменьшения этого напряжения – это разнообразные «защитные механизмы» психологической защиты.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет работы педагога – воспитателя в рамках психоаналитического понимания личности - психологические защиты личности как формы воздействия ОНО, Я, СВЕРХ-Я. Альфред Адлер – тоже австрийский психолог, любимый ученик З.Фрейда, создал индивидуальную психологию. По Адлеру – движущейся силой развития личности является стремление человека к превосходству, успеху, достижениям, совершенству. Уровень такого развития – чувство общности, которое рассматривается как желание сотрудничать с людьми во имя общих целей. Негативный вариант развития, по Адлеру –формирование и закрепление, начиная с детства, «комплекса неполноценности, неуспешности». Исходя из данных представлений о личности, Предметом воспитания во внешнем плане, является создание условий для достижения и развития чувства общности. Во внутриличностном плане – поддержка развития чувства полноценности и принятия на этой основе себя.
Карл Юнг - еще один убежавший от Фрейда знаменитый ученик. Автор концепции аналитической психологии. По Юнгу – личность имеет весьма сложное строение, включающее такие сложные части, как: - Я (сознание человека), - Персона (представление себя миру), - Тень (вытеснение в бессознательное поле латентного, непризнаваемого мною), - Анима (установка, настройка на ласку, нежность), - Анимус (установка на непререкаемость, авторитетность суждений), - Самость (стремление к целостности, гармоничности личности, самопознанию смысла жизни). Развитие личности есть развитие самости как обьединения, гармонизации сознательного и бессознательного в человеке. Это развитие проходит стадии: раскрытие Я миру, познания и принятия своей тени, внутреннего диалога с анимой и анимусом и, наконец, становление самости. Предмет воспитания, с точки зрения «аналитической психологии» - поэтапно возникающие темы обогащения, усложнения человеческого Я в их тенденции к целостности и гармонизации. Абрахам Маслоу - американский психолог середины 20-го века - один из создателей направления - гуманистической психологии. По Маслоу - личность человека - это неповторимая уникальная целостность с заложенными изначально, с рождения, потенциалом, способностью к саморазвитию как реализация своей человеческой сущности.
В терминах Маслоу эта реализация есть стремление и процесс самоактуализации, проявление творческих возможностей человека. Потребность к самоактуализации возрастает, становится приоритетной при последовательном удовлетворении потребностей более низших рычагов: - физиологических потребностей (голод, жажда, сексуальность), - потребность в безопасности (защита от боли, страха, неустроенности), - потребность в социальных связях (любви, идентификации), - потребность в самоутверждении (достижение успеха в одобрении), - потребность в самоактуализации (реализация собственных возможностей и способностей). Предмет воспитания, если идти за Маслоу - это развивающиеся способности воспитанника, а путь – создание условий для удовлетворения потребностей соответствующего уровня, ранга.
К. Роджерс - американский психолог второй половины 20-го века, один из лидеров гуманистической психологии. По К. Роджерсу – личность есть уникальность и безусловная ценность. В личность заложен потенциал к саморазвитию. Но главная линия саморазвития, по Роджерсу, не реализация творческих потенциалов человека, а укрепление веры, доверия к себе, повышение самоуважения и, этим самым, сближение с идеальным Я. Предмет воспитания, согласно Роджерсу, - Я школьника (его представление о себе и отношение к себе), а стратегическая линия - свои возможности. Среди отечественных психологов, разрабатывавших теории личности, особое место занимает А.Н.Леонтьев, который развил деятельностный подход к пониманию психики. Деятельностный подход основан на марксистском понимании личности как социальной характеристики человека, приобретенной в его собственной активности, то есть, в деятельности. Личность – это система деятельности человека, а ее ядро, глубинная характеристика – сфера мотивов и потребностей человека в их соотношении с целью. Причем это соотношение (оно называется личностным смыслом) не всегда осознается человеком. Мотивы, потребности, личностные смыслы приобретаются в деятельности. Следовательно, предмет воспитания, с точки зрения деятельностной психологии – мотивы школьника в их соотношении с целью. Путь – организация деятельности, создающей изменение мотивов.
Деятельностный подход к воспитанию лежит в основе воспитательного процесса. В деятельности складывается общение школьника с людьми, с которыми он вступает в многообразие межличностных отношений (это важнейшая форма его социальной жизни и основа нравственного становления). Деятельность позволяет успешно руководить процессом развития личности. В деятельности происходит развитие и социализация личности ребенка. Через деятельность возможно эффективно управлять процессом воспитания. Так как воспитание происходит в деятельности, воспитатель может моделировать деятельность, в которой возможно развивать личность.
Существует и другой подход к пониманию личности, основанный на марксистской трактовке человека (В.Н.Мясищев, А.А.Бодалев). По В.Н.Мясищеву, личность – это система отношений с людьми, с миром, с самим собой. В этом случае предметом в оспитания являются отношения школьника. Путь – общение, в том числе, общение в деятельности.
В педагогической психологии существует развитие «отношенческих идей» (автор. А.В.Мудрик). Личность – это система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Отношение к миру - это личностная и индивидуальная картинка мира, складывающаяся у школьника. Отношение с миром - это деятельное проявление интересов школьников, его реализации себя в мире. Отношение к себе – представление щкольника о себе, а также его самооценка. Отношение с собой – это формирующееся в процессе понимания себя и «диалога» самооценок, принятия себя школьником, его самоуважение. Деятельностный, личностно-деятельностный и отношенческий подходы к воспитанию вытекают из самой закономерности воспитания – развитие личности в деятельности и общении. Что общего в этих концепциях, кроме известных признаков – интегративность, динамичность, социальность. Это следующие характеристики: - развивающаяся сфера мотивов и потребностей школьника: образ, концепция его Я; - личностная, индивидуальная картина мира с соответствующими приоритетами – ценностями и отношениями; - общение и деятельность как формы реализации личности воспитанника. Рассмотрев различные представления о личности, мы можем сделать важный вывод: если воспитание - это целенаправленное влияние на развитие личности учащегося, понимаемой как сложное образование человека, то весьма важно уяснить, что же вкладывается в понятие «личность» в каждом конкретном случае. Это позволяет планировать и осуществлять личностно ориентированное воспитание на деле, а не на словах.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.227 (0.011 с.) |