Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социоцентрический, антропоцентрический, личностно-социальный (интегративный) подходыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Специфику воспитания можно выявить прежде всего в сопоставлении с понятием социализации. Понятие «воспитание» принято употреблять в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле рассматривается как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией личности, хотя само понятие «социализация» имеет несколько толкований. 1. Можно выделить функциональную социализацию — процесс адаптации индивида к существующей социальной реальности, т.е. усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества и соответствующих ей образцов поведения. Это означает формирование у молодежи социальной и духовной эластичности. 2. Противоположностью адаптивной модели социализации является личностная социализация — индивидуальное развитие автономной личности, критически относящейся к обществу и способной противостоять давлению общества. 3 Третий подход к понятию социализации — это объединение в единой концептуальной схеме функционального и личностного аспектов социализации, общественного и индивидуального развития человека. «Социализируя — индивидуализировать» — эта формула включает как формирование у индивида требуемых социальных стереотипных норм, ценностей и поведения, так и необходимость психосоциального индивидуального развития личности. При всех особенностях трактовок социализации общим является то, что сущность социализации — в воздействии социальной среды на человека, при этом позиция человека может проходить стадию адаптации (к себе и обществу), а на ее основе — стадию преобразования (себя и общества). Таким образом, социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений. Как видно, содержание понятия социализации совпадает с сущностью понятия воспитания в широком смысле.
Как было сказано выше, Воспитание в узком смысле имеет ряд интерпретаций. Оно рассматривается: - как процесс формирования личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности; - как целенаправленный процесс совершенствования личности, охватывающий как физическое, так и духовное становление и развитие человека;
- как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования; - как процесс, в котором осуществляется организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, в результате чего происходят изменения как в личности воспитанника, так и воспитателя. Каждая из этих трактовок воспитания в узком смысле высвечивает тот или иной аспект содержания воспитания, вычерпывая, таким образом, различные грани данного феномена. Прежде всего подчеркивается, что воспитание — это процесс, поэтому «воспитание» и «процесс воспитания» можно употреблять как синонимы. Важнейшей характеристикой воспитания, отличающей его от социализации, является его целенаправленность, организованность. Далее надо отметить, что воспитание носит деятелъностный характер. Ценным для современных условий является выделение такого качества воспитания, как взаимодействие воспитателей и воспитанников, что выявляет двойственную субъект-субъектную сущность воспитания. Как видно, в качестве главной цели воспитания называется совершенствование человека, развитие личности. В связи с этим возникает необходимость определиться с понятиями личности, человека, индивида, индивидуальности. Эти категории чрезвычайно дискуссионны, поэтому выделим трактовки, которые используются в данном тексте. Индивид — неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду. Понятие «индивид» выражает целостность, и как целостность — это продукт биологической эволюции. Индивидами рождаются. Индивид — это особенности, которые отличают его от других особей. Личность — это человеческий индивид, выступающий как субъект сознательной деятельности и отношений. Можно сказать, что личность — это целостность, интегрирующая все психические процессы, свойства и состояния. Психические особенности личности проявляются и формируются в поведении, действиях и поступках личности, т.е. личностью становятся. Про новорожденного ребенка можно сказать, что он индивид, но нельзя сказать, что он личность. Индивидуальность — это личность в ее конкретном своеобразии, как неповторимое сочетание психологических особенностей, самобытный способ бытия конкретной личности. Здесь надо отметить, что развитие индивидуальности личности, т.е. выявление ее уникальности, не должно абсолютизироваться. «Внутреннее устройство» личности предполагает, что существуют определенные общие нормы, к которым личность должна приспосабливаться, чтобы интегрироваться в общество (вне общества нет личности). Поэтому развитие индивидуальности личности, механизмом чего является персонализация (т.е. обеспечение индивидуальных особенностей культуры поведения и мышления), всегда должно осуществляться в единстве с развитием ее индивидуально-нормативных свойств, механизмом чего является стереотипизация (т. е. обеспечение вписывания личности в систему социальных связей и отношений через развитие культуры общения личности).
Человек — более широкое понятие, чем личность. Личность — это проявление психического в человеке. Кроме этой своей стороны человек может выступать, например, как биологическое существо. То есть личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как социальное существо. Здесь можно привести классификацию В. И. Слободчикова, показывающую сущность человека (рис. 1). Индивид — человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. Субъект — человек как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил. Личность — человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Индивидуальность — человек как уникальная, самобытная личность, реализующаясебя в творческой деятельности. Рис.1. Схема классификации В. И. Слободчикова, показывающую сущность человека Универсум — высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире. В дальнейшем, употребляя поднятие «человек», мы будем иметь в виду, в зависимости от контекста, либо его личность, т.е. только психические проявления как социального существа, либо в более широком смысле. Далее важно подчеркнуть специфичность воспитательного процесса, который является структурным компонентом целостного педагогического процесса. Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники — это главные субъекты педагогического процесса. Целостный педагогический процесс — многоаспектное явление, но сущность его в том, что он развивается через разрешение противоречий различных видов и уровней. Важнейшие среди них — противоречия между дидактическими и воспитательными целями и задачами, т.е. между обучением и воспитанием. Эффективность целостного педагогического процесса во многом зависит от конструктивного разрешения противоречий между процессом обучения и процессом воспитания, от объединения этих процессов в единое целое. Для современной массовой школы характерно, как правило, превалирование учебных задач (овладение знаниями, умениями) перед развивающими и воспитывающими. Выявление специфики воспитательного процесса, являющегося структурной частью целостного педагогического процесса, дает возможность реализации целостного педагогического процесса путем нахождения способов решения ряда противоречий между обучением и воспитанием, их объединения в единое целое. Можно назвать некоторые важнейшие специфические особенности воспитания и по сравнению с обучением:
- в функционировании воспитательного процесса проявляются противоречия между влиянием объективных факторов (независимых от воспитателей, родителей, например социальной среды, микросреды) и субъективных (влиянием педагогов, школы и т.д.); - цели воспитания можно сформулировать в виде идеалов (которые указывают только направления совершенствования личности) и норм (которые могут быть очерчены достаточно конкретно). Но достижение и идеалов, и норм не ограничивается рамками воспитательного процесса и продолжается всю жизнь, в то время как цели обучения на каждом этапе (в начальной школе, средней и т.д.) могут быть достигнуты и проконтролируемы; - раздвоение воспитания на внешнюю — предметную деятельность педагогов и воспитанников (воспитательные дела ) и внутреннюю — становление системы отношений (внутренних позиций) воспитанников к миру, к себе. Если в обучении, например, организация деятельности по решению задач имеет целью научить решать задачи, то в проведении какого-либо школьного праздника различные игры, пение, музыка являются средствами формирования у детей и подростков системы ценностей и отношений. В проблематике воспитания часто употребляется понятие «воспитательная работа», т. е. деятельность педагогов по реализации целей воспитания. Педагог в рамках воспитательного процесса осуществляет воспитательную деятельность. Суть воспитательной работы педагога — в развитии системы отношений воспитанников с окружающим миром. А. С. Макаренко писал, что ребенок входит в бесконечное число отношений с окружающим миром, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя.
