Методические приемы анализа образа-персонажа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приемы анализа образа-персонажа



Художественные средства создания образа-персонажа Приемы анализа образа-персонажа
Изображение поступков персонажа как основное средство создания характера Выборочное чтение (пересказ) и анализ фрагментов текста, в которых изображаются поступки персонажа, направленный на выявление их мотивов и последствий
Изображение внешней речи персонажа как средство характеристики героя Выборочное чтение и анализ фрагментов текста, в которых изображается речь персонажа Выразительное чтение отдельных реплик героя Чтение по ролям
Изображение портрета персонажа (внешний вид, мимика, одежда) Выборочное чтение и анализ фрагментов текста, в которых изображается внешность героя, направленный на выявление внутреннего состояния и характера героя Постановка «живых картин» Сопоставление текста и иллюстраций Словесное и графическое рисование
Изображение внутреннего мира героя, его размышлений, переживаний, внутренней речи Выборочное чтение и анализ фрагментов текста, в которых представлены мысли и чувства героя, с целью раскрытия характера Выборочный пересказ от лица героя
Изображение персонажа в его сложных отношениях с окружающими людьми Выборочное чтение (пересказ) и анализ фрагментов текста, в которых изображаются взаимоотношения персонажей,,направленный на раскрытие характера героя
Изображение природы (пейзаж) и окружающей обстановки (интерьер) как средств косвенной характеристики персонажа Выборочное чтение и анализ пейзажных зарисовок, описаний интерьера с выделением деталей, характеризующих героя Сопоставление текста и иллюстраций Словесное и графическое рисование
Создание индивидуального, неповторимого характера Выявление отношения автора к герою Выбор слов-названий черт характера (с обоснованием) Составление развернутой характеристики героя Творческий пересказ от лица героя Сравнительная характеристика разных героев одного произведения или героев разных произведений

Формирование умения видеть авторскую позицию во всех элементах произведения помогает преодолеть наивный реализм ребенка-читателя, который проявляется в том, что он при чтении не только игнорирует присутствие автора в тексте, но и вообще не обращает внимания на то, кто написал произведение. Поэтому уже в первом классе целесообразно ввести понятие

«рассказчик» (на материале произведений, написанных от лица маленького ребенка, это показать довольно просто) и учить различать точку зрения героя-рассказчика и автора произведения. Освоению детьми рассматриваемого умения способствует:

- выявление авторского отношения к персонажам, событиям;

- сопоставление позиции автора и рассказчика;

- сопоставление фольклорного источника с авторским текстом (например, народной сказки «Морозко» и сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).

Самым сложным, вбирающим в себя все ранее описанные читательские умения, является умение осваивать идею произведения, понимать авторскую концепцию жизни и человека. Освоение идеи художественного произведения происходит в результате установления связей между всеми элементами произведения, за счет чего и достигается более глубокий уровень восприятия. Поэтому нельзя добиться освоения идеи с помощью какого-то одного вопроса или задания – это результат всей работы по анализу текста. Однако приемы, побуждающие детей к обобщению, к интерпретации авторского замысла, к сопоставлению текста с его творческой интерпретацией (выразительным чтением, исполнением романса, кинофильмом, спектаклем), способствуют формированию умения осваивать идею произведения.

Таким образом, аналитические читательские умения представляют собой систему взаимосвязанных и выступающих в единстве действий читателя, которые обеспечивают полноценное восприятие художественного текста. Нельзя освоить идею произведения, если не воссоздать в воображении образ персонажа, не заметить портретной характеристики героя, его переживаний, выраженных с помощью описания природы, изображения мимики, жестов, если не понять мотивов поступков героя и т.д. Поэтому читательские умения невозможно формировать поочередно, отрабатывая отдельные операции. Читательские умения формируются только в системе, взаимосвязанно, поэтому на уроке литературного чтения учитель работает над формированием системы читательских умений в целом, хотя каждое конкретное задание связано, как правило, с одним из элементов текста и продвигает учеников по пути овладения определенным умением. Осознание учителем связи между приемами анализа и формируемыми у учащихся читательскими умениями необходимо для рационального использования этих приемов в ходе работы над художественным произведением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.007 с.)