Особенности чтения и анализа лирических произведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности чтения и анализа лирических произведений



Лирическое произведение, в отличие от эпического, строится на основе выражения автором внутреннего мира человека (лирического героя), его мыслей, чувств, переживаний. В лирике чаще всего отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Лирика не столько изображает, сколько выражает впечатление от реальной действительности. Следовательно, художественным содержанием лирического стихотворения является духовная жизнь героя, художественно осмысленная автором и выраженная им через слово в стихотворной форме. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы (пейзажная лирика), общественными явлениями и политическими событиями (политическая и патриотическая лирика), размышлениями о мире и его устройстве (философская лирика) и т.д.

В начальной школе на уроках литературного чтения школьники знакомятся, прежде всего, с пейзажной лирикой. В учебных хрестоматиях представлены стихотворения обо всех временах года, их расположение в книгах может определяться тематическим и хронологическим принципами (стихи о весне, зиме и т.п.) или монографическим принципом (разные по тематике стихи одного автора).

Лирические произведения являются наиболее сложным материалом для детского чтения. При слушании или чтении лирики ребенок часто воспринимает отдельные слова, а целостного образа у него не возникает, поэтому не возникает и адекватного эмоционального отклика. Трудности восприятия детьми лирических произведений обусловлены их художественными особенностями. Во-первых, лирические стихотворения – это в основном произведения классиков русской поэзии. Они были написаны не для детей и обращены к богатому, уже сформированному внутреннему миру взрослого человека. Переживания, отраженные в них, зачастую отсутствуют в жизненном опыте младших школьников. В школьные хрестоматии эти стихотворения включены неадаптированными, т.к. в данном случае адаптация невозможна. Во-вторых, своеобразие языка классических лирических стихотворений: обилие метафор и других тропов, использование особого порядка слов, сложных синтаксических конструкций, которые малопонятны детям, присутствие незнакомых детям слов, слов в переносных значениях – делает текст стихотворения трудновоспринимаемым. Как следствие ребенок не может представить, вообразить ту картину, которая была изображена поэтом.

В то же время чтение лирических стихотворений имеет большое значение:

- обогащается внутренний мир ребенка, т.к. предоставляется возможность пережить такие душевные состояния, как тихая задумчивость, умиление, возвышенное состояние души, тоска, тихая грусть;

- происходит эстетическое развитие ребенка, воспитание у него чувства прекрасного;

- обогащается речь детей словами-названиями эмоций, образными выражениями, эмоционально-экспрессивной лексикой, т.к. при чтении лирических стихотворений ученику надо не только проследить динамику эмоций, но и назвать «вычитанные» настроения;

- развивается умение сопереживать другому человеку, в данном случае лирическому герою, т.к. для полноценного восприятия лирических произведений учащимся надо не только определить настроение лирического героя, но и проникнуться им.

Исходя из основных трудностей восприятия лирических произведений и их значения для литературного развития ребенка, формирования его внутреннего мира, в начальной школе ставятся следующие задачи работы над пейзажной лирикой:

1. Формирование представления об особенностях лирического стихотворения как жанра художественной литературы, развитие основных читательских умений (прежде всего умения определять ведущее настроение стихотворения, состояние души лирического героя, умения видеть динамику эмоций, эмоционально откликаться на произведение, умения понимать изобразительно выразительные средства языка и их функцию в стихотворении, умения воссоздавать в воображении картины, изображенные поэтом).

2. Совершенствование выразительности чтения, умения при чтении интонационными средствами выражать настроение лирического героя.

3. Эмоциональное и эстетическое развитие учащихся, развитие их поэтического слуха.

4. Развитие речи учащихся, их способности понимать и использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства языка, обогащение речи лексикой, обозначающей эмоции человека.

В структуре урока чтения лирического стихотворения отражаются все этапы работы с любым литературным произведением. Рассмотрим особенности проведения каждого из этапов урока, обусловленные жанровой спецификой лирических стихотворений.

