Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности чтения и анализа лирических произведений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лирическое произведение, в отличие от эпического, строится на основе выражения автором внутреннего мира человека (лирического героя), его мыслей, чувств, переживаний. В лирике чаще всего отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Лирика не столько изображает, сколько выражает впечатление от реальной действительности. Следовательно, художественным содержанием лирического стихотворения является духовная жизнь героя, художественно осмысленная автором и выраженная им через слово в стихотворной форме. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы (пейзажная лирика), общественными явлениями и политическими событиями (политическая и патриотическая лирика), размышлениями о мире и его устройстве (философская лирика) и т.д. В начальной школе на уроках литературного чтения школьники знакомятся, прежде всего, с пейзажной лирикой. В учебных хрестоматиях представлены стихотворения обо всех временах года, их расположение в книгах может определяться тематическим и хронологическим принципами (стихи о весне, зиме и т.п.) или монографическим принципом (разные по тематике стихи одного автора). Лирические произведения являются наиболее сложным материалом для детского чтения. При слушании или чтении лирики ребенок часто воспринимает отдельные слова, а целостного образа у него не возникает, поэтому не возникает и адекватного эмоционального отклика. Трудности восприятия детьми лирических произведений обусловлены их художественными особенностями. Во-первых, лирические стихотворения – это в основном произведения классиков русской поэзии. Они были написаны не для детей и обращены к богатому, уже сформированному внутреннему миру взрослого человека. Переживания, отраженные в них, зачастую отсутствуют в жизненном опыте младших школьников. В школьные хрестоматии эти стихотворения включены неадаптированными, т.к. в данном случае адаптация невозможна. Во-вторых, своеобразие языка классических лирических стихотворений: обилие метафор и других тропов, использование особого порядка слов, сложных синтаксических конструкций, которые малопонятны детям, присутствие незнакомых детям слов, слов в переносных значениях – делает текст стихотворения трудновоспринимаемым. Как следствие ребенок не может представить, вообразить ту картину, которая была изображена поэтом. В то же время чтение лирических стихотворений имеет большое значение: - обогащается внутренний мир ребенка, т.к. предоставляется возможность пережить такие душевные состояния, как тихая задумчивость, умиление, возвышенное состояние души, тоска, тихая грусть; - происходит эстетическое развитие ребенка, воспитание у него чувства прекрасного; - обогащается речь детей словами-названиями эмоций, образными выражениями, эмоционально-экспрессивной лексикой, т.к. при чтении лирических стихотворений ученику надо не только проследить динамику эмоций, но и назвать «вычитанные» настроения; - развивается умение сопереживать другому человеку, в данном случае лирическому герою, т.к. для полноценного восприятия лирических произведений учащимся надо не только определить настроение лирического героя, но и проникнуться им. Исходя из основных трудностей восприятия лирических произведений и их значения для литературного развития ребенка, формирования его внутреннего мира, в начальной школе ставятся следующие задачи работы над пейзажной лирикой: 1. Формирование представления об особенностях лирического стихотворения как жанра художественной литературы, развитие основных читательских умений (прежде всего умения определять ведущее настроение стихотворения, состояние души лирического героя, умения видеть динамику эмоций, эмоционально откликаться на произведение, умения понимать изобразительно выразительные средства языка и их функцию в стихотворении, умения воссоздавать в воображении картины, изображенные поэтом). 2. Совершенствование выразительности чтения, умения при чтении интонационными средствами выражать настроение лирического героя. 3. Эмоциональное и эстетическое развитие учащихся, развитие их поэтического слуха. 4. Развитие речи учащихся, их способности понимать и использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства языка, обогащение речи лексикой, обозначающей эмоции человека. В структуре урока чтения лирического стихотворения отражаются все этапы работы с любым литературным произведением. Рассмотрим особенности проведения каждого из этапов урока, обусловленные жанровой спецификой лирических стихотворений. На этапе подготовки к восприятию лирического стихотворения необходимо: во-первых, вызвать в сознании детей картины и образы, соответствующие изображенным в стихотворении, т.