Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Но личность вырабатывает способы уменьшения этого напряжения – это разнообразные «защитные механизмы» психологической защиты.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет работы педагога – воспитателя в рамках психоаналитического понимания личности - психологические защиты личности как формы воздействия ОНО, Я, СВЕРХ-Я. Альфред Адлер – тоже австрийский психолог, любимый ученик З.Фрейда, создал индивидуальную психологию. По Адлеру – движущейся силой развития личности является стремление человека к превосходству, успеху, достижениям, совершенству. Уровень такого развития – чувство общности, которое рассматривается как желание сотрудничать с людьми во имя общих целей. Негативный вариант развития, по Адлеру –формирование и закрепление, начиная с детства, «комплекса неполноценности, неуспешности». Исходя из данных представлений о личности, Предметом воспитания во внешнем плане, является создание условий для достижения и развития чувства общности. Во внутриличностном плане – поддержка развития чувства полноценности и принятия на этой основе себя.
Карл Юнг - еще один убежавший от Фрейда знаменитый ученик. Автор концепции аналитической психологии. По Юнгу – личность имеет весьма сложное строение, включающее такие сложные части, как: - Я (сознание человека), - Персона (представление себя миру), - Тень (вытеснение в бессознательное поле латентного, непризнаваемого мною), - Анима (установка, настройка на ласку, нежность), - Анимус (установка на непререкаемость, авторитетность суждений), - Самость (стремление к целостности, гармоничности личности, самопознанию смысла жизни). Развитие личности есть развитие самости как обьединения, гармонизации сознательного и бессознательного в человеке. Это развитие проходит стадии: раскрытие Я миру, познания и принятия своей тени, внутреннего диалога с анимой и анимусом и, наконец, становление самости. Предмет воспитания, с точки зрения «аналитической психологии» - поэтапно возникающие темы обогащения, усложнения человеческого Я в их тенденции к целостности и гармонизации. Абрахам Маслоу - американский психолог середины 20-го века - один из создателей направления - гуманистической психологии. По Маслоу - личность человека - это неповторимая уникальная целостность с заложенными изначально, с рождения, потенциалом, способностью к саморазвитию как реализация своей человеческой сущности. В терминах Маслоу эта реализация есть стремление и процесс самоактуализации, проявление творческих возможностей человека. Потребность к самоактуализации возрастает, становится приоритетной при последовательном удовлетворении потребностей более низших рычагов: - физиологических потребностей (голод, жажда, сексуальность), - потребность в безопасности (защита от боли, страха, неустроенности), - потребность в социальных связях (любви, идентификации), - потребность в самоутверждении (достижение успеха в одобрении), - потребность в самоактуализации (реализация собственных возможностей и способностей). Предмет воспитания, если идти за Маслоу - это развивающиеся способности воспитанника, а путь – создание условий для удовлетворения потребностей соответствующего уровня, ранга.
К. Роджерс - американский психолог второй половины 20-го века, один из лидеров гуманистической психологии. По К. Роджерсу – личность есть уникальность и безусловная ценность. В личность заложен потенциал к саморазвитию. Но главная линия саморазвития, по Роджерсу, не реализация творческих потенциалов человека, а укрепление веры, доверия к себе, повышение самоуважения и, этим самым, сближение с идеальным Я. Предмет воспитания, согласно Роджерсу, - Я школьника (его представление о себе и отношение к себе), а стратегическая линия - свои возможности. Среди отечественных психологов, разрабатывавших теории личности, особое место занимает А.Н.Леонтьев, который развил деятельностный подход к пониманию психики. Деятельностный подход основан на марксистском понимании личности как социальной характеристики человека, приобретенной в его собственной активности, то есть, в деятельности. Личность – это система деятельности человека, а ее ядро, глубинная характеристика – сфера мотивов и потребностей человека в их соотношении с целью. Причем это соотношение (оно называется личностным смыслом) не всегда осознается человеком. Мотивы, потребности, личностные смыслы приобретаются в деятельности. Следовательно, предмет воспитания, с точки зрения деятельностной психологии – мотивы школьника в их соотношении с целью. Путь – организация деятельности, создающей изменение мотивов. Деятельностный подход к воспитанию лежит в основе воспитательного процесса. В деятельности складывается общение школьника с людьми, с которыми он вступает в многообразие межличностных отношений (это важнейшая форма его социальной жизни и основа нравственного становления). Деятельность позволяет успешно руководить процессом развития личности. В деятельности происходит развитие и социализация личности ребенка. Через деятельность возможно эффективно управлять процессом воспитания. Так как воспитание происходит в деятельности, воспитатель может моделировать деятельность, в которой возможно развивать личность.
Существует и другой подход к пониманию личности, основанный на марксистской трактовке человека (В.Н.Мясищев, А.А.Бодалев). По В.Н.Мясищеву, личность – это система отношений с людьми, с миром, с самим собой. В этом случае предметом в оспитания являются отношения школьника. Путь – общение, в том числе, общение в деятельности.
В педагогической психологии существует развитие «отношенческих идей» (автор. А.В.Мудрик). Личность – это система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Отношение к миру - это личностная и индивидуальная картинка мира, складывающаяся у школьника. Отношение с миром - это деятельное проявление интересов школьников, его реализации себя в мире. Отношение к себе – представление щкольника о себе, а также его самооценка. Отношение с собой – это формирующееся в процессе понимания себя и «диалога» самооценок, принятия себя школьником, его самоуважение. Деятельностный, личностно-деятельностный и отношенческий подходы к воспитанию вытекают из самой закономерности воспитания – развитие личности в деятельности и общении. Что общего в этих концепциях, кроме известных признаков – интегративность, динамичность, социальность. Это следующие характеристики: - развивающаяся сфера мотивов и потребностей школьника: образ, концепция его Я; - личностная, индивидуальная картина мира с соответствующими приоритетами – ценностями и отношениями; - общение и деятельность как формы реализации личности воспитанника. Рассмотрев различные представления о личности, мы можем сделать важный вывод: если воспитание - это целенаправленное влияние на развитие личности учащегося, понимаемой как сложное образование человека, то весьма важно уяснить, что же вкладывается в понятие «личность» в каждом конкретном случае. Это позволяет планировать и осуществлять личностно ориентированное воспитание на деле, а не на словах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.01 с.) |