На этапе подготовки к восприятию лирического стихотворения необходимо: во-первых, вызвать в сознании детей картины и образы, соответствующие изображенным в стихотворении, т.е. пробудить работу их воображения; во-вторых, вызвать у детей эмоции, соответствующие тональности произведения, обеспечивая тем самым наилучшие условия для возникновения адекватного и точного эмоционального отклика на стихотворение при его первом восприятии. Реализации поставленных задач способствует использование таких приемов, как прослушивание музыкальных произведений и анализ живописных работ, со- звучных тону произведения; беседа о жизненных впечатлениях детей; сообщение дополнительных сведений об авторе, помогающих понять чувства лирического героя; обращение к уже изученным произведениям либо того же автора, либо на ту же тему; пояснение значения тех слов в стихотворении, непонимание которых может повлечь за собой непонимание эмоционального состояния лирического героя.

Этап подготовки к первичному восприятию стихотворения заканчивается выбором установки на его восприятие. Чаще всего в начальной школе используют два вида установок на восприятие лирических произведений: Слушая, представьте себе что-то таким, каким его увидел поэт (например, осень, летнее утро) или Слушая, попытайтесь понять, какие чувства испытывал герой (термин лирический герой в начальной школе как правило не используется). Выбор установки во многом зависит от той подготовительной работы, которую провел педагог до чтения (слушания) стихотворения.

Первичное восприятие произведения чаще всего осуществляется на основе выразительного чтения стихотворения учителем (лучше всего наизусть) с целью вызвать у учащихся эмоциональное состояние, созвучное тону лирического стихотворения. Кроме выразительного чтения учителем, для этого можно использовать прослушивание записи исполнения стихотворения профессиональным чтецом, самостоятельное прочтение стихотворения детьми (в 3-4 классе).

Проверка первичного восприятия возвращает учащихся к установке на восприятие с помощью вопросов: Что представили? Что почувствовали? Каким настроением проникнуто стихотворение? Чем понравилось стихотворение? Что запомнилось? Результатом такой беседы может быть возникновение проблемной ситуации, когда сталкиваются разные мнения учащихся, что мотивирует обращение к тексту стихотворения для более глубокого его понимания.

Постановка учебной задачи (перечитать и понять стихотворение) может специально планироваться учителем, для чего используются такие приемы, как проблемный вопрос, сопоставление разных вариантов выразительного чтения стихотворения, задание выбрать подходящую к стихотворению иллюстрацию из нескольких, очень близких по содержанию. Решение поставленной задачи требует повторного обращения к стихотворению и его анализа.

Анализ стихотворения начинается с самостоятельного перечитывания его учащимися. Сначала детям предлагается при чтении выделить непонятные слова, затем отмеченные детьми слова обсуждаются. Основными способами определения понятий в данном случае будут раскрытие значения с опорой на контекст и замена слова синонимом с уточнением их семантических различий. Важно, чтобы словарная работа способствовала уточнению в воображении детей картин, изображенных в стихотворении.

Затем анализ стихотворения ведется в трех направлениях:

- выделение картин, изображенных в стихотворении, их воссоздание (т.е. перечитывание стихотворения по частям, строфам и обсуждение по вопросам: Что себе представили? Какую картину можно нарисовать к этому отрывку?);

- определение в каждом отрывке эмоционального состояния лирического героя (Каким настроением проникнуто описание природы?);

- анализ языка стихотворения (Какие слова и выражения помогли увидеть, представить, нарисовать картину…, В каких словах звучит радость (грусть, тоска…), С чем автор сравнивает природу? Почему? и т.п.).

В результате определяется общее настроение стихотворения, отмечается его изменение в стихотворении.

Традиционно обобщением результатов анализа лирического стихотворения становится его выразительное чтение с определенной установкой, например: Прочитать так, чтобы можно было услышать радость, которую испытывает герой при наступлении весны.

В качестве домашнего задания учащимся обычно предлагается выучить стихотворение наизусть, подготовить его выразительное чтение к конкурсу чтецов, нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с приемами формулирования темы урока литературного чтения. Какие еще задачи решаются при использовании таких приемов? Составьте фрагмент урока по формулированию темы и цели урока, используя один из предложенных или подобных приемов.

1) Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв. На доске записаны фамилии известных учащимся поэтов и писателей с пропуском букв, входящих в состав фамилии автора произведения, предназначенного для изучения:

БА..ОВ, УШ..НСКИЙ, ПАУС..ОВСКИЙ,         БИАН..И,      ..СЕЕВА,

..ЫСОЦКАЯ

- Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся на уроке. Для этого восстановите пропущенные буквы и соедините их между собой.

2) Исключение повторяющихся букв. На доске записаны два (три) ряда повторяющихся букв, среди которых размещаются буквы фамилии, имени (отчества) автора или названия произведения. Детям предлагается исключить буквы, которые встречаются более одного раза.

а)

П В М В
Р Ы А К
А М Ж О

б) ЯПРЬОМИАБНК ИСКИЕКБЯФПЬ

3) Исключение иностранных букв. Буквы, составляющие фамилию, имя, отчество автора или название произведения, пишутся вперемешку с буквами алфавита какого-либо иностранного языка.

- Внимательно рассмотрите запись. Определите название нового произведения, с которым мы сегодня познакомимся на уроке. Для этого обратите внимание только на буквы русского алфавита.

SМRLОYРNSОZDЗ VИNRВGАDНОJВVИSЧ

4) Чтение подчеркнутых букв. Буквы, составляющие название произведения (или имя автора), подчеркиваются и записываются среди других букв или буквосочетаний. Дети читают название произведения, концентрируя внимание только на подчеркнутых буквах.

ПАДЛЕО К Ж СА З Н У ДР М ПСЕЧРЙГЕНЕЮ ВИ Ю Ч ВПУХШАКИЭНЪ Ь С БКАЦ З О КА Т У ОЖ Ё РЫ ЛБАЫКЕ К И Ъ ПРЫЖ Б Ъ КЕ Я

5) Расположение букв в порядке возрастания / убывания цифр. Буквы, входящие в состав фамилии автора (названия произведений), пишутся вразброс, под ними расставляются цифры.

Учащимся необходимо мысленно расположить цифры в порядке их возрастания (убывания) и прочитать получившееся слово.

С В А К Т П  У Й О И С 4 7 2 9 5 1 3 11 6 10 8

6) Антиципация гласных (согласных). Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных (согласных) букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные (гласные).

ГРДК В ТБКРК ЕЕИЕ УЫАЫ

2. Оцените приведенные ниже приемы формулирования темы урока литературного чтения. Составьте фрагмент урока по формулированию темы и цели урока, используя один из предложенных или подобных приемов.

1) Выделение фамилии автора из данного перечня по какому-либо признаку (или по нескольким признакам). На доске записаны три-четыре фамилии:

М.М. Пришвин А.Л. Барто    В.В. Бианки

- Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Ее можно выделить из данного ряда.

2) Определение темы чтения (фамилии автора, произведения) по выставке книг.

- Рассмотрите книги на нашей выставке. Как можно ее назвать? Определите, с каким произведением мы сегодня будем знакомиться: оно в книге единственное и его автор вам пока незнаком – мы не читали его произведений на уроках

3) Выделение нового произведения из перечня уже прочитанных. На доске перечень произведений:

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» В. И. Белов «Малька провинилась»

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

- Прочитайте названия произведений. Что их объединяет? Определите тему сегодняшнего урока: какое из произведений мы с вами еще не читали на уроке?

4) Определение автора по цитатам из его произведений. Учащимся предлагается прочитать отрывки из знакомых им произведений и догадаться, с произведением какого автора предстоит познакомиться на уроке.

