Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы анализа художественного произведения на уроке В начальной школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принципы анализа художественного произведения – это общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного произведения. Они выявлены и сформулированы методической наукой на основе закономерностей литературы как искусства слова, законов ее восприятия и возрастных особенностей восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста. М. П. Воюшиной выделены и описаны следующие принципы. Принцип целенаправленности, согласно которому все частные задачи урока определяются его целью – способствовать полноценному восприятию произведения, подвести к постижению его идеи. Это диктует необходимость планирования учителем работы на уроке только тогда, когда он сам понял смысл изучаемого произведения, – это позволит осознанно определять структуру и содержание урока(-ов) по чтению и анализу произведения, выбирать приемы аналитической и синтетической работы на уроке. Принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного сформулирован на основе установления связи между условиями первичного восприятия художественного произведения и качеством восприятия, желанием возвращаться к тексту и анализировать его. Какова эта связь – очевидно из формулировки принципа. Проявляется принцип в организации первичного восприятия текста (подробнее см. в 4.1). Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия делает необходимым при планировании анализа художественного произведения выбирать такие направления и приемы анализа, которые обеспечат учащимся углубление восприятия, понимание ими того, что они, в силу возраста, самостоятельно понять не могут. С другой стороны, восприятие читателя индивидуально, и для ориентировки на уровень восприятия конкретных детей в данный момент обучения нужно проверить первичное восприятие и в соответствии с результатами проверки скорректировать составленный план, чтобы не открывать при анализе и так очевидное детям. Принцип создания установки на анализ произведения, согласно которому анализ текста должен отвечать потребности ребенка разобраться в прочитанном. Сама по себе такая потребность не возникает, ее должен пробудить в юном читателе учитель. Важно, чтобы ученик принял учебную задачу, поставленную учителем, а затем и сам научился ставить ее перед собой. Если учениками не осознана учебная задача, то урок чтения распадается для них на отдельные, не связанные друг с другом вопросы и задания. В этом случае целенаправленность анализа существует лишь в сознании учителя. Согласно рассматриваемому принципу определяется и место учебной задачи в структуре урока. Создавать установку на анализ целесообразно только после чтения и выявления первичного восприятия произведения. Учебная задача, поставленная до чтения, может исказить восприятие текста. Принцип необходимости вторичного самостоятельного прочтения произведения актуален именно для начального этапа литературного образования: младшим школьникам для ориентировки в тексте перед анализом нужно его перечитать. При чтении большого по объему произведения можно перечитывать и анализировать текст по частям, т.к. текст уже знаком учащимся. Принцип единства формы и содержания определяет характер вопросов и заданий, которые нужно направлять не на воспроизведение ситуации, изображенной в произведении, и даже не на размышление над ней, а на анализ самого изображе ния, т.е. формы произведения, неразрывно связанной с его содержанием. Эстетический путь освоения произведения от формы к содержанию обеспечивается вопросами аналитического характера, например: Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!», начинается со слова «задремали»? Почему поэт сравнивает заходящее солнце именно с колесом: «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось»? Случайно ли такое сравнение? Принцип учета родовой и жанровой специфики произведения, его художественного своеобразия проявляется как в общей направленности анализа, так и в выборе приемов. Если сущностно различаются способы художественного освоения действительности и это отражается в разных родах и жанрах литературы, то не могут быть одинаковыми подходы к их анализу. Например, при анализе любого эпического произведения ведущими направлениями анализа будут анализ развития действия и образа-персонажа, что обусловлено событийным характером и сюжетом такого произведения. Выбор конкретных приемов анализа образа-персонажа зависит от жанра. А анализ лирики требует пристального внимания к внутреннему миру лирического героя, к динамике его чувств, т.е. анализа образа-переживания. Принцип избирательности предполагает избирательный характер школьного анализа художественного произведения: анализируются не все его элементы, а те, которых достаточно для раскрытия идейной направленности произведения. Каждый анализируемый элемент должен рассматриваться как часть целого и в отношении к этому целому, т.е. к идее произведения. Поэтому принцип избирательности неразрывно связан с принципом целостности. Принцип направленности на совершенствование навыка чтения специфичен для начального этапа литературного образования. Навык чтения совершенствуется в мотивированной, направляемой личностным смыслом читательской деятельности: кто по собственному побуждению много читает, не может читать плохо. Поэтому не только в специальных упражнениях по технике чтения совершенствуется навык чтения, но и в процессе анализа произведения, который требует многократного и внимательного перечитывания текста. Важно только, чтобы чтение носило аналитический, а не воспроизводящий характер, чтобы на вопросы учителя нельзя было ответить, не обращаясь к тексту. В ходе анализа ученик использует разные виды и формы чтения, учится переходить от одного вида чтения к другому в зависимости от целевой установки – его чтение приобретает гибкость. Принцип направленности на литературное развитие ребенка, согласно которому школьный анализ художественного произведения должен не только вести к освоению детьми идеи изучаемого произведения, но и способствовать их литературному развитию, формированию у них начальных литературоведческих представлений и системы читательских умений. Роль учи- теля состоит в том, чтобы вовлечь детей в аналитическую деятельность с текстом, сделать ее интересной, личностно значимой для учащихся; направить на достижение цели – понять, что хотел сказать автор, как ему удалось донести это до читателя; дать возможность школьникам почувствовать радость открытия в тексте «спрятанных» смыслов. В активной и целенаправленной аналитической деятельности учащиеся будут овладевать аналитическими читательскими умениями, пользуясь литературоведческими знаниями как инструментом, помогающим лучше понять произведение. Литературоведческие знания в ходе анализа усваиваются практически. Таким образом, анализ художественного произведения, яв- ляясь центральным звеном в процессе работы над художествен- ным произведением, должен быть организован на уроке в соответствии с указанными принципами, и тогда он станет средством литературного развития младших школьников, будет способствовать их приобщению к чтению художественной литера- туры, формированию у них духовной потребности в чтении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.007 с.) |