е. пробудить работу их воображения; во-вторых, вызвать у детей эмоции, соответствующие тональности произведения, обеспечивая тем самым наилучшие условия для возникновения адекватного и точного эмоционального отклика на стихотворение при его первом восприятии. Реализации поставленных задач способствует использование таких приемов, как прослушивание музыкальных произведений и анализ живописных работ, со- звучных тону произведения; беседа о жизненных впечатлениях детей; сообщение дополнительных сведений об авторе, помогающих понять чувства лирического героя; обращение к уже изученным произведениям либо того же автора, либо на ту же тему; пояснение значения тех слов в стихотворении, непонимание которых может повлечь за собой непонимание эмоционального состояния лирического героя. Этап подготовки к первичному восприятию стихотворения заканчивается выбором установки на его восприятие. Чаще всего в начальной школе используют два вида установок на восприятие лирических произведений: Слушая, представьте себе что-то таким, каким его увидел поэт (например, осень, летнее утро) или Слушая, попытайтесь понять, какие чувства испытывал герой (термин лирический герой в начальной школе как правило не используется). Выбор установки во многом зависит от той подготовительной работы, которую провел педагог до чтения (слушания) стихотворения. Первичное восприятие произведения чаще всего осуществляется на основе выразительного чтения стихотворения учителем (лучше всего наизусть) с целью вызвать у учащихся эмоциональное состояние, созвучное тону лирического стихотворения. Кроме выразительного чтения учителем, для этого можно использовать прослушивание записи исполнения стихотворения профессиональным чтецом, самостоятельное прочтение стихотворения детьми (в 3-4 классе). Проверка первичного восприятия возвращает учащихся к установке на восприятие с помощью вопросов: Что представили? Что почувствовали? Каким настроением проникнуто стихотворение? Чем понравилось стихотворение? Что запомнилось? Результатом такой беседы может быть возникновение проблемной ситуации, когда сталкиваются разные мнения учащихся, что мотивирует обращение к тексту стихотворения для более глубокого его понимания. Постановка учебной задачи (перечитать и понять стихотворение) может специально планироваться учителем, для чего используются такие приемы, как проблемный вопрос, сопоставление разных вариантов выразительного чтения стихотворения, задание выбрать подходящую к стихотворению иллюстрацию из нескольких, очень близких по содержанию. Решение поставленной задачи требует повторного обращения к стихотворению и его анализа. Анализ стихотворения начинается с самостоятельного перечитывания его учащимися. Сначала детям предлагается при чтении выделить непонятные слова, затем отмеченные детьми слова обсуждаются. Основными способами определения понятий в данном случае будут раскрытие значения с опорой на контекст и замена слова синонимом с уточнением их семантических различий. Важно, чтобы словарная работа способствовала уточнению в воображении детей картин, изображенных в стихотворении. Затем анализ стихотворения ведется в трех направлениях: - выделение картин, изображенных в стихотворении, их воссоздание (т.е. перечитывание стихотворения по частям, строфам и обсуждение по вопросам: Что себе представили? Какую картину можно нарисовать к этому отрывку?); - определение в каждом отрывке эмоционального состояния лирического героя (Каким настроением проникнуто описание природы?); - анализ языка стихотворения (Какие слова и выражения помогли увидеть, представить, нарисовать картину…, В каких словах звучит радость (грусть, тоска…), С чем автор сравнивает природу? Почему? и т.п.). В результате определяется общее настроение стихотворения, отмечается его изменение в стихотворении. Традиционно обобщением результатов анализа лирического стихотворения становится его выразительное чтение с определенной установкой, например: Прочитать так, чтобы можно было услышать радость, которую испытывает герой при наступлении весны. В качестве домашнего задания учащимся обычно предлагается выучить стихотворение наизусть, подготовить его выразительное чтение к конкурсу чтецов, нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Задания для самостоятельной работы 1. Познакомьтесь с приемами формулирования темы урока литературного чтения. Какие еще задачи решаются при использовании таких приемов? Составьте фрагмент урока по формулированию темы и цели урока, используя один из предложенных или подобных приемов. 1) Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв. На доске записаны фамилии известных учащимся поэтов и писателей с пропуском букв, входящих в состав фамилии автора произведения, предназначенного для изучения: БА..ОВ, УШ..НСКИЙ, ПАУС..ОВСКИЙ, БИАН..И, ..СЕЕВА, ..ЫСОЦКАЯ - Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся на уроке. Для этого восстановите пропущенные буквы и соедините их между собой. 2) Исключение повторяющихся букв. На доске записаны два (три) ряда повторяющихся букв, среди которых размещаются буквы фамилии, имени (отчества) автора или названия произведения. Детям предлагается исключить буквы, которые встречаются более одного раза. а)