3. Прочитайте фрагмент урока литературного чтения в 3-ем классе. Какова его тема? Какой(-ие) этап(-ы) урока представлены в данном фрагменте? Определите, какие задачи ставил учитель, какие читательские умения формировал у учеников. Оцените использованные приемы обучения.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Посмотрите на доску. Здесь выставлены книги разных авторов. Каких? - Произведения этих авторов вы знаете с детства и многие из них, я уверена, любите. - Подумайте, почему я поставила эти книги рядом? Что их может объединять в одну группу?     - Как вы думаете, а в библиотеке вы можете встретить эти книги на одной полке или они будут стоять на разных полках? - Вспомните, какой раздел учебника мы сейчас изучаем? - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом из этого раздела. Книга с новым рассказом есть на выставке. Вот она. Прочитайте ее название. - Может, кто-то помнит имя этого замечательного писателя? - Как можно узнать полное имя автора книги? Саша, прочитай имя автора. (Предлагает одному из учеников прочитать имя на последней странице обложки.) Рассматривают обложки книг.   - Это книги Л. Дурова, М. Пришвина, В. Бианки, В. Астафьева.     - Эти писатели и их произведения нам знакомы. - Эти авторы пишут свои произведения о животных и птицах, о живой природе, поэтому книги поставили рядом. - В библиотеке эти книги могут быть на одной полке, например, книги о живой природе, а могут быть, и на разных полках, т.к. у них разные авторы. - Раздел называется «Люби живое». В него помещены произведения о природе.   - В. Астафьев «Капалуха». Затрудняются. - Прочитать на последней странице.   - Виктор Петрович Астафьев.

 

- В названии незнакомое нам слово – капалу́ха. Что же оно обозначает? Можно ли догадаться по обложке? - Посмотрите на иллюстрации, помещенные в этой книге. (Медленно пролистывает книгу.) - Можем ли мы предположить, о ком или о чем будет рассказ Вик- тора Астафьева? - Прочитаем рассказ В.П. Астафьева «Капалуха» и проверим, вер- ны ли наши предположения. Читать буду я, а вы внимательно слушайте.   - На обложке нарисована птица, которая сидит около своего гнезда. Наверное, это и есть капалуха. Рассматривают иллюстрации в книге. - Этот рассказ может быть о птице, о мальчике и птице, о живой природе.

4. Прочитайте фрагмент урока литературного чтения во 2- ом классе. Определите задачи, которые ставил учитель. Выделите и назовите этапы работы, оцените выбор приемов обучения. Оцените действия учителя по организации восприятия учащимися музыкального и литературного произведения.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Звучит музыкальный фрагмент скрипки: И.Бах «Партия №2». - Какой инструмент звучал? - Как вы думаете, кто может играть на скрипке? - Кто из вас посещает музыкальную школу? На чем вы играете? - Сложно ли заниматься? - Сегодня на уроке мы познакомимся с необычным музыкантом и необычной музыкой. Откройте учебник. - С каким произведением мы сегодня познакомимся? - Рассмотрите иллюстрацию, помещенную в учебнике. Кто на ней изображен? Что делает медведь? - Можем ли мы сказать, о ком или о чем будет рассказ В. Бианки? Слушают музыкальный фрагмент. - Скрипка. - Скрипач, музыкант Отвечают. - Да/нет.     - Мы познакомимся с рассказом В. Бианки «Музыкант». - На иллюстрации изображен медведь. Медведь сидит на большом пне. - Наверное, рассказ будет о медведе.

 

- Как вы думаете, кто будет музыкантом в рассказе и почему?   - Знакомы ли вы с автором этого рассказа – Виталием Бианки? О чем пишет В. Бианки?   - Помогло ли вам знание произведений этого автора понять, о чем будет новый рассказ В. Бианки? - Как вы думаете, какую цель мы можем поставить перед прочтением данного произведения? - Да, вы совершенно правы: цель нашего с вами урока сегодня – прочитать произведение В. Бианки «Музыкант» и понять главное, что хотел сказать автор. - Ребята, сейчас я прочитаю сначала небольшой отрывок этого произведения, ваша задача – слушать и думать, может ли медведь быть музыкантом. (Читает 1-й отрывок* – текст рассказа, разделенный на части для чтения, см. после фрагмента урока.) - Прослушав этот отрывок, можете ли вы предположить, пойдет ли старик на охоту или же останется дома? - Давайте это проверим. Слушаем дальше. (Читает 2-й отрывок*.) - Как вы думаете, кто в лесу мог издавать такой звонкий и ласковый звук? (Читает 3-й отрывок*.) - Ребята, как вы думаете, каким образом поступит старик, ведь он пришел на охоту, чтобы встретить медведя и убить его из ружья, а тут вот какая ситуация приключилась? - Музыкантом, наверное, будет медведь. Мы не знаем почему. - Мы знакомы с В. Бианки. Он пишет рассказы, сказки о животных и птицах, о живой природе. - Наверное, рассказ «Музыкант» будет о медведе, о живой природе. - Прочитать это произведение, познакомиться с ним. Понять, о чем это произведение.     Слушают, следят за чтением текста учителя по учебнику.   - Оказывается, это старый охотник – музыкант! - Да/нет.     - Это медведь, ведь на иллюстрации нарисован медведь. - Не знаем, кто это. Может быть, какая-нибудь птица.   - Старик не будет убивать медведя, потому что ему будет жаль его. - Старик – старый медвежатник. Это его профессия.

