Личностно-социальная (интегратнвная) концепция воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностно-социальная (интегратнвная) концепция воспитания.



В трактовках сущности человека и природы его развития можно выделить третье направление, которое признает взаимосвязь двух основ в развитии человека: биологической и социальной. Это на­правление можно назвать интегративным, объединяющим. Одним из первых в отечественной педагогике, кто предпринял попытку описать механизм взаимодействия внешнего и внутреннего, был П.Ф. Каптерев. Опередив в этом отношении поиски Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна, Каптерев задавал вопрос, который и сегодня является злободневным и дискуссионным: мо­гут ли внешние факторы вызвать изменение внутреннего потенци­ала личности, и если да, то, как совершается этот процесс? Он признавал значительное влияние «внешней среды* и актуализи­ровал ее роль как стимул собственной деятельности.

Обоснование двойственной естественно-культурной (биолого-социальной) природы человека можно найти у австрийского пси­холога В. Франкла. Он утверждает: «Человек вообще является чело­веком тогда и поскольку, когда и поскольку он как духовное су­щество выходит за пределы своего телесного и душевного бытия» [37, с. 111]. Здесь Франкл называет важнейшую характеристику че­ловека — трансцендентность. «Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле... — пишет Франкл, — но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно так же человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе... Эта возможность и есть су­ществование, а существовать — значит постоянно выходить за пре­делы самого себя» [там же, с. 93].

В русле гармонии биологического и социального в развитии личности находятся взгляды Э.Фромма, виднейшего представите­ля неофрейдизма, который писал, что человеческая натура — это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий, это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами.

В современной отечественной психологии В. А. Петровский ус­танавливает, что без другого человека никакое собственное разви­тие индивида, очевидно, не происходит. Он предлагает концеп­цию персонализации, согласно которой личностное в человеке существует не только в самом человеке (внутреннем пространстве его бытия) и даже не только «между» ним и другими людь­ми, но и в пространстве жизни другого человека (других людей).

Научная обоснованность и эффективность любой воспитатель­ной системы определяется соблюдением согласованности представ­лений о сущности человека и адекватным этой сущности целью со­держанием и методами воспитательного процесса.

Соответственно двойственной (биолого-социальной) природе человека процесс воспитания должен строиться на основе синтеза антропоцентрического и социоцентри чес кого подходов. Необхо­димость интеграции в воспитании элементов различных (в том числе противоположных) концепций подтверждается полипарадигмаль-ным характером современной педагогики и образования. Суть его заключается в построении педагогических теорий, а соответственно и практики обучения и воспитания на основе нескольких мето­дологий, вплоть до взаимоисключающих.

Концепцию воспитания, построенную на основе конструктив­ного синтеза подхода, исходящего из природных данных челове­ка, с одной стороны, и подхода с приоритетом внешних социаль­ных параметров — с другой, можно назвать личностно-социальной. Конструктивный синтез предполагает, что интеграция различных элементов (в том числе и противоположных) происходит осознан­но и системно, а результатом ее выступает новое качество. Сущно­стью такого интегративного воспитания является объединение в воспитании двух механизмов воспитательного процесса:

1)   персонализированные {личностные) отношения (микроуровень), в которых характер и интенсивность развития субъектов воспита­ния (педагога и воспитанников) зависит от их личностных осо­бенностей и от вида отношений (они должны быть «помогающи­ми»);

2) система социально ориентированных отношений (макроуро­вень), формой организации которых является коллектив (гуман­ное организованное сообщество), связанный с социумом разно­образными зависимостями. Система отношений коллектива обес­печивает приобретение каждым его членом опыта «быть лично­стью» того или иного общества или общности.

Двойственность механизма воспитания позволяет развивать лич­ность педагога или воспитанника в единстве выявления ее инди­видуальности (персонализированные отношения) и социального становления (система социально значимых отношений).

Реальный процесс воспитания человека происходит целостно, личностный подход (первый механизм) и включение субъектов воспитания в систему социальных отношений (второй механизм) осуществляются одновременно, дополняя друг друга.

Интегративный подход в воспитании восходит к традиции оте­чественной педагогики, провозглашенной еще К.Д.Ушинским, который писал: «Мы не стеснялись брать его (факт) у Гегеля или гегельянцев... Мы не стеснялись также заимствовать и у материали­стов... Мы отовсюду брали, что нам казалось верным и ясным, нико­гда не стесняясь тем, какое имя носит источник...» [35, с. 29, 30].

Абсолютизация только одного фактора в развитии личности — психоорганического (внутреннего) или социального (внешнего) — не способствует целостному развитию личности. Воспитание, по­строенное на одной психологической теории (например, на основе гуманистической психологии — антропоцентрическая модель вос­питания, или на основе бихевиористской психологии — социоцентрическая модель воспитания), является по тому или другому крите­рию неэффективным (см. табл. 1). Любая теория имеет сильные и слабые стороны, а разнообразие педагогических задач, психических особенностей детей, их субъектного опыта так велико, что нельзя решить все задачи успешно и адекватно с помощью односторонне ориентированных психологических и педагогических средств.

Интегративная, личностно-социальная концепция воспитания лежит в основе педагогических систем таких выдающихся педаго­гов, как А. С. Макаренко и В.А.Сухомлинский. В своей воспита­тельной практике они исходили из представлений о целостной природе человека (которая характеризуется единством социально­го и природного) и целостной природе воспитательного процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.005 с.)