Природные нравственно-эстетические и экологические, индивидуально-личностные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природные нравственно-эстетические и экологические, индивидуально-личностные.



 Вопросу обоснования и определения общечеловеческих ценностей уделял внимание В.А.Караковский.

Он предлагает отнести к наболее важным общечеловеческим ценностям – Человека (как абсолютную ценность ), Семью, Труд, Знания, Культуру, Отечество, Землю, Мир. Несмотря на то, что проблема ценностей в воспитании активно разрабатывается в современной педагогике, она остается открытой.

Как же относиться к ценностному подходу в воспитании? На наш взгляд, если воспитание будет ориентированно на то, что в эпицентре ценностных ориентаций развивающейся личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Добро, Истина, Красота, т.е. наш воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну».

 Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».[11]

Выводы:

Так что же такое воспитание как педагогическое явление? Можно ли сейчас дать исчерпывающий ответ на этот вопрос? Вполне определенно мы можем сказать, что во всей глубине ответить на этот вопрос невозможно и в настоящее время, и в будущем, потому что нельзя объять необъятное. Однако нам представляется, что изложенная информация позволит нам более конкретно определить пути воспитательной деятельности педагогов в условиях современного образовательного учреждения.

 

****

      Мы попытались представить существующие взгляды на воспитание, конечно же, осознавая, что это лишь некоторое представление об этом уникальном педагогическом явлении.

 

Какую же стратегию избрать педагогу-практику на фоне этого многообразия позиций? Историко-культурный анализ обнаруживает существование в воспитательном опыте человечества несколько основных социокультурных моделей воспитания, каждая из которых требует своей стратегии организации воспитательной деятельности.

Условно их можно разделить на:

традиционны е, в рамках которых осуществляется этническое, религиозное, духовное воспитание;

социально-адаптирующие, ориентированные на то, чтобы с по­мощью общественно-государственных институтов вписать воспи­танников в социальный контекст;

педоцентрические, выдвигающие на первый план внутренние потребности и интересы ребенка;

диалоговые, обеспечивающие сотрудничество участников вос­питательного процесса.

См. Воспитательная деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова / Под. Общ ред. В.А.Сластенина,3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336с. С. 8-13.

 Весьма продуктивной в воспитательном плане во все времена была и остается модель, в которой педагогические отношения строятся на основе семейных, национальных, клановых, сослов­ных и иных традиций. Ведущим фактором здесь выступает воспро­изведение принципов жизни и ценностей определенной социаль­ной общности. Смыслом воспитательной деятельности становятся их трансляция потомству, приобщение к эталонным образцам по­ведения и отношений, сложившихся на протяжении длительного периода времени. Ярким примером такой модели служат много­образные варианты национального и религиозного воспитания, системы воспитания рыцарей и самураев, различные виды духов­ных практик.

Для традиционной модели характерны связи по принципу «отцы—дети», основанные на разнице в возрасте, опыте, направ­ленные на воспроизведение нормативных образцов поведения. Тради­ционная модель продуктивна там и тогда, где и когда в социуме сильны национальные, семейные, религиозные, социально-груп­повые традиции и существуют устойчивые механизмы «консерва­ции» моделей деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.007 с.)