 

- Давайте узнаем, чем закончится рассказ. (Читает 4-й отрывок*.) - Ребята, понравился ли вам рассказ? Какие чувства возникли у вас: чувство страха, тревоги или же какой-то отрывок вызвал радость, а может, было что-то такое, что вас удивило? - А может ли медведь быть музыкантом? - А как считает автор: медведь может быть музыкантом? - Может быть Виталий Бианки ошибается? Ведь музыкантом стать не просто, надо учиться понимать музыку, знать ее законы. - Обратимся еще раз к тексту и попробуем найти доказательства в пользу того, что медведь является музы- кантом или не является им. Делятся впечатлениями о прослушанном рассказе. - Тревога, страх за медведя, удивление – как же медведь может играть на пне, радость оттого, что охотник не тронул медведя. - Да, может, медведь в рассказе играл на пне. Ему нравился звук щепы пня. - Нет, не может. Музыкант должен чувствовать музыку, понимать. Музыка состоит из множества звуков. Звук щепы не может быть музыкой. - В Бианки, наверное, считает медведя музыкантом.   - Не знаем. Может быть, и ошибся.

Текст:

1) Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

- Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

2) Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружье и пошел в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашел даже следа его.

Устал старик и присел на пенек отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пролетела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн!..» - да так звонко, ласково.)

3) Старик встал с пенька и осторожно пошел туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось:

«Дзенн!..» – как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поет щепка!

Замолк звук – медведь опять за свое: оттянул щепку и пустил.

4) Вечером знакомый колхозник еще раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дернул одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

Колхозник спросил старика:

- Ну что, убил медведя?

- Нет, - ответил старик.

- Что же так?

- Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплен-

ном грозой дереве.

5. Поработайте с текстом рассказа В. Бианки «Музыкант»: выделите слова и выражения, в которых отражена позиция автора. Спланируйте продолжение урока, фрагмент которого представлен в задании 4: продумайте, как следует организовать работу учащихся с текстом с учетом способа его первичного восприятия, каким будет обобщение, домашнее задание. Напишите соответствующий фрагмент урока.

6. Прочитайте фрагмент урока на тему: М. М. Пришвин

«Моя родина» (раздел «Люби живое»). Определите этапы урока, задачи, которые решались на данных этапах, и использованные приемы обучения. Оцените эффективность использования выставки книг в конце урока.

Перед чтением рассказа учитель провел беседу о писателе: учащиеся вспомнили, что они знают о М. М. Пришвине, какие его рассказы они читали.

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
- ослушайте рассказ внимательно и подумайте, о каких желаниях говорит Пришвин?   - Как эти желания сформировались у писателя? Что этому способствовало? - А теперь перечитайте еще раз текст и отметьте, какие слова вам показались непонятными? - Михаил Михайлович пишет о своем детстве. Скажите, наверное, впечатления об этой поре жизни были для него приятными? Докажите это словами из текста. Почему вы поняли, что ему приятно вспоминать свое детство?     - Что он делал, когда вставал так рано? Слушают чтение учителя, учебники закрыты. - О желании рано вставать, пока весь мир еще не проснулся, видеть красоту окружающей природы, находить в природе что-то такое, чего еще никто не видел.     Дети читают рассказ и подчеркивают непонятные слова. Значение слов устанавливается по толковому словарю. - Да, ему нравится вспоминать свое детство, т.к. он помнит свою мать, запомнил на всю жизнь прекрасный чай, которым она его поила по утрам. - Он очень подробно, с любовью описывает топленое молоко, приготовленное матерью. «Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным». Автор использует эпитеты «румяной», «необыкновенно вкусное», «прекрасно е». Это говорит о его радости, удовольствии. Мать не просто дала чай с молоком, а «угостила». - Маленький Пришвин стал вставать каждое утро рано, вместе с солнцем, чтобы «угоститься» необыкновенным маминым чаем. «Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я   начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю ». - Он ходил на охоту за находками в природе, за наблюдениями. «После