Характеристика антропопентрических и социоцентрических концепций воспитания Большинство существующих теорий воспитания можно разделить (с определенной долей условности) на две большие группы: антропоцентрические и социоцентрические. Источником их различий служат представления о природе человека, сущностным среди этих представлений является трактовка соотношения в развитии личности (и, следовательно, в воспитании) внешнего (социального) и внутреннего (биолого-генетического).
Для сторонников различных модификаций антропоцентрических концепций характерно понимание развития личности как развертывания внутренних сил человека — развитие его «из себя». Здесь можно назвать представителей теории «свободного воспитания», основателем которой был еще Ж. Ж. Руссо. В России наиболее ярким ее выразителем считают К. Н. Вентцеля. Этому соответствуют взгляды представителей христианско-антропологического направления (Л.Н.Толстого, В.В.Розанова, В.В.Зеньковского). Сюда следует также отнести и педоцентризм, основателем которого был американский педагог Дж.Дьюи. Воспитание, по его мнению, должно основываться на спонтанных интересах и личном опыте детей, исходя из задачи постоянного обогащения и «реконструкции личного опыта учащихся в условиях свободного развития их сил и возможностей». В настоящее время внутренние личностные ориентации наиболее последовательно выражены в идеях гуманистической психологии. Реконструкция личностного опыта — кардинальное направление воспитания, по мнению гуманистов-психологов (К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Таким образом, для антропоцентрических теорий сущностным является положение о том, что ребенок — самонастраивающаяся система, его внутренние, импульсивные, неосознаваемые устремления, его внутренняя потребность в саморазвитии сами подскажут, как, в каком темпе и в каких направлениях необходимо развиваться. Задача взрослых заключается в том, чтобы предоставить детям максимально возможные области для их развития, выбрать технологии, с помощью которых эти области можно осваивать. Сторонники социоцентрических концепций решающее значение в развитии личности придают внешним факторам, социуму. Наиболее ярко эта идея проявляется в социал-реконструктивистском направлении. Его последователи, придавая важное значение в воспитании социальным условиям, считают, что школа должна служить «инструментом социальной реконструкции». Согласно ролевой концепции личности Я. Л. Морено личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет человек в обществе. Социологизируясь, человек усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и становится, таким образом, личностью. На позициях признания ведущей роли социальных условий находится и бихевиоризм, наиболее известным представителем которого является Ф.Скиннер. Главное в развитии психики, полагает он в соответствии с классической формулой бихевиоризма «стимул» -« реакция» - «подкрепление», — это факторы окружающей среды, а личность представляет собой совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов. Советское воспитание также базировалось на идее приоритетности социального в развитии личности.
Каждое из двух названных направлений воспитания, основанных на ведущей роли внутреннего (антропоцентрическое) или внешнего (социоцентрическое) в развитии личности, имеет по отношению к другому как преимущества, так и слабости. В антропоцентрических моделях воспитательной деятельности воспитанник выступает как творец своей жизни, развивает свои творческие способности, но при этом могут быть проблемы с определением детьми сво,-их истинных потребностей, у них могут возникать асоциальные интересы, ведущие к деградации личности, а не к ее развитию. К. Роджерс говорит о том, что только «полноценно функционирующий человек» (т.е. уже воспитанный человек, освободившийся от защитных реакций) будет делать выбор спонтанно и разумно. Но если речь идет о воспитании детей с той или иной степенью дефектности субъектного опыта (а практичебки это есть всегда), то без внешних указаний и предписаний (которые не признаются в антропоцентрических моделях воспитания) не будут соблюдаться даже элементарные нравственные нормы. В свою очередь социоцентрические модели воспитательной деятельности имеют такие преимущества, как прогнозируемость результатов деятельности (по времени и по содержанию); возможность высокой степени технологизации воспитательного процесса, проверяемости и контролируемости результатов воспитательной деятельности. К ограничениям социоцентрических подходов относятся: единообразие содержания и методов воспитания; жесткие рамки, в которые поставлены как педагог, так и воспитанник, что затрудняет свободное самовыражение, раскрытие всех особенностей воспитанника, его творческих способностей и т.д.В таблице 1 даны сравнительные характеристики моделей воспитательной деятельности. Данные таблицы еще более четко высвечивают достоинства и слабости обеих моделей. Таблица 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.217.228 (0.011 с.) |