б) ЯПРЬОМИАБНК ИСКИЕКБЯФПЬ 3) Исключение иностранных букв. Буквы, составляющие фамилию, имя, отчество автора или название произведения, пишутся вперемешку с буквами алфавита какого-либо иностранного языка. - Внимательно рассмотрите запись. Определите название нового произведения, с которым мы сегодня познакомимся на уроке. Для этого обратите внимание только на буквы русского алфавита. SМRLОYРNSОZDЗ VИNRВGАDНОJВVИSЧ 4) Чтение подчеркнутых букв. Буквы, составляющие название произведения (или имя автора), подчеркиваются и записываются среди других букв или буквосочетаний. Дети читают название произведения, концентрируя внимание только на подчеркнутых буквах. ПАДЛЕО К Ж СА З Н У ДР М ПСЕЧРЙГЕНЕЮ ВИ Ю Ч ВПУХШАКИЭНЪ Ь С БКАЦ З О КА Т У ОЖ Ё РЫ ЛБАЫКЕ К И Ъ ПРЫЖ Б Ъ КЕ Я 5) Расположение букв в порядке возрастания / убывания цифр. Буквы, входящие в состав фамилии автора (названия произведений), пишутся вразброс, под ними расставляются цифры. Учащимся необходимо мысленно расположить цифры в порядке их возрастания (убывания) и прочитать получившееся слово. С В А К Т П У Й О И С 4 7 2 9 5 1 3 11 6 10 8 6) Антиципация гласных (согласных). Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных (согласных) букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные (гласные). ГРДК В ТБКРК ЕЕИЕ УЫАЫ 2. Оцените приведенные ниже приемы формулирования темы урока литературного чтения. Составьте фрагмент урока по формулированию темы и цели урока, используя один из предложенных или подобных приемов. 1) Выделение фамилии автора из данного перечня по какому-либо признаку (или по нескольким признакам). На доске записаны три-четыре фамилии: М.М. Пришвин А.Л. Барто В.В. Бианки - Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Ее можно выделить из данного ряда. 2) Определение темы чтения (фамилии автора, произведения) по выставке книг. - Рассмотрите книги на нашей выставке. Как можно ее назвать? Определите, с каким произведением мы сегодня будем знакомиться: оно в книге единственное и его автор вам пока незнаком – мы не читали его произведений на уроках 3) Выделение нового произведения из перечня уже прочитанных. На доске перечень произведений: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» В. И. Белов «Малька провинилась» В. В. Бианки «Мышонок Пик». - Прочитайте названия произведений. Что их объединяет? Определите тему сегодняшнего урока: какое из произведений мы с вами еще не читали на уроке? 4) Определение автора по цитатам из его произведений. Учащимся предлагается прочитать отрывки из знакомых им произведений и догадаться, с произведением какого автора предстоит познакомиться на уроке. 3. Прочитайте фрагмент урока литературного чтения в 3-ем классе. Какова его тема? Какой(-ие) этап(-ы) урока представлены в данном фрагменте? Определите, какие задачи ставил учитель, какие читательские умения формировал у учеников. Оцените использованные приемы обучения.
4. Прочитайте фрагмент урока литературного чтения во 2- ом классе. Определите задачи, которые ставил учитель. Выделите и назовите этапы работы, оцените выбор приемов обучения. Оцените действия учителя по организации восприятия учащимися музыкального и литературного произведения.
Текст: 1) Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику: - Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу. 2) Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружье и пошел в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашел даже следа его. Устал старик и присел на пенек отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пролетела. Немного погодя опять: «Дзенн!..» Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн!..» - да так звонко, ласково.) 3) Старик встал с пенька и осторожно пошел туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» – как струна пропела. Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поет щепка! Замолк звук – медведь опять за свое: оттянул щепку и пустил. 4) Вечером знакомый колхозник еще раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дернул одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..» Колхозник спросил старика: - Ну что, убил медведя? - Нет, - ответил старик. - Что же так? - Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплен- ном грозой дереве. 5. Поработайте с текстом рассказа В. Бианки «Музыкант»: выделите слова и выражения, в которых отражена позиция автора. Спланируйте продолжение урока, фрагмент которого представлен в задании 4: продумайте, как следует организовать работу учащихся с текстом с учетом способа его первичного восприятия, каким будет обобщение, домашнее задание. Напишите соответствующий фрагмент урока. 6. Прочитайте фрагмент урока на тему: М. М. Пришвин «Моя родина» (раздел «Люби живое»). Определите этапы урока, задачи, которые решались на данных этапах, и использованные приемы обучения. Оцените эффективность использования выставки книг в конце урока. Перед чтением рассказа учитель провел беседу о писателе: учащиеся вспомнили, что они знают о М. М. Пришвине, какие его рассказы они читали.
7. Познакомьтесь с фрагментом урока по подготовке учащихся к первичному восприятию произведения. Какими приемами пользуется учитель? Оцените целесообразность их применения.
8. Познакомьтесь с двумя фрагментами урока литературного чтения по рассказу В. Осеевой «Три товарища». Какой этап работы над произведением представлен? Какие задачи решали учителя и какими приемами для этого пользовались? Предложите свой вариант организации работы на данном этапе урока. 1)
2)
9. Изучая методическую литературу, подберите примеры на все названные на с. 65 приемы подготовки учащихся к первичному восприятию произведения. Какие еще приемы могут использоваться с той же целью? 10. Подготовьте 3 фрагмента урока литературного чтения, посвященных знакомству с писателем, его биографией. Покажите разнообразие приемов ознакомления с информацией об авторе и места этой работы на уроке. 11. Познакомьтесь с фрагментом урока по рассказу В.П. Астафьева «Капалуха». Какие этапы урока представлены? Каким образом происходит работа над анализом произведения? Оцените использованные учителем приемы анализа. Дополните разработку урока отсутствующими этапами.
|