 

  - А в чем заключалась его охота? Почему он так любил ходить на свою охоту?     - Почему привычка рано вста- вать сохранилась у писателя на всю жизнь?   - К чему же призывает нас писатель своим рассказом?     - Как вы понимаете выражение «кладовая солнца с великими сокровищами жизни»? - Найдите в словаре значение слов сокровища, кладовая.   - Почему «кладовая солнца»? чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе   такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с   этим не встречался». - Михаил Пришвин говорит о том, что рано вставать – это счастье. «И часто- часто я думаю: что если бы мы так для работы своей поднимались с   солнцем! Сколько бы тогда у людей   прибыло здоровья, радости, жизни и   счастья - К тому, чтобы мы тоже старались замечать что-то необыкновенное в природе. Есть поговорка «Кто рано встает, тому бог подает». Это значит, что надо утром не валяться в постели, а подниматься, чтобы узнать что-то интересное. Автор призывает нас быть активными, не ленивыми, любозна- тельными.     Читают по словарю: Сокровище – 1. драгоценность, дорогая вещь; 2. так говорят о ком-то, о чем-то ценном, дорогом; 3. ценности духовной и материальной культуры. Кладовая – 1. помещение для хранения материалов, товаров; 2. место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (например, подземные кладовые). - «Кладовая солнца» - это место, где сосредоточены самые дорогие вещи,

 

 


  - Прочитайте последние строки рассказа. Как вы их понимаете?     -Посмотрите, ребята, я подготовила небольшую выставку книг этого замечательного писателя. Вы на перемене подходили и смотрели их и, наверняка, заметили, что две книжки имеют одинаковое название. Как вы думаете, одинаковое ли будет у этих книг содержание? - Обратимся к оглавлению каждой книги. Что мы можем сказать об их содержании? - Действительно, составители ценности, уникальные находки, которые можно открыть лишь с восходом солнца. Кладовая солнца – это природа, которая хранит сокровища жизни (лес, горы, степи, реки, рыба, звери, птицы). - «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. И охранять природу – значит охранять родину». - Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин. - Закон об охране природы обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, чтобы природа не истощилась и ещё долго служила людям.     - Не знаем. Наверное, одинаковое, потому что у них название одинаковое, просто издания разные. - Разное, вы не могли принести на урок две одинаковые книги.   - В первой – одно произведение «Кладовая солнца», а другая – сборник, в ней несколько произведений.

 

этих книг поместили в одну из них только сказку-быль под названием «Кладовая солнца», а в другую – рассказы М. Пришвина, в них описаны те самые удивительные находки, за которыми писатель охотился всю свою жизнь. - Давайте посмотрим, что же такого замечательного увидел в природе писатель. Я прочитаю фрагменты описания этих находок, а вы попытайтесь угадать, о каком же природном явлении идет речь. (Зачитывает фрагменты рассказов М. Пришвина.) - Дома прочитайте рассказы М. М. Пришвина и попытайтесь найти в них такие же удивительные находки, которыми восхищается автор.     Отгадывают явления природы по их описаниям.

