Но личность вырабатывает способы уменьшения этого напряжения – это разнообразные «защитные механизмы» психологической защиты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Но личность вырабатывает способы уменьшения этого напряжения – это разнообразные «защитные механизмы» психологической защиты.



Предмет работы педагога – воспитателя в рамках психоаналитического понимания личности - психологические защиты личности как формы воздействия ОНО, Я, СВЕРХ-Я.

Альфред Адлер – тоже австрийский психолог, любимый ученик З.Фрейда, создал индивидуальную психологию. По Адлеру – движущейся силой развития личности является стремление человека к превосходству, успеху, достижениям, совершенству.

Уровень такого развития – чувство общности, которое рассматривается как желание сотрудничать с людьми во имя общих целей. Негативный вариант развития, по Адлеру –формирование и закрепление, начиная с детства, «комплекса неполноценности, неуспешности».

Исходя из данных представлений о личности,

Предметом воспитания во внешнем плане, является создание условий для достижения и развития чувства общности. Во внутриличностном плане – поддержка развития чувства полноценности и принятия на этой основе себя.

 

Карл Юнг - еще один убежавший от Фрейда знаменитый ученик.

Автор концепции аналитической психологии. По Юнгу – личность

имеет весьма сложное строение, включающее такие сложные части, как:

  - Я (сознание человека),

  - Персона (представление себя миру),

  - Тень (вытеснение в бессознательное поле латентного, непризнаваемого мною),

- Анима (установка, настройка на ласку, нежность),

- Анимус (установка на непререкаемость, авторитетность суждений),

   - Самость (стремление к целостности, гармоничности личности, самопознанию смысла жизни).

Развитие личности есть развитие самости как обьединения, гармонизации сознательного и бессознательного в человеке.

Это развитие проходит стадии: раскрытие Я миру, познания и принятия своей

тени, внутреннего диалога с анимой и анимусом и, наконец, становление самости.

Предмет воспитания, с точки зрения «аналитической психологии» - поэтапно возникающие темы обогащения, усложнения человеческого Я в их тенденции к целостности и гармонизации.

 Абрахам Маслоу - американский психолог середины 20-го века - один из создателей направления - гуманистической психологии.   

По Маслоу - личность человека - это неповторимая уникальная целостность с заложенными изначально, с рождения, потенциалом, способностью к саморазвитию как реализация своей человеческой сущности.

В терминах Маслоу эта реализация есть стремление и процесс самоактуализации, проявление творческих возможностей человека.

Потребность к самоактуализации возрастает, становится приоритетной при последовательном удовлетворении потребностей более низших рычагов:

- физиологических потребностей (голод, жажда, сексуальность),

- потребность в безопасности (защита от боли, страха, неустроенности),

- потребность в социальных связях (любви, идентификации),

- потребность в самоутверждении (достижение успеха в одобрении),

- потребность в самоактуализации (реализация собственных возможностей и способностей).

Предмет воспитания, если идти за Маслоу - это развивающиеся способности воспитанника, а путь – создание условий для удовлетворения потребностей соответствующего уровня, ранга.

 

К. Роджерс - американский психолог второй половины 20-го века,

один из лидеров гуманистической психологии.

По К. Роджерсуличность есть уникальность и безусловная ценность. В личность заложен потенциал к саморазвитию. Но главная линия саморазвития, по Роджерсу, не реализация творческих потенциалов человека, а укрепление веры, доверия к себе, повышение самоуважения и, этим самым, сближение с идеальным Я.

Предмет воспитания, согласно Роджерсу, - Я школьника (его представление о себе и отношение к себе), а стратегическая линия - свои возможности.

Среди отечественных психологов, разрабатывавших теории личности, особое место занимает А.Н.Леонтьев, который развил деятельностный подход к пониманию психики.

Деятельностный подход основан на марксистском понимании личности как социальной характеристики человека, приобретенной в его собственной активности, то есть, в деятельности.

Личность – это система деятельности человека, а ее ядро, глубинная характеристика – сфера мотивов и потребностей человека в их соотношении с целью. Причем это соотношение (оно называется личностным смыслом) не всегда осознается человеком. Мотивы, потребности, личностные смыслы приобретаются в деятельности. Следовательно, предмет воспитания, с точки зрения деятельностной психологии – мотивы школьника в их соотношении с целью.

Путь – организация деятельности, создающей изменение мотивов.

Деятельностный подход к воспитанию лежит в основе воспитательного процесса. В деятельности складывается общение школьника с людьми, с которыми он вступает в многообразие межличностных отношений (это важнейшая форма его социальной жизни и основа нравственного становления).

Деятельность позволяет успешно руководить процессом развития личности.

В деятельности происходит развитие и социализация личности ребенка.

Через деятельность возможно эффективно управлять процессом воспитания. Так как воспитание происходит в деятельности, воспитатель может моделировать деятельность, в которой возможно развивать личность.

 

Существует и другой подход к пониманию личности, основанный на марксистской трактовке человека (В.Н.Мясищев, А.А.Бодалев).  

По В.Н.Мясищеву, личность это система отношений с людьми, с миром, с самим собой.

В этом случае предметом в оспитания являются отношения школьника. Путь – общение, в том числе, общение в деятельности.

 

 В педагогической психологии существует развитие «отношенческих идей» (автор. А.В.Мудрик). Личность – это система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.

Отношение к миру - это личностная и индивидуальная картинка мира, складывающаяся у школьника.

Отношение с миром - это деятельное проявление интересов школьников, его реализации себя в мире.

Отношение к себе – представление щкольника о себе, а также его самооценка.

Отношение с собой – это формирующееся в процессе понимания себя и «диалога» самооценок, принятия себя школьником, его самоуважение.

Деятельностный, личностно-деятельностный и отношенческий подходы к воспитанию вытекают из самой закономерности воспитания – развитие личности в деятельности и общении.

Что общего в этих концепциях, кроме известных признаков – интегративность, динамичность, социальность.

Это следующие характеристики:

- развивающаяся сфера мотивов и потребностей школьника: образ, концепция его Я;

- личностная, индивидуальная картина мира с соответствующими

приоритетами – ценностями и отношениями;

- общение и деятельность как формы реализации личности воспитанника.

Рассмотрев различные представления о личности, мы можем сделать важный вывод:

если воспитание - это целенаправленное влияние на развитие личности учащегося, понимаемой как сложное образование человека, то весьма важно уяснить, что же вкладывается в понятие «личность» в каждом конкретном случае. Это позволяет планировать и осуществлять личностно ориентированное воспитание на деле, а не на словах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.01 с.)