Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурологический, ценностно-ориентированный подход ( по целевому и содержательному признаку)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культурологический подход к определению понятия «воспитание» Культурологический подход к воспитанию достаточно прочно вошёл в теорию и практику. Культура общества является источником воспитания, она определяет его характер, цели и содержания. Воспитание как элемент культуры имеет все основные признаки национальной культуры, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества. К.Д.Ушинский подчеркивал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных или заимствованных у другого народа». Другим источником воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия ее самореализации. В процессе воспитания происходит овладение культурой общества, ее духовными ценностямим, их интериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности (Л.С.Выготский), а также экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действие, высказывание и т.п.). Поэтому мы говорим не только об усвоении культуры, но и ее освоении – активном обогащении ее каждым субъектом воспитания. Воспитание творит культуру личности ребенка. В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой немыслима духовно развитая личность. Содержание базовой культуры складывается из культуры жизненного самоопределения, интеллектуальной и физической культуры, культуры общения и культуры семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной культуры, культуры труда и т.д. Базовая культура, таким образом, включает как элементы культуры тех отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизни. В целом как отмечает О.С.Газман, культура личности – это гармония культуры знания, культуры чувств и культуры творческого действия. Ядром культуры личности является ее духовность. [7]
Духовное развитие характеризуется развитым интеллектуальным и эмоциональным потенциалами личности, высоким нравственным развитием, ведущим к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию. Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение является важнейшим средством, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику, благодаря усвоенным объективным значениям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение дает знание о ценностях, усваиваемых и осваиваемых в ходе воспитания, которое ведет к возникновению личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. Здесь уместно сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Этот подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе.
Культурологический подход находит понимание и поддержку как ученых, так и педагогов-практиков. Как пишет в этой связи Н.Е.Щуркова:
Разработке культурологического подхода в воспитании большое внимание уделено в исследованиях Е.В.Бондаревской, которая рассматривает воспитание как процесс возрождения человека культуры. В связи с этим, она акцентирует внимание на том что «воспитание, понимаемое как необходимое условие социализации личности, является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений; формирование личности как субъекта культуры исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества». [9]
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.92.6 (0.01 с.) |