7. Познакомьтесь с фрагментом урока по подготовке учащихся к первичному восприятию произведения. Какими приемами пользуется учитель? Оцените целесообразность их применения.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. М. Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они станут лучше - Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. Пришвина. - Откройте учебники по литературному чтению. Прочитайте фамилию автора. Прочитайте заглавие рассказа.     - Пришвин. - «Ребята и утята»

 

- Как вы думаете, кто герои данного рассказа? - Кто-нибудь из вас видел маленьких утят? Где? - Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из таких уточек – чирке- свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. - Слушая рассказ М. Пришвина, вы услышите незнакомые слова. Эти незнакомые слова я выписала на доску. Попробуем объяснить их значение. (Слушает ответы детей и уточняет значение слов.) Чирок – свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на неболь- ших водоемах. - Для того, чтобы лучше представить себе эту птицу, посмотрите на иллюстрацию. Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Кузница – помещение, где работают кузнецы. - Теперь я прочитаю вам рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». А вы слушайте и думайте, о чем этот рассказ. - Дети, ребята и маленькие утята.   Объясняют, опираясь на свой жизненный и речевой опыт   Рассматривают иллюстрацию

8. Познакомьтесь с двумя фрагментами урока литературного чтения по рассказу В. Осеевой «Три товарища». Какой этап работы над произведением представлен? Какие задачи решали учителя и какими приемами для этого пользовались? Предложите свой вариант организации работы на данном этапе урока.

1)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Рассмотрите иллюстрацию, по- мещенную в учебнике к данному - На иллюстрации мы видим четырех мальчиков-школьников.

 

рассказу. Кто на ней изображен?     - Как вы думаете, что происходит? - Почему же рассказ Валентины Осеевой называется «Три товарища», а на иллюстрации мы видим четырех мальчиков? - Может быть, рассказ назван неправильно. Надо назвать «Четыре товарища»? Прочитаем и подумаем над этим вопросом. Они одеты в школьную форму. Скорее всего, сейчас в школе перемена, т.к. мальчики нарисованы не в классе, а в коридоре. Двое из них отвернулись от остальных. Они откусывают от большого куска хлеба. В центре иллюстрации мы видим еще двух мальчиков. Они стоят обнявшись. В руках мальчики держат по маленькому кусочку хлеба. - Мальчики на перемене завтракают. - Не знаем, почему. Может быть, не все мальчики являются товарищами.

2)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Прочитайте первое предложение в рассказе. - Что мы узнали из этого предложения?     - Прочитайте последнее предложение рассказа.   - Что еще мы узнали о рассказе?     - О чем нам неизвестно? Какие вопросы у вас появились по со- - «Витя потерял завтрак».   - Мы узнали, что одного из мальчиков зовут Витя. Это, наверное, главный герой рассказа. Он потерял завтрак. Думаем, что в рассказе будет описана ситуация, как мальчик Витя потерял свой завтрак. - «Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул: - Бери, ешь!» - Мы узнали, что будем читать о том, как один мальчик помог другому в беде – отдал половину своего хлеба с маслом. Мы не знаем, почему Витя потерял завтрак, где это случилось и как. -

 

держанию рассказа?   - Итак, мы будем читать о мальчиках, узнаем, что случилось у Вити и кто ему помог, выясним, кто является теми тремя товарищами, о которых говорится в названии рассказа. - Мы ничего не знаем о мальчике, который помог Вите. Как зовут этого мальчика? Откуда он? - Рассказ называется «Три товарища», а мы пока видим лишь двух мальчиков. Кто же является этими тремя товарищами?

9. Изучая методическую литературу, подберите примеры на все названные на с. 65 приемы подготовки учащихся к первичному восприятию произведения. Какие еще приемы могут использоваться с той же целью?

10. Подготовьте 3 фрагмента урока литературного чтения, посвященных знакомству с писателем, его биографией. Покажите разнообразие приемов ознакомления с информацией об авторе и места этой работы на уроке.

11. Познакомьтесь с фрагментом урока по рассказу В.П. Астафьева «Капалуха». Какие этапы урока представлены? Каким образом происходит работа над анализом произведения? Оцените использованные учителем приемы анализа. Дополните разработку урока отсутствующими этапами.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Прочитайте самостоятельно рассказ В. Астафьева «Капалуха», разделите его на части. - Вспомните, из каких частей может состоять рассказ?   - Что вы отнесли к экспозиции?  Рассказ состоит из экспозиции, завязки действия, развития действия, кульминации, развязки действия. Читают рассказ и делят его на части. Читают текст от начала и до слов:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 10260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.083 с.)