Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментарий Валентина Катасонова

Поиск

 

Приведу комментарий к высказываниям святителя Игнатия о математике. Комментарий не мой, он сделан Б. Галениным, математиком по образованию. Вот что он пишет по поводу мыслей святителя Игнатия о математической категории бесконечности: «Своими словами святитель Игнатий желает подчеркнуть ограниченность всего тварного, принципиально несоизмеримого с Творцом, как несоизмеримо, например, с бесконечностью любое число на числовой оси. Следует также обратить внимание читателя, что в дальнейшем своём рассуждении святитель Игнатий часто употребляет вместо слов “тварное” и “творение” слова “число” и “числа”. И в этом контексте слово “Творец”, или “Беcконечное существо”, заменяет просто словом “бесконечность”. Употребление слов “число” и “беcконечность” из языка “идеальной” науки – математики имеет для Святителя то удобство, что позволяет более кратко и наглядно показать ограниченность всего сотворённого, по сравнению с бесконечностью, неограниченностью и всемогуществом Творца. Тем более, как мы увидим, для святителя Игнатия несущественны различия между материальными и идеальными явлениями, поскольку те и другие сотворены и лишены самостоятельного существования, кроме как во Творце. Напомним, кстати, что христианство суть единственная религия, в которой тварная ограниченная Вселенная находится в Боге, а не Бог находится во Вселенной, как у разнообразных адептов “космического разума”»[329].

 

 

О философии

 

О философских заблуждениях и искушениях

 

 

Фрагмент 1

 

Менее положительна, нежели упомянутые науки, философия, которою особенно гордится падший человек. Естественные науки непрестанно опираются на вещественный опыт, им доказывают верность принятых ими теорий, которые без этого доказательства не имеют места в науке. Философия лишена решительного средства к постоянному убеждению опытом. Множество различных систем, несогласных между собою, противоречащих одна другой, уже уличают человеческое любомудрие в неимении положительного знания Истины. Какой дан в философии простор произволу, мечтательности, вымыслам, велеречивому бреду, нетерпимым наукою точною, определённою! При всем том философия обыкновенно очень удовлетворена собою.

С обманчивым светом её входит в душу преизобильное самомнение, высокоумие, превозношение, тщеславие, презрение к ближним. Слепотствующий мир осыпает её, как свою, похвалами и почестями. Довольствующийся познаниями, доставляемыми философией, не только не получает правильных понятий о Боге, о самом себе, о мире духовном, но, напротив того, заражается понятиями превратными, растлевающими ум, делающими его неспособным, как заражённого и повреждённого ложью, к общению с Истиною (2 Тим. 3:8). «Не разуме мир премудростию Бога» (1 Кор. 1:21), – говорит Апостол.

«Мудрование плотское смерть есть, мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется ниже бо может» (Рим. 8:6, 7), потому что это не свойственно ему. «Братия, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе, в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Колос. 2:8; 3). Философия, будучи исчадием падения человеческого, льстит этому падению, маскирует его, хранит и питает. Она страшится учения Истины как смертоносного приговора для себя (1 Кор. 3:18).

 

Состояние, в которое приводится философией дух наш, есть состояние самообольщения, душепогибели, что вполне явствует из вышеприведённых слов Апостола, который повелевает всем, желающим стяжать истинное познание от Бога, отвергнуть знание, доставляемое любомудрием падшего человечества. «Никтоже себе да прельщает!» – говорит он. «…аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1 Кор. 3:18). Истинная философия (любомудрие) совмещается во едином учении Христовом. Христос – Божия Премудрость (1 Кор. 1:24, 30)[330]. Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается от Христа, отвергает премудрость, обретает и усваивает себе лжеимённый разум, достояние духов отверженных… (Аскетические опыты. Т.1. Гл. 53).

 

Фрагмент 2

 

Другим источником ересей сделались языческая философия и вообще человеческая учёность. Писатель II века, Тертуллиан, объяснил с подробностию и точностию, что все заблуждения, нарушившие мир Церкви, имели источником своим непременно какую-либо философскую школу (Понятие о ереси и расколе).

 

Фрагмент 3

 

Падший человек – «ложь», т. е. образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющих только наружность разума, а в сущности своей – шатание, бред, беснование ума, поражённаго смертною язвою греха и падения. Этот недуг ума особенно в полноте открывается в науках философских (Письма о подвижнической жизни. Письмо 194).

 

Фрагмент 4

 

Безбожниками были почти все софисты, не знавшие положительных наук и предававшиеся необузданному умствованию и мечтательности (О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской православной церкви)[331].

 

Фрагмент 5

 

Основания, на которых философы всех времён создавали свои системы, произвольны, по этой причине не имеют никакой прочности и противоречат одна другой, что человеческая философия должна быть признана ничем другим, как только игрою воображения и собранием мнений, чуждых истине. Того, кто эту игру воображения, эти произвольные мнения примёт за учение истины, философия вводит, по необходимости, естественно, в заблуждение и умоповреждение. А это совершается сряду (О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской православной церкви).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.007 с.)